рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Совершенствование инфокоммуникационного сопровождения банковской деятельности рефераты

Можно выделить следующие проблемы, с которыми могут сталкиваться российские банки, внедряя тот или иной продукт банковской инфокоммуникации.

Во-первых, неспособность кредитных учреждений продать и даже просто объяснить продуктовый ряд.

Во-вторых, сложность управления множеством продуктов и услуг, предоставляемых через разные каналы круглосуточно 7 дней в неделю.

В-третьих, сегодня банки во многом усугубляют свои проблемы, создавая или поддерживая традиционные системы дистрибуции для поддержки каждого нового канала. Это значительно увеличивает сложность системной среды и усложняет модификацию продуктов и услуг и их взаимодействие. Каждый канал повышает сложность системы, приводит к росту коли­чества устройств, которые нуждаются в управ­лении и интеграции. Эти каналы нужно синх­ронизировать: данные банкомата должны в точности совпадать с данными, которые заказ­чик получает по телефону, через Интернет и в отделении банка.

В-четвертых, по мере появления все новых нетрадици­онных банковских продуктов становится все труднее собирать их в существующую тради­ционную инфраструктуру дистрибуции банка. В результате клиент вынужден отдельно об­щаться с разными системами, используя, на­пример, Интернет или оператора из центра обработки вызовов. Сегодня оператору при­ходится эмулировать десятки разных терми­налов, чтобы обрабатывать обращения заказ­чиков.

Центры телефонного обслуживания по­степенно уходят от децентрализованной мо­дели, сконцентрированной на продуктах, и пе­реходят к работе прежде всего с клиентами, опираясь при этом на весь портфель корпо­ративных продуктов и услуг. В результате со­здается совершенно новая глобальная инфра­структура поддержки заказчиков.

Можно высказать гипотезу, что в тече­ние 5 будущих лет ведущие банки, значительно сократят оперативные расходы и повысят удовлетворенность клиентов за счет внедрения веб-архитектуры во всех каналах распределения продуктов. Банки объе­динят традиционные системы отделений и операторов, банкоматов и Интернет-банкинга в единую инфраструктуру с доступом через браузер. В результате зна­чительно повысится удовлетворенность кли­ентов.

Другим, но не менее важным аспектом мно­гоканальной стратегии банков (помимо интег­рации каналов общения) является лучшее зна­ние своего клиента. Практика показала, что банки, предлагаю­щие розничные услуги, получают основную прибыль от 20 % клиентов. Это значит, что большинство клиентов банка не приносят ему никакой прибыли. Кроме того, следует учитывать, что сто­имость продажи нового продукта существую­щему клиенту составляет всего 10 % от стоимо­сти продажи продукта новому клиенту. Ключевые предпосылки успеха в области развития информационных услуг банка представлены на рис. 1.4.









Рис. 1.4 - Предпосылки развития информационных услуг банка


Чтобы добиться успеха, банки должны сконцентрировать усилия на удержании наи­более прибыльных клиентов (причем прибыль­ность должна оцениваться на протяжении все­го жизненного цикла) и на привлечении в банк как можно большей доли их средств. В рамках стимулирования со стороны го­сударственных органов дальнейшего развития Интернет-банкинга в России, нецелесообразно принятие специального за­кона о банковской деятельности в сети Интернет. Целесообразнее внесение со­ответствующих поправок в Закон «О банках и банковской деятельности», а возможность оказания банком услуг Интернет-банкинга дол­жна быть указана в лицензии на право осуще­ствления банковских операций, выдаваемой Банком России.

Для решения по­ставленных перед ним задач Банку России, необходимо постоянно осуществлять меры в целях адек­ватного контроля Интернет-банкинга и мониторинга степени вовлеченности российских банков в процесс Интернет-банкинга (табл. 1.4).

Таблица 1.4 - Меры применяемые Банком России, с целью правового регулирования Интернет-банкинга.

Точки зрения

Меры применяемые Банком России

С точки зрения осуществления мониторинга степени вовлеченности российских банков в процесс Интернет-банкинга

1. введение для банков уведо­мительного порядка открытия информационного, коммуникационного или операционного сайта в сети Интернет и регулярное раскрытие Банком России этой информации для всех заинтересованных лиц;

2. отслеживание ряда параметров, таких, как: доля счетов, предназначенных для про­ведения операций с использованием сети Интернет, в общем количестве открытых счетов; количество клиентов, являющихся пользователями сети Интернет; объемы операций и др.

С точки зрения адек­ватного контроля Интернет-банкинга

1.  установление для кредитных организаций, оказывающих услуги Интернет-банкинга, дополнительных требовании по организации системы внутреннего контроля;

2.  оказание содействия образованию саморе­гулируемых организаций из числа кредит­ных организаций-участников Интернет-банкинга;

3.  коррекция правил расчета обязательных экономических нормативов с целью учета новых техногенных рисков;

4.  изучение вопросов влияния Интернет-банкинга на системный риск банковской сис­темы и механизмы проведения денежно-кредитной политики;

5.  расширение сотрудничества с регулирующими и контролирующими органами других стран, так как надзор за Интернет-банкингом в силу его природы должен носить международный характер;

6. расширение использования информационных технологий в своей внутренней де­ятельности, активизация работы по фор­мированию внутренней информационной сети.


Можно ожидать, что, несмотря на связан­ные с Интернет-банкингом риски, кредитные организации продолжат активно внедрять но­вейшие информационные технологии с целью максимального удовлетворения потребностей клиентов. Интернет-банкинг как одно из на­правлений банковского дела имеет большой потенциал для дальнейшего развития, и регу­лирующие органы должны обеспечить после­довательное развитие Интернет-банкинга в России и построение системы пруденциаль­ного банковского надзора, адекватной приня­тым банками технологическим рискам [19].

Таким образом, можно отметить, что история возникновения удаленного банковского обслуживания началась еще в 1980-х гг.

На Западе использование банками глобальной мировой сети Интернет для обслуживания клиентов явилось логическим развитием тех­нологии home banking. Удаленный банковский сервис на дому начи­нался в 1980-х гг. с телефонного банковского обслуживания. Затем появились услуги удаленного обслуживания с использованием персо­нального компьютера и прямого подключения к банковским серверам (PC-banking).

В течение последних нескольких лет бан­ковское обслуживание через компьютерные системы связи стало наиболее быстро развивающимся направлением деятельности рос­сийских кредитных организаций. Подтверждением быстрых темпов внедре­ния в банковском секторе Интернет-техноло­гий является то, что если 3 года назад web-сайты имели немногим более трети российских кре­дитных организаций, то на сегодня в сети имеют представительства около 70 % этих учреждений. Кроме того, если тогда опе­рационные услуги через Интернет предостав­ляли около 50 банков, то се­годня таких организаций около 300 [24].

На сегодняшний день большинство банков предлагают свои услуги через собственные отделения, банкоматы, те­лефоны, по почте (bank-by-mail), через отделения, принадлежа­щие партнерам или агентам, через Интернет. В будущем банковские услуги наверняка бу­дут предоставляться и по беспроводным ка­налам.

Рассмотрев возникновение услуг, осуществляемых посредством инфокоммуникаций можно приступить к описанию порядок обеспечения защиты и безопасности банковской информации.


1.3. Порядок обеспечения защиты и безопасности банковской информации

 

Информационная безопасность банка - это защищенность информации, которой располагает банк (банковской тайны, тайны вкладов, банковских операций и пр.) от несанкционированного доступа, разрушения, модификации, раскрытия третьим лицам и задержек при поступлении [37].

Другими словами, безопасность информации (данных) банка – это техническая, программная и физическая защита информации (данных) от внутренней и внешней опасности. Защита информации (данных) банка – это деятельность по обеспечению безопасности информации (данных) [46].

Защите подлежит информация, содержащаяся в объектах защиты и относящаяся к одной из категорий конфиденциальности информации. Объектами защиты в платежной системе являются: документированная информация; информационные ресурсы, технологии и системы; права пользователей на получение безопасных информационных услуг.

Исходными условиями создания полноценной системы банковской безопасности должны быть четкие представления о ее сущности, структуре целей обеспечения безопасности, о вытекающих из этих целей практических задачах, о видах банковских угроз и их источниках, а также о мерах противодействия [27].

Проблема безопасности для банка распа­дается на три компонента: предотвращение, обнаружение и реагирование (рис. 1.5).








Рис. 1.5 – Компоненты проблем безопасности в банковской сфере


Для предотвра­щения хакерских атак на веб-сайтах исполь­зуются проверенные технологии: безопасные соединения, технологии шифрования и виртуальные частные сети. Кроме того, рассматривается возможность бо­лее активного применения биометрических технологий, использующих уникальные харак­теристики человеческого организма, включая отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза и фонетические особенности голоса. Предотвращение атак на компьютерную сеть предусматривает их имитацию для поиска уязвимых мест и проверки средств защиты.

Обнаружение их включает по­стоянный мониторинг систем, причем иногда для этого привлекаются внешние фирмы. Для реагирования на проблемы безопасности бан­ки создают силы быстрого реагирования, которые оценивают чрезвычайные происше­ствия и обеспечивают скоординированную ре­акцию.

Вопросы безопасности в данной сфере ус­ложняются тем, что банк не может существо­вать в вакууме. Он может иметь несколько се­тей банкоматов, ряд старых сетей и систем, сеть для связи между отделениями и офисами, волоконно-оптические каналы для связи с удаленными центрами, веб-сайт, а также сис­темы, соединяющие все это воедино. Любая из перечисленных систем может быть уязви­ма. Дополнительные риски создают неадекват­ные правила защиты, к тому же нельзя забывать и о человеческом факторе (известно, что боль­шинство проблем в области безопасности со­здают именно сотрудники компании) [13].

Организация информационной безопасности начинается с политики информационной безопасности – внутреннего документа, содержащего в себе основные принципы такой безопасности банка, используемые защитные механизмы и правила их эксплуатации.

Наиболее эффективной схемой создания политики информационной безопасности является последовательная разработка ее составляющих с привлечением специалистов различных областей. Возможный порядок работ приведен на рис. 1.6.

Результатом этих работ становится рабочая система информационной безопасности, регламентируемая документом «Политика информационной безопасности» [18].

























Рис. 1.6 – Схема организации информационной безопасности


Вообще для обеспечения и совершенствования информационной безопасности целесообразно разработать единую концепцию обеспечения защиты и безопасности информации, которая должна базироваться на комплексной реализации определенных мер (приложение 4) [33].

Система обеспечения защиты и безопасности банковской информации состоит из трех основных направлений, они представлены на рис. 1.7.








Рис. 1.7 - Направления системы обеспечения защиты и безопасности банковской информации

Следует отметить, что в каждой пользовательской точке участвуют как методы защиты от несанкционированного доступа, так и контроль. Хранение информации должно осуществляться на отдельно стоящих специализированных серверах, разграниченных по функциональному назначению и изолированных от доступа к ним всех пользователей.

Доступ в помещение, где находятся серверы банка, коммуникационная аппаратура для связи, оптический кроссы, специализированное отдельно стоящее оборудование, выделенные каналы связи, ограничивается кодовым замком, что позволит исключить возможность проникновения посторонних лиц и перекроет доступ к физическим носителям, сетевым коммуникациям.

С целью предотвращения несанкционированного проникновения внутрь системных блоков, все корпуса рабочих станций закрываются и опечатываются специальными маркерами.

Для идентификации пользователя необходимо использовать парольную защиту, предоставляющую персональные права на доступ к информации банка. Каждому пользователю оформляется карта доступа - минимум возможностей и прав для работы в АБС.

Для защиты от вирусных атак, преднамеренного заражения компьютеров различного рода вирусами, банк обеспечивается антивирусными программами с постоянно обновляемой базой. Доступ в Интернет должен постоянно контролироваться на программном уровне при помощи специализированных программ. Защита баз данных от технических сбоев осуществляется путем ежедневного резервного копирования информации Банка на специальном сервере, с последующим архивированием необходимой информации.

Для обмена информации банк обеспечивается различными каналами связи  с соответствующими степенями защиты, шифрования информации.

Системы связи должны состоять из офисной мини-АТС, телефонных коммуникаций и соответствовать следующим требованиям: находиться в защищенном от посторонних лиц месте, программирование и настройка соединений должны производиться с соблюдением норм конфиденциальности, протоколы переговоров постоянно должны контролироваться на предмет несанкционированных телефонных контактов.

Инструкции по информационной безопасности: о резервном копировании информации, по организации парольной защиты, о порядке действий в нештатных ситуациях, по организации антивирусной защиты, об администраторах информационной безопасности (АИБ) разрабатываются и утверждаются единым пакетом в форме отдельных внутрибанковских документов [51].

Основу соблюдения режима доступа к банковской информации составляют следующие способы обеспечения защищенности банковской информации от несанкционированного доступа и неправомерного использования: разграничение и контроль прав доступа к информации; учет входящей и исходящей информации; криптографирование входящих и исходящих потоков информации. Система разграничения доступа предназначена для предоставления каждому сотруднику и должностному лицу банка только тех данных и прав, которые ему необходимы для работы и ограждения информации от несанкционированного доступа.

Для защиты информации от несанкционированного доступа применяется система паролей и разграничения доступа к автоматизированной банковской системе на основе средств, заложенных в используемые операционные системы и аппаратные средства.

Сотрудник или должностное лицо банка получает доступ к информации после регистрации в системе и ввода пароля. Регистрация делается с помощью стандартных средств операционной системы и базы данных, что обеспечивает достаточную надежность за счет шифрования паролей и их централизованной проверки.

После регистрации в системе сотрудник или должностное лицо Банка работают с помощью специализированного программного обеспечения, позволяющего им выполнять только допустимый набор действий.

Учет входящей и исходящей документированной информации, позволяет разграничивать конфиденциальную информацию от иной банковской информации. Информация, заявленная отправителем или получателем как конфиденциальная, учитывается отдельно от иной банковской информации.

Криптографирование входящих и исходящих потоков информации является дополнительным способом обеспечения защищенности информации от несанкционированного доступа [51].

Преступные посягательства на порядок функционирования банка включены в гл. 23 УК РФ «Преступления против службы в коммерче­ских и иных организациях». Статьей 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» УК РФ № 63-ФЗ от 13 .06.1996 года (в ред. ФЗ от 07.08.2001 № 121-ФЗ)  установлены штрафные санкции при нарушениях связанных с собиранием, разглашением, похищением информации содержащую банковскую тайну. Собирание такой информации, путем похищения документов, подкупа или угроз, и другим незаконным способом наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 6 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет [2].

Информационные ресурсы банка формируются путем создания, сбо­ра и приобретения документированной информации о фактах, собы­тиях и обстоятельствах, имеющих отношение к кредитно-финансовой сфере. В целях создания оптимальных условий для удовлетворения ин­формационных потребностей своих структурных подразделений, кли­ентов и корреспондентов, а также органов государственной власти банк приобретает и использует информационные системы, или органи­зационно упорядоченные массивы документов, информационные тех­нологии и средства их обеспечения, или средства вычислительной тех­ники и связи, обеспечивающие обработку, хранение и передачу ин­формации.

В соответствии с ФЗ «Об информации, инфор­матизации и защите информации» № 24-ФЗ от 20.02.1995 г. (в ред. ФЗ от 10.01.2003 № 15-ФЗ) документы банка, его информаци­онные системы, а также средства обеспечения их деятельности явля­ются составной частью имущества банка и объектом его права собст­венности. Этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации [4].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15