Реферат: Социальный конфликт
Конфликты
по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт
из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов, во-вторых, из-за
соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей. Несомненно, что к числу
наиболее существенных долгосрочных потребностей всего человечества относится
освоение околоземного космического пространства. Однако реализация
соответствующих программ - дело чрезвычайно дорогостоящее. В условиях кризиса
это дополнительная нагрузка на бюджет, в связи с чем появляются аргументы
против развертывания соответствующих программ. Примерно таким же образом
обстоит дело и с вопросами финансирования фундаментальных научных исследований,
которые не могут дать непосредственной отдачи в краткосрочный перспективе.
Однако свертывание этих программ означает некоторый выигрыш с точки зрения
ближайшей перспективы и проигрыш в долгосрочном варианте.
Проблема
ориентации на ближайшие и отдаленные цели является общечеловеческой и вечной
проблемой. Оно касается не только человечества в целом, но и жизнедеятельности
любых сообществ, социальных институтов, социальных групп, жизненных
потребностей любой семьи и каждого отдельного индивида. Во всех структурах
человеческого взаимодействия эта проблема возникает вновь и вновь, решается и
вновь перерешается. Примеры, иллюстрирующие значение этой проблемы, могут быть
приведены из самых разных областей. Так, каждая семья в современном обществе
самостоятельно решает вопрос о количестве детей, т.е. о продолжении своей жизни
в потомстве. При этом семейная политика призвана учитывать с помощью семейного
планирования “качество” будущих новых членов семьи - их здоровье, уровень
образования, характер жилищных условий и т.д. Все это связано с долгосрочными
потребностями воспроизводства на индивидуальном уровне. Выбор в пользу этих
потребностей несомненно означает определенный ущерб текущему благосостоянию
семьи. В кризисных условиях ущерб этот может быть весьма существенным.
Совокупный результат решений, принимаемых на индивидуально-семейном уровне,
может стать и становится подчас важнейшим фактором неблагоприятной
демографической ситуации для населения данной страны или данной этнической
группы. Так, с 1993 года в России наблюдается тенденция превышения смертности
над рождаемостью, зафиксированная в социальной статистике и в
семейно-демографических обследованиях населения.
Следующая
линия конфликта, связанного с динамикой потребностей, проходит через формы и
способы организации совместной жизни людей. Сами эти способы неверно
представлять в качестве некоторой жизненной силы по отношению к данному
сообществу. Случаи навязывания политического строя имеют место в истории, но
лишь в редких случаях они оказывают определяющее воздействие на потребности
людей. По большей части эти формы совместной жизни вырабатываются обществом и
являются существенной характеристикой народного образа жизни.
В
современной политологической литературе принято деление политических систем на
четыре группы: либеральные, демократические, авторитарные и тоталитарные.
Каждый из вариантов политической системы опирается на определенную сумму
стереотипов политического поведения, которые и составляют потребности
определенного рода.
Современная
Россия рассматривается преимущественно как общество переходного типа - при этом
имеется в виду, что переход осуществляется от тоталитаризма к политической
демократии. Важно обратить внимание на то, что тоталитарный режим с самого
начала своего возникновения опирался на определенные стереотипы массового
сознания, на широко распространенные предрассудки, превращавшиеся в привычки и
в своего рода политические потребности. Тоталитаризм, сталинский политический
режим, начиная с 30-х годов, аккумулировал в себе худшие политические
умонастроения и привычки. Он опирался на зависть, трактовавшуюся как требование
справедливости, на доминирование враждебности, истолкованной в качестве
здорового классового инстинкта, на некритическое восприятие власти,
истолкованное как единодушие в ее поддержке, на политический сыск,
доносительство и тайну, трактовавшиеся в качестве высших проявлений
государственной лояльности и чувства общественного долга.
Иными
словами, любая здоровая человеческая потребность деформировалась безраздельным
господством тоталитарной власти и превращалась в свою противоположность. В этом
и заключался феномен политического отчуждения - в формировании
псевдопотребностей, поощрявшихся политическим режимом. При этом государство
могло облекать любую низость и подлость, любое предательство в благородную и
даже жертвенную мотивацию. В этом заключался главный нравственный парадокс
сталинского политического режима, который оказывается трудно преодолеваемым
массовым политическим сознанием.
Новые
политические потребности - потребность участия в политической жизни -
складываются с большим трудом. Главный вопрос здесь заключается в формировании
нравственно целостного отношения к власти, которая сама по себе далека от
демократического идеала. Конфликт между нравственностью и политической
практикой сегодняшнего дня оказывается глубинным конфликтом, развивающимся на
уровне жизненных потребностей человека. Этот конфликт не сразу дается массовому
сознанию, как бы отступая на второй план по сравнению с жесткой борьбой
политических интересов, разыгрывающихся на поверхности.
Третья
сфера конфликта на уровне потребностей связана с выработкой баланса рационально
осмысленных и эмотивных стремлений, в которых проявляются подчас подсознательные
сферы мотивации. Здесь мы также сталкиваемся с общечеловеческими свойствами.
Конфликт рационального и эмоционального пронизывает все структуры человеческой
жизни. Он лежит в основе разделения между собой высших сфер духовной
деятельности - науки и искусства, которые пытаются найти компромисс между собой
при помощи философии и религиозного сознания. В современной кризисной ситуации
эмоциональное начало в человеческом поведении - вполне необходимая составляющая
мотивации - все больше отходит от соединения с мотивацией, основанной на
способности человека к познанию и мышлению. Оно как бы отгораживается от
рациональных импульсов искусственно создаваемой стеной и становится все в
большей мере основанием для иррациональной мотивации, для немотивированного поведения,
которое не хочет сообразовываться с требованиями разума, тут и там ставя его
под сомнение. Наблюдается повсеместное обращение к суевериям, к силам и
соображениям потустороннего характера, к возвышению непосредственного чувства,
интуиции над разумом. Эта тенденция ведет к примитивизации культуры, к
обоснованию быстрой реакции на ситуацию. Она стимулирует таким образом насилие,
которое выступает в качестве реакции на непосредственные чувства.
Уровень
сложности процессов, переживаемых в критических ситуациях и свойственных
социальному кризису, превосходит те схемы рационального объяснения действий и
поступков людей, которые работали раньше и которые исключали из поля зрения
массового сознания нежелательные события, факты, тенденции, отношения. Кризис
сознания, таким образом, следует рассматривать не как кризис рациональности
вообще, а как кризис определенных ограниченных форм рациональности, задававших
приемлемые формы интерпретации социальных отношений. Рациональность, как
заметил еще М. Бобер, органически связана с проблемой власти в обществе. Она
призвана упорядочить существующие способы господства и подчинения и предложить
людям варианты мышления, оправдывающие их законопослушание.
Естественно,
что с изменением типа власти, который происходит в настоящее время в России,
меняется и тип рациональности. Становление нового типа - это процесс не столько
социализации, сколько процесс выработки новых форм культуры, основанной на иных
ценностных характеристиках и параметрах. Рассмотрение конфликта потребностей в
трех взаимодействующих между собой и все же самостоятельных сферах
жизнедеятельности человека и общества показывает, что потребности нельзя
сводить лишь к сумме внешних требований, проистекающих из социальных и
экономических условий. Они представляют собой определенные стержневые линии
организации всей системы взаимодействия в социуме. Они проявляются в массовых
привычках и навыках культуры, которые усваиваются людьми в ходе их
социализации, индивидуального развития, воспитания.
Вместе
с тем, проблема определения приоритетности тех или иных потребностей остается
важнейшей проблемой социально-политического характера. Ни одно государство, ни
одна политическая партия не может в своей практике закрывать глаза на
потребностные, по сути дела, сущностные конфликты, которые связаны не только с
определёнными вариантами использования ресурсов, но и с выбором определенных
вариантов развития самой культуры.
Исследование
конфликта в сфере удовлетворения потребностей людей (питание, жилье,
медицинское обслуживание, соотношение заработной платы и цен, пенсионное
обслуживание, семейная политика, решение экологических проблем) предполагает
пересмотр нормативистского подхода, длительное время доминировавшего при
разработке основных проблем социальной политики. Суть этого подхода состояла в
определении некоторого среднедушевого показателя обеспечения жизненных
потребностей (например, научно обоснованного метража жилой площади на человека
или научно обоснованных нормативов потребления мяса, овощей и так далее) и
сравнения с этим показателем достигнутого на этот год показателя реального
потребления опять же в среднедушевом измерении.
Этот
подход был положен в основу социальной статистики. По сути дела, он исходил из
уравнительной трактовки потребностей. Он не учитывал реальных механизмов
распределения и потребления как составляющих компонентов общего экономического
процесса.
Теоретическая
модель удовлетворения потребностей населения и реальный процесс находились в
вопиющем противоречии друг с другом. Согласно теоретической модели в экономике
должен был действовать принцип материальной заинтересованности работника в
результатах своего труда, однако на практике преимущества в области потребления
доставались тем слоям общества, которые контролировали процесс распределения
жизненных благ. Именно на этой основе формировалась теневая экономика как
результат сращивания торговой мафии с партийно-бюрократическими структурами.
Этот слой в большой мере овладевал механизмами присвоения общественного
богатства и становился стержнем номенклатуры, обеспечивающей себе наиболее
высокий жизненный уровень, основанный на использовании гласных и негласных
привилегий.
Основной
результат теневой дифференциации жизненного уровня состоял не столько в
возникновении нового общественного строя, сколько в формировании особой
предкризисной психологической атмосферы в обществе, основной особенностью
которой было падение престижа квалифицированного труда во всех областях
производственной деятельности и подавление какой бы то ни было инициативы.
Именно
этот фактор - наряду с милитаризацией экономики - стал главной причиной падения
эффективности производства и вхождения в фазу экономического кризиса. Связи
между производителем и потребителем оказались разорванными именно в
распределительном механизме.
Различные
варианты распределения экономики имеют в виду в качестве конечной цели
восстановление разорванных связей между производством и потреблением с помощью
рыночных отношений, т.е. на основе соотношения спроса - со стороны потребностей
и предложения - со стороны производства. Если товар не пользуется спросом, то
он не должен и производиться, а если на него возникает и поддерживается спрос,
то и производство должно быть выгодным производителю и расширяться. Однако
практическое осуществление реформы не укладывается в эту вполне ясную схему. В
действие при практических преобразованиях вступает множество опосредующих
факторов, которые приводят к существенным отклонениям от задуманных программ.
Общее
между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем
дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и
экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на
обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или
стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это
те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к
другу. Непосредственный предмет социального интереса - это не само благо как
таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают
возможность получения этого блага. А поскольку эти позиции неравны, постольку
интересы в определенном смысле более конфликтогенны, чем потребности. Как в
повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще
соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время
совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом.
Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для
индивида и социальной группы. Через возможное и в принципе доступное оно
воздействует и на формирование реалистических желаний и стремлений. Положение,
отрефлексированное в желаниях, чувствах, умонастроениях и жизненных планах,
превращается в совокупность сложных стимулов деятельности - в интересы, которые
и выступают в качестве непосредственной причины социального поведения.
Со
стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее
воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в
нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее существенная
задача организации любой социальной общности: соотнесения результата через
вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или
финансовое вознаграждение. Это - лишь частный случай более общего
социального механизма мобилизации мотивации деятельности индивидов и
социальных групп. В качестве вознаграждения может использоваться весьма
широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление
которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы
за то, что считается или признается полезным для общества. Денежное
вознаграждение в условиях рыночной экономики выступает в качестве
"обобщенного" средства вознаграждения поскольку оно
предоставляет человеку большую свободу выбора в расходовании полученных
средств. Конкретное благо, получаемое удовлетворение в рамках этой системы,
становится частным делом. В рамках бюрократической системы гораздо большее
значение имеет, например, повышение по службе.
Через
определенные виды соединения пользы и награды общество организует интересы
социальных групп, направляя их по некоторым более или менее стабильным каналам.
Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему
социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые
оказываются главными инструментами регулирования социального положения.
Через эти институты и закрепляется (воспроизводится) и изменяется совокупность
социальных положений в обществе.
Любые
социальные институты, особенно институты распределения, теснейшим образом
связаны с организацией экономической жизни. Но вместе с тем они имеют продолжение
в сфере политических, т.е. властных, отношений. Поэтому экономические
интересы имеют тенденцию к превращению в интересы политические. Это происходит
в тех случаях, когда напряженность, возникающая на основе неудовлетворенных
экономических притязаний, не получает разрешения в своей сфере, когда
становится очевидным, что политическая власть направлена на охранение прежде
существовавших экономических институтов и, прежде всего, институтов
распределения, рассматриваемых в широком смысле слова. С одной стороны, они
регулируют распределение благ, а с другой - распределение массы населения
данного общества в соответствии с имеющимися в обществе позициями,
социальными ролями, положениями. Институты политической власти имеют более
непосредственное отношение именно к этому второму виду распределения,
скрепляя при помощи права, законодательства, обычая и авторитета социальную
структуру. При этом осуществляется либо интегрирование общества, либо раскол.
Естественно,
что не всякое расслоение ведет к расколу. Наоборот, во многих случаях
органическая солидарность, о которой писал Дюркгейм, обеспечивается социальной
дифференциацией. Раскол возникает в случае нелигитимной дифференциации,
которая основывается на дисфункциях распределительных и политических
институтов. Социальные интересы в этом случае не дополняют друг друга, а
становятся антагонистическими, взаимоисключающими. Собственно все социальные
революции, радикальные общественные преобразования порождаются глубинными
конфликтами интересов: деятельность социальных групп в этом случае
оказывается разнонаправленной прежде всего по отношению к наиболее
существенным экономическим институтам - собственности и системам
распределения, - а также к средствам и способам использования политической
власти. Низы в этом случае не желают жить по-старому, а верхи не могут
управлять обществом при помощи прежних экономических, политических и
социальных институтов.
С
точки зрения социологии конфликта интересы, следовательно, нельзя сводить
только лишь к экономическим отношениям. Они пронизывают все сферы
жизнедеятельности и все жизненные отправления человека, раскрывая их
социальную природу, постоянно демонстрируя, что любой жизненный акт так или
иначе затрагивает отношения с другими людьми, с обществом, с социальными
группами. В духовной жизни интересы получают свое завершение, оформление
через формирование определенных стереотипов культуры, через признание
нормальными определенных форм жизнедеятельности людей. Нежелание жить
"по-старому" означает слом старых стереотипов культурного
поведения и формирование новых "образцов", на которые ориентируется
массовое сознание.
Одновременное
преобразование экономических, политических и культурных институтов под
напором соответствующих потребностей и интересов означает по сути дела
переструктурирование общества, формирование новых социальных групп. Но
теоретически этот процесс может быть представлен двояким образом. Первый
вариант состоит в том, что возникновение новых групп происходит в прежнем
социальном пространстве. Каркас общества остается неизменным, а изменяются
лишь взаимоотношения групп: тот, кто занимал очень мало места в прежнем
социальном пространстве, стал занимать больше места, и наоборот. То, что
происходит в России сейчас, означает иной тип изменений. Изменяется сама
“кривизна" пространства, изменяется каркас общества и основы его
общественно-политического устройства. Поэтому прежние схемы
социально-политических преобразований не объясняют всей сложности происходящих
перемен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|