Реферат: Правовое регулирование международного бизнеса
·
индивидуальные
(распределенная) квоты – квота определяет размер импорта для конкретной страны;
·
сезонные
квоты – устанавливаются на строго определённый период календарного года и
применяются традиционно в отношении сельскохозяйственных товаров;
·
тарифные
квоты – льготная ставка таможенного тарифа ;
·
экспортные
квоты – повышение экспортных цен путём ограничения поставок на внешние рынки.
Лицензирование экспорта и импорта служит двум
целям — количественное регулирование торговли (когда с выдачей лицензии
предоставляются квоты и в определенный момент их выдача прекращается) и
контроль за импортом. Лицензионная система предполагает, что государство через
специально уполномоченное ведомство выдает разрешение на операции
определенными, включенными в списки лицензируемых по импорту или экспорту
товарами. В лицензии может также устанавливаться порядок ввоза и вывоза
товаров. Основные виды лицензий можно свести к следующим типам:
·
генеральные
лицензии – разрешение любому экспортёру беспрепятственный ввоз или вывоз
товара, включённого в списки в течении определённого периода времени без
ограничения объёма и стоимости;
·
разовые
лицензии – разрешение ввоза/вывоза определённого товара, его стоимости, страны
происхождения (назначения);
·
открытые
индивидуальные лицензии - на ввоз неограниченного объема товара;
·
автоматические
лицензии - когда импортер/экспортер, подавая заявку на лицензию,
автоматически получает разрешение на ввоз/вывоз товара;
·
неавтоматические
лицензии - подразумевает получение разрешения на импорт/экспорт в качестве
предварительного условия и другие.
Контингентирование представляет
собой установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми
операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах
установленных количественных или стоимостных квот на фиксированный период
времени. Следует отличать контингентирование от предоставления тарифных квот
(тарифных контингентов), которые обеспечивают преференциальный ввоз
определенного количества товара — в основном беспошлинно или по сниженным
ставкам пошлин. Несмотря на запрет, установленный ГАТТ в отношении
контингентирования, оно продолжает использоваться большим количеством стран под
предлогом сложности финансового положения или дефицита платежного баланса, что
разрешается положениями ГАТТ.
Добровольное самоограничение экспорта или
установление минимальных импортных цен. Он реализуется через неофициальное
соглашение (под угрозой применения со стороны страны импортера более жестких
мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения
объемов ежегодного прироста или установления минимальных цен. Добровольное
самоограничение экспорта является временной мерой, позволяющей национальной
промышленности страны импортера приспособиться к меняющейся структуре
международной конкуренции.
Особым, но на практике редко применяемым
инструментом специфического торгового регулирования является запрет в отношении
кинофильмов, реализуемый, как правило, в форме установления
максимальной доли показа иностранных кинофильмов.
III. Импортные налоги и сборы — довольно
объемная группа инструментов, основной характеристикой которых является
экономическое воздействие на импорт. Однако, в отличие от таможенных пошлин
они воздействуют на импорт косвенным образом. Не являясь предметом
международного регулирования, находятся целиком в компетенции национальных
органов власти, подчас даже местных. Им свойственна фискальная функция —
пополнение бюджета государства с целью дальнейшего финансирования, в том числе
и государственных органов, отвечающих за регулирование, контролирование и
наблюдение за внешнеторговой деятельностью.
Импортные налоги и сборы подразделяются на две
группы:
уравнительные налоги и сборы - взимаемым в
импортирующей стране с национальных товаров в форме налога на добавленную
стоимость (НДС), налога на продажу, налога на потребление, акциза.
налоги и сборы, взимаемые с импортера в
связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу :
·
импортный
депозит — форма залога, который импортер должен внести на определенный срок, —
беспроцентный вклад, равный всей или части стоимости товара;
·
распространены
консульские сборы - сборы фискального характера, ограничения в отношении
иностранных вино-водочных изделий, дискриминационные сборы с автомобилей,
статистические и административные сборы, которые осуществляются с целью
обеспечения тщательного статистического учета внешнеторговых грузов,
специальные сборы на импортные товары, например, в ЕС установлены специальные
сборы при импорте оцинкованного железа.
·
муниципальные,
почтовые, портовые, на развитие экспорта, на благотворительные цели (Турция,
Ирак, Иран) - ставки этих сборов обычно невелики и не преследуют цели
ограничения или регулирования импорта, но в целом могут составить довольно значительную
сумму.
IV.
Валютно-кредитные инструменты. Современная модель регулирования
внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств объединяет совокупность
элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками,
системы национального и межгосударственного валютного регулирования. В любом
государстве соотношение используемых элементов и роль каждого из них
различаются в зависимости от состояния внешнеэкономических связей, уровня
конвертируемости национальной валюты, принципов внешних расчетов и
кредитования, особенностей национального механизма государственного
регулирования в целом, а также степени вовлеченности в международную
валютно-финансовую сферу.[11] В связи с этим
условия осуществления экспортно-импортных операций во многом зависят от
совокупности используемых элементов регулирования валютного рынка, уровней
валютного курса, ссудного процента и условий предоставления кредита, способов
валютной интервенции и т.п.
Валютный курс, выступающий как
отношение национальной денежной единицы к денежным единицам других стран.
Главная функция валютного курса заключается в обеспечении пропорциональности
обмена валют, базой которой, служит их покупательная сила по отношению к
товарам внутри страны. Конвертируемость валюты определяется главным образом
уровнем развития внутреннего товарного производства. Внешняя конвертируемость в
большей степени, чем внутренняя, обостряет конкуренцию, деформирует структуру
экономики, способствуя вывозу прибыли за пределы страны ее получения.
Валютная интервенция - она реализуется
в виде целевых операций по купле-продаже иностранной валюты центральными
банками с целью ограничения (повышения, снижения, поддержания) курса национальной
валюты. Совмещение валютной интервенции на внешних валютных рынках с равными по
величине и противоположными по направлению операциями на внутреннем открытом
рынке ценных бумаг, предпринимаемое в целях исключения взаимовлияния внутренней
и внешней денежно-кредитной политики, получило название “стерилизации”.
Маневрирование банковскими процентными
ставками
оказывает влияние на перемещение ликвидных средств из одной страны в другую, а
также способствует изменению валютного курса.
Механизм валютно-кредитного регулирования в
международной практике помимо рассмотренных элементов включает также набор
правил и норм, которые регулируют деятельность центральных эмиссионных банков
на внешних валютных рынках. Их цель состоит в облегчении процессов
международной торговли в части обеспечения внешнеторговых расчетов,
упорядочения кредитования экспортно-импортных операций и получения максимальной
выгоды участниками внешнеторговых сделок.
3.2. Международно-правовая
система согласованного применения инструментов нетарифного регулирования
международной торговли
Международно-правовая система регулирования торговли
ГАТТ/ВТО основывается на двух основополагающих элементах - отказ от
дискриминации и рыночная эффективность, которые применительно к использованию
нетарифных инструментов можно определить следующим образом.
1. Нетарифное регулирование осуществляется в
соответствии со следующими специальными принципами международного
экономического права: РНБ в отношении доступа товара на внутренний рынок
стоаны импортера; национальный режим в отношении положения товара на внутреннем
рынке страны импортера; транспарент-ность нормативно-правовой базы нетарифного
регулирования; свобода транзита.
2. Применение инструментов нетарифного регулирования
ограничено запретом на все формы количественных ограничений.
3. Применение инструментов нетарифного регулирования
ограничено международно-правовыми правилами осуществления тех форм нетарифного
регулирования, в использовании которых возможны скрытые дискриминация и
протекционизм (особенности таможенных и пограничных процедур, использование
технических барьеров, санитарных и фитосанитарных мер и т.п.);
4. Сбалансированность в использовании инструментов
нетарифного регулирования различными государствами достигается посредствам
жестко регламентированного механизма защиты интересов импортирующего
государства от несправедливой торговой практики и неожиданных изменений на
рынке (антидемпинг, защитные меры, компенсационные пошлины и ответные меры), и
в исключительных случаях (кризисное состояние национальной промышленности,
стихийные бедствия и аварии, необходимость обеспечения безопасности населения,
соблюдения норм морали и т.п.);
Вся правовая система ГАТТ/ВТО нацелена на
детализацию вышеуказанных основополагающих принципов. Причем, изучение норм
ГАТТ и других соглашений ВТО показывает, что их различные положения либо
укрепляют, либо ослабляют (путем предоставления определенных изъятий)
вышеназванные основополагающие элементы отказа от дискриминации и рыночной
эффективности.
3.3. Особенности нетарифного
регулирования в международной торговле некоторыми видами товаров
Соглашением по сельскому хозяйству включает
обязательства по доступу на рынок, субсидиям и конкуренции и определяет
конкретные внутренние меры поддержки сельского хозяйства, не подлежащие
сокращению (относящиеся к, так называемым, "зеленым", либо мерам
"зеленого ящика"), а также подлежащие сокращению (так называемые
"желтые" меры)[12].
К субсидиям "зеленого ящика"
относятся субсидии, оказывающие как можно меньшее неблагоприятное воздействие
на торговлю за счет государственных средств правительственных программ, которые
не предусматривают перераспределение средств потребителей и не имеют
последствий в виде предоставления ценовой поддержки производителям.
'Желтые' субсидии являются исключением, не дающим
основания для применения компенсационных пошлин для рынков третьих стран и
действий, предпринимаемых на основе сокращения торговых преимуществ в течение
девяти лет;
Соглашение по сельскому хозяйству запрещает
экспортные субсидии, допуская шесть исключений, подлежащих в то же время
поэтапному сокращению. Шесть категорий исключений, вместе взятые, включают
практически все виды существующих субсидий. Однако, в случае, если в течение
периода сокращения экспортных субсидий государства-члены ВТО продолжают их
применять, они не могут вводить новые субсидии, либо распространять действие
существующих субсидий на новые продукты.
От уровня базового периода (1986-1990 гг.)
государства-члены ВТО должны сократить к 2001 г. экспортные субсидии на 36% в
показателях бюджетных расходов и на 21% объемы экспорта, осуществляемого с
помощью субсидий.
Соглашение по применению санитарных и
фитосанитарных мер (ССМ). Оно признает, что правительства имеют
право применять санитарные и фи-тосанитарные меры, но только в пределах,
необходимых для защиты жизни и здоровья людей, животных или растений и на
недискриминационный основе.
Для гармонизации санитарных и фитосанитарных мер
члены ВТО в общем и целом должны следовать международным стандартам, если
такие стандарты существуют. Более высокий уровень защиты, чем тот, который
предписывается международными стандартами, может применяться, если существует
научное обоснование, либо если член ВТО определяет его как уместный. Такое
определение должно основываться на оценке рисков для человека, животной или
растительной жизни. ССМ разъясняет процедуры и критерии оценки риска, и
определения соответствующих уровней санитарной и фитосанитарной защиты. Член
ВТО должен признавать санитарные и фитосанитарные меры других участников в
качестве эквивалента, если экспортирующая страна докажет импортирующей стране,
что ее меры достигают уровня здравоохранения импортирующей страны. ССМ
включает условия контрольных и инспекционных процедур.
ССМ содержит требование о транспарентности
нормативно-правового регулирования санитарных и фитосанитарных мер, включая
обязательную предварительную публикацию соответствующих нормативно-правовых
актов (если будут вводиться меры, иные, чем те, которые предусмотрены
международными стандартами, за исключением случаев наличия экстренных проблем,
связанных со здоровьем, либо случаев угрозы возникновения таких проблем),
учреждение национальных справочных пунктов и процедуры нотификации. Справочный
пункт должен быть в состоянии предоставить ответы на обоснованные вопросы
членов ВТО и предоставить соответствующую документацию. ССМ учрежден Комитет
по санитарным и фитосани-тарным мерам, который среди прочего будет обеспечивать
форум для консультаций, поддержание контактов с другими соответствующими
организациями и контролировать процесс международной гармонизации.
Соглашение по сельскому хозяйству заложило основу
для дос-г жения гораздо более эффективного механизма международного
регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией в будущем.
Вступление России в ВТО: сельскохозяйственный
аспект.
Соглашение по сельскому хозяйству предусматривает достаточно длительный
переходный период для того, чтобы дать возможность членам ВТО адаптироваться к
новым условиям торговли и нейтрализовать возможные негативные последствия для
национального сельскохозяйственного производства и позиций в международном
разделении труда в аграрной сфере.[13] Вопрос в
том, насколько эффективно различные страны, в том числе Россия, сумеют
использовать переходный период для того, чтобы оптимально учесть новые
особенности международной торговли в интересах развития национального
агропромышленного комплекса (АПК).
Наиболее сложной для России проблемой является
изменение форм государственной поддержки сельского хозяйства, особенно
учитывая его нынешнее состояние. Между тем постепенное сокращение дотаций
различным отраслям АПК совсем не обязательно должно вести к свертыванию
производства, если оно будет сопровождаться расширением новых для России видов
государственной поддержки, в частности, перенесением акцента на развитие
инфраструктуры в сельской местности, мощностей по хранению и переработке
сельхозпродукции, активизацией научных исследований в аграрной сфере и
расширением участия России в деятельности международных сельскохозяйственных
организаций.
Поскольку интеграция в международную торговлю
сельскохозяйственной продукцией предполагает расширение производств в первую
очередь тех её видов, которые целесообразны с учётом потребностей мирового
рынка, от государства потребуется дополнительное финансовое стимулирование
производства отдельных видов продукции растениеводства и животноводства. В тоже
время отсутствие дополнительного финансирования вызовет сокращение выпуска тех
её видов, которые в новых условиях производить будет нерентабельно. Необходимо
учитывать также, что интеграция в систему международных связей в сфере АПК
отнюдь не предполагает немедленной отмены мер защиты. Напротив, новым
участникам ВТО предоставляется возможность сохранить их в течение нескольких
лет. Тем самым, можно обеспечить приоритетное развитие тех отраслей, продукция
которых представляется наиболее перспективной с точки зрения международного
разделения труда.
Вступление в ВТО налагает на Россию обязательства в
отношении перехода от нетарифных мер защиты внутреннего рынка к тарифным.
Первые шаги в этой области уже сделаны — установлены новые таможенные пошлины
на различные виды импортного продовольствия, снижен НДС для отечественной
продукции. В дальнейшем, став участником ВТО, Россия сможет изменять ставки
таможенных пошлин в сторону снижения от “уже достигнутого уровня”. К тому же,
ожидаемая стабилизация и последующий рост российской экономики приведут к
увеличению спроса на продовольствие, а при низких импортных тарифах это будет
означать возрастание спроса на импортные продукты.
климатические условия на территории России
позволяют наладить в перспективе выпуск товаров, которые могут найти спрос на
мировом рынке. Этот рынок, хотя и монополизирован в довольно сильной степени,
имеет все же достаточно ниш, где российская продукция может быть вполне
конкурентоспособной. К таким товарам относятся, в частности, высококачественная
пшеница, рожь, продовольственный овес, лен, подсолнечник. Таким образом, перестройка
структуры сельскохозяйственного производства в России в расчете на потребности
мирового рынка предполагает активное развитие производств с отчетливо
выраженной экспортной ориентацией.
Что касается Соглашения по применению санитарных и
фитосанитарных мер, от нового кандидата на вступление в ВТО, такого как
Российская Федерация, потребуется консолидированное законодательство по
данному вопросу, а также обеспечение транспарентности нормативно-правового
регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|