рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование международного бизнеса рефераты

·            индивидуальные (распределенная) квоты – квота определяет размер импорта для конкретной страны;

·            сезонные квоты – устанавливаются на строго определённый период календарного года и применяются традиционно в отношении сельскохозяйственных товаров;

·            тарифные квоты – льготная ставка таможенного тарифа ;

·            экспортные квоты – повышение экспортных цен путём ограничения поставок на внешние рынки.

Лицензирование экспорта и импорта служит двум целям — количественное ре­гулирование торговли (когда с выдачей лицензии предоставляются квоты и в опре­деленный момент их выдача прекращается) и контроль за импортом. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведом­ство выдает разрешение на операции определенными, включенными в списки ли­цензируемых по импорту или экспорту товарами. В лицензии может также устана­вливаться порядок ввоза и вывоза товаров. Основные виды лицензий можно свести к следующим типам:

·            генеральные ли­цензии – разрешение любому экспортёру беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включённого в списки в течении определённого периода времени без ограничения объёма и стоимости;

·            разовые лицензии – разрешение ввоза/вывоза определённого товара, его стоимости, страны происхождения (назначения);

·            открытые индивидуальные ли­цензии - на ввоз неограниченного объема товара;

·            автоматические лицензии - когда импор­тер/экспортер, подавая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз/вывоз товара;

·            неавтоматические лицензии - подразумевает получение разрешения на импорт/экспорт в ка­честве предварительного условия и другие.

Контингентирование представляет собой установление государством центра­лизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период времени. Следует отличать контингентирование от предо­ставления тарифных квот (тарифных контингентов), которые обеспечивают префе­ренциальный ввоз определенного количества товара — в основном беспошлинно или по сниженным ставкам пошлин. Несмотря на запрет, установленный ГАТТ в отноше­нии контингентирования, оно продолжает использоваться большим количеством стран под предлогом сложности финансового положения или дефицита платежного баланса, что разрешается положениями ГАТТ.

Добровольное самоограничение экспорта или установление минимальных им­портных цен. Он реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения со стороны страны импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокраще­ния объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен. Доброволь­ное самоограничение экспорта является временной мерой, позволяющей нацио­нальной промышленности страны импортера приспособиться к меняющейся струк­туре международной конкуренции.

Особым, но на практике редко применяемым инструментом специфического торгового регулирования является запрет в отношении кинофильмов, реализуе­мый, как правило, в форме установления максимальной доли показа иностранных кинофильмов.

III. Импортные налоги и сборы — довольно объемная группа инструментов, основ­ной характеристикой которых является экономическое воздействие на импорт. Од­нако, в отличие от таможенных пошлин они воздействуют на импорт косвенным об­разом. Не являясь предметом международного регулирования, находятся целиком в компетенции национальных органов власти, подчас даже местных. Им свойственна фискальная функция — пополнение бюджета государства с целью дальнейшего фи­нансирования, в том числе и государственных органов, отвечающих за регулирова­ние, контролирование и наблюдение за внешнеторговой деятельностью.

Импортные налоги и сборы подразделяются на две группы:

уравнительные на­логи и сборы - взимаемым в импорти­рующей стране с национальных товаров в форме налога на добавленную стоимость (НДС), налога на продажу, налога на потребление, акциза.

налоги и сборы, взимаемые с импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу :

·            импортный депозит — форма залога, кото­рый импортер должен внести на определенный срок, — беспроцентный вклад, рав­ный всей или части стоимости товара;

·            распространены консульские сборы - сборы фискального характера, ограничения в от­ношении иностранных вино-водочных изделий, дискриминационные сборы с авто­мобилей, статистические и административные сборы, которые осуществляются с целью обеспечения тщательного статистического учета внешнеторговых грузов, специальные сборы на импортные товары, например, в ЕС установлены специаль­ные сборы при импорте оцинкованного железа.

·            му­ниципальные, почтовые, портовые, на развитие экспорта, на благотворительные це­ли (Турция, Ирак, Иран) - ставки этих сборов обычно невелики и не преследуют цели ограничения или регулирования импорта, но в целом могут составить довольно зна­чительную сумму.

IV. Валютно-кредитные инструменты. Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств объединяет совокупность элементов валютного рынка, отноше­ний экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосудар­ственного валютного регулирования. В любом государстве соотношение используе­мых элементов и роль каждого из них различаются в зависимости от состояния внешнеэкономических связей, уровня конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и кредитования, особенностей национального меха­низма государственного регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную валютно-финансовую сферу.[11] В связи с этим условия осуществле­ния экспортно-импортных операций во многом зависят от совокупности используе­мых элементов регулирования валютного рынка, уровней валютного курса, ссудного процента и условий предоставления кредита, способов валютной интервенции и т.п.

Валютный курс, выступающий как отношение национальной денежной единицы к денежным единицам других стран. Главная функция валютного курса заключается в обеспечении пропорциональности обмена валют, базой которой, служит их покупательная сила по отношению к товарам внутри страны. Конвертируе­мость валюты определяется главным образом уровнем развития внутреннего товарного производства. Внешняя конвертируемость в большей степени, чем внут­ренняя, обостряет конкуренцию, деформирует структуру экономики, способствуя вывозу прибыли за пределы страны ее получения.

Валютная интервенция - она реализует­ся в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными банками с целью ограничения (повышения, снижения, поддержания) курса нацио­нальной валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по величине и противоположными по направлению операциями на внут­реннем открытом рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней и внешней денежно-кредитной политики, получило название “стерилизации”.

Маневрирование банковскими процентными ставками оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а также способству­ет изменению валютного курса.

Механизм валютно-кредитного регулирования в международной практике поми­мо рассмотренных элементов включает также набор правил и норм, которые регу­лируют деятельность центральных эмиссионных банков на внешних валютных рын­ках. Их цель состоит в облегчении процессов международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов, упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной выгоды участниками внешнеторго­вых сделок.

3.2. Международно-правовая система согласованного применения инструментов нетарифного регулирования международной торговли

Международно-правовая система регулирования торговли ГАТТ/ВТО основы­вается на двух основополагающих элементах - отказ от дискриминации и рыночная эффективность, которые применительно к использованию нетарифных инструмен­тов можно определить следующим образом.

1. Нетарифное регулирование осуществляется в соответствии со следующими специальными принципами международного экономического права: РНБ в отноше­нии доступа товара на внутренний рынок стоаны импортера; национальный режим в отношении положения товара на внутреннем рынке страны импортера; транспарент-ность нормативно-правовой базы нетарифного регулирования; свобода транзита.

2. Применение инструментов нетарифного регулирования ограничено запретом на все формы количественных ограничений.

3. Применение инструментов нетарифного регулирования ограничено междуна­родно-правовыми правилами осуществления тех форм нетарифного регулирования, в использовании которых возможны скрытые дискриминация и протекционизм (особенности таможенных и пограничных процедур, использование технических ба­рьеров, санитарных и фитосанитарных мер и т.п.);

4. Сбалансированность в использовании инструментов нетарифного регулиро­вания различными государствами достигается посредствам жестко регламентиро­ванного механизма защиты интересов импортирующего государства от несправед­ливой торговой практики и неожиданных изменений на рынке (антидемпинг, защит­ные меры, компенсационные пошлины и ответные меры), и в исключительных случаях (кризисное состояние национальной промышленности, стихийные бедствия и аварии, необходимость обеспечения безопасности населения, соблюдения норм морали и т.п.);

Вся правовая система ГАТТ/ВТО нацелена на детализацию вышеуказанных осно­вополагающих принципов. Причем, изучение норм ГАТТ и других соглашений ВТО показывает, что их различные положения либо укрепляют, либо ослабляют (путем предоставления определенных изъятий) вышеназванные основополагающие элемен­ты отказа от дискриминации и рыночной эффективности.

3.3. Особенности нетарифного регулирования в международной торговле некоторыми видами товаров

Соглашением по сельскому хозяйству  включает обязательства по доступу на рынок, субсидиям и конкуренции и определяет конкретные внутренние меры поддержки сельского хо­зяйства, не подлежащие сокращению (относящиеся к, так называемым, "зеленым", либо мерам "зеленого ящика"), а также подлежащие сокращению (так называемые "желтые" меры)[12].

К субсидиям "зеленого ящика" относятся субсидии, оказывающие как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю за счет государственных средств правительственных программ, которые не пред­усматривают перераспределение средств потребителей и не имеют последствий в виде предоставления ценовой поддержки производителям.

'Желтые' субсидии являются исключением, не дающим основания для при­менения компенсационных пошлин для рынков третьих стран и действий, предпри­нимаемых на основе сокращения торговых преимуществ в течение девяти лет;

Соглашение по сельскому хозяйству запрещает экспортные субсидии, допуская шесть исключений, подлежащих в то же время поэтапному сокращению. Шесть катего­рий исключений, вместе взятые, включают практически все виды существующих суб­сидий. Однако, в случае, если в течение периода сокращения экспортных субсидий го­сударства-члены ВТО продолжают их применять, они не могут вводить новые субси­дии, либо распространять действие существующих субсидий на новые продукты.

От уровня базового периода (1986-1990 гг.) государства-члены ВТО должны сократить к 2001 г. экспортные субсидии на 36% в показателях бюджетных расхо­дов и на 21% объемы экспорта, осуществляемого с помощью субсидий.

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (ССМ). Оно признает, что правительства имеют право применять санитарные и фи-тосанитарные меры, но только в пределах, необходимых для защиты жизни и здоро­вья людей, животных или растений и на недискриминационный основе.

Для гармонизации санитарных и фитосанитарных мер члены ВТО в общем и це­лом должны следовать международным стандартам, если такие стандарты су­ществуют. Более высокий уровень защиты, чем тот, который предписывается меж­дународными стандартами, может применяться, если существует научное обоснова­ние, либо если член ВТО определяет его как уместный. Такое определение должно основываться на оценке рисков для человека, животной или растительной жизни. ССМ разъясняет процедуры и критерии оценки риска, и определения соответ­ствующих уровней санитарной и фитосанитарной защиты. Член ВТО должен призна­вать санитарные и фитосанитарные меры других участников в качестве эквивален­та, если экспортирующая страна докажет импортирующей стране, что ее меры до­стигают уровня здравоохранения импортирующей страны. ССМ включает условия контрольных и инспекционных процедур.

ССМ содержит требование о транспарентности нормативно-правового регули­рования санитарных и фитосанитарных мер, включая обязательную предваритель­ную публикацию соответствующих нормативно-правовых актов (если будут вводить­ся меры, иные, чем те, которые предусмотрены международными стандартами, за исключением случаев наличия экстренных проблем, связанных со здоровьем, либо случаев угрозы возникновения таких проблем), учреждение национальных справоч­ных пунктов и процедуры нотификации. Справочный пункт должен быть в состоянии предоставить ответы на обоснованные вопросы членов ВТО и предоставить соот­ветствующую документацию. ССМ учрежден Комитет по санитарным и фитосани-тарным мерам, который среди прочего будет обеспечивать форум для консульта­ций, поддержание контактов с другими соответствующими организациями и контро­лировать процесс международной гармонизации.

Соглашение по сельскому хозяйству заложило основу для дос-г жения гораздо более эффективного механизма международного регулирования тор­говли сельскохозяйственной продукцией в будущем.

Вступление России в ВТО: сельскохозяйственный аспект. Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает достаточно длительный переходный пери­од для того, чтобы дать возможность членам ВТО адаптироваться к новым условиям торговли и нейтрализовать возможные негативные последствия для национального сельскохозяйственного производства и позиций в международном разделении тру­да в аграрной сфере.[13] Вопрос в том, насколько эффективно различные страны, в том числе Россия, сумеют использовать переходный период для того, чтобы оптимально учесть новые особенности международной торговли в интересах развития нацио­нального агропромышленного комплекса (АПК).

Наиболее сложной для России проблемой является изменение форм государ­ственной поддержки сельского хозяйства, особенно учитывая его нынешнее состоя­ние. Между тем постепенное сокращение дотаций различным отраслям АПК совсем не обязательно должно вести к свертыванию производства, если оно будет сопро­вождаться расширением новых для России видов государственной поддержки, в частности, перенесением акцента на развитие инфраструктуры в сельской мест­ности, мощностей по хранению и переработке сельхозпродукции, активизацией на­учных исследований в аграрной сфере и расширением участия России в деятельности международных сельскохозяйственных организаций.

Поскольку интеграция в международную торговлю сельскохозяйственной продукцией предполагает расширение производств в первую очередь тех её видов, которые целесообразны с учётом потребностей мирового рынка, от государства потребуется дополнительное финансовое стимулирование производства отдельных видов продукции растениеводства и животноводства. В тоже время отсутствие дополнительного финансирования вызовет сокращение выпуска тех её видов, которые  в новых условиях производить будет нерентабельно. Необходимо учитывать также, что интеграция в систему международных связей в сфере АПК отнюдь не предпола­гает немедленной отмены мер защиты. Напротив, новым участникам ВТО предо­ставляется возможность сохранить их в течение нескольких лет. Тем самым, можно обеспечить приоритетное развитие тех отраслей, продукция которых представляет­ся наиболее перспективной с точки зрения международного разделения труда.

Вступление в ВТО налагает на Россию обязательства в отношении перехода от нетарифных мер защиты внутреннего рынка к тарифным. Первые шаги в этой об­ласти уже сделаны — установлены новые таможенные пошлины на различные виды импортного продовольствия, снижен НДС для отечественной продукции. В дальней­шем, став участником ВТО, Россия сможет изменять ставки таможенных пошлин в сторону снижения от “уже достигнутого уровня”. К тому же, ожидаемая стабили­зация и последующий рост российской экономики приведут к увеличению спроса на продовольствие, а при низких импортных тарифах это будет означать возраста­ние спроса на импортные продукты.

климатические условия на тер­ритории России позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на мировом рынке. Этот рынок, хотя и монополизирован в довольно сильной степени, имеет все же достаточно ниш, где российская продукция может быть вполне конкурентоспособной. К таким товарам относятся, в частности, высоко­качественная пшеница, рожь, продовольственный овес, лен, подсолнечник. Таким образом, перестройка структуры сельскохозяйственного производства в России в расчете на потребности мирового рынка предполагает активное развитие произ­водств с отчетливо выраженной экспортной ориентацией.

Что касается Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер, от нового кандидата на вступление в ВТО, такого как Российская Федерация, потре­буется консолидированное законодательство по данному вопросу, а также обеспе­чение транспарентности нормативно-правового регулирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6