рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание рефераты

Ограничения общегражданских прав и свобод могут вытекать из режима отбывания наказания, установленного уголовно-исполнитёльным законодательством. Для осужденных к наказа­ниям, не связанным с изоляцией от общества, такие ограничения вытекают из порядка и условий отбывания данных наказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих режим отбыва­ния наказания (например, установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения свободы).

В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение ино­странных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего законода­тельства о гражданстве относятся также граждане других (кроме России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что правовое положение указанных лиц определяется законодательством, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории госу­дарства с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и уста­новленного законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во время пребывания в Россий­ской Федерации влияют международные договоры России и ино­странных государств.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, имущественных, семей­ных, трудовых прав и иных ценностей.

Закрепление правового положение осужденных в законе не­обходимо оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая существенно изменила требования к источни­кам ограничений прав и свобод человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации закреплено, что пра­ва и свободы человека и гражданина могут быть ограничены феде­ральным законом только в той мере, в какой это необходимо в це­лях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо­ны страны и безопасности государства. Прежде всего следует обра­тить внимание на конституционное требование установления ограничений прав и свобод гражданина только федеральным зако­ном. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что огра­ничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе законодательным актом. Что же следует из дан­ного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию?

«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав граж­данина подзаконными, в том числе ведомственными нормативны­ми актами. Поэтому в настоящее время идет пересмотр ведом­ственных актов с точки зрения исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина. Необходимые из них следует предусмотреть в законе.

Во-вторых, ограничения не могут устанавливаться законами .субъектов Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Кон­ституции РФ уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания на­казания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру­гих, лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде международных ак­тов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»[5].

В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение за­конов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо правосудие.

Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные органы. Например, Конституци­онный Суд Российской Федерации, исходя из принципа непосред­ственного действия конституционных норм своим постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения „ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части приостановления выплаты трудовых пенсий во время лише­ния пенсионера свободы по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового положения гражданина, отбы­вающего наказание, с помощью судебного прецедента. Такая прак­тика будет расширяться, тем более, что концепция судебной ре­формы Российской Федерации допускает создание пенитенциар­ных судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и надзорной проверки, могут существенно попра­вить практику исполнения наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных актов.

Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осу­ществляется действующим уголовно-исполнительным законода­тельством в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания, а также в от­дельных наказаниях - применение мер исправительно-трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно по­священные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осуж­денных, ст. 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на лич­ную безопасность. С развитием действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм будет возрас­тать

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых норма­ми государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает ме­ру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов, исполняющих наказа­ния. Права осужденных, гарантированные материально, политиче­ски, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных, провозглашаемые лишь "на бумаге", углубля­ют существующий антагонизм между обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказани­ем целей.

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержани­ем субъективного права, включающим в себя: во-первых, возмож­ность свободного в рамках предоставленного правом поведения осужденного, пользования социальными благами (питанием, веще­вым довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45 Конституции Российской Фе­дерации гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осуж­денных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судеб­ного, ведомственного, общественного и иных видов контроля.

Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую го­сударством реальную возможность определенного поведения осуж­денного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняю­щих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбы­вающих наказание, впервые в учебной литературе рассматривают­ся законные интересы осужденных.

Социально-правовое значение законных интересов заключа­ется в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных образует такую возможность по­ведения, которая характеризуется высокой степенью его реализа­ции по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей харак­тер стремления к автономному, самостоятельному поведению, сво­боде личного усмотрения в пользовании каким-либо иным соци­альным благом.

Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех элементов.

Первый - это стремление к получению предусмотренного за­коном социального блага как материального (например, получение дополнительных посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой не­обходимости, премирование за лучшие показатели работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного свида­ния, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом за­конных интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.п.).

Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к примеру, перевод на улучшенные усло­вия содержания осужденных к лишению свободы, перевод из ис­правительной колонии закрытого типа в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помо­щи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режим­ных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов, испол­няющих наказание, прокуратурой, судом, комиссией по делам не­совершеннолетних и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.

Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует назвать возможность ходатайство­вать (а не требовать) перед указанными управомоченными субъек­тами и участниками о реализации законных интересов осужден­ных.

Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужден­ного, оно означает, что законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы государством.

Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовых нормах конкрет­ного действия стремления осужденных к обладанию теми или ины­ми благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения, должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда пове­дения осужденных во время отбывания наказания»[7].

Виды законных интересов осужденных довольно разнообраз­ны. Так, по социально-политическому назначению блага, являю­щегося объектом законных интересов, последние разделены на три группы.

Первая группа - это законные интересы, направленные на по­лучение поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уго­ловного (условно-досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного (предоставление облегченных условий содержа­ния осужденных к лишению свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа - это законные интересы, направленные на по­лучение льгот осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большин­ство льгот устанавливается вне зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значе­ние. Такие льготы предусмотрены для осужденных и уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без кон­воя и сопровождения).

Третья группа - это законные интересы, направленные на по­лучение благ, по своей социально-правовой сущности не являю­щихся для осужденного ни поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осуж­денных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулиров­кам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Рос­сии администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспо­собности и, по возможности, специальности.

В других случаях законные интересы осужденных нередко за­крепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, одна­ко в силу слабости гарантий реализации (в основном материаль­ных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, ли­шенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально-экономического кризиса в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представля­ет собой законный интерес осужденных.

Социально-правовое значение обязанностей выражается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания на­казания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражает­ся в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно, не­пререкаемо и обеспечивается мерами государственного принужде­ния.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражает­ся через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы и исправи­тельным работам трудиться, обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в установленный законом срок и т.п.). Во-вторых, необходимость воздержания от установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.).

Необходимо отметить, что юридические обязанности осуж­денных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения опре­деленных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий - с помощью запрещающих (нега­тивно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается в практике, где нередко запреты противопо­ставляются обязанностям осужденных. Между тем запреты должны рассматриваться в качестве разновидности обязанностей осужден­ных, а именно, в качестве обязанностей воздержания от определен­ных законом действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных мож­но определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголов­ного наказания, поддержание правопорядка во время его отбыва­ния, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанно­го лица, так и иных лиц.

3. ПРАВА, ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ОБЯЗАННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

«Степень регламентации положения осужденного, объем рас­пространяющихся на него карательных правоограничений суще­ственно различаются в зависимости от вида уголовного наказания. Наиболее суровым среди всех наказаний является лишение сво­боды, существенным признаком которого выступает изоляция осужденного от общества. В содержание изоляции входят ограни­чения права гражданина на личную свободу, свободу передвиже­ния, выбора места пребывания и жительства, гарантированные гражданам ст.22 и 27 Конституции Российской Федерации.

Так, осужденные к лишению свободы обязаны весь срок нака­зания находиться в исправительных учреждениях (исправительных колониях, воспитательных колониях и тюрьмах). Им запрещается нарушать линию охраны объектов исправительных учреждений. Побег из места лишения свободы согласно действующего законо­дательства является уголовным преступлением. Передвижение осужденных внутри исправительных учреждений ограничивается в пределах изолированных друг от друга участков.

Кроме этого, в исправительных учреждениях обеспечивается определенная степень изоляции осужденных от внешнего мира, для достижения которой на осужденных, персонал учреждений и дру­гих лиц возлагаются соответствующие обязанности. На осужден­ных к лишению свободы возлагается обязанность соблюдать уста­новленные нормы и порядок поддержания социальных связей с внешним миром, в частности, воздерживаться от приобретения ал­когольных напитков, других предметов и изделий, не предусмот­ренных специальным перечнем, отправления корреспонденции вне установленного законом порядка.

Страницы: 1, 2, 3, 4