рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание рефераты

Конвенция категорически запрещает применение пыток, ко­торые не могут быть оправданы ни исключительными обстоя­тельствами, какими бы они ни были, ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство-участник обеспечи­вает, чтобы пытки или попытки их применения рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как преступле­ния. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там при­менение пыток.

Конвенция предусматривает создание Комитета против пы­ток, который вправе осуществлять контроль и проводить между­народные расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки.

Другим примером международных договоров являются со­глашения о правовой помощи по уголовным делам и взаимо­действии в борьбе с правонарушителями, заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие соглашения со­держат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченны­ми к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей страны.

Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы, принципы и предложения, касающиеся назна­чения уголовно-правовых мер, обращения с осужденными и дея­тельности органов, исполняющих наказания. Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц, при­влекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим междуна­родные стандарты имеют своими задачами распространение про­грессивного мирового опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с правонарушителями, макси­мально возможное сужение сферы применения наиболее репрес­сивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного заключения П9Д стражу и т.д.

В отличие от международных договоров международные стандарты носят рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения "реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии необходимых экономических и со­циальных условий". Следует подчеркнуть, что Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в той мере, в какой это способствует достижению це­лей наказания. Более того, многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и правоприменительной практике.

«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно рассмотреть в рамках определен­ных классификаций. -

Так, по источникам происхождения международные стандар­ты можно подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее ра­бочими органами, например Конгрессом по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями; б) принятые регио­нальными международными правительственными организациями, например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в) принятые международными неправительственными организациями, например, такими, как "Международная амнис­тия", "Международная тюремная реформа".

В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы.

1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, свя­занные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.

Например, такими документами являются: Всеобщая декла­рация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в 1973 году, вступил в си­лу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка, принятая Генераль­ной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по правам че­ловека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О принудительном или обязательном труде", принятая Международ­ной организацией труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении принудительного труда".

2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфе­ре осуществления правосудия, в том числе - при назначении и ис­полнении уголовных наказаний.

К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Гене­ральной Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и др.

3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфе­ре исполнения уголовных наказаний и мер предварительного за­ключения.

В качестве примера таких документов можно привести: Ми­нимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым Конгрессом ООН по предупрежде­нию преступности и обращению с преступниками; Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в 1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, принятые Экономическим и Социальным Сове­том ООН в 1984 году; Типовое соглашение о передаче заключен­ных-иностранцев и рекомендации в отношении обращения с за­ключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым Кон­грессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящейся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в за­щите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жесто­ких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году Восьмым Конгрессом ООН по предупрежде­нию преступности и обращению с правонарушителями.»[11]

Следует однако учитывать, что многие междуна­родные документы в части определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по своему содержанию.

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует положения ранее принятых международных стандартов об обращении с задержанными и заключенными. При этом для целей СП слова "задержанное лицо" означают любое ли­цо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совер­шение правонарушения; слова "заключенное лицо" означают лю­бое лицо, лишенное личной свободы в результате осуждения за со­вершение какого-либо правонарушения.

В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее наказание, имеет право:

а) на гуманное обращение и уважение достоинства, прису­щего человеческой личности;

б) требовать исполнения назначенного наказания в строгом соответствии с национальным законодательством;

в) обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его семьи или других соответствующих лиц (по его выбору) о заключении или же о переводе из одного места заключения в дру­гое и о месте, в котором оно содержится;

г) связаться с помощью надлежащих средств с консульством +1ЛИ дипломатическим представительством (если осужденный - ино­странец), гражданином которого является или которое иным спо­собом правомочно получить такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем компетентной меж­дународной организации, если лицо является беженцем или каким-либо иным образом находится под защитой международной орга­низации;

д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем свидания осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать;

е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответ­ствующую возможность сноситься с внешним миром согласно ра­зумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом правилах;

ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно, в месте, находящемся на разумном удалении от обычно­го места проживания;

з) на прохождение медицинского обследования и медицин­скую помощь в случае болезни;

и) получать в разумных количествах учебные, художественные и информационные материалы при соблюдении условий, обеспе­чивающих безопасность и порядок в местах отбывания наказания;

к) свободно и в условиях полной конфиденциальности об­щаться с лицами, ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения законности в местах отбывания нака­зания;

л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и обжаловать такие меры перед вышестоящими властями;

м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.

Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к заключенным пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие до­стоинство виды обращения и наказания; б) злоупотреблять поло­жением находящегося в заключении лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать заклю­ченных, даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам, могущим повредить здоровью.

"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением", или, как их иначе назы­вают, "Токийские правила", содержат в себе принципы и рекомен­дации, направленные на более широкое использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, а также мини­мальные гарантии защиты прав осужденных.

"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, ко­торые могут использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение (освобождение), отсрочка наказания, домаш­ний арест, штраф и др. При этом указанные меры следует соеди­нять с надзором за правонарушителями в целях их включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В про­цессе надзора должны осуществляться такие мероприятия, как ин­дивидуальная работа, групповая терапия, социальная помощь и программы по месту жительства правонарушителя.

На всех стадиях применения указанных мер должно обеспечи­ваться уважение человеческого достоинства осужденного, права которого не должны ограничиваться в большей степени, чем это санкционировано компетентным органом, вынесшим первона­чальное решение. Исключается проведение медицинских или пси­хологических экспериментов либо неоправданный риск причине­ния осужденному физической или душевной травмы.

В процессе применения мер, не связанных с лишением сво­боды, должно соблюдаться право осужденного на личную жизнь, а также личную жизнь членов его семьи. Личное дело (досье) осуж­денного должно вестись строго конфиденциально. Доступ к нему ограничивается только уполномоченными лицами. В отношении последних должны приниматься все возможные меры по повыше­нию их квалификации и профессионального мастерства, обеспече­ния надлежащих окладов, льгот, возможностей продвижения по службе. В то же время правонарушитель должен иметь возмож­ность обжалования незаконных действий должностных лиц.

В целом "Токийские правила" имеют весьма перспективное значение в плане дальнейшей гуманизации уголовной политики. Их применение в России, как, впрочем, и других международных стандартов, сдерживается прежде всего отсутствием необходимых социально-экономических условий (например, отсутствием необ­ходимых средств на создание службы надзора за осужденными). Это однако не препятствует соблюдению содержащихся в них ре­комендаций, касающихся прав и свобод осужденных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время создана прочная законодательная база, регламентирующая основы правового положения осужденных к уголовным наказаниям, но до совершенства она далека. От  эффективности обеспечения правового положения осужденных к любой мере уголовно-правового характера и беспрекословного исполнения  всех предписаний приговора суда будет зависеть эффективность достижения целей уголовной ответственности.

Рассмотренные в работе вопросы лишь час­тично освещают сложную проблему правового положения лиц, осуж­денных к уголовному наказанию. В работе не получил освещения вопрос о правовом положении лиц, освобожденных от отбывания наказания. Он является достаточно сложным и требует отдельного рассмотрения. Многие стороны этой пробле­мы требуют научного осмысления и законодательной регламентации.

Правовое положение лиц, осужденных к разным видам уголовных наказаний, неодинаковое, то есть существует неравенство в правах этих лиц. Иначе говоря, правовое положение осужденных обусловле­но характером, степенью общественной опасности, тяжестью со­вершенного им преступления и назначенным за это преступление наказанием.

Содержание назначенного наказания решающим образом влияет на формирование правового статуса осужденного. В работах по уголовно- исправительному праву последних лет основное внимание уделялось исследованию вопросов исполнения наказания в виде ли­шения свободы, в том числе исследованию правового положения осужденных к этому виду наказания. Правовое положение лиц, осуж­денных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, как и содер­жание самих этих наказаний, такого широкого исследования не полу­чило.

Практичес­кий работник, исполняющий наказание, должен проявлять ува­жение к правам осужденного, обеспечивать их охрану и законную реализацию. Столь же необходимо добиваться выполнения всех обя­занностей со стороны осужденного. В этом и состоит практическая реализация принципа законности в деятельности органов, исполняющих наказание.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам об­ращения с заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Ин­ститут права и экономики МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань, 1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных, отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М., 1984.

 11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

 13.И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашения о защите прав человека и доку­ментов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, № 11.

перечень вопросов к зачету по курсу "Уголовно-исполнительное право"

1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и задачи.

2. Политика государства в сфере исполнения уголовного наказания.

3. Принцип индивидуализации исполнения наказания уголовно-исполнительного права.

4. Принцип дифференциации исполнения наказания и способы его обеспечения.

5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного права.

6. Система и задачи уголовно-исполнительного законодательства.

7. Международные акты об обращении с осужденными.

8. Понятие и структура уголовно-исполнительного правоотношения.

9. Классификация наказаний в уголовно-исполнительном праве.

10. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы.

11. Принципы деятельности уголовно-исполнительной системы и ее задачи.

12. Обязанности и права учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

13. Права и обязанности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

14. Виды учреждений и органов, исполняющих наказания, связанные с лишением или ограничением свободы.

15. Понятие правового положения осужденных, их основные права и обязанности.

16. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

17. Правовые последствия отбывания наказания в виде лишения свободы.

18. Понятие исправительного воздействия. Правовое регулирование применения к осужденным средств исправления.

19. Судебный контроль за исполнением уголовного наказания.

20. Депутатский и общественный контроль за деятельностью ИУ и других органов, исполняющих наказания.

21. Прокурорский контроль за исполнением наказаний.

22. Предложения, заявления и жалобы осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы, и порядок их подачи.

23. Понятие и критерии классификации осужденных к лишению свободы и распределение их по видам ИУ.

24. Раздельное содержание осужденных в ИУ.

25. Порядок направления и приема осужденных в ИУ.

26. Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.

27. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей.

28. Оставление осужденных в следственном изоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию. Условия их содержания.

29. Понятие режима в ИУ, его карательное и воспитательное значение.

30. Основные требования режима в местах лишения свободы.

31. Режим особых условий в исправительных учреждениях.

32. Порядок приобретения осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости.

33. Свидания осужденных к лишению свободы с родственниками и иными лицами. Порядок их предоставления.

34. Телефонные переговоры осужденных в ИУ и порядок их предоставления.

35. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей.

36. Изменение условий содержания лиц, лишенных свободы, во время отбывания наказания.

37. Изменение условий отбывания наказания с переводом осужденного из одного ИУ в другое.

38. Краткосрочные выезды осужденных за пределы мест лишения свободы и их виды.

39. Передвижение лиц, лишенных свободы, без конвоя или без сопровождения администрации.      -

40. Средства обеспечения режима отбывания наказания в ИУ.

41. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы.

42. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы.

43. Применение физической силы, специальных средств и оружия к лицам, лишенным свободы.

44. Правовое регулирование труда осужденных в ИУ (порядок привлечения к труду, условия и оплата труда).

45. Понятие, задачи и основные формы (направления)

воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

46. Самодеятельные организации осужденных в ИУ, их виды и основные задачи.

47. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в ИУ (задачи, формы и правовое регулирование).

48. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы.

49. Применение к осужденным мер медицинского характера.

50. ИК общего режима (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

51. ИК-поселения (назначение, состав осужденных и условия их содержания).                   

52. ИК строгого режима (назначение, состав осужденных и условия их содержания).                 

53. ИК особого режима (назначение, состав осужденных и условия их содержания).                 

54. Режим в тюрьме и его виды (состав осужденных и условия их содержания).

55. Воспитательные колонии (назначение, состав осужденных и условия их содержания).

56. Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ.

57. Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

58. Порядок и условия исполнения наказания в виде конфискации имущества.

59. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.

60. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ.

61. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста.

62. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы.

63. Порядок исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

64. Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе.._

65. Порядок исполнения наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих.

66. Исполнение наказания в виде смертной казни.

67. Правовые основания освобождения от отбывания наказания.

68. Особенности досрочного освобождения от отбывания наказания отдельных категорий осужденных.

69. Порядок освобождения осужденных от отбывания наказания по амнистии и помилованию.

70. Основания и порядок представления осужденных к досрочному освобождению от отбывания наказания и замене наказания более мягким видом наказания.

71. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания.

72. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания.



ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

2. Уголовный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.

4. А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.

5. Комментарий к Минимальным стандартным правилам об­ращения с заключенными. Под ред. П.Г.Мищенкова. - Рязань: Ин­ститут права и экономики МВД России, 1996.

6. Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

7. А.С.Михлин. Неконституционность некоторых норм исправительно-трудового законодательства РФ. Человек: преступление и наказание. - Рязань, 1993, № 1.

8. А.Л.Ременсон. Некоторые вопросы правового положения осужденных, отбывающих лишение свободы. Вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью. - Томск, 1979.

9. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

10. Н. А. Стручков. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. - М., 1984.

 11. В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.

12. О.В.Филимонов. Посткриминальный контроль. - Томск, 1992

     13. И.В.Шмаров. Разработка уголовно-исполнительного законодательства в свете соглашения о защите прав человека и доку­ментов ООН, определяющих принципы обращения с осужденными. - Советское государство и право, 1990, № 11.


[1] .Международная защита прав и свобод человека. - М., 1990.

[2] Конституция Российской Федерации. - М.: "Новая школа", 1995.

[3] . В.А.Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 1995.

[4] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[5] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

[6] А.А.Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.

[7] . В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

[8] Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В.Шмарова

[9]. В.И.Селиверстов. Теоретические проблемы правового по­ложения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

 

[10] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990

[11] Международная защита прав и свобод человека. М., 1990


Страницы: 1, 2, 3, 4