|
Меню
|
|
Совершенствование инфокоммуникационного сопровождения банковской деятельности
|
9.
|
Коэффициент полной
ликвидности
|
1,05
|
0,99
|
0,99
|
1,01
|
10.
|
Коэффициент
эффективности использования основных средств
|
≥ 0,1
|
0,10
|
0,10
|
0,10
|
Проанализировав
данные таблицы, отметим следующее.
Доля обязательств
банка, которая может быть погашена по первому требованию за счет ликвидных
активов в 2004 и 2005 гг. составила 15 %, а в 2006 г. увеличилась до 21 %, что
говорит о положительной тенденции.
Доля доходных
активов в 2004 г. составила 72 %, в 2005 г. этот коэффициент увеличился на 6 %
и составил 78 %, а вот к 2006 г. доля доходных активов уменьшилась до 73 %.
Нормальное значение доли доходных активов равно 65-75 % либо ниже, и
следовательно размер доходных активов за 2004-2006 гг. достаточен для
безубыточной работы банка, а т.к. доходы превышают расходы, несмотря на то, что
в 2005 г. значение коэффициента составило 78 %, деятельности банка прибыльна.
Значения
коэффициента размещения платных средств показывают, что часть ресурсов
используется не по назначению, а именно в данном случае отвлекается на
собственные нужды. Следует отметить, что значение данного коэффициента в 2004 и
2005 гг. было меньше установленного уровня (1,2), только в 2006 году значение
коэффициента размещения платных средств превысило установленный уровень на
0,03.
Так в 2004 г.
расходы покрывались доходами на 90 %, а в 2005, 2006 гг. данный показатель
снизился до 60 %.
В 2004 г.
процентные доходы покрыли процентные расходы на 47 %. Затем значение данного
коэффициента начало уменьшаться, так в 2005 г. он составил 43 %, а в 2006 лишь
41 %. Несмотря на понижательную тенденцию значение данного коэффициента все
равно намного выше минимального установленного уровня, а именно 10 %.
Так как
рекомендуемый уровень коэффициента рентабельности активов колеблется от 0,005
до 0,05, то значение коэффициента в 2004 г. составил 0,02, в 2005 г. - 0,007, а
в 2006 г. - 0,011, что говорит о эффективной деятельности банка.
Объем
достаточности капитала имеет понижательную тенденцию. Рассчитав коэффициент
достаточности капитала можно сказать, что собственный капитал банка в структуре
пассивов в 2004 г. занимал 14 %, в 2005 г. - 12 %, а 2006 г. – 10 %. Таким
образом, можно сказать, что уровень собственного капитала за 2004-2006 гг.
является достаточным для успешной, надежной и устойчивой работы банка.
В 2004 г.
средства учредителей в капитале банка составили 1,0 %, в 2005 г. - 1,6 %, а в
2006 г. средства учредителей в капитале банка составляют 1,0 %, что говорит об
эффективной работе управленческого аппарата.
Т.к. коэффициент
полной ликвидности характеризует способность банка распоряжаться по своим
обязательствам в долгосрочной перспективе или как кредитная организация
расходует привлеченные средства на собственные нужды, отметим, что в 2004-2005
гг. текущие обязательства превысили активы на 1 %. Это значит, что банк
расходовал привлеченные средства на собственные нужды, в частности для
привлечения своей филиальной сети. В 2006 г. ликвидные активы превысили текущие
обязательства на 1 %, это может говорить о том, что с одной стороны открытые
филиалы начали приносить доход банку и оправдывать затраты, потраченные на их
создание, а с другой стороны о том, что может распоряжаться по своим
обязательствам в долгосрочной перспективе.
Доля вложений
банка в недвижимость и оборудование в 2004-2006 гг. была неизменной и составила
10 %.
Таким образом,
оценив значения коэффициентов, следует отметить, что положение ОАО МИнБ в
целом можно считать устойчивым. Расходы банка покрываются доходами, и за
2004-2006 года ОАО МИнБ получал стабильную прибыль.
2.3 Анализ услуг предоставляемых банком в сфере
инфокоммуникаций
Бурное развитие
информационных технологий принципиально меняет условия оказания банковских
услуг во всем мире. Все большее количество банков открывает возможности по
управлению счетами и проведению операций на фондовом рынке с использованием
Интернет-технологий.
За 2004-2006
гг. ОАО «МИнБ» добился следующих успехов в информационном обеспечении
банковской деятельности (табл. 2.7).
Таблица 2.7 –
Успехи ОАО «МИнБ» в информационном обеспечении банковской деятельности
|
Работа банка
|
2004
|
2005
|
2006
|
Итог
работы банка за отчетный год
|
Служба информационных технологий обеспечила качественное
функционирование информационно-вычислительной системы, проводила мероприятия
по повышению надежности и работоспособности технических средств, оснащению и
совершенствованию технической базы филиалов, доп. офисов и операционных
касс, а также подключению новых структурных подразделений к
вычислительной сети Банка. Завершение работы по созданию централизованного
депозитария. Установка системы «Банк-Клиент» у 300 клиентов, общее число
которых увеличилось до 2000
|
Из
наиболее значимых результатов работы надо отметить следующие: завершение
перевода филиалов Московского региона на централизованную обработку
информации; формирование единой сети из существующих филиалов и доп. офисов;
перевод филиалов на единую базу с внедрением интерфейса АБС и использованием
терминального доступа отделений. В 2005 г. Система
«Банк-Клиент» бала установлена у 700 новых клиентов. От этой услуги получен
доход на сумму 11,6 млн. руб.
|
Была
проведена работа по совершенствованию архитектуры системы и развитию
функциональных возможностей, что позволило расширить филиальную сеть.
Завершен переход на безбумажную технологию представления отчетности в Банк
России с использованием
электронной подписи. В 2005 году установлены и введены в
эксплуатацию 400 клиентских комплексов системы «Банк-Клиент» и 70 комплексов
системы «Зарплатный проект»
|
Цели,
поставленные перед банком на следующий год
|
перевод
на централизованную обработку информации филиалов различных регионов; поддержка,
модернизация и развитие системы обработки данных в Банке
|
Проведение
модернизации парка вычислительной техники, приобретение и использование новых
лицензионных и программных средств
|
Активное
развитие торгового эквайринга, увеличение сети банкоматов и другая работа по
расширению объема предоставляемых услуг в сфере расчетных операций
|
Согласно
данным таблицы можно сказать, что ОАО «МИнБ» регулярно осуществляет
модернизацию парка вычислительной техники, приобретение и использование новых
лицензионных и программных средств, тем самым производит качественное
обеспечение функционирования информационно-вычислительной системы банка, а
также активное развитие автоматизированных услуг, что позволяет ему привлекать
все большее количество клиентов, благодаря современному и качественному
обслуживанию.
В общей
системе инфокоммуникаций банк предоставляет следующие услуги:
·
удаленное обслуживание с
помощью системы «Банк-Клиент»;
·
автоматическая голосовая
система ОАО «МИнБ»;
·
денежные переводы по системам «Western Union» и «Anelik»;
·
дистанционное обслуживание
клиентов банка – владельцев пластиковых карт.
Система
«Банк-Клиент» позволяет клиентам банка осуществлять все расчетные операции, как
в рублях, так и в валюте (перевод, покупка, продажа, обязательная продажа)
прямо из офиса или иного места без привлечения курьеров и посещения банка. Так
же она позволяет:
·
круглосуточно
получать текущие выписки вместе со всеми документами в расширенном формате,
справочники банков и курсов валют по любому удобному каналу связи для клиента;
·
работать
с одними и теми же банковскими документами из существенно удаленных друг от
друга рабочих мест в любое время суток. ОАО «МИнБ» гарантирует проведение
текущим днем документов, присланных до 16-00 по московскому времени;
·
избежать
ошибок и возврата документов - система уже при вводе документа в офисе клиента
определит неверность его заполнения и подскажет правильное решение.
Система
«Банк-Клиент» обеспечивает внутриофисную автоматизацию клиента - архивы всех
документов и выписок хранятся в удобном для просмотра виде, т.к. интерфейс
программы совмещен с бухгалтерскими системами (1С, Парус, Бест 2000 и т.п.)
(импорт платежей из бухгалтерской системы в систему «Банк-Клиент»).
Система «Банк-Клиент» ОАО
«МИнБ» отвечает самым жестким требованиям безопасности - действия любого
пользователя, как в офисе клиента, так и в банке, фиксируются в журналах, весь
обмен данными между клиентами и банком шифруется, подпись электронных
документов осуществляют лица, указанные в банковских карточках, современными
средствами криптозащиты.
Система
ставится в двух вариантах: «Интернет-клиент» и «Клиент-банк МИнБ».
В первом
случае все операции со счетом производятся через веб-сервер банка
(рекомендуется пользователям с выделенными линиями). Также система удобна в
случае распределенных офисов, когда платежные поручения создаются и
подписываются в разных местах.
Во втором
случае клиентская часть представляет собой программу для доступа к банковскому
счету. Обмен данными с банком может осуществляться как по каналам Интернет, так
и прямым дозвоном на сервер банка.
Система
«Клиент-Банк» позволяет клиенту оперативно подготовить и передать в банк
следующие виды документов: платежное поручение; заявление на перевод
иностранной валюты; заявку на покупку валюты; заявку на продажу валюты;
заявление на обязательную продажу валюты;
А также
получить из банка: текущую выписку; выписку за любой период; оперативно
получать выписки со счетов, а также производить обмен информационными
сообщениями и письмами с банком.
Тем самым у
клиента появляется возможность снизить транспортные расходы, связанные с
посещением банка.
При подготовке
документов клиентом, программа производит контроль правильности банковский
идентификационных кодов согласно справочнику банков России, обновление которого
производится автоматически и прозрачно для пользователя, одновременно лицевой
счет корреспондента проходит контроль на корректность ключевого разряда
вследствие чего резко уменьшается вероятность отказа банка в обработки
документа. В эту версию программы заложен принцип ассоциативного хранения и
поиска документов. Правильная организация работы с программой экономит до 15 %
времени при подготовке документов.
Одной их
разновидностей систем «Банк-Клиент» является система телебанк и используемая
только для физических лиц - домашний банк. Телебанк - это система доступа к
счету пользователя через телефонную линию, позволяющая узнавать остатки на
счетах и проводить платежные поручения посредством телефона, а так же узнавать
текущие курсы валют. Для доступа к услуге телебанк не требуется наличие
компьютера.
Ниже приведена
сравнительная характеристика выше перечисленных систем (табл. 2.8)
Таблица 2.8 -
Сравнительная характеристика сервисов
|