Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
Однако изоляция в
местах лишения свободы не может быть абсолютной, поэтому закон устанавливает
определенные ее границы, закрепляя их в виде субъективных прав или законных
интересов осужденных. В их числе следует указать на закрепление в законе
права осужденных на получение посылок, бандеролей, денежных переводов, права
на свидания и на почтово-телеграфную переписку. В этом же ряду находятся
законное интересы осужденных на телефонные переговоры, проведение свиданий за
пределами мест лишения свободы, на краткосрочный выезд из мест лишения свободы
по различным основаниям.
В качестве
своеобразных показателей, характеризующих степень изоляции осужденных в местах
лишения свободы, необходимо указать на предоставление законом возможности
осужденным приобретать продукты питания и предметы первой необходимости, обувь,
одежду и другие промышленные товары, не запрещенные к использованию в местах
лишения свободы; оплачивать и получать дополнительные лечебно-профилактические
услуги, переводить имеющиеся в исправительном учреждении на лицевых счетах
осужденных средства на открываемые для этой цели лицевые счета в местном
отделении Сбербанка. Кроме того, через администрацию исправительных учреждений
осужденные вправе приобретать сертификаты, облигации внутренних займов и
другие ценные бумаги, имеющие хождение на территории России. Поскольку
осужденным запрещено иметь при себе и пользоваться деньгами и ценными бумагами
(кроме колоний-поселений), то деньги зачисляются на лицевые счета, а ценные
бумаги хранятся в личном деле и выдаются осужденным при освобождении.
Карательные
правоограничения, помимо степени изоляции, определяют также и условия труда
осужденных к лишению свободы.
В Конституции
Российской Федерации устанавливается, что труд свободен. Каждый гражданин имеет
право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род
деятельности и профессию (ст.37).
В отличие от
конституционного положения труд осужденных в местах лишения свободы обязателен.
В ст. 103 УИК РФ закреплено, что каждый осужденный обязан трудиться.
Администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду на государственных
предприятиях либо на контрактной основе на предприятиях других форм
собственности с учетом их пола, возраста, трудоспособности и, по возможности,
специальности. Осужденным может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой
деятельностью. Осужденные мужчины старше шестидесяти лет, женщины старше
пятидесяти лет, инвалиды I и II групп привлекаются к труду по их желанию в
соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов.
В то же время осужденные
ограничены в выборе места работы и характере труда, в установленном законом
порядке могут привлекаться к работам по благоустройству без оплаты труда. Им
предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих
дней (для граждан, работающих на аналогичных производствах, минимальный отпуск
- 24 рабочих дня).
Осужденным, являющимся безработными в местах лишения свободы,
пособие по безработице не выплачивается, а действие добровольного медицинского
страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительных
учреждениях.
Правовой статус осужденных видоизменен не только под воздействием
ограничений, определяющих содержание лишения свободы, но и ограничений,
составляющих своеобразный принудительный правопорядок исполнения наказания. К
их числу следует отнести ограничения прав осужденных, установленные законом в
целях предупреждения преступлений и иных правонарушений в местах лишения
свободы. Это прежде всего запрет хранения осужденными при себе денег и ценных
вещей, а также предметов, запрещенных к использованию в исправительных
учреждениях. Осужденные в этих же целях подвергаются личному обыску, их
корреспонденция подлежит цензуре, а посылки, передачи и бандероли - досмотру.
Осужденные носят одежду установленного образца. Имеются и другие нормы,
устанавливающие ограничения общегражданских прав осужденных в целях
предупреждения преступлений.
Анализируя правовое положение осужденных к лишению свободы,
следует отметить, что некоторые правоограничения устанавливаются в нормах
государственного, гражданского, трудового, жилищного и иных отраслей
законодательства.
Так, политическая свобода осужденных реализуется ими не в полном
объеме вследствие действия ст.32 ч.З Конституции Российской Федерации,
устанавливающей ограничения избирательных прав лишенных свободы. В указанной
части статьи устанавливается, что не имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда.
В ст. 14 УИК РФ установлены особенности реализации осужденными
свободы совести. Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий.
Они вправе исповедовать любую религию, но при этом не должны нарушаться
правила внутреннего распорядка, а также ущемляться права других лиц.
К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, по их просьбе
приглашаются служители культа при отсутствии угрозы безопасности последних. В
исправительных учреждениях осужденным разрешается отправление религиозных
обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях
администрация учреждений выделяет соответствующие помещения.
Иные политические права и свободы
осужденного к лишению свободы реализуются ими в обычном порядке, поскольку в
законодательстве не установлены для осужденных какие-либо ограничения. Не
является основанием ограничения правового статуса осужденных к лишению свободы
действия изоляции от общества, ибо изоляция не может существовать в иной форме,
чем совокупность установленных в законе ограничений общегражданских прав и
свобод осужденного. Вместе с тем в федеральных законах Российской Федерации
следует предусмотреть ограничения или особенности реализации осужденными к
лишению свободы права на проведение митингов, демонстраций и уличных шествий,
права на объединение в общественные организации, включая создание профессиональных
союзов для защиты своих интересов.
В нормах гражданского права установлен
упрощенный порядок расторжения брака осужденными. Это правоограничение установлено
в целях защиты интересов той стороны в брачном контракте, которая не осуждена
к уголовному наказанию. Имеется ограничение в основаниях сохранения за
осужденными к лишению свободы права на жилую площадь. В ст.60 Жилищного кодекса
РСФСР установлено, что договор найма жилого помещения осужденного к лишению
свободы на срок свыше шести месяцев расторгается с момента вступления
приговора в законную силу. Для других граждан, не проживающих на жилой площади
по неуважительной причине, такой срок установлен в шесть месяцев.
Однако большая часть общегражданских прав и
свобод осужденного реализуется в установленном для граждан России порядке.
Так, осужденные к лишению свободы могут приобретать через книготорговую сеть
литературу, письменные принадлежности, имеют право подписки на газеты и
журналы. Закон не ограничивает получение осужденными свиданий с адвокатами и
получение ими иной юридической помощи. Осужденные к лишению свободы вправе
обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, общественные
организации и к должностным лицам. Обращения осужденных, адресованные в
прокуратуру, суд и государственные органы, обладающие правом контроля за
деятельностью исправительных учреждений, просмотру не подлежат и не позднее
чем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных дней) направляются
по принадлежности (ст. 15 УИК РФ).
Имеется
много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской Федерации.
Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в свободе выбора
труда и ряде трудовых прав, администрация исправительных учреждений привлекает
их к труду с безусловным соблюдением правил охраны труда и техники
безопасности, установленных законодательством о труде. Это свидетельствует о
проявлении заботы государства о сохранении здоровья осужденных к лишению
свободы, что облегчит их социальную приспособляемость к условиям жизни
общества.
Следует учитывать
и то, что осужденным начисляется заработная плата в соответствии с количеством
и качеством труда по нормам и расценкам, действующим на аналогичных производствах.
К заработной плате начисляются районный и иные виды коэффициентов,
выплачиваются премии из фонда заработной платы и фонда премиального
вознаграждения. Кроме того. осужденным может быть оказана материальная помощь,
в том числе из внебюджетных фондов.
Осужденным к
лишению свободы может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой
деятельностью (ст. 103 УИК РФ).
Следует учитывать
также и то, что осужденные к лишению свободы пользуются гражданскими правами и свободами.
Например, право наследования и распоряжения имуществом, находящимся за
пределами исправительного учреждения, осуществляется в рамках его гражданской
правоспособности. Через своих законных представителей осужденный может
участвовать в имущественных правоотношениях (в договорах купли-продажи,
дарения, мены, залога и т.д.), иметь на правах частной собственности вещи,
ценности, недвижимое имущество, если оно не конфисковано по приговору суда.
Большой
блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их специальные
права, законные интересы и обязанности. Причем объем специфических прав,
законных интересов и обязанностей осужденных зависит от вида исправительного
учреждения, поведения осужденных и ряда других факторов. Так, законодательством
устанавливаются специфические права, законные интересы и обязанности осужденных
в области материально-бытового обеспечения, проведения с ними воспитательной
работы. К указанным элементам следует отнести и правовые статусы осужденных,
отбывающих меру дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении
камерного типа, переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу
специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их
обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего
распорядка: например, бережное отношение к государственному имуществу,
содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для
этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть вежливыми
в обращении с администрацией и другими осужденными.
Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к лишению
свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской Федерации
обладают общегражданскими правами и свободами, установленными Конституцией
Российской Федерации и другими федеральными законами»[8].
4. ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Правовой статус отдельных категорий
осужденных имеет существенные отличия, обусловленные особенностями отбываемого
ими наказания. Уголовный кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения
свободы и смертной казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов
наказаний, которые можно отнести к числу не связанных с изоляцией осужденного
от общества. В зависимости от основной направленности правоограничений,
входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить на
три группы.
«Первую из них
составляют наказания, направленные на ограничение предусмотренных Конституцией
РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей,
заработной платой, а также социальными льготами и преимуществами,
предусмотренными законом для определенных категорий граждан: штраф; лишение
специального, воинского или почетного звания; конфискация имущества.
Объем ограничений прав и интересов
осужденных при исполнении указанных наказаний сравнительно невелик и в
основном сводится к неблагоприятным последствиям материального характера, с
вытекающими из них юридическими обязанностями. Законные правами интересы
осужденных обеспечиваются правом требовать исполнения приговора в точном
соответствии с нормами права. Например, при исполнении наказания в виде штрафа
осужденный обязан выплатить соответствующую сумму и имеет право требовать,
чтобы взыскание штрафа производилось в установленном порядке.
Вторую группу
составляют наказания, направленные на ограничение вытекающих из ст. 37
Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими способностями к
труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких наказаний
относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы;
ограничение по военной службе.
Объем
ограничения материальных и духовных благ, выраженных через совокупность прав,
законных интересов и обязанностей осужденных, здесь является более
существенным, чем при исполнении ранее названных наказаний, входящих в первую
группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность свободно трудиться
относится к числу наиболее значимых для человека гражданских прав и свобод.
Во-вторых, ограничение права на труд обычно связано с ущемлением и других
конституционных' прав (право на получение соответствующего вознаграждения за свой
труд, право на отдых и т.д.). В-третьих, исполнение рассматриваемых наказаний,
а значит и ограничение прав и свобод осужденных, осуществляется в течение
довольно продолжительного времени, указанного в приговоре суда (иногда на
протяжении нескольких лет). В связи с этим специальный правовой статус
осужденных приобретает существенные отличия от гражданского.
Например,
в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы отбываются по месту
работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ исправработы отбываются
по основному месту работы осужденного. Как указано в ст.40 УИК РФ, он не вправе
отказаться от предложенной органами службы занятости работы и переквалификации,
не имеет права уволиться с работы по собственному желанию, без разрешения органов,
ведающих исполнением этого вида наказания.
Продолжительность
ежегодного отпуска у осужденных к исправительным работам ограничена
восемнадцатью рабочими днями.
Из
заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход
государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 5 до
20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.
Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности осужденных,
обеспечивающие возможность осуществления в отношении их контроля и
воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных инспекций органов
внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные обязаны соблюдать
установленный порядок отбывания наказания, являться по вызову в органы, исполняющие
наказание в виде исправительных работ. Помимо вышеназванных правоограничений,
уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд норм, направленных на
обеспечение законных прав и интересов осужденных, отбывающих исправительные
работы. Эти лица при наличии предусмотренных законом условий имеют право на
условно-досрочное освобождение от наказания или замену неотбытой части
наказания более мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.
Третью группу составляют уголовные наказания, направленные
на ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на
свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу
относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской
части.
Согласно ст. 53 УК
РФ ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего
совершеннолетия, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях
осуществления за ним надзора. Из расположения ограничения свободы в перечне
наказаний, содержащемся в ст.44 УК РФ, видно, что оно является более строгим и,
следовательно, влечет за собой более существенное ограничение прав и свобод
осужденного, чем это имеет место, например, при отбывании исправительных работ.
Фактически это обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в
специальных учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной
частью которого является надзор.[9]
Как следует из
текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской
части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или
контракту на должностях рядового или сержантского состава, и применяется
главным образом взамен лишения свободы. При этом из содержания главы 20
проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ видно, что режим содержания осужденных,
отбывающих это наказание, во многом сходен с режимом отбывания лишения
свободы, например, в том, что касается регламентации труда, свиданий,
переписки, краткосрочных выездов за пределы дисциплинарной воинской части и
др. В то же время предусмотрены и некоторые отличия в режиме указанных
наказаний, которые преимущественно связаны с особенностями и условиями
прохождения воинской службы. Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных
к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, можно сделать вывод, что
специальный правовой статус этих лиц в большинстве случаев не имеет
существенных отличий от общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь
отдельные конституционные права и свободы и лишь некоторые категории осужденных
существенно поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим
наказание в местах лишения свободы.
5. ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии со ст. 15
ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее
правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ содержит в себе
положение о том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской
Федерации учитывает международные акты, относящиеся к исполнению наказания и
обращению с осужденными.
Вышеупомянутые
международные акты можно подразделить на два вида - международные договоры и
международные стандарты.
Международные
договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между государствами,
обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно к рассматриваемому
вопросу наиболее известным примером таких договоров является "Конвенция
против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов
обращения и наказания", принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1984
года. Она состоит из 33 статей, вступила в силу в 1987 году, ратифицирована и
имеет обязательную силу на территории России.[10]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|