Организация, управление, надзор и контроль в области охраны труда
Организация, управление, надзор и контроль в области охраны труда
Организация,
управление, надзор и контроль в области охраны труда
Раздел 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ
БАЗА ОХРАНЫ ТРУДА
1.1 Состояние охраны труда в мире и в Украине
Согласно статистическим
данным Международной организации труда (МОТ) в мире в среднем на 100 тыс.
работающих происходит до 6 несчастных случаев со смертельным исходом. В табл.
1.1.1 приводятся данные в производственном травматизме в странах Европы.
Таблица 1.1
Общее количество
смертельных случаев в сфере производства на 1000 работающих
( ксм1000)
в некоторых странах Европы (1998г.).
№
з п
|
страна
|
ксм1000
|
№
з п
|
страна
|
ксм1000
|
1
|
Великобритания
|
0,010
|
6
|
Польша
|
0,057
|
2
|
Франция
|
0,016
|
7
|
Австрия
|
0,067
|
3
|
Норвегия
|
0,020
|
8
|
Беларусь
|
0,089
|
4
|
Дания
|
0,028
|
9
|
Украина
|
0,117
|
5
|
Венгрия
|
0,056
|
10
|
Россия
|
0,134
|
Всемирная организация
здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что травматизм в мире сравним с эпидемией,
которая массово уничтожает людей, смертность от несчастных случаев занимает
третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Технический прогресс не
снизил, а наоборот, повысил уровень черты гибели от несчастных случаев, как в
быту, так и на производстве. Количество несчастных случаев в мире имеет
тенденцию роста и составляет 125 млн. ежегодно, 220тыс. – со смертельным
исходом. Статистика отмечает [17]:
- каждые 3 мин. в мире на
производстве смертельно травмируется 1 человек;
- в Украине каждые 5
часов гибнет 1 человек;
- каждую секунду в мире в
сфере производства травмируется 4 человека;
- в Украине каждые 8 мин.
травмируется 1 человек.
Ежемесячно в мире на
производстве травмируется население, равное по численности населению Парижа.
В Украине ежедневно на
производстве травмируются в среднем 140-180 человек, из их 20 становятся
инвалидами, 4-5 человек умирают. Очень высокий показатель травматизма
отмечается в сельском хозяйстве, угольной, химической, металлургической
промышленности и на транспорте.
Причиной высокого травматизма на
производстве в Украине является, прежде всего, большой износ технологического
оборудования (в некоторых отраслях он достиг критической величины - 80%). На
2001г. более 800тыс. машин и механизмов не отвечают требованиям безопасности
(около 80%), 42 тыс. зданий и
сооружений находятся в аварийном состоянии, более 3,4 млн. чел. работают в условиях с нарушением
санитарно-гигиенических норм.
Еще выше уровень
травматизма в Украине в непроизводственной сфере. В среднем в бытовой сфере
ежегодно травмируется около 2млн. чел., из них 70 тыс. чел. гибнет.
Наиболее высокий уровень смертельных случаев на 1000 чел. отмечен в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Херсонской,
Кировоградской, Черниговской областях.
Несчастные случаи
непроизводственной сферы (среднее количество погибших за год) распределяются
следующим образом: самоубийство - 13,2 тыс. чел.; транспорт - 8,0 тыс. чел.;
отравления спиртными напитками - 8,3 тыс. чел., отравления пищевыми продуктами
- 4,2 тыс. чел.; насильственная смерть - 6,3 тыс. чел.; утопление - 4,5 тыс.
чел.; падение с высоты (колодцы, отсутствие ограждения) - 2,1 тыс. чел.; пожары
- 2,1 тыс. чел.; поражение электрическим током - 1,3 тыс. чел.
В последние годы в
Украине наблюдается рост числа профессиональных заболеваний. Ежегодно
регистрируется около 2,5 тыс. заболевших: в угольной промышленности - 60-62%;
металлургической - 12-14%; машиностроении - 8-9%; сельском хозяйстве -3-4%; других
отраслях -10-15%. Распределение по регионам: Донецкая область - 42-44%;
Днепропетровская область - 17-18%; Луганская область - 9-10%; Львовская область
- 8-9%; Волынская область - 3-4%.
Отмечен рост количества
профессиональных заболеваний за счет вибрации и шума (29-31%), запыления и
загазованности (38-40%).
Из динамики
производственного травматизма (рис.1.1.1) видно, что в последние годы
наметилась положительная тенденция снижения общего и смертельного травматизма,
однако уровень его остался значительно выше, чем в развитых странах Европы
(таблица 1.1.1.).
Анализ причин смертности
в Украине показывает, что именно гибель людей в производственной и
непроизводственной сфере ведет к снижению численности населения (35% всех
смертельных случаев приходится на мужчин).
Население Украины за
последние годы уменьшилось с 52 млн. чел.(1990г) до 47 млн. чел.(2003г) и
занесено ООН в 10-реестр вымирающих наций в
мире.
Основными причинами
гибели и травматизма людей являются:
отсутствие надлежащего
контроля со стороны должностных лиц за соблюдением безопасности труда;
низкая трудовая и
технологическая дисциплина;
недостаточная подготовка
работников в вопросах охраны труда;
низкая профессиональная
подготовка работников;
недостаточное обеспечение
работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
низкий уровень внедрения
передовых технологий, оборудования;
низкая культура
производства.
Рис.1.1 Динамика производственного
травматизма в Украине
1.2 Оосновные законодательные и
нормативные акты
Основой
законодательной и правовой базы в Украине являются:
1.
Конституция
Украины
2.
Закон Украины „Об
охране труда”
3.
Закон Украины ”Об
общеобязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев и
профзаболеваний, которые привели к потере трудоспособности”
4.
Кодекс законов в
труде Украины
5.
Другие законы и
нормативные акты, ГОСТы, ССБТ (система стандартов безопасности труда).
Основные вопросы
поддержания безопасности человечества на Земле нашли отражение в „Общей
Декларации Прав Человека”, утвержденной 10.12.1949г. ст.1. «Все люди рождаются
свободными и уравнены в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и
должны действовать в отношении один к второму в духе братства». Ст.2. «Каждый
человек должен владеть правами и всеми свободами, провозглашаемыми этой
Декларацией, без которой не было бы разделения относительно расы, цвета кожи,
пола, речи и других преград национального или социального происхождения,
имущественного, положения в обществе и другого события».
Конституция Украины -
основной закон государства, который регламентирует важнейшие правовые
взаимоотношения в обществе и принципы государственной политики относительно личности,
человека и гражданина. Конституцией закреплено, что государство несет
ответственность за деятельность перед человеком, за его безопасность.
Конституция Украины определяет, что наивысшей социальной ценностью является
человек, его жизнь, здоровье и безопасность (ст.3).
Базируется
законодательство Украины об охране труда
на конституционном праве всех граждан Украины на надлежащие, безопасные и
здоровые условия труда, гарантированные статьей 43
Конституции Украины. Эта же статья устанавливает запрет использования работы
женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья роботах. Ст. 45
Конституции гарантирует право всех работающих на еженедельный отдых и ежегодный
оплачиваемый отпуск, а также установление сокращенного рабочего дня для отдельных профессий с вредными условиями производства, сокращенной продолжительности
труда в ночное время.
Конституции Украины гарантирует право граждан на социальную защиту,
право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери
трудоспособности (ст. 46); здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование
(ст. 49); право знать свои права и обязанности (ст. 57) и другие общие права
граждан, в том числе право на охрану труда.
В системе законодательных актов основная роль принадлежит
закону «Об охране труда», который определяет само понятие охраны труда как
социальной категории и регулирует отношения между работодателем и работником по
вопросам безопасности труда.
Закон Украины «Об охране труда», определяет основные положения относительно реализации конституционного
права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой
деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует
при участии соответствующих государственных органов отношения между
работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и
производственной санитарии и устанавливает
единый порядок организации охраны труда в Украине.
Кодекс законов о труде
(Кзот) Украины регулирует правовые вопросы охраны труда: «Трудовой договор»,
«Рабочее время», «Время отдыха», «Работа женщин», «Работа молодежи»,
«Профессиональные союзы», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».
В соответстветствии с
Конституцией Украины, Законом Украины «Об охране труда» принят Закон Украины
«Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного
случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили
причиной потери трудоспособности». Этот закон определяет правовую основу,
экономический механизм и организационную структуру общеобязательного
государственного социального страхования граждан от несчастного случая и
профессионального заболевания на производстве.
К основным
законодательным актам, которые имеют общее правовое поле с законодательством об
охране труда, следует отнести также «Основы законодательства Украины о
здравоохранении», которые регулируют общественные отношения в этой области с
целью обеспечения гармоничного развития физических и духовных сил, высокой
трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранение факторов,
которые вредно влияют на их здоровье, предупреждение и снижение заболеваемости,
инвалидности и смертности, улучшение наследственности. «Основы законодательства
Украины о здравоохранении» предусматривают установление единых санитарно-гигиенических
требований к организации производственных и других процессов, связанных с
деятельностью людей, а также к качеству машин, оборудованию, зданий и сооружений.
Закон Украины «Об
обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» устанавливает
необходимость гигиеничной регламентации опасных и вредных факторов физической,
химической и биологической природы, присутствующих в среде жизнедеятельности
человека, и их государственной регистрации (ст. 9), требования к
проектированию, строительству, разработке, изготовлению и использованию новых
средств производства и технологий (ст. 15), гигиеничные требования к
атмосферному воздуху в населенных пунктах, воздуху в производственных и других
помещениях (ст. 19), требования относительно обеспечения радиационной
безопасности (ст. 23) и т.п.
Закон Украины «О пожарной
безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы
обеспечения пожарной безопасности на территории Украины, регулирует отношения
государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо
от вида их деятельности и форм собственности. Обеспечение пожарной безопасности
является составной частью производственной и другой деятельности должностных
лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей.
Отдельные вопросы
правового регулирования охраны труда содержатся во многих других
законодательных актах Украины.
Соответственно ст. 25
закона Украины «О предприятиях в Украине» предприятие обязано обеспечить всем
работающим на нем безопасные и безвредные условия труда и несет ответственность за вред, причиненный их
здоровью и трудоспособности.
Вопросы охраны труда
нашли отражение в Гражданском кодексе Украины, законе Украины «О коллективных
договорах и соглашениях».
Кроме вышеупомянутых законов, правовые отношения в сфере
охраны труда регулируют другие национальные законодательные акты, международные
договоры и соглашения, к которым Украина присоединилась, подзаконные
нормативные акты; Указы и распоряжения Президента Украины, решения Правительства Украины, нормативные
акты министерств и других центральных органов государственной власти.
Таким образом, кардинальные изменения в области охраны труда,
которые необходимы в условиях становления рыночных отношений и реформировании всего
нашего общества, получили необходимую нормативную базу в Украине.
В Законе Украины «Об охране труда» учтены основные требования
конвенций и рекомендаций Международной Организации труда относительно
безопасности и гигиены труда и производственной санитарии, регулирование отношений
охраны труда в передовых промышленно развитых странах, опыт охраны труда в
Украине в предыдущие года.
На выполнение требований Закона и с целью обеспечения
комплексного управления охраной труда на государственном уровне образован Национальный
совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения при Кабинете Министров
Украины и Государственный комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному
надзору.
В работе по реализации государственной политики
задействованы: Национальный научно-исследовательский институт охраны труда, Научно-информационный и учебный центр
охраны труда, другие институты в области
санитарии, гигиены труда.
Законодательство по охране труда составляет правовую основу,
которая обеспечивает проведение в жизнь социально-экономических, организационных,
технических и санитарно-гигиенических мероприятий по созданию здоровых и
безопасных условий труда.
Нормативно-техническую базу охраны труда составляют государственные,
межотраслевые нормативные акты об охране труда (ГНАОТ) и нормативные акты об
охране труда отдельных предприятий. К этой группе нормативных актов входят
правила, Осты, нормы, положения,
уставы, инструкции, руководства, указания, рекомендации, требования,
технические условия безопасности, перечни и прочие документы, которым
предоставлено действие правовых норм, обязательных для выполнения.
Действие ГНАОТ общегосударственного пользования распространяется
на все предприятия, учреждения, организации общественного производства Украины
независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и форм
собственности. Отраслевые ГНАОТ относятся к определенной области.
Государственные нормативные акты по охране труда могут утверждаться Кабинетом Министров Украины,
Комитетом Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору,
соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Комитетом Украины
по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору.
Ведется Государственный реестр нормативных актов по охране труда,
в котором каждому нормативному акту присвоен соответствующий код - для
возможности машинного учета и удобства пользования ими.
Нормативные акты об
охране труда предприятия действуют только на данном предприятии. Они отрабатываются
на предприятии, утверждаются его руководителем и направлены на построение
четкой системы управления охраной труда на предприятии и создание безопасных и
безвредных условий труда. Владелец может утверждать нормативные акты об охране труда,
которые возникают из специфики производства и требований действующего
законодательства. Для отработки, согласования, утверждения нормативных актов
предприятия по приказу владельца создается комиссия или рабочая группа,
определяются сроки, исполнители и руководители. Регистрация и учет нормативных
актов об охране труда, которые действуют в пределах предприятия, осуществляются
в порядке, установленном владельцем, если другое не предусмотрено законодательством.
Вопросы охраны труда
отражены и в других нормативных актах: порядок расследования и ведения учета несчастных случаев,
профессиональных заболеваний и аварий на производстве; положение о выдаче
Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда разрешения на
начало работы предприятия, учреждения и организации; список тяжелых работ и работ
с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применять труд
женщин; предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей женщинами; список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными
условиями труда; предельные нормы поднятия и перемещения тяжестей несовершеннолетними; положение в порядке накладывания штрафов на предприятия,
учреждения и организации за нарушение нормативных актов по охране труда; перечень
работ с повышенной опасностью; типовое положение о порядке проведения обучения
и проверки знаний по вопросам охраны труда; типовое положение о службе охраны
труда; типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии; типовое
положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда
и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|