рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Правовое регулирование международного бизнеса рефераты

В настоя­щее время ДЭХ и связанные с ним документы подписало 51 государство и ЕС. Среди поставивших свои подписи - практически все государства Европы, включая страны СНГ и Балтии, а также Австралия, Турция и Япония, США и Канада, несмотря на активное участие в “хартийном” процессе, не подписали ДЭХ, хотя обратились с просьбой о продолжении участия в дальнейших переговорах в качестве наблюда­телей. К марту 1998 г. более чем 31 страна ратифицировали ДЭХ, тем самым в со­ответствии с его положениями он вступил в силу.

Основным элементом ДЭХ является обеспечение режима наибольшего благо­приятствования в торговле и национального режима в вопросах инвестиций. При этом применение этих принципов в вопросах торговли энергетическими товарами сопровождается следующими обязательствами:

- страны ДЭХ, являющиеся членами ВТО, руководствуются между собой поло­жениями ГАТТ и решают все вопросы в рамках ГАТТ;

- страны ДЭХ, не являющиеся членами ВТО, руководствуются в отношениях между собой и со странами-членами ГАТТ всеми положениями ГАТТ, за исключени­ем тех, которые не применимы для торговли энергоносителями (например, Согла­шение по текстилю, ст. IV ГАТТ) или которые могут быть реализованы только в рам­ках механизмов ВТО (например, ДУС, списки уступок).

- одновременно для максимального сближения прав и обязательств сторон ДЭХ, независимо от уровня их взаимоотношений с ГАТТ/ВТО, создаются квазимеханизмы ГАТТ, прежде всего для разрешения торговых споров и “замораживания” импортных -тарифов.

1.3.3 Многосторонние соглашения в области экспортной политики

Помимо торгово-политического регулирования режима доступа товаров на рын­ки государств современной системе внешнеторгового регулирования известны мно­госторонние механизмы, посредством которых государства регламентируют и со­гласовывают экспортную политику. Это, в первую очередь, Международные товар­ные соглашения (МТС) и Общий фонд для сырьевых товаров.

Международные товарные соглашения (MTC). MTC представляют собой многосторонние межправительственные договоры по ря­ду основных сырьевых товаров мировой торговли таких, как пшеница, сахар, натураль­ный каучук, хлопок, кофе, какао, масло-семена, цветные металлы и др. По существу, они являются попыткой межгосударственного регулирования мировых экспортных рынков. Среди главных целей МТС: поддержание соответствующим мировому спросу уровня производства сырьевых товаров, поддержание относительно стабильных цен, согласование интересов стран их производителей и потребителей, стабилизация и увеличение экспортных поступлений в интересах развития третьего мира.

Механизм действия МТС основан на поддержании равновесия спроса и предло­жения на рынке через создание и финансирование на базе квот государств-членов стабилизационных запасов определенных товаров, которые сбрасываются или на­бираются в зависимости от текущей конъюнктуры. В рамках МТС созданы и функ­ционируют международные товарные организации и международные исследова­тельские группы по сырьевым товарам (МТО и МИГ) с постоянно действующими секретариатами и специализированными органами. Опыт последних десятилетий показывает, что функционирование МТС объективно сужает возможности для ко­рыстных односторонних действий государств-экспортеров и импортеров, чреватых дестабилизацией рынка того или иного товара.

В настоящее время функционируют следующие МТО и МИГ: Международная ор­ганизация по какао, Международная организация по кофе, Международный консуль­тативный комитет по хлопку, Международная организация по джуту, Международная организация по натуральному каучуку, Международная организация по сахару, Международная организация по тропической древесине, Международный совет по зерну, Международный совет по оливковому маслу, Международная исследователь­ская группа по натуральному каучуку, Международная исследовательская группа по свинцу и цинку, Международная исследовательская группа по меди, Международная исследовательская группа по никелю, Межправительственная группа экспертов по вольфраму и Межправительственная группа экспертов по железной руде. Кроме этого, под эгидой продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН

(ФАО) действуют 10 межправительственных рабочих групп: по бананам, цитрусо­вым, рыбе, зерну, жестким волокнам, шкурам и кожам, мясу, маслосеменам и жи­рам, рису и чаю.

Существующие МТС условно можно разделить на три типа:

Стабилизационные соглашения. Имеют целью приведение в равновесие пред­ложения товара на рынке и спроса на него и, соответственно, удержание рыночных цен на тот или иной товар в определенных, заранее согласованных между участни­ками Соглашения пределах с помощью специального экономического механизма (буферный запас, система удержаний, квотирование и т.п.). К соглашениям такого типа в настоящее время можно отнести Третье международное соглашение по нату­ральному каучуку, а также Международное соглашение по какао.

Административные соглашения. Их деятельность направлена на подготовку и анализ проблем, связанных с международной торговлей, а также производством и потреблением того или иного товара, изучение мировой конъюнктуры рынка дан­ного товара, регулярное информирование участников о положении на рынке, сбор и публикацию статистических данных и подготовку экономических обзоров рынка, организацию многосторонних консультаций по проблемам торговли товаром. К ад­министративным соглашениям можно отнести Международное соглашение по пше­нице, Международное соглашение по сахару. Международное соглашение по кофе, Международный консультативный комитет по хлопку, Международную исследова­тельскую группу по никелю, Международную исследовательскую группу по свинцу и цинку, Международную исследовательскую группу по каучуку.

Соглашения по мерам развития. Их главной целью является выработка мер по расширению производства и укреплению экспортного потенциала в странах произ­водителях сырья, развитию соответствующей инфраструктуры, расширению участия стран-производителей в переработке, маркетинге и распределении сырья, улучше­ние охраны окружающей среды, анализ проектов развития экономики того или ино­го сырьевого товара и выработка рекомендаций правительствам стран-производителей сырья. К соглашениям по мерам развития относятся: Международ­ное соглашение по тропической древесине, Международное соглашение по джуту и джутовым изделиям и Международное соглашение по оливковому маслу.

Последние тенденции в деятельности МТО и МИГ свидетельствуют об их ориен­тированности не только на обеспечение краткосрочной стабилизации цен путем ин­тервенций на рынке, но и на выработку средне- и долгосрочной политики сбалансирования спроса и предложения на основе межправительственных соглашений между странами-производителями и потребителями путем добровольных мероприятий по регулированию производства и потребления.

Общий фонд для сырьевых товаров. Общий фонд для сырьевых товаров (Общий фонд) — разработанное в рамках ЮНКТАД межправительственное согла­шение, имеющее своей целью стабилизацию мировых рынков 19 видов сырьевых товаров:

Таблица: Общий фонд для сырьевых товаров

Минеральное сырье:

Технические культуры и сырье:

Продовольственные товары:

Бокситы - Джут и изделия из него Бананы
Железная руда Жесткие волокна и изделия из них - Какао
Марганец Кожевенное сырье - Кофе
- Медь Натуральный каучук - Мясо
- Олово - Тропическая древесина - Растительные масла и маслосемена
- Фосфаты - Хлопок и пряжа - Сахар
- - - Чай

Задача Соглашения состоит в создании своеобразного международного банка -Общего фонда — для кредитования на льготных условиях деятельности международ­ных товарных соглашений (МТС) с целью стабилизации мировых цен на сырье, а также финансирования проектов по расширению производства и потреблению L сырьевых товаров в интересах государств-экспортеров и импортеров.

Решение о введении Соглашения в действие было принято 19 июня 1989 г. на со­стоявшемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке совещании 64 стран, первыми всту­пившими в Фонд. К этому времени членами Соглашения стали 103 страны (минимально необходимое число государств — 90), на которые приходится 67,16% обязательных взносов (в их числе - СССР, Болгария, Югославия, КНР, Куба и КНДР, большинство развивающихся и промышленно развитых стран, за исключением США).

Функционирование Общего фонда осуществляется в рамках самостоятельных и независимых Первого и Второго счетов (или Первого и Второго "окон').

Первый счет связан непосредственно с деятельностью МТС и предназначен для предоставления им займов на льготных условиях. Формирование средств осу­ществляется за счет обязательных правительственных взносов участников, добро­вольной подписки на дополнительные акции Общего фонда, добровольных взносов, займов, а также чистой прибыли от операций в рамках Первого счета.

Второй счет предназначен для финансирования мероприятий по стабилизации мировых рынков сырья путем предоставления займов и ссуд на реализацию проек­тов по развитию производства и экспорта сырья в развивающихся странах, по сти­мулированию потребления, исследований в области маркетинга, оказания техниче­ского содействия. Его формирование осуществляется преимущественно за счет т.н. "добровольных" взносов участников, пожертвований и займов на льготных условиях. Соглашением предусмотрена также возможность перевода на Второй счет части средств с Первого счета.


Глава 2: Тарифное регулирование международной торговли.

Тарифное регулирование в различных государствах имеет много общего, бази­руясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс междуна­родной торговли. Это стало результатом деятельности международных организаций — Всемирной Таможенной Организации, Европейской Экономической Комиссии ООН, Всемирной Торговой Организации, Конференции ООН по торговле и разви­тию, а также ряда многосторонних соглашений.[5]

В качестве законодательной базы тарифного регулирования в большинстве стран существуют законы о таможенном тарифе и таможенные кодексы. Таможен­ный кодекс, как правило, является стабильным внутригосударственным правовым документом, действие которого не связано с предметом международных перегово­ров. Таможенные тарифы согласуются с международными правилами и периодиче­ски обсуждаются на международных переговорах. Предметом таких переговоров является перечень товаров, к которым применяются тарифы, структура, уровень и размер экспортно/импортных пошлин, порядок их применения.

Таможенный тариф - это инструмент торговой политики и государственного ре­гулирования внутреннего рынка товаров, при его взаимодействии с мировым рынком. При этом, помимо функций регулирования внешнеторгового оборота (рационализация товарной структуры, поддержание оптимального соотношения ва­лютных доходов и расходов государства и защита внутренней экономики), тамо­женному тарифу присуща тесная взаимосвязь с налоговой системой, как инструмен­том формирования доходов государства, - фискальная функция. Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, приме­няемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства. Под та­моженной границей понимается граница таможенной территории, т.е. территория, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении тамо­женного дела.

Таможенный тариф, с практической точки зрения, имеет важную особенность. Существует определенная закономерность между уровнем экономического разви­тия страны и ставками импортных пошлин в тарифе. Обычно, чем выше этот уро­вень, тем ниже ставки пошлин, поскольку стране, имеющей достаточно конкуренто­способную промышленность, не требуется, за редким исключением, дополнительной значительной ее защиты с помощью пошлин. Например, в соседних европейских странах - Венгрии, Австрии и Швейцарии - средний уровень таможенных пошлин составляет соответственно примерно 16, 8 и 3%. Ставки пошлин на некоторые това­ры не первой необходимости могут быть значительно выше средних, что никак не связано с уровнем экономического развития, а определяется фискальным инте­ресом государства. Так, например, импортные пошлины на водку в странах ЕС превышают 20%, а на икру - 30%, в то время как средневзвешенный тариф в ЕС в на­стоящее время составляет менее 4%.

В современном тарифном регулировании происходит постепенное сокращение таможенного обложения импорта. В настоящее время средний уровень пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности составляет немного меньше 5%. Снижение тарифов очевидно будет происходить и в будущем.

2.1. Классификация таможенных тарифов

Существуют две классификации таможенных тарифов, дифференцируемых ис­ходя из критериев, положенных в их основание. Выделяют экспортный и импортный тарифы, в зависимости от того, что он регулирует — вывоз или ввоз товара, а также простой и сложный, в зависимости от способа развития тарифа.

Импортный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, взи­маемых при ввозе товаров на таможенную территорию государства.[6] Импортный та­риф является наиболее традиционным инструментов торговой политики. Его приме­няют более 100 государств. Он служит основой любой государственной системы ре­гулирования внешнеторгового оборота. Процесс начисления импортного тарифа требует не только определения позиции товарной номенклатуры в таможенном та­рифе, но и установления методики определения таможенной стоимости и страны происхождения товара.

Назначение импортного тарифа состоит в стоимостном влиянии на ввозимые в государство товары, посредством чего ограничивается их конкурентоспособность на внутреннем рынке страны-импортера. За счет применения к товару импортной пошлины происходит своего рода наценка к цене импортного товара. Это ведет к сокращению спроса на импортный товар и уменьшению его поставок, и соответ­ственно, росту цен на товар на внутреннем рынке. Производители товара, защищен­ного импортными пошлинами, получают выигрыш от роста цен и расширения рынка сбыта собственной продукции.

Большинству современных импортных таможенных тарифов свойственны два основных принципа их построения. Во-первых, принцип эскалации тарифа — повы­шение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции40. Во-вторых, принцип эффективного тарифа — установление низких ставок пошлин на товары, необходимые для развития производства с высокой долей вновь созданной стои­мости. Результатом применения этих двух принципов являются тарифные пики — максимальные ставки пошлин. В настоящее время в рамках ГАТТ принято относить к тарифным пикам все ставки, превышающие 10% адвалорем41. По существующим оценкам, после реализации всех тарифных договоренностей Уругвайского раунда от 30% до 50% всех ставок пошлин в США, ЕС, Японии и Канаде будут иметь значение выше 10%.42 Максимальные ставки на отдельные товары в этих странах будут достигать 120%43.

Экспортный тариф используется ограниченным числом стран, в основном раз­вивающихся и обладающих значительными запасами природных ресурсов, как ин­струмент экспортного контроля.[7] Его целями являются: поддержание внутригосудар­ственных цен и цен на мировом рынке. В ряде случаев он используется для пополне­ния валютных ресурсов страны. Однако, попытки регулировать с помощью экспортного тарифа объем и структуру экспорта могут привести к резко отрица­тельным экономическим последствиям — подрыву экспортного потенциала страны, нарушению структуры внешнеторгового оборота, инфляции.

Простой тариф подразумевает, что независимо от страны происхождения, ко всем импортируемым товарам применяются единые ставки таможенных пошлин. Развитие таможенного тарифа происходит путем увеличения номенклатуры това­ров. Простой тариф предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры, независимо от страны его происхождения.

Сложный тариф (многоканальный). Он предполагает установление двух или даже более ставок пошлин по каждой но­менклатуре в зависимости от страны происхождения товара. В подобном тарифе ставки пошлин изменяются от максимального значения (автономная пошлина или ге­неральная) к более низким (конвенционная пошлина). Автономная пошлина распро­страняется на товары тех стран, с которыми импортирующее государство не имеет соглашений, регулирующих торгово-экономическую политику (в том числе, предо­ставляющих РНБ). Конвенционная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен РНБ. Кроме того, сложный тариф предусматривает наличие преференциальных ставок пошлин, применяемых в отношении отдельных стран в рамках таможенных союзов, ассоциаций, уступок в отношении разви­вающихся стран. Преференциальная ставка пошлины может иметь нулевое значе­ние, что означает беспошлинный ввоз.

Наиболее сложные тарифы существуют в Конго, Венесуэле, Мали (до 17 колонок).

2.2. Направления развития таможенно-тарифной политики России

Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможен­ный кодекс РФ, указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и приме­нения российского таможенного тарифа.[8]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6