Бизнес-план торгового предприятия и организация его разработки
·
целевой характер
использования бюджетных ресурсов;
·
предоставление бюджетных
средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности с
учетом использования ранее отпущенных средств;
·
безвозвратность и
бесплатность основной части бюджетных ассигнований.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской
Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
·
ассигнований на содержание
бюджетных учреждений;
·
средств на оплату товаров,
работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным
и муниципальным контрактам;
·
трансфертов населению;
·
ассигнований на
осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие
уровни власти;
·
ассигнований на
компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений,
принимаемых органами государственной власти;
·
бюджетных кредитов юридическим
лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов
и платежей и других обязательств);
·
субвенций и субсидий
физическим и юридическим лицам;
·
инвестиций в уставные
капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
·
бюджетных ссуд, дотаций,
субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ,
государственным внебюджетным фондам;
·
кредитов иностранным
государствам;
·
средств на обслуживание и
погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных
гарантий.
На практике используются следующие
разновидности предоставления бюджетных средств:
1.
Финансирование по системе
«нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется
тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг
затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
2.
Финансирование по системе
«брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью
состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования
выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так
и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Предприятию бюджетные средства могут быть
предоставлены в следующих формах: средств на оплату товаров, работ и услуг,
выполняемых предприятием по государственным и муниципальным контрактам;
бюджетного кредита: субвенций; субсидий; инвестиций в уставный капитал*.
Кредитные взаимоотношения
Оценка кредитоспособности предприятий
основывается на фактических данных баланса, отчета о прибыли, кредитной заявке,
информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве способов оценки
кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ
денежного потока, делового риска и менеджмента**.
1.4. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ.
Во многом успех в бизнесе зависит от успеха в маркетинге.
Маркетинговая стратегия (стратегия маркетинговой деятельности) предприятия
представляет собой систему конкретных мероприятий, нацеленных на получение
максимального дохода фирмы посредством удовлетворения запросов покупателей. В
данном исследовании были рассмотрены следующие элементы маркетинговой
стратегии:
- Система
маркетинговой информации, используемая на предприятии.
- Знание
предпринимателем внешней рыночной среды фирмы: целевой рынок, направления
развития рынка, емкость рынка, соотношение спроса и предложения, уровень
цен, характеристика конкурентов.
- Ценовая
политика.
- Способы,
методы увеличения объема продаж.
- Реклама.
Основные источники информации.
Основные источники, содержащие информацию о рынке для
предпринимателя, могут быть разделены на две группы:
вторичная информация из существующих официальных
источников: специальная литература, статистические сборники, рекламные издания
и пр.;
- первичная информация: результаты маркетинговых
исследований, в том числе различного рода опросы, неформальные разговоры и
пр.
Диаграмма
4.
Выделяются три основные группы источников информации по
степени их популярности в предпринимательской среде:
Первая, к которой обращаются почти половина
предпринимателей – местные рекламные издания, СМИ и знакомые предприниматели.
Вторая – к ней обращаются почти четверть
предпринимателей – источники специализированной информации.
Третья – специализированные структуры, в том
числе консультанты и специализированные базы данных.
Таким образом, предприниматели активно используют вторичные
источники информации для ведения бизнеса. Их преимущество – доступность,
многообразие информации, ее постоянство и возможность проводить сравнительный
анализ на основе разных источников. Сбор и обработка вторичной информации - это
значительно большой объем работы для предпринимателя в условиях малого
предприятия, когда ограничены людские и финансовые ресурсы. Данные должны
накапливаться и систематизироваться с целью их использования при принятии
решения. Это требует от предпринимателя не только времени, но наличие навыков
работы на компьютере с информацией – создание необходимой базы данных, работа с
ней. Здесь может быть заложен дополнительный резерв для эффективного маркетинга
в малом предприятии. Между тем, 26,4% опрошенных предпринимателей оценили свою
компьютерную грамотность в знании, например, Exell
ниже трех баллов.
Следует отметить значимость такого источника информации в
предпринимательской среде, как – знакомые предприниматели. Этот факт может
свидетельствовать о следующем:
- внутри предпринимательской среды идет активный
обмен информации;
- информационная среда предпринимательской
деятельности, отраженная в официальных источниках информации,
характеризуется относительной неопределенностью и недостаточностью.
Восполнение недостающей информации происходит через неформальное общение.
Однако для эффективной работы владельцам предприятий
необходима и первичная информация. Важнейшим источником первичной информации
являются маркетинговые исследования, из которых предприниматель сможет узнать о
нуждах, желаниях, вкусах своего потребителя. Для этого обычно используют
опросы, наблюдения. 13% предпринимателей отметили, что источником информации
для них являются результаты маркетинговых исследований. Очевидно, эти
исследования проводятся самостоятельно. Большинство предпринимателей, как
показало данное исследование, не нуждаются в проведении маркетинговых
исследований сторонними специалистами. Однако для получения относительно
достоверной информации необходимо иметь минимум знаний о способах и методах
получения и анализа маркетинговой информации. Собственные знания в области
маркетинга предприниматели в среднем оценивают на 3,28 балла. Достоверность
результатов собственных маркетинговых исследований крайне относительна. В этом
отношении приобретение предпринимателями элементарных знаний и навыков основных
правил маркетинговых исследований позволит значительно повысить достоверность
получаемой ими информации, а, следовательно, повысить эффективность маркетинга.
Хотя целесообразнее все-таки обращаться к специалистам.
Зафиксировано различие в определении основных источников
информации у предпринимателей, занимающихся торговлей продовольственных и
непродовольственных товаров;
- для руководителей продовольственных магазинов
гораздо выше по значимости стоит источник информации – знакомые
предприниматели. Этот источник занимает первое место. В продовольственных
магазинах относительно схожий ассортимент продукции, большое количество
общих поставщиков, отсутствие резких различий в потребностях покупателя,
то есть общность спроса. Все это приводит к формированию общности
интересов предпринимателей, как основы для взаимного обмена информацией;
- специфика непроизводственных товаров, связанная с
дифференцированностью спроса покупателей, с более широким разнообразием
ассортимента, географическим разнообразием и широким товарным спектром,
обусловливает более частое обращение к оперативным, индивидуальным каналам
информации - Интернету; к результатам маркетинговых исследований.
Диаграмма 5.
Итак,
руководители торговых предприятий для ведения собственного бизнеса в качестве
информационных источников используют преимущественно местные рекламные издания,
СМИ и знакомых предпринимателей. Однако, особенно в торговле
непродовольственными товарами, где разнообразен потребительский спрос, очень
важно иметь первичную информацию об особенностях целевого рынка. Эта информация
может быть получена в результате маркетинговых исследований. Обращение
предпринимателя к специалисту в данной области, или самостоятельное решение
проблемы на основе знаний маркетинговых исследований может стать одним из
факторов повышения доходности бизнеса.
Уровень информированности предпринимателей о состоянии рынка
Уровень информированности предпринимателей о состоянии
рынка измерялся через самооценку по следующим показателям, представленным в
таблице:
Таблица 1. ( 100%
по строке)
Составляющие рынка товара
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
Трудно сказать
|
Основной
потребитель товара (возраст, пол, доход, род деятельности, образование)
|
34,2
|
54,2
|
5,8
|
5,8
|
Конкуренты
(количество, формы работа на рынке, ценовая политика, оплата труда
сотрудников)
|
42,6
|
44,5
|
5,2
|
7,7
|
Спрос
на товар (положительный, скрытый - не выявленный, нерегулярный,
установившийся, отсутствие спроса)
|
39,4
|
53,5
|
5,8
|
1,3
|
Уровень
цен на рынке на аналогичные товары
|
47,7
|
42,6
|
5,2
|
4,5
|
Направления
(что ожидают потребители) развития рынка, емкость рынка (потенциальный объем
продаж)
|
23,2
|
47,1
|
10,3
|
19,4
|
Соотношение
спроса и предложения: превышение спроса и т.д.
|
29,0
|
49,0
|
6,5
|
15,5
|
В целом уровень информированности предпринимателей об
основных составляющих рынка достаточно высокий.
Следует отметить низкий процент затруднившихся оценить
уровень своей информированности по первым четырем составляющим рынка, что
свидетельствует о достаточно четком представлении предпринимателей по данным
позициям. Более того, по этим позициям – самый высокий уровень и
информированности у предпринимателей. Это объясняется тем, что информация об
основном потребителе, конкурентах, уровне цен на рынке, спросе на товар
собирается наиболее доступными методами: наблюдением, сравнительным анализом
цен, общением с покупателями и др. Эту информацию можно назвать оперативной
(текущей) информацией фирмы.
Более низкий процент осведомленных предпринимателей и
наиболее высокий процент затруднившихся оценить уровень своей информированности
по составляющим рынка, которые связаны с решением, в том числе перспективных
задач фирмы, ее стратегии в будущем. Получение информации об этих составляющих
рынка требует проведения маркетинговых исследований по специальным методикам.
Потребность в маркетинговых исследований у большинства предпринимателей не
актуализирована.
Не выявлено существенного различия в оценке уровня
информированности о состоянии рынка у предпринимателей, занимающихся торговлей
продовольственных и непродовольственных товаров.
Выявлена связь между уровнем информированности
предпринимателя о состоянии рынка и положением их предприятия на рынке. Выше
оценка уровня информированности у предпринимателей, чьи предприятия находятся
на подъеме, в отличии от предпринимателей, чьи предприятия находятся в стадии
становления или на спаде. Таким образом, уровень информированности
предпринимателя о состоянии рынка коррелирует с экономическим положением
предприятия. Следовательно, изучение целевого рынка, внешней среды предприятия
является эффективным инструментом увеличения доходности предприятия.
Выбор ценовой политики.
Ценообразование в малом бизнесе обычно связано с прибылью,
объемом продаж и конкуренцией.
Общие принципы ценовой политики относительно предприятий
розничной торговли отражены на диаграмме.
Диаграмма 6.
При выборе ценовой политики доминируют два основных
принципа, которые связаны с :
- внутренними ограничениями фирмы, накладываемыми
издержками и рентабельностью;
- внешними ограничениями фирмы, накладываемые
ценой товаров-конкурентов.
Почти треть предпринимателей используют ценовой механизм
как средство обеспечения быстрой оборачиваемости товарно-материального запаса,
а значит, увеличения доходности.
Относительно широко в предпринимательской среде (более 20%
ответов по названным в вопросе способам ценообразования) представлены тактики
ценовой дискриминации, направленные на изменение базисной цены:
- прейскурантная цена меняется в зависимости от
сезонных колебаний спроса и предложения;
- прейскурантная цена меняется в зависимости от
спроса на товар (плохо и хорошо сбываемый товар);
- скидки разным группам покупателей;
- небольшая разница в цене на однотипный товар
разного качества в рамках товарного ассортимента.
19% опрошенных предпринимателей используют психологические
эффекты ценообразования, то есть используют высокие цены, как признак высокого
качества товара и его определенного имиджа.
Ценовая политика зависит от типа товара.
Диаграмма 7.
Зафиксировано различие в ценообразовании между фирмами,
торгующими продовольственными и непродовольственными товарами по следующим
ценовым тактикам:
- Фирмы, торгующие непродовольственными товарам в
определении наценки несколько больше зависят от внешних факторов –
сложившихся цен на рынке; в то время как для продовольственных магазинов
главным является внутренний фактор – себестоимость товара. Этот фактор
может контролироваться самим предпринимателем. Другими словами, у
предпринимателя существует такой внутренний ресурс повышения доходности
как поиск путей снижения цены, которую он платит за единицу товара,
используемого для продажи.
- Значительно большее для магазинов промышленных
товаров имеют значение такие способы ценообразования как установление
скидки за количество покупаемого товара (третье место по значимости
способов ценообразования) и установление цен с принятием расходов на себя
по доставке. Такой подход к ценообразованию, связанный с увеличением
издержек на скидки и доставку, оправдывает себя за счет увеличения
скорости товарооборота, в конечном итоге увеличения доходности.
Не выявлено существенных различий в способах
ценообразования у руководителей фирм, которые оценивают свой доход как
удовлетворительный и неудовлетворительный.
Определение
способов, методов увеличения объема продаж
Опрошенные руководители следующим образом оценили степень
соответствия реального объема продаж максимально возможному для их фирмы.
Диаграмма 8.
Таким образом, мнение предпринимателей по сумме
положительных и отрицательных ответов практически разделились поровну.
По-видимому, та часть предпринимателей, которая считает, что объем продаж в их
фирме не соответствует максимально возможному, не в полной мере использует
имеющиеся в их распоряжении ресурсы.
Не обнаружено существенного различия во мнениях
предпринимателей по данной проблеме в зависимости от времени существования
предприятия и типа продаваемого товара.
Руководителям фирм было предложено выбрать из списка формы
и методы, которые они используют для увеличения объема продаж:
- Разные формы рекламы (СМИ, щиты, в общественном
транспорте и пр.)
- Изучение покупательского спроса и осуществление
обратной связи с покупателями с помощью опросов (какой товар, с какими
характеристиками требуется в настоящий момент, степень удовлетворенности
обслуживанием в магазине и пр.)
- Стимулирование работы продавцов от объема
продаваемой лично каждым продавцом продукции
- Обучение персонала (знание товара, владение
приемами продаж)
- Использование купонов, конкурсов, премий в
продаже продукта
- Предоставление льгот покупателю (разные формы
кредита, скидки, дисконтные карты, доставка товара на дом и пр.)
- Использование принципа личной продажи в работе
продавца (представление товара в ходе личной беседы продавца и покупателя)
- Увеличение скорости обслуживания за счет
использования оборудования (кассы со сканером, использование
дополнительной кассы в часы “пик”)
- Создание положительного имиджа фирмы у покупателя
- Компетентное и вежливое обслуживание покупателей
- Оформление витрин (удобство осмотра товара,
привлекательность оформления, возможность сравнения и пр.)
- Бесплатная упаковка товара или доставка.
На диаграмме представлено распределение ответов опрошенных
предпринимателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|
|