Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
Ограничения общегражданских прав и свобод
могут вытекать из режима отбывания наказания, установленного
уголовно-исполнитёльным законодательством. Для осужденных к наказаниям, не
связанным с изоляцией от общества, такие ограничения вытекают из порядка и
условий отбывания данных наказаний. Фактически указанные источники ограничений
гражданских прав и свобод осужденного основываются на действии норм
уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих режим отбывания
наказания (например, установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в
местах лишения свободы).
В ст. 10 УИК РФ определяется правовое
положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане -
это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или
временно пребывающие на территории России. К числу иностранных граждан по
смыслу действующего законодательства о гражданстве относятся также граждане
других (кроме России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические
лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или
временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что
правовое положение указанных лиц определяется законодательством,
устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на
территории государства с ограничениями, предусмотренными законодательством для
осужденных, а также вытекающими из приговора суда и установленного законом
режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом следует иметь в
виду то, что на правовое положение иностранных граждан во время пребывания в
Российской Федерации влияют международные договоры России и иностранных
государств.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что
иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не
являются бесправными по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция
Российской Федерации и другие российские законы, международные договоры
гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и
здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной
жизни, личной и семейной тайны, имущественных, семейных, трудовых прав и иных
ценностей.
Закрепление правового положение осужденных в законе необходимо
оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая
существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод
человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации
закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Прежде всего следует обратить внимание на конституционное требование
установления ограничений прав и свобод гражданина только федеральным законом.
Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что ограничения прав и свобод
человека и гражданина, гарантированные на уровне Федерации, могут быть
ограничены не меньшим по юридической силе законодательным актом. Что же следует
из данного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию?
«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина
подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в
настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения исключения
из них ограничений прав и свобод человека и гражданина. Необходимые из них
следует предусмотреть в законе.
Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов
Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ
уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции
Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода
государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания наказания.
Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией международных
договоров и других актов по обращению с правонарушителями.
В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным
основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны и
безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде
международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских
прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод»[5].
В Конституции Российской Федерации впервые
закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и
гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности
законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В качестве
средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо правосудие.
Фактически речь идет о приоритете
конституционных прав и свобод человека и гражданина перед положениями
действующего законодательства и правоприменительной практикой. Обеспечить этот
приоритет должны судебные органы. Например, Конституционный Суд Российской
Федерации, исходя из принципа непосредственного действия конституционных норм
своим постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными
положения „ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР"
в части приостановления выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера
свободы по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового
положения гражданина, отбывающего наказание, с помощью судебного прецедента.
Такая практика будет расширяться, тем более, что концепция судебной реформы
Российской Федерации допускает создание пенитенциарных судов. Решения
пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и надзорной проверки,
могут существенно поправить практику исполнения наказания, особенно
осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных актов.
Закрепление прав, свобод и обязанностей
осужденных осуществляется действующим уголовно-исполнительным законодательством
в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и
исполнения наказания, а также в отдельных наказаниях - применение мер
исправительно-трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы,
непосредственно посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например,
ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13
УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием
действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм
будет возрастать
2. СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
В содержание правового
статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и
обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило,
уголовно-исполнительных правоотношений. Но не ограничиваются ими. Как мы
указывали ранее, права, законные интересы и обязанности осужденных могут
возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного,
административного, гражданского и иных отраслей права.
Права,
законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные
элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с
точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.
«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в
укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы
осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению к
нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его представителей, в
данном случае - персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Права
осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и
организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге
- его исправлению. Права осужденных, провозглашаемые лишь "на
бумаге", углубляют существующий антагонизм между обществом и осужденным,
существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей.
Сущность прав осужденного заключается в предоставлении
управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования
социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно
степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержанием
субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность свободного в
рамках предоставленного правом поведения осужденного, пользования социальными
благами (питанием, вещевым довольствием); во-вторых, возможность требовать
исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов
уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность
прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45 Конституции Российской Федерации
гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из
указанного принципа, защита прав осужденных обеспечивается с помощью
прокурорского надзора, судебного, ведомственного, общественного и иных видов
контроля.
Исходя из изложенного, «субъективное право
осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством
реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им
социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц
органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.
В качестве одного из элементов правового статуса
лиц, отбывающих наказание, впервые в учебной литературе рассматриваются
законные интересы осужденных.
Социально-правовое значение законных интересов
заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к
осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.
Законные интересы осужденных имеют много общих черт
с субъективными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право
осужденных образует такую возможность поведения, которая характеризуется
высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность
законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей характер
стремления к автономному, самостоятельному поведению, свободе личного
усмотрения в пользовании каким-либо иным социальным благом.
Несколько иное и содержание законных интересов,
которое состоит из трех элементов.
Первый - это стремление к получению
предусмотренного законом социального блага как материального (например,
получение дополнительных посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение
продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие
показатели работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление
дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих
объектом законных интересов осужденных, может иметь как материальный, так и
духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания
за пределами исправительного учреждения и т.п.).
Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут
быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к
примеру, перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению
свободы, перевод из исправительной колонии закрытого типа в
колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной
помощи при освобождении из мест лишения свободы).
Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного
интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой
необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных
интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других
факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режимных
правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка осуществляется
персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание, прокуратурой, судом, комиссией
по делам несовершеннолетних и другими субъектами и участниками
уголовно-исполнительных правоотношений.
Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов
осужденных следует назвать возможность ходатайствовать (а не требовать) перед
указанными управомоченными субъектами и участниками о реализации законных
интересов осужденных.
Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за
защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает автоматического
удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что законные интересы
осужденных, как и их субъективные права, гарантированы государством.
Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно
определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления
осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в
результате оценки администрацией исправительного учреждения, должностными
лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда поведения осужденных
во время отбывания наказания»[7].
Виды законных
интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по социально-политическому
назначению блага, являющегося объектом законных интересов, последние разделены
на три группы.
Первая группа -
это законные интересы, направленные на получение поощрения, закрепленного в
поощрительных нормах уголовного (условно-досрочное, досрочное освобождение),
уголовно-исполнительного (предоставление облегченных условий содержания
осужденных к лишению свободы) и иных отраслей права.
Вторая
группа - это законные интересы, направленные на получение льгот осужденными. В
отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения
людей, большинство льгот устанавливается вне зависимости от заслуг человека, а
в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие
льготы предусмотрены для осужденных и уголовно-исполнительным законодательством
(к примеру, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без
конвоя и сопровождения).
Третья группа -
это законные интересы, направленные на получение благ, по своей
социально-правовой сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, но
льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса
осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулировкам
"как правило", "в порядке исключения", "по
возможности". К примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса
России администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с
учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.
В других случаях
законные интересы осужденных нередко закрепляются в законе в виде субъективных
прав осужденных, однако в силу слабости гарантий реализации (в основном
материальных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, лишенных
свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие
социально-экономического кризиса в стране не может быть гарантировано в
качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденных.
Социально-правовое
значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования
нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и
правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания.
Сущность юридических
обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения
государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно,
непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.
Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их
содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых,
необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к
лишению свободы и исправительным работам трудиться, обязанность лица,
осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и
т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий
(запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи,
увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.).
Необходимо отметить, что
юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют
различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных
действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то
воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих
(негативно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда
учитывается в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям
осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве разновидности
обязанностей осужденных, а именно, в качестве обязанностей воздержания от
определенных законом действий.
Таким образом, юридическую
обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и
запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время
отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания,
поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных
интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.
3. ПРАВА,
ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
«Степень регламентации положения осужденного, объем распространяющихся
на него карательных правоограничений существенно различаются в зависимости от
вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний является
лишение свободы, существенным признаком которого выступает изоляция
осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограничения права
гражданина на личную свободу, свободу передвижения, выбора места пребывания и
жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции Российской
Федерации.
Так, осужденные к
лишению свободы обязаны весь срок наказания находиться в исправительных
учреждениях (исправительных колониях, воспитательных колониях и тюрьмах). Им
запрещается нарушать линию охраны объектов исправительных учреждений. Побег из
места лишения свободы согласно действующего законодательства является уголовным
преступлением. Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений
ограничивается в пределах изолированных друг от друга участков.
Кроме этого, в
исправительных учреждениях обеспечивается определенная степень изоляции
осужденных от внешнего мира, для достижения которой на осужденных, персонал
учреждений и других лиц возлагаются соответствующие обязанности. На осужденных
к лишению свободы возлагается обязанность соблюдать установленные нормы и
порядок поддержания социальных связей с внешним миром, в частности,
воздерживаться от приобретения алкогольных напитков, других предметов и
изделий, не предусмотренных специальным перечнем, отправления корреспонденции
вне установленного законом порядка.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|