рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальный конфликт рефераты

Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторой проблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют  три главных момента:

Ø  во-первых, степень значимости более широкой системы связей, преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и его дестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтной ситуации;

Ø  во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойти на риск ради их осуществления;

Ø  в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способность учитывать интересы оппонента.

Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом:

      Исходное положение дел: интересы сторон, участвующих в конфликте, степень их взаимопонимания.

      Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.

      Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу, возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.

      Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.

      Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.

      Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходе отстаивания своих интересов, жертвы насилия.

      Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идей справедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во все структуры и отношения: доминирование конфликта в сознании сторон над всеми иными отношениями.

      Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие.

      Осознание тупиковой ситуации, поиск новых подходов, смена лидеров конфликтующих сторон.

      Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетом опыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны.

     Новый этап социального взаимодействия.

В современной социологии существуют различные объяснения природы социального конфликта. Если природа конфликта рассматривается с ресурсной точки зрения, то указывается на то, что он развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности (территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политического доминирования).

Согласно ценностному подходу, на первый план выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципы организации общественного устройства, взаимоисключающие культурные стереотипы.

Известный немецкий социолог в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта является стремление к доминированию.

Наиболее общий вывод, который можно сделать на основе вышесказанного, состоит в следующем. Социальный конфликт – это всегда следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей.

Основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы, так как их потребности, интересы, цели, притязания могут реализовываться только через использование власти, а в конфликтах непосредственное участие принимают такие политические организации, как государственный аппарат, партии, парламентские фракции и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конечном счете социальный конфликт обычно принимает форму не конфликта больших социальных групп, а конфликта политических, этнических и других лидеров, которые действуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.

Социальный конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида социальных групп: первичные – непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно недостижимых целей; вторичные – которые стремятся не быть замешанными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжигание конфликта; третьи – заинтересованные в разрешении конфликта.

Считается, что социальный статус – основной предмет социального конфликта, представляющий собой «интегративный показатель положения» социальной общности и ее представителей в данной социальной системе. Компонентами статуса являются социальные позиции, характеризующие положение людей в обществе на основе объективных признаков (пол, возраст, профессия и т.д.) и оценка этих позиций, выражаемая в понятиях «престиж», «авторитет» и пр.  Отсюда, источником конфликта служит противоречие между единством социальной общности как некоторой целостности и социальным неравенством включенных в нее общественных групп.

В качестве субъектов социального конфликта выступают социальные общности, в первую очередь – крупные. Это реальные совокупности индивидов, которые связаны общим интересом и находятся в косвенном или прямом взаимодействии. К таким общностям относятся: объединения людей, живущих в рамках данного социального пространства (регион, страна и пр.); большие группы, складывающиеся исторически внутри самых обширных совокупностей людей, различающиеся по их месту жительства, роли в системе производства материальных и духовных благ, по образу жизни, общественному сознанию; общности, которые формируются на основе сходства национально-этнических признаков (народности, нации).

Уровень и масштабность социального конфликта зависит от вида социальных общностей, выступающих конфликтующими сторонами. Конфликты между обществами относятся к глобальным; между крупными социальными группами внутри данной страны – это макроконфликты (межклассовые, региональные, национальные); местные конфликты – между отдельными группами местных обществ.


Происхождение и динамика конфликтов

Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала процесс накопления неудовлетворенности идут медленно и подспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своего рода спускового механизма, выводящего наружу это чувство неудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму, стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаются лидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защиты интересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Он либо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественной жизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается на основе взаимных уступок сторон.

Адекватный анализ конфликтной ситуации  предполагает тщательное выделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действовать исторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся в действиях политических структур и институтов.

Динамика социальных конфликтов

Обычно в социальном конфликте выделяют 4 стадии: предконфликтную, конфликтную, разрешение конфликта, послеконфликтную.

Первая стадия разбивается на две фазы. Начальная фаза характеризуется формированием конфликтной ситуации – накоплением и обострением противоречий в системе межличностных и групповых отношений в силу проявившегося резкого расхождения интересов, ценностей и установок субъектов конфликтного взаимодействия. Здесь можно говорить о скрытой (латентной) фазу развития конфликта.

Вторая фаза предконфликтной стадии начинается с какого-то внешнего события, приводящего в движение конфликтующие стороны. Здесь конфликтующие стороны осознают побудительные мотивы своих действий (т.е. противоположности их интересов, целей, ценностей и т.п.). На этой фазе конфликт из латентной стадии переходит в открытую и выражается в различных формах конфликтного поведения.

Конфликтное поведение – вторая и основная стадия развития конфликта. Конфликтное поведение – это действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений, интересов. Для вступления в эту фазу необходимо, во-первых, осознание своих целей и интересов как противоположных другой стороне; во-вторых, формирование установки на борьбу, психологической готовности к ней. Формирование такой установки является задачей первой фазы конфликтного поведения. Конфликт интересов на этой фазе принимает форму острых разногласий, которые индивиды и социальные группы усугубляют и не стремятся их урегулировать, продолжая разрушать прежние структуры нормальных взаимоотношений, взаимодействий и взаимосвязей. Что касается эмоциональной сферы этой фазы, то она характеризуется нарастанием агрессивности и враждебности. Следовательно, конфликтные действия обостряют эмоциональный фон, а он, в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

Немаловажное значение для развития конфликта имеет окружающая социальная среда, так как она определяет условия, в которых протекают конфликтные процессы.  Среда может выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим, либо нейтральным фактором.

Вторая фаза конфликтного поведения характеризуется переломом в развитии конфликта. На этой фазе происходит «переоценка ценностей». В ходе конфликтного взаимодействия могут измениться представления сторон о себе и друг о друге, о внешней среде. Фазу «переоценки ценностей» можно назвать и фазой «выбора», так как группы могут выбрать одну из следующих программ поведения: достижение своих целей за счет другой стороны и доведение конфликта до более высокой степени напряженности, но сохранение самой конфликтной ситуации за счет переведения ее в скрытую форму благодаря частичным уступкам противоположной стороны; поиск способов полного разрешения конфликта.

Разрешение конфликта осуществляется как через изменение объективной ситуации, так и через субъективную, психологическую перестройку, изменения субъективного образа ситуации, сложившейся у враждующей стороны.

Возможно частичное или полное разрешение конфликта. Прекращение конфликта на объективном и субъективном уровне, перестройка всего образа конфликтной ситуации является полным разрешением конфликта. «Образ врага» трансформируется в «образ партнера», а психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. Частичное же разрешение конфликта – это изменение только внешнего конфликтного поведения, но при этом сохранение внутренних побудительных установок к продолжению противоборства, которые сдерживаются либо волевыми, разумными аргументами, либо санкцией третьей стороны. Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или новой основе.

Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, так как не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Дело в том, что жизнь полна конфликтами, разрешающимися временно  или частично.

Разрешение конфликта – заключительный его этап. Кроме основных моделей разрешения конфликта – «победитель – побежденный», «победитель – победитель»,  подчеркивается целесообразность понятий «максимальный выигрыш», «минимальный проигрыш», «взаимный выигрыш», «сочетание выигрыша и проигрыша» и др.

Следует отличать разрешение конфликта от его подавления, т. е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Р. Дарендорф отмечает. Что в той мере, в какой социальные конфликты пытаются подавить. Возрастает их потенциальная злокачественность.

Не ведет к разрешению и так называемая отмена конфликта – попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоречий, лежащих в его основе.

Несмотря на то, что конфликты разнообразны, процесс их разрешения имеет общие черты и предпосылки, специфические этапы, стратегию и технологию.

Предпосылки решения конфликта:

Ø достаточная зрелость конфликта, которая выражается в видимых формах проявления, идентификации субъектов, объявлении своих или противоположных интересов и позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства;

Ø потребность субъектов разрешать конфликт и способность это осуществить;

Ø наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, человеческих.

Процесс разрешения конфликтов складывается из двух этапов:

1.   Подготовительный – это диагностика конфликта. Этот этап включает в себя: описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.); определение уровня развития конфликта и его природы (объективной или субъективной); изменение интенсивности; определение сферы распространенности. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позитивном аспектах, как состояние и процесс;

2.   Разработка стратегии разрешения и технологии. Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях: приспособление, уход, компромисс, противоборство, сотрудничество.

Приспособление – субъект не проявляет ни активности, ни заинтересованности в достижении положительных результатов. Такая стратегия направлена на избежание конфликтных отношений с людьми.

Уход – стремление уйти от ответственности за реализацию поставленной цели (субъект боится как ответственности, так и наказания; не хочет принимать самостоятельные решения, не нацелен на мотивацию достижения успеха в деятельности).

Компромисс – субъект стремится завоевать командную роль относительно партнера и проявляет при этом максимум активности, напористости, игнорируя интересы других.

Сотрудничество – субъект нацелен на достижение успеха в деятельности, проявляет значительную активность, но, в отличие от стратегии противоборства, ориентируется не только на свои интересы, но и на интересы партнера, пытаясь избежать конфликтных ситуаций.

Универсального выхода из конфликтов нет, при определенных ситуациях возможны и другие стратегии.

Социальный психолог Чарльз Осгут (США) обосновывает еще одну стратегию выхода из конфликта. Он называет ее «постепенными и обоюдными инициативами по разрядке напряженности» (ПОИР). Эта стратегия призвана разорвать спираль конфликта, вызывая его обоюдную деэскалацию. Начало связано с тем, что одна из сторон предпринимает несколько мелких акций по разрядке отношений, заявляя при этом о стремлении к мирному исходу. Такие заявления позволяют противнику верно понимать действия первой стороны, а иначе эти акции могут быть восприняты как слабость или начало нечестной игры. Когда противник отвечает добровольно, его собственное примирительное поведение способно смягчить его установки.

Стратегия ПОИР – примирительная. Начальные примирительные действия несут риск, но не подрывают ничьей безопасности. Если одна из сторон осуществит агрессивный выпад, другая ответит тем же, давая понять, что этого не потерпит. Однако ответные шаги не являются столь активной реакцией, которая могла бы повлечь за собой новый виток конфликта. Коль скоро противник предпринимает собственные шаги к примирению, от них тоже следует равный или даже чуть больший ответ. Стратегия ПОИР часто используется при переговорах.

Большое значение имеет заключительная стадия – послеконфликтная. На этой стадии должны быть предприняты усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидирована социально-психологическая напряженность, и прекращена любая борьба. Урегулированный конфликт способствует улучшению социально-психологических характеристик как отдельных групп, так и межгруппового взаимодействия. Он способствует сплоченности групп, повышает уровень идентификации ее членов с общими целями и удовлетворенностью в группе. Вместе с тем он развивает уважительное отношение к бывшим оппонентам, позволяет лучше понять их интересы, цели и побуждения.

Социальные системы, исключая источники противоречий и трений между различными сторонами конфликта, получают возможность усовершенствовать свою структуру. Социальный конфликт может выступать в роли механизма для установки норм, соответствующих новым условиям.


Типология социальных конфликтов

Основания для типологии социальных конфликтов могут быть весьма различными. Их классификация может быть осуществлена в зависимости от причин, лежащих в основе того или оного конфликта. На этом основании все конфликты можно подразделить на две большие группы, созданные объективными и субъективными причинами. К объективным причинам можно отнести особенности структурного и функционального состояния системы. Тогда конфликты определяются наличием социального неравенства и несправедливости, заложенных в самой структуре социальных отношений. Они могут быть вызваны также и недостатками в организации совместной деятельности или порождены процессом функционирования социальной системы, когда социальная нестабильность становится закономерным результатом происходящих в обществе перемен.

Рассматривая объективную обусловленность, нельзя не учитывать вовлеченность людей, а также мотивацию их поступков. Среди психических мотивов деятельности людей существенную роль играют такие, как стремление к безопасности, власти или превосходству над другими, потребность в общественном признании, личной свободе, дружбе и любви, помощи и протекционизме. Эти мотивы способны быть источником социальных  конфликтов, ибо люди охотно действуют в интересах общественного благополучия, когда это улучшает их самочувствие и укрепляет ощущение безопасности, но реагируют негативно на все, что является противоположным или воспринимается таковым. Когда человек оказывается не в состоянии добиться желаемого результата, у него может возникнуть состояние внутренней дисгармонии, неудовлетворенности, разлада с самим собой. Это состояние. В свою очередь, может стать источником его конфликта со средой, где он живет или временно находится.

Конфликты могут и не иметь под собой определенной объективной основы. Они могут быть вызваны причинами субъективного характера, возникнуть, например, из-за бессилия изменить конкретную жизненную ситуацию, вследствие мании преследования, болезненной подозрительности, неврастении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6