Совершенствование инфокоммуникационного сопровождения банковской деятельности
Согласно ст. 13.12 Кодекса РФ «Об административных
правонарушениях» № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. (в ред. от 03.07.2006 № 97-ФЗ)
нарушение правил защиты информации использование несертифицированных средств,
предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну,
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от
200 до 300 МРОТ с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для
защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой [3].
Постановление Правительства РФ № 290 от 30.04.2002 г. «О
лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации»
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.12.2004 № 807) определяет порядок
лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
по технической защите конфиденциальной информации [1].
Основными видами посягательств на объекты информатизации
банка являются: противозаконный сбор и использование информации,
несанкционированный доступ к информационным ресурсам, манипулирование
информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации), незаконное
копирование данных в информационных системах, хищение информации из библиотек,
архивов и баз данных; нарушение технологии обработки информации. Указанные
посягательства на объекты информатизации совершаются как в сфере традиционного
документооборота, так и в сфере новейших информационных технологий.
Характеристика правонарушений в сфере информационных
технологий представлена в приложении 5.
Преступные
посягательства на информацию (в первую очередь утечка конфиденциальной
информации и злоупотребление ею) занимают одно из первых мест среди основных
факторов риска, отрицательно влияющих на результаты экономической деятельности.
В большинстве развитых иностранных государств такие деяния влекут за собой
применение весьма строгих санкций. В США, например, для лиц, злоупотребляющих
информацией при заключении сделок с ценными бумагами, предусмотрены штрафы в 1
млн. долл. (для юридических лиц 2,5 млн. долл.) либо тюремное заключение сроком
до 10 лет; в Великобритании денежный штраф в неограниченной сумме и (или)
тюремное заключение до 7 лет, а для соучастников - 6-месячное содержание под
стражей и (или) штраф. Во Франции для лиц, уличенных в злоупотреблениях,
установлено наказание в виде тюремного заключения от 2 месяцев до 2 лет и
(или) денежный штраф либо в 10-кратном размере незаконно полученной прибыли [15].
Таким образом,
под информационной банковской безопасностью понимается организация мер по
предотвращению возможных угроз деятельности банка. Необходимый уровень
безопасности достигается за счет осуществления действий, направленных на
минимизацию возможного ущерба за счет: предупреждения (предотвращения)
нарушений информационной безопасности; своевременного их обнаружения;
эффективного восстановления нормального состояния ресурсов
и функционирования информационной системы.
Подводя
итог по первой главе «Теоретические основы банковских инфокоммуникаций» можно
сделать следующие выводы.
Под банковскими
инфокоммуникациями мы понимаем все те банковские услуги, которые могут быть
осуществлены только с помощью коммуникационных средств связи, ими выступают
телефон, мобильный телефон и Интернет. К таким услугам относятся типичные для
банков формы работы: безналичные расчеты с использованием пластиковых карт
осуществляемые посредством банкоматов и оборудования эквайринга; осуществление
денежных переводов по средствам международных систем денежных переводов;
удаленное банковское обслуживание клиентов с использованием сети Интернет и
мобильного телефона (Интерент-банкинг, мобильный-банкинг); оказание
дополнительных услуг по применению того или иного банковского продукта.
В приложении 6
представлена сводная таблица современных инфокоммуникаций и оказываемых и их
помощью услуг. Из данной таблицы следует, что центральное звено в осуществлении
инфокоммуникационных услуг банком занимает персональный компьютер или
процессинговый центр.
Изучив
теоретические основы банковских инфокоммуникаций следует приступить к изложению
второй главы «Анализ банковских инфокоммуникаций на примере филиала ОАО «МИнБ»
в г. Ставрополе», где мы проведем анализ финансового состояния банка, а также
рассмотрим какие услуги в сфере инфокоммуникаций он оказывает.
2.
Анализ банковских инфокоммуникаций на примере филиала ОАО «МИнБ» в г.
Ставрополе
2.1.
Организационно-экономическая характеристика АКБ «Московский Индустриальный
банк» (ОАО)
АКБ «Московский
Индустриальный банк» в форме открытого акционерного общества, создан в
соответствии с решением общего собрания от 16 сентября 1996 г. (протокол №2)
путем преобразования из паевого коммерческого Банка «Московский Индустриальный
банк», зарегистрированного Центральным банком Российской Федерации 22 ноября
1990 г. № 912, и является его правопреемником. Учредителями Банка являются
российские юридические лица и граждане.
ОАО «МИнБ» создан
на базе Московского городского управления Промстройбанка СССР 22 ноября 1990 года.
Некоторые подразделения банка ведут свою историю с 20-30-х гг. ХХ века, когда
создавались территориальные подразделения Государственного Банка СССР и
государственных банков долгосрочного финансирования в Московском и Владимирском
регионах.
Фирменное
наименование Банка: на русском языке: полное – Акционерный коммерческий банк
«Московский Индустриальный банк» (открытое акционерное общество), сокращенное –
АКБ «Московский индустриальный банк». На английском языке: Bank «Moskow
Industrial bank».
Местонахождение
банка: 117419, г. Москва, ул. Орджоникидзе, 5 [29].
ОАО «МИнБ» является членом Ассоциации российских банков (АРБ),
Ассоциации региональных банков России (Ассоциации «Россия»), участником Системы
страхования вкладов населения. Банк имеет статус Уполномоченного банка
Правительства Москвы.
Банк устойчиво входит в 50 крупнейших банков России. Занимает
пятое место по результатам потребительского рейтинга банков
проведенного журналом «Профиль» совместно с Агентством потребительской
информации.
Уже 16 лет Московский Индустриальный
банк входит в число лидеров столичного и региональных рынков финансовых услуг,
демонстрируя стабильность и надежность. Высокий уровень сервиса, отлаженные
межбанковские технологии, конкурентные тарифы, квалифицированный персонал и
индивидуальный подход позволяют предоставить каждому клиенту весь спектр
банковских услуг.
ОАО «МИнБ» один из самых надежных в
России, и эта высокая надежность основывается на разумном финансовом
консерватизме. Все годы своей работы он сохраняет оптимальное соотношение между
допустимой степенью риска и уровнем получаемых доходов. С учетом меняющейся
экономической ситуацией и запросов клиентов вносятся коррективы в кредитную
политику.
Разветвленная филиальная сеть Банка
позволяет создавать наиболее комфортные условия обслуживания клиентов и
повышать качество предоставляемых услуг.
Одно из стратегических направлений Банка - расширения филиальной сети.
Он имеет представительство во Франкфурте-на-Майне (Германия). Поддерживает
корреспондентские отношения со 130 крупнейшими банками мира и СНГ. На
сегодняшний день банк представлен более 130 фронтофисами (филиалами,
отделениями, операционными кассами) в 51 городе в 18 субъектах РФ (Москве,
Санкт-Петербурге, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Владимирской,
Волгоградской, Воронежской, Московской, Орловской, Ростовской, Тульской,
Ярославской областях, КБР, КЧР, Республике Северная Осетия-Алания, в
Ставропольском крае и Ненецком автономном округе).
В рамках
соглашений, заключенных между банком с его филиалами, стороны договорились о
сотрудничестве при решении задач, связанных с реализацией совместных
инвестиционных программ, программ социально-экономического развития регионов и
благотворительных проектов; краткосрочного и долгосрочного кредитования;
привлечения иностранных инвестиций в данные субъекты РФ; взаимодействия на
рынке ценных бумаг, а также в сфере финансово-экономического консалтинга.
Рассмотрев основные аспекты деятельности ОАО МИнБ, следует
охарактеризовать его деятельность в ЮФО.
Несмотря на
то, что филиальная сеть в этом регионе относительно молодая, банк уже принимает
заметное участие в развитии реального сектора экономики, предоставляя целевые
кредиты предприятиям, а также участвуя в инвестиционных проектах с привлечением
средств иностранных банков.
В
Ставропольском крае ОАО «МИнБ» имеет пять рабочих площадок - в краевом центре,
Буденновске, Пятигорске, Нивинноммыске и Благодарном. Но в перспективе их будет
значительно больше (в планах открытие подразделений в Ессентуках, Кисловодске,
Железноводске, Зеленокумске).
Филиалы на Ставрополье начали открываться с 2003 г. Несмотря на столь
короткий срок и наличие серьезной конкуренции, филиалы, по мнению руководства
банка и независимых экспертов, успешно прошли период становления, нашли свою
нишу в банковской структуре края и создали предпосылки для дальнейшего развития
и расширения сферы банковских услуг. Об этом свидетельствуют следующие цифры:
если в 2004 г. оборот банка по кредитам в крае составил 490 млн. руб., то в 1
полугодии 2005 г. –уже 620 млн. руб. Ставропольским филиалом за первое
полугодие 2005 г. выдано кредитов в размере 168 млн. руб. За 2005 г. кредитный
портфель филиала вырос в 4,5 раза и составил по состоянию на 01.12.2005 г. 243
млн. руб.
Из общей суммы кредитов, выданных Ставропольским филиалом в 2005 г. на
развитие промышленного производства инвестировано 52,6 %, на развитие сельского
хозяйства – 10,5 %, на организацию фармацевтической деятельности – 5,5 %, на
развитие малого и среднего бизнеса – 21 %. Кроме того, часть кредитов, выданных
филиалом, субсидируется Правительством Ставропольского края – 19 % и
Министерством сельского хозяйства Ставропольского края – 7 % от общей суммы
ссудной задолженности филиала.
ОАО «МИнБ»
разработало и реализует долгосрочную программу по финансированию текущей
деятельности и техническому перевооружению крупных предприятий Ставропольского
края (табл. 2.1).
Таблица 2.1 -
Основные клиенты Филиала
|