рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание рефераты

Реферат: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание

                         МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ

               МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 

                        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


        Кафедра криминологии и профилактики преступлений


                                         РЕФЕРАТ

Тема: Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание.

МОСКВА –2002


                                                       ПЛАН

      Введение................................................. ……………………………………3

1.   Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания…………4

   2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих  наказания............. 11

         3. Права, законные интересы и обязанности осужденных к лишению свободы ........................…………………………………………………………… 15

        4  Правовое положение лиц, отбывающих наказания,  не связанные с изоляцией от общества ..................... …………………………………………….20

  5.Правовое положение осужденных в свете международных договоров и международных стандартов ..……………………………………………….. 23

Заключение .............................................…………………………… ………...29   

Список использованной литературы………………………………………….30


ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях обеспечение правопорядка в Россий­ской Федерации остается не на должном уровне. Меры по проти­водействию преступности, особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата, поскольку не всегда реализуют­ся последовательно и целеустремленно. Вследствие этого крими­нальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтраш­нем дне.

Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся крими­нальной ситуации в России, деятельность силовых структур, пра­воохранительных и иных государственных органов, судов по борь­бе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснитель­ном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осуж­денные), усиление юридических гарантий прав и законных интере­сов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью.

Уголовное наказание представляет собой меру государствен­ного принуждения, существенно изменяющего правовое положение (статус) гражданина. Но каким бы суровым оно не было, за осуж­денными всегда сохраняется определенная сфера дозволенного по­ведения, состоящая из субъективных прав и законных интересов, которыми он пользовался до осуждения. Из указанных субъек­тивных прав и законных интересов, а также юридических обязан­ностей (нередко и запретов) складывается правовое положение лиц, отбывающих наказания.

Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершен­ное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфиска­ция имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, - его имущественные или трудовые от­ношения. Имеется наказание в виде лишения свободы, которое су­щественно изменяет правовой статус гражданина вследствие при­менения к нему наиболее суровых карательных правоограничений.

Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и цивилизованные нормы об­ращения с лицами, отбывающими наказание или подвергнутыми заключению в той или иной форме. Действующее уголовно-исполнительное законодательство в основном отвечает принятым на себя Россией как правопреемницей СССР международным нор­мам и стандартам.

Однако сложность современного этапа социально-экономи­ческого развития России не позволяет реализовать некоторые по­ложения международных актов в законодательстве и практике ор­ганов, исполняющих наказания.


1. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права, соци­ально-правовая значимость которого проявляется в следующем.

Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Фе­дерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, вы­ражается в каре, а последняя представляет собой комплекс устано­вленных законом ограничений прав и свобод человека и гражда­нина. Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей соци­ально-политической ценностью, то возникающие вопросы о преде­лах  их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.

Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих нака­зание, обусловливается также необходимостью повышения эффек­тивности процесса исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер исправительного воздействия. Исполнение осуж­денными возложенных на них обязанностей и реализация принад­лежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для до­стижения поставленных перед наказанием целей.

.Необходимо отметить, что социально-правовое значение ин­ститута правового положения лиц, отбывающих наказание, в по­следнее время не исчерпывается решением задач в сфере правоох­ранительной деятельности. Российская Федерация как правопре­емник СССР является участником многочисленных международ­ных договоров, она признает ряд резолюций и решений междуна­родных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблю­дения прав осужденных, в числе таких решений следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию пра­вопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было сфере (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправле­ния правосудия в отношении несовершеннолетних: Пекинские пра­вила (1985) и другие.[1] Развитие правового статуса осужденных, осо­бенно в свете указанных выше международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на ее международный ав­торитет. Более того, соблюдение основных прав человека во время отбывания наказания, в основном лишения свободы, нередко ста­новится условием уступок международных партнеров в иных важ­ных для России областях государственного сотрудничества - эко­номических, оборонных, гуманитарных и т.п.

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом ста­тусе граждан России положение осужденного во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в толковании, позволяющем раскрыть специфику правового статуса осужденных.

В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном правовом статусе какой-либо категории граждан и индивидуальном правовом положении гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновид­ность специального правового статуса, в свою очередь подразде­ляемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

Специальный правовой статус осужденных имеет свои осо­бенности. В чем они выражаются? Прежде всего в том, что он ба­зируется на общем статусе граждан России. Осуждение лица к уго­ловному наказанию не влечет лишения его гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. Неотчуждаемость права на гражданство определяется междуна­родно-правовыми актами и законодательством Российской Феде­рации. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Неотъемлемость права на гражданство граждан России провозглашена в Деклара­ции прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Это же положение устанавливается в Конституции Российской Фе­дерации, где в ст.6 прямо указывается на то, что гражданин Рос­сийской Федерации не может быть лишен своего гражданства.[2] Ис­ходя из этого, в Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, со­гласно ст. 23 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по жела­нию осужденного.

Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является принципиальным положением политико-правовой док­трины Российского государства по отношению к лицам, совер­шившим преступления, находится в соответствии с международ­ными актами, закрепляющими принципы обращения с осужденны­ми, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме то­го, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способству­ет обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нару­шения последней в любых формах их проявления неизбежно связа­ны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требовании ис­черпывающего закрепления законом ограничений общеграждан­ских прав и свобод осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами и свободами граждан, не под­вергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограни­чения) - теми правами и законными интересами, которые сохрани­лись у осужденных в остаточном объеме.

Во-вторых, сохранение за осужденными гражданства госу­дарства преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как позволяет не формально, а по существу обра­щаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспи­тательный потенциал наказания. Примеры обращения к граждан­ским чувствам осужденных имелись в периоды, наиболее тяжелые для нашей страны, скажем, в Великую Отечественную войну. Есть такие примеры и сейчас. Свидетельство этому многочисленные случаи добровольного перечисления осужденными пожертвований в благотворительные фонды, помощь во время ликвидации послед­ствий стихийных бедствий (например, взрыва газопровода в Баш­кирии) и других чрезвычайных обстоятельств.

Кроме этого, рассмотрение осужденного в качестве гражда­нина России означает, что осужденный не освобождается от вы­полнения возложенных на него общегражданских обязанностей. Более того, в процессе исполнения наказания привлекаются допол­нительные средства обеспечения исполнения осужденными обще­гражданских обязанностей, например, обязанности оказания мате­риальной и иной помощи нетрудоспособным членам семьи лица­ми, отбывающими лишение свободы.

Вторая особенность специального правового статуса осуж­денных обусловливается социальной ролью (позицией), выполняе­мой его обладателями - осужденными. В отличие от социальных ролей иных специальных правовых статусов рассматриваемая на­ми является следствием неодобряемого и порицаемого обществом поведения: совершения опасных для общества деяний, ущемления прав и законных интересов других граждан.

Соответственно, ответная реакция государства выражается в осуждении лица, виновного в совершении преступления, и назна­чении ему уголовного наказания - своеобразного средства самоза­щиты общества против нарушения условий его существования. Яв­ляясь по своей сущности разновидностью государственного при­нуждения, наказание выражается в причинении виновному опреде­ленных лишений и ограничений (кары) в целях его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений как осуж­денными, так и иными лицами. Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применения в некоторых из них мер исправительно-трудового воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод чело­века и гражданина. Например, для осужденных к лишению сво­боды устанавливаются ограничения в свободе передвижения, вы­бора места жительства и места пребывания, для осужденных к ис­правительным работам - в свободе выбора труда и т.п.

Следует иметь в виду особенность применяемого к осужден­ным государственного принуждения, заключающуюся в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения мер исправительно-трудового воздействия. В нормах "позитивного" права, например, граждан­ского, трудового, брачно-семейного, имеются положения, ограни­чивающие права и свободы осужденных граждан России.

Необходимо отметить, что в рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Кон­кретизация предполагает собой и детализацию прав, свобод (нередко и обязанностей) граждан в условиях отбывания наказа­ния. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их со­держания.

Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в обще­ственной жизни и присущих только условиям наказания того или иного вида.

Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания мер исправительно-трудового воз­действия (режимных правил, труда, воспитательной работы, обу­чения осужденных) порождает для осужденных дополнительные права, законные интересы и обязанности (обязанность трудиться, право на оплату труда осужденных и т.д.). Соответственно осуж­денный рассматривался как субъект только исправительно-трудовых отношений. В настоящее время больше предпосылок для рассмотрения правового положения осужденных в более широком контексте, а именно как межотраслевого правового института. Во-первых, при сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порож­дающих права, законные интересы и обязанности осужденных, ре­гулируются нормами государственного, административного, тру­дового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к примеру, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Рос­сийской Федерации "Об оружии"), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы. Во-вторых, при исполне­нии любого наказания осужденный наделяется специальным пра­вовым статусом, что позволяет рассмотреть правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с мерами исправительно-трудового воздействия (например, лишение свободы) и не связан­ным с таковыми (например, штраф), в качестве единого правового института. Из понимания правового статуса осужденных как еди­ного правового института исходит разрабатываемое в настоящее время уголовно-исполнительное законодательство, закрепляющее общие основы правового статуса осужденных к наказаниям, как связанным с мерами исправительного воздействия, так и не свя­занным с таковыми[3].

По своему содержанию правовой статус осужденных пред­ставляет собой совокупность юридических средств, с помощью ко­торых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, он складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих на­казание, можно определить как «закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбы­вания уголовного наказания того или иного вида».[4]

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

В исправительно-трудовом законодательстве правовое поло­жение лиц, отбывающих наказания, закрепляется двумя путями. Первый - это установление нормативного определения правового положения осужденных. Второй - регламентация конкретных юри­дических прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

Основы правового положения осужденных закреплены в ст. 10 УИК РФ. Законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства государства и правового статуса граж­данина Российской Федерации. Это имеет большое социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных определяют также и общие законы Российской Федерации, кото­рые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граж­дан государства.

Поскольку речь идет о правовом положении не просто граж­дан, а тех из них, которые совершили преступления и в связи с этим отбывают уголовное наказание, то в ст. 10 УИК РФ устанавли­ваются источники ограничений прав и свобод гражданина.

В их числе - законодательство, устанавливающее позитивный статус граждан Российской Федерации, а именно нормы государ­ственного, административного, гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В качестве примера следу­ет привести установление в ст.60 Жилищного кодекса РСФСР ограничения в праве сохранения жилой площади за осужденным к лишению свободы на срок свыше 6 месяцев, ограничения в избира­тельных правах лишенных свободы, предусмотренного в ст. Кон­ституции Российской Федерации и законах о выборах в соответ­ствующие органы государственной власти; ограничение в праве осужденных пользоваться оружием, установленное в ст. 13 Закона Российской Федерации "Об оружии" и др.

Ограничения гражданских прав и свобод осужденных могут устанавливаться приговором суда, в частности фиксированный процент удержаний из заработной платы при осуждении к испра­вительным работам. Кроме того, назначенное приговором суда дополнительное наказание, например, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, может порождать правоограничения для осужденных во время отбывания основного наказания.

Страницы: 1, 2, 3, 4