рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование международного бизнеса рефераты

При предоставлении преференций развитые государства должны соблюдать определенные условия: вводить их без дискриминации и воздерживаться от требо­вания взаимности. Со своей стороны страны, получающие преференции — страны бенефициарии, должны соблюдать одну общую обязанность - воздерживаться от злоупотребления правом пользования преференциями, в частности, путем ре­экспорта товаров, происходящих из третьих стран.

1.2. Двусторонние соглашения международной торговли

Принципы международного и международного экономического права формиру­ют общие направления и рамки взаимодействия государств в торгово-экономической сфере. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных госу­дарств, применение конвенционных принципов международного экономического права, закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и много­сторонних соглашений.

Что касается двустороннего регулирования торговой политики то, как таковые, договоры, посвященные исключительно вопросам формирования торгового режима, практически не существуют. Наиболее распространены договоры общего, рамочно­го политического характера, в частности, договоры о дружбе, сотрудничестве и вза­имной помощи.[2] Данные договоры, наряду с закрепленными в них обязательствами политического характера, содержат обязательства по расширению экономического сотрудничества и общие принципы такого сотрудничества. Положения подобных до­говоров, касающиеся торговли, как правило, не отличаются высокой степенью дета­лизации и реализуются в форме закрепления РНБ в доступе товаров на рынки друг друга, содержат обязательство не ухудшать условия взаимного доступа в дальней­шем, избегать применения нетарифных ограничений, в частности, не применять ко­личественные ограничения. При этом предусматриваются особые случаи отхода от обязательств в области торговой политики — угроза безопасности, война, защита жизни и здоровья населения и т.п. Двусторонние договоры предусматривают также механизм разрешения торгово-экономических споров между государствами, как правило, в форме проведения двусторонних консультаций.

Международному праву в области двустороннего регулирования торгового по­рядка известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сход­ные с ними другие договоры. Главное в них — закрепление определенного торгового режима во взаимоотношениях государств — режим наибольшего благоприятствова­ния, национальный режим, преференциальный режим, недискриминация и т.д.

С режимом торговли тесно связано значительное число соглашений, регули­рующих пограничные с торговлей области международных отношений. В том числе, вопросы валютного и финансового обеспечения на основе соглашений о междуна­родных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в единые договоры, именуемые либо со­глашениями о товарообороте, либо соглашениями о платежах. В то же время, заклю­чаются и специальные платежные соглашения, обеспечивающие осуществление расчетов в свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых и неконверти­руемых национальных валютах. Для регулирования платежных отношений между го­сударствами, валюты которых не являются конвертируемыми, применяются клирин­говые соглашения, предусматривающие зачет поступлений и расходов во встречных торговых и других экономических операциях. Широко распространены кредитные соглашения — предоставление одним государством другому займа в денежной, то­варной и в смешанной форме с обязательным погашением займа. Однако наиболее распространены соглашения по предоставлению целевых кредитов или кредитов на определенных условиях. Согласно данным соглашениям государство-должник обязу­ется приобрести на сумму кредита конкретные товары у государства — кредитора на определенных условиях.

Разумеется, перечисленные выше виды двусторонних соглашений не исчерпы­вают всех их возможных разновидностей, тем более в условиях непрерывного усложнения, диверсификации и возникновения все новых способов и инструментов внешнеторгового регулирования.

1.3. Многосторонние соглашения международной торговли

В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего эко­номического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих торго­вую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что по­давляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали офици­альные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве и сотрудни­честве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ. Действуют также и другие многосторонние соглашения - Договор к энергетической хартии (52 государства-члена), Международные Товарные Соглашения и Общий фонд для сырьевых товаров (103 государства-члена) и др.[3]

1.3.1 Соглашения Всемирной Торговой Организации

Основу многостороннего международного торгового порядка образуют согла­шения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ. Итоговые документы Уругвайского раунда закреплены в форме Заключительного акта, представляющего собой в пра­вовом плане консолидированный документ, все инструменты которого взаимосвяза­ны.

Центральным элементом Заключительного акта является Соглашение о созда­нии Всемирной Торговой Организации. Оно предусматривает создание единой организационной структуры — многосторонней межправительственной организации, обслуживающей все соглашения, входящие в итоговый пакет документов Уругвай­ского раунда. Таким образом, созда­на единая правовая система, регулирующая комплекс вопросов торговой политики в глобальном масштабе. Она включает в себя семь составляющих: Генеральное со­глашение по тарифам и торговле (Приложение 1А к Соглашению о создании ВТО), Генеральное соглашение по торговле услугами (Приложение 1В), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Приложение 1С), Дого­воренность в отношении правил и процедур урегулирования споров (Приложение 2), Механизм обзора торговой политики (Приложение 3), систему многосторонних со­глашений с ограниченным числом участников (Приложение 4) и единую организаци­онную структуру — многостороннюю международную организацию (непосредствен­но положения Соглашения о создании ВТО).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Основным международно-правовым инструментом, вокруг которого идет формирование ВТО, является Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.

Основной текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части. При­ложения, содержащие замечания, пояснения и дополнительные условия примени­тельно к статьям ГАТТ также рассматриваются как составная часть основного текста Соглашения.

В первой части (ст. 1 и 2) ГАТТ гарантирует всем участникам Соглашения режим наибольшего благоприятствования в торговле товарами. Договаривающиеся сторо­ны должны представить списки тарифных уступок. Тарифные ставки, приводимые в уступках, носят консолидированный характер23. Другими словами, ставки пошлин на товары, содержащиеся в списках, закрепляются. Они составляют интегральную часть ГАТТ и не могут быть повышены в одностороннем порядке (т.н. связанные ставки).

Вторая часть содержит правовые обязательства, регулирующие использование правительствами стран отдельных инструментов торговой политики. Устанавливает­ся принцип свободы транзита. Запрещаются внутренние налоги и другие внутренние меры, являющиеся дискриминационными в отношении импорта. Предусмотрены жесткие ограничения, направленные на предотвращение возможной замены тари­фов другими инструментами (антидемпинговые и компенсационные пошлины оценка товара для таможенных целей, таможенные и пограничные сборы и фор­мальности, правила происхождения, публикация и применение правил торговли). Устанавливается контроль за названными регулирующими инструментами. Положе­ния, касающиеся количественных ограничений, содержат общее их запрещение и ряд исключений.

Кроме того, вторая часть содержит положения, посвященные сотрудничеству ГАТТ с Международным Валютным Фондом, взаимное согласие государств-членов стремиться к полному упразднению экспортных субсидий, требование к государ­ственным торговым предприятиям в вопросах внешней торговли не допускать дис­криминации предприятий других форм собственности и действовать на коммер­ческой основе. Отдельно оговариваются случаи, когда могут быть приняты чрез­вычайные меры в отношении импорта, наносящего ущерб отечественным производителям, и устанавливаются общие исключения и исключения по соображе­ниям безопасности.

Третья часть содержит положения, регулирующие создание и действие тамо­женных союзов и зон свободной торговли, а также правила функционирования ГАТТ. Рассматриваются такие вопросы, как вступление Соглашения в силу, правила веде­ния переговоров по тарифам, изменения тарифных списков, принятия поправок к Соглашению, выход из ГАТТ, изъятие тарифных уступок у бывших членов, опреде­ление понятия "договаривающихся сторон' — членов ГАТТ, правила присоединение к ГАТТ и неприменение ряда положений ГАТТ отдельными его участниками.

Четвертая часть посвящена особому режиму в отно­шении развивающихся стран, устанавливаются его принципы и цели и содержатся обязательства, взятые государствами-членами для реализации этой задачи.

Генеральное соглашение по торговле услугами. Принципиально новая догово­ренность, которая содержит отправные принципы, составляющие основу многосто­ронней правовой системы, регулирующей торговлю услугами.

Соглашение по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную соб­ственность, включая торговлю поддельными товарами. Соглашение имеет сложный характер. Его содержание переплетается с другими конвенциями, предметом которых являются авторские права, интеллектуальная и промышленная соб­ственность. Поэтому в Соглашении проведено определенное разграничение в во­просах, регулируемых другими конвенциями и Соглашением, подтверждается дей­ственность норм других соглашений и, вместе с тем, формулируется ряд новых кон­цептуальных и правовых подходов к этой группе вопросов.

Соглашение устанавливает применимость базисных норм ГАТТ-94 к вопросам, входящим в круг ведения Соглашения, провозглашает обязательство участников предоставлять в области прав на интеллектуальную собственность национальный режим гражданам других государств-членов, а также режим наибольшего благоприятствования.

Важное новшество Соглашения — это обязательство государств-членов создать национальные механизмы по охране прав собственников на интеллектуальную соб­ственность. Члены Соглашения должны предусмотреть в своем национальном зако­нодательстве нормы, обеспечивающие защиту и восстановление прав национальных и иностранных собственников.

Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. Система раз­решения споров ГАТТ является одной из основ многостороннего порядка в торговле. Договоренность о правилах и процедурах для урегулирования споров (ДУС), достиг­нутая во время Уругвайского раунда переговоров, создала объединенную систему, позволяющую участникам ВТО разрешать свои претензии в связи с любым много­сторонним торговым соглашением, включенным в список приложений к Соглашению о создании ВТО. Для этой цели Орган по разрешению споров (ОРС) получил тре­буемые полномочия от Генерального Совета и советов и комитетов, учрежденных в соответствии с этими соглашениями.

ДУС придает большое значение консультациям при принятии решений по спо­рам, требуя от участников вступления в переговоры после подачи другим участни­ком соответствующей просьбы. Участники могут добровольно согласиться с альтер­нативным средством решения спора, включающим добрые услуги, согласительную процедуру, посредничество и арбитраж. В том случае, если спор не удается разре­шить посредством консультаций, на заседании ОРС создается специальная Комис­сия. Комиссия обычно состоит из 3-х лиц с соответствующей квалификацией и прак­тическим опытом из стран, не являющихся участниками спора. Секретариат ВТО предоставляет список лиц, удовлетворяющих этим критериям. Процедуры работы Комиссии подробно разработаны в ДУС. Предусматривается, что Комиссия обычно должна завершить свою работу в течение 6 месяцев или, в экстренных случаях, в течение 3-х месяцев. Доклад Комиссии одобряется ОРС. Он считается одобрен­ным, если в течение 60 дней с момента издания ОРС путем консенсуса не примет решения об отклонении доклада или один из участников не известит ОРС о своем намерении обжаловать доклад.

Концепция обжалования является новым элементом ДУС. Создан Апелляционный орган, состоящий из семи членов, три из которых будут вовлечены в рассмотрение одного дела. Предметом апелляции может быть лишь законодательство, на которое есть ссылка в докладе Комиссии или юридическое толкование, данное Комиссией Процедура апелляции не должна занимать более 60 дней с даты, когда участник официально известил о решении прибегнуть к апелляции. Итоговый доклад должен быть одобрен ОРС и принят участниками в течение 30 дней с даты его представле­ния последним, если ОРС путем консенсуса не примет решения против одобрения.

После одобрения доклада Комиссии или доклада Апелляционного органа участ­ник, вовлеченный в спор, должен сообщить о своих намерениях в отношении пре­творения в жизнь одобренных рекомендаций. Если немедленное исполнение нера­ционально, участнику предоставляется разумный период времени. Последнее уста­навливается по согласию участников и ОРС в течение 45 дней после одобрения доклада или путем арбитражного решения в течение 90 дней с той же даты. Во вся­ком случае, ОРС держит исполнение решения под постоянным контролем, пока оно не будет осуществлено.

Разработаны положения о правилах компенсации или отзыва уступок в случае неисполнения решения ОРС. В течение определенного времени участники могут вступить в переговоры по вопросу о взаимоприемлемой компенсации. Если этот во­прос не удается согласовать, участник спора может запросить разрешения у ОРС отозвать уступки или иные обязательства в отношениях с другим участником. ОРС предоставляет такие разрешения в течение 30 дней после окончания согласованно­го срока для исполнения. Несогласие с масштабом отзыва уступок может быть пе­редано в арбитраж. В принципе, уступки должны отзываться в том же секторе, кото­рый рассматривался в документе ОРС. Если это не эффективно, отзыв уступки мо­жет быть осуществлен в другом секторе, охватываемом тем же соглашением. Наконец, если и это не эффективно или не рационально, или, если ситуация доста­точно сложная, отзыв уступки может быть осуществлен по другому Соглашению.

Одним из центральных положений ДУС является подтверждение, что член ВТО не должен самостоятельно решать вопрос о нарушениях обязательств и об отзыве уступок, а должен использовать правила и процедуры разрешения споров в соот­ветствии с ДУС.

ДУС содержит ряд положений, принимающих во внимание специфические инте­ресы развивающихся стран и наименее развитых стран. ДУС также предусматри­вает некоторые специальные правила для решения споров, которые не влекут за со­бой нарушение обязательств по соответствующему Соглашению, но где участник, тем не менее, может предполагать, что его выгоды утрачиваются или уменьшаются.

Всемирная Торговая Организация — как международная организация. Со­глашение о создании ВТО учредило единую организационную структуру — много­стороннюю межправительственную организацию, обслуживающую все соглашения и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда.[4]

Функция ВТО состоит в организации исполнения всех соглашений, составляющих ее правовую базу. Кроме того, ВТО — форум многосторонних торговых переговоров между участниками ВТО по всем вопросам их взаимных торговых отношений, входящим в круг ее ведения, очерченный пакетом соглашений, а также по более широ­кому кругу вопросов, если такое решение будет принято конференцией на уровне министров.

ВТО призвана действовать в качестве органа по периодическим обзорам торго­вой политики государств-членов. Соглашение о создании ВТО включает Механизм обзоров торговой политики, который обеспечивает гласность в оформлении нацио­нального внешнеторгового регулирования.

Главный орган ВТО — Конференция на уровне министров государств-членов, со­бирающаяся раз в два года. Эта конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между конферен­циями ее функции выполняет Генеральный Совет. В числе функций Совета — орга­низация работы Органа по разрешению споров, Органа по проведению обзоров тор­говой политики. Кроме того, организованы Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами. Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную соб­ственность, Комитет по торговле и развитию. Комитет по ограничениям, связанным с состоянием платежного баланса, Комитет по бюджетным, финансовым и админи­стративным вопросам. Образован Секретариат ВТО во главе с Генеральным дирек­тором, который имеет полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функции.

Ст. IX Соташения устанавливает, что в рамках ВТО действует система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, решение принимается простым большинством, причем каждое государство-член имеет один голос. Ст. Х предусматривает случаи, в которых при принятии решений, связанных с изменениями отдельных статей Соглашения, требуется единогласие.

ВТО имеет статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями и имму-нитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН.

1.3.2 Европейская энергетическая хартия

Другим многосторонним соглашением в области регулирования международной торговли призван стать Договор к Европейской энергетической хартии (ДЭХ). Энер­гетическая хартия, подписанная 17 декабря 1991 г. в Гааге представителями 46 стран Европы, Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, сама по себе не яв­ляется юридически обязывающим документом. По существу, это протокол о намере­ниях принять особый документ — Договор к Европейской энергетической хартии, по форме и по содержанию — многосторонний международный инвестиционный и торгово-политический договор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6