рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Особенности организации деятельности банка как агента валютного контроля рефераты

В ходе таможенного оформления на основании грузовой  таможенной декларации составляется еще один важный документ валютного контроля за экспортной выручкой - учетная  карточка  таможенно-банковского  контроля, содержащая  необходимую информацию по каждой произведенной отгрузке.  ГТК направляет в  уполномоченные банки  учетные карточки,  группируя их в реестры по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на валютные счета экспортеров.

В случае  отсpочки поставки экспоpтеp должен получить Заключение МВЭС об обосновании отсpочки платежа.

В процессе осуществления контроля за поступлением валютной выручки уполномоченный банк посылает в ГТК информацию,  содержащуюся  во  вторых  экземплярах Реестра, которая обрабатывается и, в целях осуществления валютного контроля, направляется на таможни,  Федеральной службе валютного и  экспортного контроля, Государственной налоговой службе, Центральному банку, Прокуратуре. В пределах своей компетенции они обязаны расследовать факты нарушения норм валютного регулирования.

В связи с тем,  что банки зачастую нарушают  установленную технологию информационного обмена, информация о значительном объеме валютных средств - более 800  млн.  долларов, несмотря на истечение сроков платежа, установленных контрактами, до настоящего момента не представлена в ГТК России. В результате эти данные не  могут быть использованы органами валютного контроля для проведения соответствующей работы. Банк России , исходя из информации, представленной ГТК России, в настоящий момент проводит активную работу по выяснению причин указанных нарушений и  наказанию виновных.

В настоящий момент таможенные органы  совместно  с  Банком России, ВЭК России осуществляют работу по окончательной проверке данных, полученных в результате работы системы валютного контроля с целью применения к нарушителям установленных санкций.

Особенно тревожной представляется тенденция не предоставления комбанками информации об операциях экспортеров на сумму около 1 млрд. долларов США. [28]

Если коммерческий  банк  не  в состоянии исполнять функции агента валютного контроля,  подразделениям ЦБ РФ следует ставить вопрос об отзыве у нарушителя валютной лицензии.

Проблема с введением  импортного  контроля  представляется более сложной, нежели предшествующая.

Экспортер всегда располагает как самой продукцией,  так  и основными фондами. В случае нарушения остается возможность обращения ответственности на его имущество. Что же касается импортера, его богатство зачастую составляет лишь мизерный уставный капитал фирмы.

«Заполнив простейшую  платежку,  импортер может перечислить миллионы долларов авансом за будущий товар, работая якобы по договору  комиссии  с крупными предприятием. (Бывает, что и сама импортирующая фирма учреждается стараниями этого  предприятия).  В случае не поставки товара предприятие подает иск на импортера, к этому времени на фирме уже, как правило, отсутствует руководитель и взыскать с нее нечего». [28]

Вышеперечисленные обстоятельства натолкнули контролеров на разработку жесткой схемы импортного контроля в России. Логичней всего, с точки зрения надзорных  органов,  проверку  гарантии  по поставке  товара у импортера или возврат аванса поручить уполномоченому коммерческому  банку.  При  этом  контролеры отчетливо осознавали  необходимость коммерческой заинтересованности банков в этой работе.  Тогда-то и возник вариант схемы импортного контроля, по которой уполномоченный банк обязан гарантировать выплату штрафа за не поставку на территорию России оплаченного импортного товара. Клиенту банка приходится либо требовать гарантии от иностранного банка при перечислении платежа в  пользу кредита,  либо осуществлять  предварительное депонирование в своем банке,  либо требовать от иностранного партнера изменения формы расчета - отказ от авансового платежа в пользу аккредитива.

Требование мобильности нормативного регулирования  порядка перемещения наличной иностранной валюты через таможенную границу объясняет очевидное преобладание в системе юридических источников подзаконных актов, издаваемых Банком России и Государственным таможенным комитетом (инструкций,  приказов, писем, телеграмм, телетайпограмм и т.д.). Нестабильность экономической, валютно-финансовой ситуации приводит к  частым  случаям  государственного вмешательства в механизм валютного регулирования. Так, Банк России может вводить временные ограничения на вывоз из России отдельных видов валют и ценных бумаг в валюте. В случае принятий подобных решений Центральный банк обязан известить ГТК  не позднее,  чем  за  один  месяц до их введения в действие в целях обеспечения на таможне контроля за соблюдением действующего  валютного законодательства.

По экономическим соображениям государство, как правило, не ограничивает ввоз на свою территорию иностранной валюты,  устанавливая при этом обязательный характер таможенного оформления ввозимой валюты по процедуре, предусмотренной нормами таможенного права. Основанием для вывоза из России иностранной валюты может служить:

а) таможенный документ (таможенная декларация,  декларация о личных вещах экипажа,  список членов экипажа и др.), подтверждающий ввоз иностранной валюты на территорию РФ;

б) разрешение  на вывоз валюты,  выдаваемое уполномоченным банком.

Действие указанных документов сохраняется в течение 12 месяцев со дня их выдачи.

Физические лица  (резиденты  и нерезиденты) могут вывозить иностранную валюту без ограничения суммы по разрешениям  уполномоченных  банков,  список которых регулярно направляется Банком России в ГТК. Такие разрешения выдаются при совершении следующих операций с наличной иностранной валютой:

а) продажа иностранной валюты за рубли в  разрешенных  валютным законодательством случаях;

б) выдача наличной иностранной валюты с  текущих  валютных счетов юридических и физических лиц в соответствии с нормами валютного законодательства;

в) покупка  дорожных и банковских чеков за наличную иностранную валюту;

г) выдача  наличной иностранной валюты по пластиковым карточкам иностранных эмитентов и российских уполномоченных банков.

Разрешения на  вывоз  иностранной  валюты могут выдаваться как уполномоченными банками,  так и их филиалами, подразделениями, обменными пунктами.  Разрешение носит именной характер и не подлежит передаче другому лицу.

В связи с введением в действие с 3 апреля 1995  года  Инструкции Банка России от 27.02.95 N27 "О порядке организации работы обменных пунктов на территории Российской Федерации" разрешением на вывоз иностранной валюты физическими лицами является справка формы 0406007.

Таможенный служащий проверяет наличие обязательных  реквизитов на такой справке:  номер и дата ее выдачи; фамилия, имя, отчество гражданина, получившего разрешение на вывоз иностранной валюты; наименование валюты и сумма, на которую. выдается разрешение; подпись ответственного лица и печать уполномоченного банка. Следует отметить, что справка, являющаяся разрешением на вывоз иностранной валюты подлежит обязательной сдаче пограничной таможне, даже если количество иностранной валюты, фактически вывозимой физическим лицом, меньше суммы, указанной в справке.

Декларируемая таможенным органам иностранная валюта, вывозимая физическими лицами резидентами и нерезидентами) сверх установленной ЦБ РФ нормы - экв. 500 долларам США на одного человека, подтвержденных справкой формы 0406007, являющейся основанием для вывоза валюты, выпуску не подлежит. Если возврат такой иностранной валюты на территорию РФ невозможен,  она помещается на склад временного хранения, учрежденный таможенным органом, где хранится  до двух месяцев,  после чего обращается в доход государства. Валюта, вывозимая сверх документально подтвержденных размеров, если она не декларировалась таможенным органам, подлежит конфискации.

Международные расчеты   осуществляются  преимущественно  в безналичной форме переводом соответствующей суммы с одного  банковского счета на другой. Однако допускается и совершение операций по перевозке (пересылке) наличной иностранной  валюты  через таможенную границу. Порядок физического перемещения (включая пересылку любыми средствами связи и  транспортировку) иностранной валюты  уполномоченными  банками  определен в утвержденном Центральным банком и ГТК положении от 19 апреля 1993 г.  "0  порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками".

Уполномоченные банки совершают валютные операции  в  соответствии а нормами валютного и банковского законодательства и на основании полученных от Банка России лицензий. Центральный банк регулярно направляет в ГТК необходимые для организации таможенного контроля списки банков,  получивших лицензии на  проведение валютных операций, с указанием категории лицензий.

Ограничения на  ввоз  иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной валюте для уполномоченных банков не устанавливаются. Не  ограничивается и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты банками, имеющими генеральную лицензию, предоставляющую в том  числе право совершать валютные операции не только в России, но и за рубежом через корреспондентские счета, открытые в иностранных банках. Если уполномоченный банк не имеет генеральной лицензии, то он но обладает правом самостоятельного вывоза из России  наличной  иностранной валюты и осуществляет продажу (обмен) иностранной валюты банкам,  имеющим генеральную лицензию, и другим  участникам  внутреннего  валютного  рынка  в соответствии с действующим валютным законодательством.

Наличная иностранная валюта, перемещаемая, через таможенную границу Российской Федерации,  должна быть застрахована от всех видов риска на протяжении всего пути на стоимость не ниже  номинальной.  Такое же требование предъявляется и к перевозке фондовых ценностей в иностранной валюте на предъявителя, дорожных чеков на предъявителя, а также долговых обязательств и векселей на предъявителя.

В случае  перемещения  резидентами  и нерезидентами валюты Российской Федерации через таможенные гpаницы наличные рубли обязательно  декларируются таможне. Физическим лицам запрещено пересылать через границу российскую валюту.  Вывозить же и  ввозить с собой валюту РФ они могут в количестве, не превышающем нормы, устанавливаемой Центральным банком и ГТК. Так с 14 декабря 1996 г. она определена  для ввоза и вывоза в размере пятисот минимальных окладов на одно физическое лицо. Эта норма распространяется как на резидентов, так и на нерезидентов. Исключением являются военнослужащие российских войск, пребывающие на территорию РФ в отпуск, либо к новому месту службы, либо уволенные в запас. Для них норма ввоза российской валюты определяется справкой, выданной полевым учреждением ЦБ РФ либо воинских частей [53]

В отношении лиц,  не являющихся физическими лицами,  действует запрет на ввоз,  вывоз и пересылку наличных рублей. Исключение составляет перемещение через таможенную границу российской валюты Центральным банком Российской Федерации или  центральными (национальными) банками иностранных государств, имеющими соответствующее разрешение Центрального банка РФ.

Из всего  сказанного  выше  можно сделать следующий вывод: чем согласованнее будут действия агентов валютного контроля, чем чаще они  будут контактировать друг с другом на различных встречах-семинарах, тем эффективнее будет действие валютного  законодательства в нашей стране.

3.2. Технологическая  последовательность осуществления валютного контpоля за опеpациями клиентов уполномоченных банков.


Pассмотpим общую технологическую последовательность валютного контpоля за опеpациями клиентов банка.

А для начала кратко напомним понятие операций с иностранной валютой (более полное понятие дано в приложении 1).

1) Это операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности,  в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте.

2) Операции с иностранной валютой подразделяются на  текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала:

а) переводы  в  РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту или импорту, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней, т.е. по импорту, например, срок от момента оплаты (аванса) до момента поставки товара не должен превышать указанного выше срока. По экспорту данный срок определяется от момента поставки товара до момента полной оплаты по контракту;

б) все операции, которые не относятся по Законодательству к разряду текущих, являются капитальными и требуют для своего осуществления специальное разрешение Банка России.

4) Валютные операции, связанные с движением капитала:

а) прямые инвестиции,  то есть вложения в уставный капитал предприятий  с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к  недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180  дней по экспорту и импорту товаров,  работ и услуг;

д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
















                                     Определение вида операции клиента

 



                       Текущая                                          Капитальная

 



                   Определение                                              Проверка наличия

                      категории                                             разрешения но совершение

                   контрагента                                                капитальных операций

 




                Резидент                  Нерезидент          Разрешение                   Разрешения

                                                                       имеется                   нет

 



          Соответствие                Выполнение операции,            Проверка соответ-

перечню опера-             постановка на конт-                  ствия проводимой

ций разрешенных          роль за выполнением                операции условиям

банком России              нерезидентов своих                  разрешения

                                      обязательств


 




          Не соответствует Соответствует                 Совершение                   Отказ в

                                                                       операции                   совершении

                                                                                                  операции

 


 



Рис. 9.


На каждом из этапов контроля необходимо пользоваться множеством нормативных актов и отдельными положениями из них.  Наибольшую сложность при валютном контроле  составляют  операции с клиентами юридическими лицами.

В таблицах, приведенных в Приложении ___ , сделана попытка сгруппировать по отдельным операциям клиентов - юридических лиц основные документы, по которым может быть осуществлена операция: необходимые документы, подтверждающие законность операции и ссылка на нормативный акт, регулирующий данную операцию.

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВАЛЮТНОГО ОТДЕЛА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ


3.1. Организационно-правовые  основы  совеpшения  валютных опеpаций в уполномоченном банке.


Для осуществления международных операций в  уполномоченном банке создается подразделение внешнеэкономической деятельности. Структра данного подразделения должна удовлетворять как тpебованиям оpганизации банковских опеpаций данного подразделения, так и потpебностям клиентов банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13