рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование международного бизнеса рефераты

Реферат: Правовое регулирование международного бизнеса

Северо-Кавказская Академия Государственной Службы

Пятигорский Филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

по “Управлению Внешней Экономической Деятельностью”

на тему: “Правовое регулирование международного бизнеса”

Пятигорск

1999
Содержание:

Введение                                                                                                                3

Глава 1: Международно-правовая система согласованного регулирования международной торговли.                                                              5

1.1. Международно-правовые принципы согласованного регулирования международной торговли.                                                                              5

1.2. Двусторонние соглашения международной торговли                            8

1.3. Многосторонние соглашения международной торговли                       9

1.3.1 Соглашения Всемирной Торговой Организации                                  9

1.3.2 Европейская энергетическая хартия                                          13

1.3.3 Многосторонние соглашения в области экспортной политики  13

Глава 2: Тарифное регулирование международной торговли.                                16

2.1. Классификация таможенных тарифов                                                     16

2.2. Направления развития таможенно-тарифной политики России     18

2.3. Таможенно-тарифная политика РФ и вступление во ВТО                   20


Глава 3: Нетарифное регулирование международной торговли.                            21

3.1. Классификация и общая характеристика инструментов нетарифного регулирования международной торговли                                                     21

3.2. Международно-правовая система согласованного применения инструментов нетарифного регулирования международной торговли    25

3.3. Особенности нетарифного регулирования в международной торговле некоторыми видами товаров                                                                                                    26


Заключение                                                                                                                                   31


Использованная литература                                                                                                                  33


Введение

Процесс мирового раз­вития во всех его многообразных проявлениях являются причиной существования и развития международного права как объектив­ной реальности.

На международные отношения влияют разнообразные объек­тивные и субъективные факторы: уровень экономического разви­тия государств, общественная мораль и нравственность, нацио­нальные интересы, экология, глобальные проблемы, научно-техни­ческий прогресс и т.д. Международное право также относится к числу этих факторов. При этом роль международного права постоянно возрастает, и оно выдвигается на первое место. Сегод­няшнему уровню цивилизации и правосознания более всего соот­ветствует тезис о примате международного права среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отноше­ния.

Международное право выполняет в международных отноше­ниях координирующую функцию. С помощью его норм государст­ва устанавливают обще приемлемые стандарты поведения в раз­личных областях взаимоотношений. Регулирующая функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без кото­рых невозможны их совместное существование и общение.

Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная функция. В международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в меж­дународных отношениях не существует надгосударственных меха­низмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного право­порядка.

Международные отношения не ограничиваются межгосудар­ственными, межвластными. Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами различных госу­дарств, образованы многие сотни международных неправитель­ственных организаций. Такие связи регулируются либо нацио­нальным правом соответствующего государства, либо нормами международного частного права.

Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обы­чаев. Большое значение приобрели резолюции и решения между­народных организаций, в первую очередь ООН и ее специалпзированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются опреде­ленные правила поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.

В первой главе я хочу рассмотреть международно-правовую систему согласованного регулирования международной торговли, которая регулируется либо через двусторонние соглашения, либо через многосторонние, такие как, например, соглашения Всемирной Торговой Организации, генеральное соглашение о тарифах и торговле, Европейская энергетическая хартия, многосторонние соглашения в области экспортной политики. До 1994 г. (ГАТТ) — General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) играло ведущую роль в регулировании международной торговли. Оно представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод пра­вовых норм, на которых основывались торговые отношения между странами-участницами. Сейчас же ведущее место занимают соглашения Всемирной Торговой Организации. Основу многостороннего международного торгового порядка образуют согла­шения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ.

Во второй главе я хочу рассмотреть тарифное регулирование международной торговли. Комплекс мер таможенного регулирования является одним из основ­ных рычагов государственного регулирования внешнеэкономической де­ятельности. С помощью таможенного регулирования государство воздей­ствует на внешнеторговый оборот, обеспечивает надлежащее приобще­ние российской экономики к системе мирового хозяйства, защищает ин­тересы национального хозяйства и отечественных товаропроизводителей. Характер и сочетание используемых инструментов таможенного регули­рования определяются, в частности, конкурентоспособностью националь­ных товаров на мировом рынке, целями экономической политики госу­дарства, особенностями развития национального хозяйства, специфики отношений с другими участниками мирового рынка.

И, наконец, в третьей главе я хочу рассмотреть нетарифное регулирование международной торговли. Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли играют исключи­тельно важную роль в современном торгово-политическом механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится. Степень воздействия нетарифных ин­струментов на ход международной торговли не поддается количественной оценке, так как их влияние не носит явно выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограни­чения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти.

В целом, как видно из названия, курсовая работа посвящена международным отношениям в сфере торговли и мерам регулирующим их.


Глава 1: Международно-правовая система согласованного регулирования международной торговли.

1.1. Международно-правовые принципы согласованного регулирования международной торговли.

Отношения, возникающие в области внешней торговли и в других видах внешне­экономических связей, составляют весьма обширную и важную сферу международ­ного сотрудничества, урегулированного нормами международного права. Фунда­мент международного правопорядка образуют основные принципы международного права. Они выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, способствуя их дальнейшему развитию. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН и носят характер jus cogens, т.е. являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.[1] К международному регулированию экономи­ческих отношений, в том числе, и к внешней торговле, прежде всего применимы принципы равноправия, невмешательства во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой, сотрудничества, добросовестного выполнения международных обя­зательств, недискриминации, взаимности, взаимной выгоды и некоторые другие.

В то же время в международных экономических отношениях выработаны и при­меняются специальные или отраслевые принципы. Действие данных принципов на­правленно в первую очередь на формирование торгово-политических режимов. Ши­рокое признание получили следующие специальные отраслевые принципы — прин­цип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип взаимной выгоды, принцип преференциального режима, принцип свободы транзита, принцип гласности внешнеторгового законодательства. При толковании и примене­нии последних следует исходить из того, что они взаимосвязаны, подчиняются обще­признанным принципам международного права и существуют в рамках единой си­стемы международного права.

Принцип наибольшего благоприятствования. Под режимом наиболее благоприятствуемой нации понимается неменее благоприятный режим, предоставляемый государствами друг другу в международном договорном порядке в области торговли, мореплавания, правового положения гражден, таможенных пошлин и т.д., чем тот, который предоставлен или будет предоставлен каждой из договаривающихся сторон любой третьей. Принцип наиболее благоприятствуемой нации означает в общем понимании право каждого договаривающегося государства на основе взаимности поль­зоваться всеми преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по согласованному кругу отношений.

В современной торгово-экономической практике государств встречаются раз­личные формулировки соответствующего договорного положения о взаимном пре­доставлении РНБ. Но чаще всего встречаются т.н. "позитивная" или "негативная" формулировки. В первом случае речь идет о праве воспользоваться режимом наи­большего благоприятствования, во втором - о праве на не менее благоприятный, по сравнению с любой третьей страной, режим. По существу обе эти формулировки имеют одну цель- обеспечить предоставление тому или иному государству таких же - равных - условий, какие предоставляются или будут предоставлены любому третьему государству. Однако на практике нельзя смешивать или путать принцип наиболее благоприятствуемой нации с принципом недискриминации.

Принцип РНБ в течение последних пятидесяти лет является, по существу, важ­нейшим правовым условием международных торговых договоров. В торговых отно­шениях в настоящее время он применяется на условиях взаимности и в безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся государств предо­ставить режим РНБ друг другу немедленно, безусловно и безвозмездно.

По своему содержанию принцип наиболее благоприятствуемой нации, с юриди­ческой точки зрения, является самым эффективным методом проведения в жизнь оавноправия государств применительно к международным торговым и междуна­родным экономическим отношениям.

На первой сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) g i964 г. РНБ был выдвинут в качестве одного из основных принципов международ­ной торговли.

Соглашения, предусматривающие взаимное предоставление РНБ в тех или иных вопросах занимают значительное место в системе международно-правового регулирования международных экономических отношений. Взаимное предоставление РНБ предусматривается сейчас подавляющим большинством торговых соглашений. В том числе, Россия имеет РНБ в отношениях с более чем 100 странами.

Каждая таможенная льгота, предоставляе­мая одной из стран участниц ГАТТ какой либо другой стране, автоматически рас­пространяется на все страны ГАТТ.

Принцип национального режима подразумевает предоставление государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам режима, анало­гичного тому, которым пользуются, соответственно, отечественные юридические и физические лица, товары, услуги и т.п.

Принцип национального режима наряду с принципом наибольшего благоприят­ствования в современном международном экономическом праве является суще­ственным инструментом обеспечения равноправного торгово-политического режи­ма. Как и РНБ, он не стал универсальным и является диспозитивной нормой между­народного права, применяемой в рамках двусторонних и многосторонних соглашений.

В рамках ГАТТ (ст. Ill) национальный режим применяется в дополнение к принципу РНБ при реализации импорта на внутреннем рынке и предусматривает, что условия торговли должны быть сходными и для отечественных, и для иностранных товаров (т.е. нейтральными по своему эффекту для конкуренции между ними) в том, что ка­сается внутренних налогов и сборов, правил закупки, продажи, транспортировки, рас­пределения и потребления этих товаров, а также их переработки и смешивания. При этом важно отметить, что ГАТТ, во-первых, ориентируется преимущественно на конеч­ный нейтральный эффект этих условий, разрешая государствам-членам применять к конкурирующим отечественным и импортным товарам как аналогичные, так и раз­личные регулирующие документы, а, во-вторых, допускает исключения из этих правил, в т.ч. в отношении государственных закупок, деятельности госпредприятий или при внутреннем субсидировании производства, не связанном с экспортом.

Принцип свободы транзита. В качестве транзита или транзитных перевозок принято понимать проход товаров (включая багаж), а также судов и транспортных средств через территорию договаривающейся стороны, который при этом является лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами границы договаривающейся стороны, через территорию которой совер­шается движение груза. При этом подобный проход может быть сопряжен с пере­грузкой товара, складированием, дроблением партий товаров и переменой видов транспорта.

Правовое содержание принципа свободы транзита может быть выражено в сле­дующих основных тезисах:

— свобода транзита должна быть обеспечена по путям, наиболее подходящим для международного транзита;

— не должно делаться никакого различий в зависимости от флага судов, места происхождения, отправления, захода, выхода или назначения, или каких-либо об­стоятельств, относящихся к собственности на товары, суда или другие транспортные средства;

— транзитные перевозки не должны подвергаться каким-либо ненужным за­держкам или ограничениям, должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных и других сборов, установленных в отношении транзита, за исключе­нием сборов за перевозку товаров, или сборов, соразмерных с административными расходами, вызванными транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг;

— РНБ предоставляется в отношении всех сборов, правил и формальностей, свя­занных с транзитом;

— сторона, через территорию которой осуществляются транзитные перевозки, вправе требовать их совершения через соответствующую входную таможню.

Значимость принципа свободы транзита состоит в обеспечении посредством его стабильного доступа товаров к рынкам любой страны, независимо от ее географи­ческого положения, как в абсолютном смысле, так и относительно стран-контрагентов. Этот принцип выражает принцип равноправия в вопросах транспорт­ного доступа товаров, обеспечивая равенство всех субъектов международного тор­гового оборота. Одновременно данное равенство ни в коем случае не препятствует применению экономических механизмов, влияющих на стоимость товара (тарифы на перевозки и т.п.).

Принцип гласности внешнеторгового законодательства позволяет планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые могут появиться в будущем в связи с изменением внешнеторгового законодательства.

Понятие внешнеторгового законодательства включает в себя: законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего характера относи­тельно классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок по­шлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений, или запрещений импорта или экспорта, перевода платежей за них, или влияющие на их продажу рас­пределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставле­ние на обозрение, обработку, смешивание или другое использование; межгосудар­ственные и межправительственные соглашения.

Принцип гласности традиционно подразумевает оговорку о неразглашении кон­фиденциальных сведений, которое затруднило бы применение акта внешнеторгово­го законодательства, противоречило бы общественным интересам или нанесло бы ущерб законным деловым интересам отдельных предприятий.

Принцип преференциального режима. В 1964 г. на первой Конференции ООН по торговле и развитию была выдвинута концепция создания Общей системы преференций (ОСП) в целях содействия эконо­мическому развитию и индустриализации развивающихся стран. В 1968 г. Общая система преференций была официально одобрена в рамках ЮНКТАД и стала само­стоятельным инструментом торговой политики развитых стран.

Суть Общей системы преференций состоит в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок импортных пошлин.

Общая система преференций базируется на принципе преференциальности от­ношения к развивающимся странам, включающем в себя совокупность обычно-правовых норм: право развитых государств предоставить общие взаимные и недис­криминационные преференции развивающимся странам, преференции в отношении развивающихся стран не означают дискриминации в отношении развитых госу­дарств, предоставление особых льгот не означает дискриминации остальных разви­вающихся стран.

Практически все развитые страны в той или иной форме реализуют преференциальные условия в отношении импорта из разви­вающихся и менее развитых стран. В настоящее время действуют системы префе­ренций в ЕС, Норвегии, Японии, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Ка­наде, Польше, Болгарии, Венгрии, России и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6