Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
Конвенция категорически запрещает применение пыток, которые не
могут быть оправданы ни исключительными обстоятельствами, какими бы они ни
были, ни приказом начальника или государственной власти. Каждое
государство-участник обеспечивает, чтобы пытки или попытки их применения
рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как преступления.
Ни одно государство не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо
другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему
может угрожать там применение пыток.
Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который
вправе осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда
имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо
государства-участника систематически применяются пытки.
Другим примером международных договоров являются соглашения о
правовой помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с
правонарушителями, заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде
случаев такие соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами,
привлеченными к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории
нашей страны.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие
нормы, принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер,
обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания. Главная
цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, привлекаемых
к уголовной ответственности. Наряду с этим международные стандарты имеют
своими задачами распространение прогрессивного мирового опыта, гуманизацию
уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, максимально
возможное сужение сферы применения наиболее репрессивных мер - смертной казни,
лишения свободы, предварительного заключения П9Д стражу и т.д.
В отличие от
международных договоров международные стандарты носят рекомендательный
характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения "реализуются в
уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических
и социальных условий". Следует подчеркнуть, что Россия стремится к максимальному
соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих
материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует
достижению целей наказания. Более того, многие международные рекомендации уже
реализованы в законодательстве и правоприменительной практике.
«Учитывая
многообразие существующих международных стандартов, их можно рассмотреть в
рамках определенных классификаций. -
Так, по источникам
происхождения международные стандарты можно подразделить на следующие: а)
принятые ООН и ее рабочими органами, например Конгрессом по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями; б) принятые региональными международными
правительственными организациями, например, Европейским Советом, Организацией
Африканского Единства; в) принятые международными неправительственными
организациями, например, такими, как "Международная амнистия",
"Международная тюремная реформа".
В зависимости от
характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты
можно подразделить на следующие группы.
1. Стандарты,
регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения прав
и свобод человека, в том числе и осужденных.
Например, такими
документами являются: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических
правах 1966 года (ратифицирован СССР в 1973 году, вступил в силу в 1976 году);
Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 году; Европейская
конвенция по правам человека 1950 года (вступила в силу в 1953 году);
Конвенция № 29 "О принудительном или обязательном труде", принятая
Международной организацией труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957
года "Об упразднении принудительного труда".
2. Стандарты,
регулирующие общественные отношения в сфере осуществления правосудия, в том
числе - при назначении и исполнении уголовных наказаний.
К их числу
относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка,
принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация основных принципов
правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся
отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Генеральной
Ассамблеей ООН в 1985 году и др.
3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере
исполнения уголовных наказаний и мер предварительного заключения.
В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками;
Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в 1987
году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни,
принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое
соглашение о передаче заключенных-иностранцев и рекомендации в отношении
обращения с заключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым Конгрессом
ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Принципы
медицинской этики, относящейся к роли работников здравоохранения, в особенности
врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые
Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц,
подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый
Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в
отношении мер, не связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году
Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями.»[11]
Следует однако учитывать, что многие международные документы в
части определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают
по своему содержанию.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует положения ранее
принятых международных стандартов об обращении с задержанными и заключенными.
При этом для целей СП слова "задержанное лицо" означают любое лицо,
лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения;
слова "заключенное лицо" означают любое лицо, лишенное личной
свободы в результате осуждения за совершение какого-либо правонарушения.
В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее
наказание, имеет право:
а) на гуманное обращение и уважение
достоинства, присущего человеческой личности;
б) требовать исполнения назначенного
наказания в строгом соответствии с национальным законодательством;
в) обратиться в компетентный орган с
просьбой уведомить членов его семьи или других соответствующих лиц (по его
выбору) о заключении или же о переводе из одного места заключения в другое и о
месте, в котором оно содержится;
г) связаться с помощью надлежащих средств с
консульством +1ЛИ дипломатическим представительством (если осужденный - иностранец),
гражданином которого является или которое иным способом правомочно получить
такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем
компетентной международной организации, если лицо является беженцем или
каким-либо иным образом находится под защитой международной организации;
д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем
свидания осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих
должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать;
е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответствующую
возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и
ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом
правилах;
ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно,
в месте, находящемся на разумном удалении от обычного места проживания;
з) на прохождение медицинского обследования и медицинскую помощь в
случае болезни;
и) получать в разумных количествах учебные, художественные и информационные
материалы при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность и порядок в
местах отбывания наказания;
к) свободно и в условиях полной конфиденциальности общаться с
лицами, ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения
законности в местах отбывания наказания;
л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и
обжаловать такие меры перед вышестоящими властями;
м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями
должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.
Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к
заключенным пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство виды
обращения и наказания; б) злоупотреблять положением находящегося в заключении
лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого
себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать заключенных,
даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам, могущим повредить
здоровью.
"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не
связанных с тюремным заключением", или, как их иначе называют, "Токийские
правила", содержат в себе принципы и рекомендации, направленные
на более широкое использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению
свободы, а также минимальные гарантии защиты прав осужденных.
"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, которые
могут использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение
(освобождение), отсрочка наказания, домашний арест, штраф и др. При этом
указанные меры следует соединять с надзором за правонарушителями в целях их
включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В процессе
надзора должны осуществляться такие мероприятия, как индивидуальная работа,
групповая терапия, социальная помощь и программы по месту жительства
правонарушителя.
На всех стадиях применения указанных мер должно обеспечиваться
уважение человеческого достоинства осужденного, права которого не должны
ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом,
вынесшим первоначальное решение. Исключается проведение медицинских или психологических
экспериментов либо неоправданный риск причинения осужденному физической или
душевной травмы.
В процессе применения мер, не связанных с лишением свободы, должно
соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов его
семьи. Личное дело (досье) осужденного должно вестись строго конфиденциально.
Доступ к нему ограничивается только уполномоченными лицами. В отношении
последних должны приниматься все возможные меры по повышению их квалификации и
профессионального мастерства, обеспечения надлежащих окладов, льгот,
возможностей продвижения по службе. В то же время правонарушитель должен иметь
возможность обжалования незаконных действий должностных лиц.
В целом "Токийские правила" имеют весьма перспективное
значение в плане дальнейшей гуманизации уголовной политики. Их применение в
России, как, впрочем, и других международных стандартов, сдерживается прежде
всего отсутствием необходимых социально-экономических условий (например,
отсутствием необходимых средств на создание службы надзора за осужденными).
Это однако не препятствует соблюдению содержащихся в них рекомендаций,
касающихся прав и свобод осужденных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана
прочная законодательная база, регламентирующая основы правового положения
осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От
эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере
уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения всех предписаний
приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей уголовной
ответственности.
Рассмотренные в работе вопросы лишь частично освещают
сложную проблему правового положения лиц, осужденных к уголовному наказанию. В
работе не получил освещения вопрос о правовом положении лиц, освобожденных от
отбывания наказания. Он является достаточно сложным и требует отдельного
рассмотрения. Многие стороны этой проблемы требуют научного осмысления и
законодательной регламентации.
Правовое положение
лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть
существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных
обусловлено характером, степенью общественной опасности, тяжестью совершенного
им преступления и назначенным за это преступление наказанием.
Содержание
назначенного наказания решающим образом влияет на формирование правового
статуса осужденного. В работах по уголовно- исправительному праву последних лет
основное внимание уделялось исследованию вопросов исполнения наказания в виде
лишения свободы, в том числе исследованию правового положения осужденных к
этому виду наказания. Правовое положение лиц, осужденных к наказаниям, не
связанным с лишением свободы, как и содержание самих этих наказаний, такого
широкого исследования не получило.
Практический
работник, исполняющий наказание, должен проявлять уважение к правам
осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь же необходимо
добиваться выполнения всех обязанностей со стороны осужденного. В этом и
состоит практическая реализация принципа законности в деятельности органов,
исполняющих наказание.
Список
использованной литературы
1. Конституция
Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
4. А.А.Беляев. Правовое положение
осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.
5. Комментарий к Минимальным стандартным
правилам обращения с заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт
права и экономики МВД России, 1996.
6. Международная защита прав и свобод
человека. - М., 1990.
7. А.С.Михлин. Неконституционность
некоторых норм исправительно-трудового законодательства РФ. Человек:
преступление и наказание. - Рязань, 1993, № 1.
8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы
правового положения осужденных, отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения
эффективности борьбы с преступностью. - Томск, 1979.
9. В.И.Селиверстов. Теоретические
проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.
10. Н. А. Стручков. Курс
исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М., 1984.
11. В.А.Уткин. Курс лекций по
уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.
12. О.В.Филимонов. Посткриминальный
контроль. - Томск, 1992
13.И.В.Шмаров.
Разработка уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашения о
защите прав человека и документов ООН, определяющих принципы обращения с
осужденными. - Советское государство и право, 1990, № 11.
перечень вопросов к зачету
по курсу "Уголовно-исполнительное право"
1. Понятие
уголовно-исполнительного права, его предмет и задачи.
2. Политика государства в сфере исполнения
уголовного наказания.
3. Принцип индивидуализации исполнения
наказания уголовно-исполнительного права.
4. Принцип дифференциации исполнения
наказания и способы его обеспечения.
5. Понятие и виды источников
уголовно-исполнительного права.
6. Система и задачи уголовно-исполнительного
законодательства.
7. Международные акты об обращении с
осужденными.
8. Понятие и структура
уголовно-исполнительного правоотношения.
9. Классификация наказаний в
уголовно-исполнительном праве.
10. Понятие и структура
уголовно-исполнительной системы.
11. Принципы деятельности
уголовно-исполнительной системы и ее задачи.
12. Обязанности и права учреждений,
исполняющих наказание в виде лишения свободы.
13. Права и обязанности персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания.
14. Виды учреждений и органов, исполняющих
наказания, связанные с лишением или ограничением свободы.
15. Понятие правового положения осужденных,
их основные права и обязанности.
16. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде
лишения свободы.
17. Правовые последствия отбывания
наказания в виде лишения свободы.
18. Понятие исправительного воздействия.
Правовое регулирование применения к осужденным средств исправления.
19. Судебный контроль за исполнением
уголовного наказания.
20. Депутатский и общественный контроль за
деятельностью ИУ и других органов, исполняющих наказания.
21. Прокурорский контроль за исполнением
наказаний.
22. Предложения, заявления и жалобы осужденных, отбывающих
наказания в виде лишения свободы, и порядок их подачи.
23. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы и
распределение их по видам ИУ.
24. Раздельное содержание осужденных в ИУ.
25. Порядок направления и приема осужденных в ИУ.
26. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступления.
27. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания
под стражей.
28. Оставление осужденных в следственном изоляторе для работы по
хозяйственному обслуживанию. Условия их содержания.
29. Понятие режима в ИУ, его карательное и воспитательное значение.
30. Основные требования режима в местах лишения свободы.
31. Режим особых условий в исправительных учреждениях.
32. Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов
питания и предметов первой необходимости.
33. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными
лицами. Порядок их предоставления.
34. Телефонные переговоры осужденных в ИУ и порядок их
предоставления.
35. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и
бандеролей.
36. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы, во время
отбывания наказания.
37. Изменение условий отбывания наказания с
переводом осужденного из одного ИУ в другое.
38. Краткосрочные выезды
осужденных за пределы мест лишения свободы и их виды.
39. Передвижение лиц, лишенных свободы, без конвоя или без
сопровождения администрации. -
40. Средства обеспечения режима отбывания наказания в ИУ.
41. Меры поощрения, применяемые к лицам,
лишенным свободы.
42. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы.
43. Применение физической силы, специальных средств и оружия к
лицам, лишенным свободы.
44. Правовое регулирование труда осужденных в ИУ (порядок
привлечения к труду, условия и оплата труда).
45. Понятие, задачи и основные формы (направления)
воспитательной работы с лицами, лишенными
свободы.
46. Самодеятельные организации осужденных в ИУ, их виды и основные
задачи.
47. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка
осужденных в ИУ (задачи, формы и правовое регулирование).
48. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц,
лишенных свободы.
49. Применение к осужденным мер медицинского характера.
50. ИК общего режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
51. ИК-поселения (назначение, состав
осужденных и условия их содержания).
52. ИК строгого режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
53. ИК особого режима (назначение, состав осужденных и условия их
содержания).
54. Режим в тюрьме и его виды (состав осужденных и условия их содержания).
55. Воспитательные колонии (назначение, состав осужденных и условия
их содержания).
56. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных
работ.
57. Порядок и условия исполнения наказания
в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью.
58. Порядок и условия исполнения наказания
в виде конфискации имущества.
59. Порядок и условия исполнения наказания
в виде штрафа.
60. Порядок и условия исполнения наказания
в виде обязательных работ.
61. Порядок и условия исполнения наказания
в виде ареста.
62. Порядок и
условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.
63. Порядок
исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
64. Порядок
исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.._
65. Порядок
исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.
66. Исполнение
наказания в виде смертной казни.
67. Правовые
основания освобождения от отбывания наказания.
68. Особенности
досрочного освобождения от отбывания наказания отдельных категорий осужденных.
69. Порядок
освобождения осужденных от отбывания наказания по амнистии и помилованию.
70. Основания и
порядок представления осужденных к досрочному освобождению от отбывания
наказания и замене наказания более мягким видом наказания.
71. Помощь
осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.
72. Контроль за
лицами, освобожденными от отбывания наказания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция
Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.
2. Уголовный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.
4. А.А.Беляев. Правовое положение
осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.
5. Комментарий к Минимальным стандартным
правилам обращения с заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Институт
права и экономики МВД России, 1996.
6. Международная защита прав и свобод
человека. - М., 1990.
7. А.С.Михлин. Неконституционность
некоторых норм исправительно-трудового законодательства РФ. Человек:
преступление и наказание. - Рязань, 1993, № 1.
8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы
правового положения осужденных, отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения
эффективности борьбы с преступностью. - Томск, 1979.
9. В.И.Селиверстов. Теоретические
проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.
10. Н. А. Стручков. Курс
исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М., 1984.
11. В.А.Уткин. Курс лекций по
уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.
12. О.В.Филимонов. Посткриминальный
контроль. - Томск, 1992
13. И.В.Шмаров. Разработка
уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашения о защите прав
человека и документов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными. -
Советское государство и право, 1990, № 11.
[1]
.Международная защита прав и свобод человека. - М.,
1990.
[2]
Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая
школа", 1995.
[3]
. В.А.Уткин. Курс лекций по
уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.
[4]
Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред.
И.В.Шмарова
[5]
. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы
правового положения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.
[6]
А.А.Беляев.
Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.
[7]
. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы
правового положения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.
[8]
Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред.
И.В.Шмарова
[9]. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового
положения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.
[10] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990
[11]
Международная защита прав и свобод человека. М., 1990
|