рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальный конфликт рефераты

Меняются не только группы внутри общества, меняется и само общество. И это проявляется прежде всего  в  изменении  критериев  социальных различий, что связано с изменением  ценностных  параметров общественной жизни, духовной культуры,  способов  организации экономической,  социальной,  политической  деятельности    людей. Преобразования в России не имеют, по-видимому, аналогов  в  мировой истории, поэтому их столь сложно объяснить, апеллируя к прошлому опыту и  к  теоретическим  построениям,  обобщающим  прежние преобразования.


Ценностный конфликт

По отношению к конфликтам, развитие которых  побуждается  потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет более  определенно выраженный идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а точнее говоря, противоположные интерпретации целей  общественного развития.

Одна из наиболее существенных проблем переходного общества заключается в стремлении выйти из хаоса. Естественно, что хаос и порядок понятия относительные. И все же необходимой предпосылкой  порядка является определенный уровень  рационализации  общественных отношений, основанный на общем признании некоторой  системы  ценностей. Речь идет не о единственной системе ценностей.  Признание допустимости советского мировоззрения не означает требования  его полного доминирования, равно как и наоборот. Современная  культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей и групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не  являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными  установками. Достаточно часто системы ценностей выступают в  качестве самодостаточных источников мотивации, действующих  на  основе деления человеческих сообществ на своих и чужих.  Именно  в  этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между своими  и чужими, между нами и ими приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой  мотивации. В российских условиях мы наблюдали на  протяжении  ХХ  в.  Мощные ценностные противостояния эксплуататоров и трудовой массы,  белых и красных, ортодоксальных марксистов и  отступников-ревизионистов, демократов и представителей номенклатуры, сторонников и противников реформ. Все эти политические противостояния  связаны  с  конфликтами политических интересов. Но дело в том, что любые политические противостояния связаны с конфликтами политических  интересов. Но дело в том, что любые политические и экономические  интересы получают определенное ценностное обрамление, связанное с интерпретацией коренных вопросов мировоззрения, взаимоотношения человека и общества, проблем личной  свободы,  роли  государства  и т.д. Ценностные противостояния и приоритеты - и в этом их особенность - основаны на вере. Люди  верят  в  возможность  достижения лучшей жизни, в то, что именно эта  группа  политических  лидеров знает правильный путь выхода из кризиса. Они верят в тот или иной вариант справедливости и свободы. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов,  объясняющих и оправдывающих исходные символы веры - постулаты, на  основе которых строится данная система ценностей.  Например,  если  одна политическая группировка ориентирована на создание рыночных отношений, а другая - на государственный социализм, каким  бы  словом это ни называли, то в качестве аргументов в пользу  соответствующих точек зрения будет использоваться широкий спектр доводов  экономического, социально-политического, философского  и  психологического характера. И все же в конечном  счете  основ  самих  этих систем аргументации будет убежденность, вера  в  то,  что  лучшим способом организации общественного устройства является такой, который обеспечивает приоритет  общественного  целого  над  индивидуальными стремлениями. Спор этот является  вечным.  Это  спор  в рамках европейской культурной традиции. И он в конечном счете выражает две системы ценностных ориентаций, формирующих разную  или противоположную интерпретацию проблемы взаимоотношений индивида и общества.

Несомненно, что с этой точки зрения очень важное место в европейской культурной традиции занимает и вопрос об отношении  к  государственной власти. Несомненно, что сама власть  оказывается  общественно значимым благом или ценностью. Но  эта  ценность  может рассматриваться в  качестве  инструментальной,  т.е.  в  качестве средства для достижения тех или иных целей, или же в качестве самодовлеющей и приоритетной ценности. В условиях слома одной политической системы и замены ее  другой  широкое  распространение  в массовом сознании приобретает негативное отношение к власти вообще. Как свидетельствуют многочисленные опросы  по  этому  поводу, существует склонность именно во власти как таковой  видеть  главный источник зла. Такое восприятие власти, как правило,  сопряжено с иллюзорной самооценкой, с представлением о  том,  что  можно якобы сохранить нравственную чистоту, порядочность и иные личностные добродетели, обеспечив себе наиболее удаленную из  возможных дистанцию от власти. Однако дело в том, что неосознаваемые  властные отношения присутствуют в любом акте жизнедеятельности, в том числе и в акте распределения и  потребления.  Властные  отношения пронизывают собой все общественные структуры не только в  тоталитарном обществе, но и в самой демократической общественной системе. Разница заключается лишь в том, как именно и какая часть этих отношений осознается. И в условиях демократии  человек,  творческая личность не может быть независимым от источников  своего  существования. Свободным на самом деле  может  быть  лишь  патриархальный крестьянин, производящий сам большую  часть  потребляемой им продукции и не нуждающийся в современной системе  связей,  информации, средствах передвижения и общения. Для  демократического выбора важно, в какой мере мотивация  социального  поведения  является саморегулируемой и самоопределяемой, а в  какой  мере  эта мотивация задается и управляется средствами массовой информации и современного социального контроля. Истина состоит в том, что  человек ощущает себя тем более свободным, чем  в  меньшей  мере  он ощущает настойчивое давление властных структур. Всякое  принуждение - прямое или косвенное - ущемляет права  личности,  ограничивает  возможности  индивидуального  выбора,  а  поскольку  именно власть как институт располагает реальными средствами  принуждения и поддерживает их в состоянии готовности,  постольку  каждым  отдельным человеком она воспринимается как источник угрозы.

Принципиальным с точки зрения демократических ценностей и общечеловеческой нравственности является вопрос о способах и средствах, которые использует власть в качестве инструментов  мобилизации  и социального контроля.  В  какой  мере  эти  средства  оказываются  всеобщими - распространяемыми на всех одинаково, а в  какой  мере они носят избирательный характер? Если  они  носят  избирательный характер, то каковы  критерии  избирательности?  Наконец,  каковы формы участия во власти для граждан, каковы  способы  воздействия на не со стороны тех, кто оказывается  в  подчиненном  положении? Именно в ответах на эти вопросы и проходит водораздел между  ценностями демократического общества и демократически  ориентированной личности и личности недемократической, авторитарной,  антидемократической.

Еще один уровень ценностного конфликта проявляется в сфере духовной жизни. Важно подчеркнуть, что эта проблема перекрещивается  с взаимоотношением рационального и эмоционального начала, но  линии перекрещивания оказываются далеко не совпадающими. Оппозиция  веры и знания проявляется в истории человеческой культуры с  разной степенью напряженности. В то же время синтез эмоциональной и  рациональной мотивации может осуществляться в различных формах  духовного творчества по-разному. Во всяком случае в духовной  жизни и в культурном пространстве заключается неисчерпаемый и вечно существующий источник мотивации социального поведения, источник мотивации личности, определяющий бесконечно многообразные  переходы сугубо личностной, приватной и интимной мотивации  к  общественно значимой - социально одобряемой или отвергаемой системе  действий и поступков. Это означает, что и источники расхождений и конфликтов между людьми в этой сфере бесконечно многообразны.  Но  здесь же находятся и огромные ресурсы регулирования конфликтов, так как ценности не только разъединяют людей, но и соединяют их. Перспективы стабилизации социально-политической системы  решающим  образом связаны с включением ценностей духовной культуры - во всем их многообразии - в регулирование тех  конфликтов,  которые  основываются на противостоянии потребностей и интересов.


Глава 3 Практические исследования

В ходе написания своей работы я проводила практические исследования. Проводились они на базе группе секретарей-референтов, Кировская средняя школа №1. Длилась моя практическая работа около 1.5 месяцев.  Посчитав, что самой конфликтной возрастной группой в нашем обществе являются подростки, исследования я проводила с девушками 15-16 лет. В ходе исследования я применила 4 теста. Все они направлены на определение уровня конфликтности человека, так как я считаю, что возникновение конфликтов зависит еще и от того, насколько враждебно человек относится к людям и какова его природная степень конфликтности. 2 теста были взяты мной из работы А. Аграшенкова “Психология на каждый день” (“Понимаете ли вы других людей?” и “Конфликт или мир?”), 1 тест (“Что вы за птица?”) из книги Н. Козлова “Практическая психология” и еще один тест, размещенный на магнитном носителе (методика MMPI).

Перед тем, как начать исследования, я объяснила девушкам, что ответ нужно выбирать тот, который первым пришел в голову. Именно этот вариант и подсказывает вам ваше подсознание. Если вы начинаете размышлять над ответом - хорошо ли это, плохо ли, как к этому отнеслись бы люди - то вы включаете свое сознательное и это может повлиять на достоверность результата.

Были также даны объяснения, что такое тест вообще. Объяснить я это старалась своими словами, сказав, что тест - это один из методов исследования в психологии, представляющий собой одинаковое для всех задание. Довольно часто тесты представлены в виде комплекса вопросов с представленными вариантами ответов. Именно такой вид теста я использовала в своей работе. Именно этот метод я выбрала потому, что мне показалось, что этот метод заинтересует девушек, так как тесты любят все или почти все. При этом может случиться так, что люди будут отвечать на вопросы лишь для того, чтобы, узнав результат, оценить - нет, не себя, а тест: насколько точно тест угадал то, что человек знал о себе и без него... Основная функция популярных тестов - развлечение. По этому поводу я говорила, что тесты помогают человеку еще раз задуматься о себе, посмотреть на свои особенности немного “со стороны”.

Кроме того, очень важно, отвечая на вопросы теста, просто не врать самой себе. Этого можно достичь, если понять, что ответов не увидит никто, кроме тех людей, которым  ты сам захочешь показать их. Поэтому исследования я проводила анонимно - результаты с подсчитанными баллами девушки отдавали мне на неподписанных листочках. Я старалась подчеркнуть, что не нужно казаться лучше, чем ты есть на самом деле, главное - оставаться самим собой. Не существует плохих или хороших результатов, есть только отличающиеся от других. Просто человеку нужно понять, что он - иной и это совсем не так плохо, не хуже, чем быть как все и совсем не страшно. И самое главное - никто за это не осудит.

Я также говорила, что тесты определяют у человека наличие и степень развитости у человека каких-либо качеств, но при этом они оценивают психологическое состояние человека на данный момент, то есть действуют здесь и сейчас. Конечно, если тест провести повторно через двадцать минут, то вряд ли его результаты изменятся радикально, но через месяц у вас может измениться мировоззрение, может улучшиться или ухудшиться семейное положение, отношения с близкими, финансовые проблемы. В конце концов вы можете просто заболеть и впасть в апатию или, того хуже, в депрессию. Тогда результаты могут и кардинально измениться. Но какие-то черты могут остаться неизменными, как, например, в случае тестирования с целью определить тип темперамента человека, который, как известно, дается от рождения и на всю жизнь.

В исследовании приняло участие    девушек. Конфликты в данной группе возникали очень редко, вследствие чего я предположила, что уровень конфликтности у них довольно низок, а понимание развито до должного уровня.

Тест “Понимаете ли вы других людей” рассчитан на определение у человека уровня наблюдательности и степени развитости интуиции, а также умения применять результаты, выводы полученных наблюдений на практике, в процессе общения. Вообще, уметь наблюдать и верно интерпретировать жесты, мимику людей очень важно. Ведь слова, то есть свои вербальные сигналы  мы можем контролировать, а вот невербальные, то есть язык мимики, жестов, “сигналы”, которые подает наше тело контролировать сложнее. Я считаю, что полностью подчинить контролю свое тело вообще невозможно. В результате этого теста оказалось, что большинство показало средний результат - от 55 до 34 баллов. В интерпретации (см. приложение 1) сказано, что люди, попавшие в эту группу, еще недостаточно умеют применять результаты наблюдений на практике, но я полагаю, что с опытом это умение у них разовьется.

Этот тест показал такие результаты: 77-56 баллов - ни одного человека, 55-34 - 10 человек, то есть основная масса, 33-11 - два человека.

Тест “Конфликт или мир?” определяет уровень конфликтности человека, его отношение к конфликту как таковому. В этот тест входит восемь вопросов, он дает три группы результатов. При обработке общих результатов выяснилось, что большинство набрало от 11 до 21 балла (см. приложение 2), меньше - от 22 до 32 баллов, и совсем немногие - до 10 баллов. Примечательно, что те, кто в результате теста “Что вы за птица?” (см. приложение 3) оказались “Ястребом” набрали до 10 баллов, “Страусы” в основном - от 22 до 32 баллов.

По результатам этого теста 22-32 балла набрали 5 человек, 11-21 - 5 человек, до 10 баллов - 2 человека.

Тест “Что вы за птица?” помогает тестируемому соотнести себя с тремя достаточно разными и яркими личностными портретами, названными условно “Голубь”, “Страус” и “Ястреб” (см. приложение3). Подход к результатам здесь такой - если, к примеру, у вас 11 “голубиных” ответов, 4 “страусиных” и ни одного “ястребиного”, то ясно, что вы ближе всего к Голубю, немного Страус и ничего общего не имеете с Ястребом. Если всего поровну, то в вас всего понемногу и в разных ситуациях вы проявляете себя по-разному. Конечно, здесь есть такой нюанс - стоит поинтересоваться: что именно вы взяли от Голубя - добрую мягкость или кислую нерешительность? От Страуса - эмоциональную стабильность или замкнутость? От Ястреба - решительность или агрессивность? Этот тест дает только один из возможных “срезов” личности, но стоит надеяться, что с его помощью респонденты лучше поняли некоторые свои особенности. Не так важно, какие черты в вас больше выражены - Голубя, Страуса или Ястреба, важно то, что человек еще раз взглянул на себя как бы со стороны. “Ястребов” в моей группе получилось 4, “Страусов” - 4, “Голубей” - тоже 4.

Метод тестирования MMPI разработан сотрудниками миннесотского университета в США под руководством психологов С. Хатэуэя и И. Маккинли. Тест состоит из более чем 500 вопросов и предназначен для определения той области профессиональной деятельности, в которой предпочтительнее работать респонденту. Тестирование проводится при помощи компьютера, обработка результатов производится автоматически. При этом оценивается валидность (достоверность) теста и, если результаты тестирования неудовлетворительны, т.е. процент неискренних ответов высок, об этом сообщается при выводе обработанных результатов. Сообщается также, если результаты тестирования неудовлетворительны и должны браковаться. Тест представляет собой совокупность вопросов, на которые респондент должен ответить либо “да”, либо “нет” и четко выраженных тезисов, к которым тестируемый должен выразить свое отношение при помощи тех же клавиш - да и нет. Нужно прочитать утверждение и решить, верно  оно или неверно  по  отношению к вам. Рекомендуется также не тратить времени на обдумывание и выбирать тот ответ, который первым пришел в голову. Время, которое затрачивается респондентом на обдумывание, фиксируется. Из данного теста я взяла для сравнения одно из выявляемых качеств - враждебность. Оно относится к графе “Отношения к людям”. Враждебность складывается на основе таких качеств, как скрытность, недоверие, подозрительность, эгоизм, раздражительность, ранимость, неуживчивость, недоверие, несдержанность, агрессивность, зависть, мстительность, нетерпимость, критицизм, высокомерие. Результат выражается в процентах - насколько развито данное качество.

Результаты показали, что именно у “Ястребов” процент враждебности наивысший - от 74% до 88%, ниже - от 56%-74% - у “Страусов”, и еще ниже - от 42% до 54% - у “Голубей”.

Сопоставив результаты, я пришла к выводу, что результаты тестов соответствуют друг другу, следовательно, их можно считать достаточно достоверными. Большая часть респондентов набирали средний результат, ярко выраженных конфликтных людей было мало, выраженных “приспособленцев” было немного больше. Исходя из этого, я посчитала, что мое предположение о том, что количество возникающих в группе конфликтов связаны с личностными качествами (конфликтность, враждебность), верно, так как конфликты возникали достаточно редко.



Заключение

Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне в контексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачами объяснения социокультурных изменений в современном обществе.

Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. По сути дела, в практике организации современного менеджмента, в дипломатии, в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, где наблюдается непосредственное столкновение противостоящих сторон, сложилось прикладное направление, которое получение название конфликтология. Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуют во многих переговорных процессах, выезжают в “горячие точки”, где работают в качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разных уровнях  в разных ситуациях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6