рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ребенок от года до 3-х лет рефераты

Яйцо ребенку старше года уже можно давать целиком, а не только один желток. И все же будьте осторожны: у некоторых детей возникают аллергические реакции на белок куриного яйца. В этом случае следует некоторое время оставить только желток.

Перед приготовлением блюд из яиц их надо тщательно промыть в проточной воде. Яйцо варится вкрутую или дается в виде омлета. Яйца также используются для приго­товления запеканок, сырников и др. Сырые яйца давать нельзя, так как в них содержится овидин, вредно влияю­щий на витаминный обмен. Целесообразно давать малышу 1 яйцо через день. Превышать эту норму не следует, у ре­бенка могут развиться аллергические реакции. Иногда это приводит к запорам, нервному возбуждению.

Всем детям, а раннего возраста особенно, полезно рас­тительное масло (подсолнечное, кукурузное). Заправляйте им салаты из сырых овощей, винегреты, добавляйте в овощные блюда (пюре, запеканки, тушеные овощи). Сли­вочное масло добавляйте в молочные каши или просто делайте бутерброды. Любое масло лучше использовать в натуральном виде, так как при термической обработке его биологическая ценность снижается.

Малышу от 1 года до 3 лет достаточно 12—17 г сли­вочного масла и 5—6 г растительного в день. Лучше их давать ежедневно.

Ребята очень любят хлеб и хлебобулочные изделия, особенно сухари, баранки, бублики. Наиболее полезен все же хлеб из ржаной муки, а также из пшеничной грубого помола. Он более богат витаминами группы В и раститель­ными белками. Учтите это. Пусть ваш малыш съедает ежедневно до 30 г ржаного и 50—60 г пшеничного хлеба. Если вы даете ему сухари или баранки, уменьшите со­ответственно количество хлеба. Лишние углеводы ему ни к чему.

Крупы очень полезны детям. Они являются источником растительного белка, ряда витаминов и минеральных со­лей. Гречневая и овсяная, как и на первом году, остаются самыми полезными. Но теперь можно давать и другие -ячневую, перловую, пшеничную, рисовую, реже пшенную. Для приготовления каш ребенку в возрасте 1 — 3 лет в среднем требуется не более 15—20 г крупы.

Макаронные изделия (макароны, вермишель, лапша) менее богаты витаминами и минеральными веществами, но легче перевариваются, Дети очень любят макаронные изде­лия, но варите их реже, чем крупы, особенно если у ре­бенка имеется избыточная масса тела.

Бобовые растения (горох, фасоль, бобы) мало исполь­зуются в питании малышей из-за грубой клетчатки.

Сахар обязательно входит в рацион ребенка любого возраста. От 1 года до 3 лет его количество в среднем Должно составлять от 35 до 50 г в сутки. Избыточное количество сахара снижает аппетит и способствует разви­тию ожирения.

Из кондитерских изделий детям раннего возраста реко­мендуются мармелад, пастила, фруктовая карамель, варенье, повидло. Можете давать и мед, если малыш его переносит. Запомните: кондитерских изделий не более 10—15 г в сутки! И лучше всего их использовать в качестве приправ к каше, запеканке, блинчикам, оладьям или да­вать с кисломолочными напитками. Не приучайте ребенка есть много сладостей. Это может вызвать к ним нежела­тельное пристрастие. Отучите своих родных и знакомых приходить к ребенку с конфеткой или шоколадкой. Надо сказать, что шоколад и шоколадные конфеты вообще детям раннего возраста не нужны — они часто вызывают аллер­гические реакции и повышают возбудимость нервной си­стемы.

Больше покупайте овощей, фруктов, ягод, зелени. Вот что очень полезно ребенку. В них так много витаминов, минеральных веществ, в которых нуждается растущий организм. Кроме того, они содержат органические кислоты, пектин, клетчатку, способствующие нормальному пищева­рению и обмену веществ.

Сколько же овощей надо малышу? Картофеля доста­точно    120—150    г    в    сутки,    других    овощей — 180— 200 г. Причем овощи должны быть самые разнообразные -морковь, капуста, свекла, репа, редька, зеленый горошек, томаты,   кабачки,   тыква,   цветная   капуста,   огурцы   и др. Очень полезна огородная и дикорастущая зелень -зеленый лук, салат, шпинат, сельдерей, укроп, петрушка, щавель, крапива, ревень и др.

Из фруктов в первую очередь рекомендуются яблоки (лучше антоновские — в них больше витамина С), груши, сливы, вишни, персики, абрикосы, бананы. Цитрусовые хотя и богаты витаминами, но нередко вызывают аллерги­ческие реакции. Давайте их с осторожностью. То же можно сказать о клубнике и землянике. Из ягод лучше всего черная смородина, крыжовник, красная смородина, мали­на. Хорошо, если вы летом будете давать малышу чернику, бруснику, дикую малину, ежевику, морошку, голубику. Очень богата витамином С облепиха. Ее, как и клюкву, можно заморозить, сделав запас на зиму. Кстати, витамина С много в черноплодной рябине. Правда, малыш вряд ли будет есть ее в натуральном виде, но вы можете сделать из нее варенье или повидло (лучше с антоновскими ябло­ками).

Сколько давать малышу фруктов и ягод? Неплохо, если он ежедневно будет съедать 100—200 г. Ну а если свежих фруктов нет, то замените их фруктовыми, ягодными или овощными соками (100—150 мл в день) или плодово-ягодными консервами (только специальными — для детского питания!). Можете, конечно, использовать заморо­женные фрукты и ягоды, а также сухофрукты (чернослив, урюк, курагу и др.). Готовьте из них компоты и фруктовые пюре, а также добавляйте в запеканки, розовые каши, салаты. Полезны напитки из клюквы, лимона, отвар ши­повника. А вот кисели (тем более из концентрата) детям не рекомендуются. Не обладая достаточной пищевой цен­ностью, они только перегружают рацион ребенка углево­дами.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ

Прежде всего уголок для ребенка должен быть свет­лым, теплым, легко проветриваемым, и лучше всего, если он ориентирован на юг.

Теперь детская кроватка может стоять несколько даль­ше от окна. Ведь в ней он не проводит столько времени, как на первом году. Если кроватка с сеткой, то сделайте так, чтобы ее можно было опускать. Если же боковые стенки кроватки имеют планки, одну из них надо вынуть, чтобы малыш мог пролезть в это отверстие. Ему пора уже быть самостоятельным и научиться самому забираться в кроватку и вылезать из нее.

В самой светлой части комнаты следует расположить детский стол и стульчик. Стол поставьте так, чтобы свет из окна падал на него с левой стороны.

Очень важно,  чтобы  детская  мебель соответствовала росту ребенка. От этого зависит правильная поза малыша во время еды и занятий, что является одним из главных элементов профилактики нарушений осанки. Поэтому не покупайте мебель больших размеров, так сказать «на вы рост». Лучше стол и стул взять по росту, а потом наращивать их ножки.

Ребенок за столом должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, ноги были согнуты в коленях под прямым углом, а локти спокойно опирались на крышку стола.

Приобретая детскую мебель, нужно ориентироваться на следующие ее размеры в зависимости от роста ребенка:

Рост ребенка, см Высота, см
стола стула
До 80 34 17
80-90 38 20
90-100 43 24

Если вы купили мебель довольно большого размера а малыш еще не дорос до нее, сделайте некоторые приспо­собления, чтобы ему было удобно сидеть. Для этого под ноги ребенка, под стол надо поставить соответствующих размеров ящик или доску, а на сиденье стула закрепить плотную плоскую подушечку, чтобы расстояние между сиденьем и крышкой стола составляло 17—19 см (в зависи­мости от роста ребенка).

В детском уголке необходимо поставить также шкаф­чик или ящик для игрушек, повесить полку с книгами, на стене — 2—3 картины с доступным для ребенка содержа­нием (их периодически следует менять).

Неплохо, если родители сумеют устроить в детской комнате простейшие физкультурные пособия: бревно (гладко оструганное или обшитое клеенкой), низенькую скамейку, ящик, горку с лесенкой, шведскую стенку. Одна­ко последнюю надо прикрывать щитом, чтобы малыш мог пользоваться ею только в присутствии взрослых.

Желательно выделить мес.то для установки «стадиона на дому», который представляет собой комплекс физкуль­турных снарядов, используемых для всестороннего разви­тия малыша, о чем будет рассказано ниже.

    Свежий воздух... как он нужен!

Это обоснованно с физиологических позиций. У ребенка по сравнению со взрослым более интенсивно протекают процессы обмена веществ. Малыш растет, его органы и ткани совершенствуются, строение их усложняется. Все это и определяет повышенную потребность ребенка в кис­лороде. Кроме того, в возрасте 1—3 лет дети очень подвиж­ны и тратят массу энергии. Усиленная деятельность мышц также требует много кислорода. И, наконец, чистый воз­дух содержит значительно меньше микроорганизмов, в том числе и болезнетворных, а малыш еще очень воспри­имчив к различным заболеваниям. Он может гулять в лю­бую погоду, за исключением очень ветреных и туманных дней, при условии, что он тепло и удобно одет и обут; холод и снег — не помеха для прогулки, ибо ребенку совер­шенно необходимо расходовать свою энергию. Он должен непременно набегаться в парке, иначе дома он будет чув­ствовать себя как лев в клетке. Кроме того, во время прогу­лок малыш сталкивается с другими детьми, и даже если он не играет с ними, их компания ему приятна и полезна.

Начиная с года — полутора прогулка в любом случае становиться любимым развлечением и дает мышечную разрядку; ребенок свободно бегает, не рискуя посколь­знуться на паркете или натолкнуться на мебель, или играет в песочнице.

Еще раз напоминаем — гулять с ребенком нужно в лю­бую погоду и не менее 2—3 раз в день. Не следует этого Делать только при больших морозах (для средней полосы Союза — ниже — 15 °С) и сильной жаре (более 30 °С). Даже после непродолжительной прогулки малыш лучше ест, покойнее спит, более активно играет. Не заменяйте прогулку походом по магазинам, гуляйте с малышом в зеленой  зоне вашего района или города.

Уход за зубами

Правильный уход за полостью рта является основой профилактики кариеса зубов. На втором году малыша следует приучать полоскать рот после еды. С 2 лет купите ему зубную щетку и начинайте учить чистить зубы снача­ла без пасты, а потом и с ней. Зубная щетка должна быть небольших размеров. Храните ее в отдельном стаканчик и никому не разрешайте ею пользоваться. Зубы надо чи­стить 2 раза в день — утром после завтрака и вечером перед ночным сном. Малышу надо также продолжать поло­скать рот после еды, особенно тщательно после лакомства или сладкого блюда.

Физическое воспитание и закаливание

К дошкольному возрасту дети, как правило, хорошо управляют своим телом. Они постоянно находятся в дви­жении, они — непоседы. Именно эта непоседливость помо­гает ребенку познавать окружающий мир. А потому физи­ческая активность столь же важна для умственного разви­тия, как и любая игра.

В современной жизни все больше снижается двигатель­ная активность человека дома и на работе. Гипокинезия , (снижение двигательной активности) несвойственна ре­бенку. Но, к сожалению, она наблюдается и у детей. Как доказано многими специальными исследованиями, это крайне отрицательно сказывается на развитии растущего организма.

Движение — это естественная потребность ребенка, особенно 2- и 3-летнего. Если последить за таким малы­шом, то можно увидеть, что он все время активен, стара­ется сделать все сам, помочь взрослым. Ему это просто необходимо — шумные подвижные игры, бег, лазание, под­скоки. Правда, еще не все у него умело получается. Поэто­му ваша главная задача — научить малыша более совер­шенным движениям, развивать его двигательные умения, учить более сложным действиям. Это позволяет одновре­менно формировать такие личностные качества, как со­образительность, воля, настойчивость, и приучать к дис­циплине. Правильное физическое воспитание, начатое с са­мого раннего возраста, вырабатывает у ребенка привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями, вос­питывает любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Но достичь этого можно только тогда, когда девиз «Мама, папа и я — все вместе» будет основным.

Немного о развитии движений

От 1 года до 3 лет у малыша практически надо разви­вать все основные движения. Он как будто все умеет, но действует еще неуверенно и порой неловко. Прежде всего обратите внимание на ходьбу. Ее необходимо совершен­ствовать в течение второго и даже третьего года.

Ребенок 2—3 лет должен уметь бегать. Бег порой мо­жет развиваться так же быстро, как и ходьба, но хорошо бегать он сможет еще не скоро.

Более сложны для малыша лазание и метание, где параллельно развиваются многие полезные движения, осо­бенно кисти и пальцев, совершенствуются координация движений, ловкость, глазомер.

Посмотрите на своего малыша — он только недавно встал на ноги и научился ходить, а уже пытается куда-то залезть, пролезть и проползти, а бросать игрушки, мячик, толкать и катать его — для него это одно удовольствие. Так что же — его ничему не надо учить, всеми движения­ми он овладеет и так? И да, и нет.

Не думайте, что после того, как ребенок встал на ноги, все пойдет само собой. У детей в отличие от животных очень мало врожденных двигательных рефлексов. Подав­ляющее большинство двигательных навыков возникает у них в результате обучения. И обучать надо систематически и настойчиво, опираясь на уже достигнутые успехи и согласуя занятия с возрастными особенностями ребенка.

При этом важно не упустить время. Помните, что от правильного физического воспитания в этом возрастном периоде во многом зависит дальнейшее успешное развитие малыша.

Как вы относитесь к утренней гимнастике?

Конечно же, положительно. Но, к сожалению, далеко не во всех семьях она прочно вошла в жизнь. Может быть теперь ради здоровья малыша вы ею займетесь?

Утреннюю гимнастику можно и нужно проводить си­стематически уже с двух лет, так как она развивает двига­тельные навыки, укрепляет мышцы, создает правильную осанку, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем.

Утренняя гимнастика подготавливает организм ребенка к той нагрузке, которую ему предстоит испытать в течение дня. Ну, а если вы ее делаете вместе с ним, всей семьей, то это имеет большое воспитательное значение, не говоря уже о пользе для здоровья родителей.

Для 2—3-летнего малыша ее следует проводить в виде игры, в которую включайте вводную ходьбу, несколько специальных упражнений и заключительный бег с перехо­дом на ходьбу. При этом обязательно учитывайте следую­щую последовательность упражнений.

Сначала делают упражнения для плечевого пояса типа Дыхательных, например поднимание рук в стороны и опу­скание их вперед и в стороны или хлопки ладонями на Уровне груди и за спиной. Это способствует выпрямлению туловища и формированию правильной осанки. Затем идут Упражнения для. укрепления мышц спины и живота, разви­тия гибкости позвоночника, например приседание с легким Уклоном головы вперед или наклоны корпуса вперед. При этом руки касаются голеней, затем туловище выпрямляется, Руки отводятся за спину. Оба эти упражнения дают большую нагрузку и они должны следовать за более легкими (дыхательными). Потом снова упражнение, способствующее расширению грудной клетки, например поднимание рук в стороны до уровня плеч и их опускание.

Сколько раз нужно повторять каждое упражнение? Это зависит от подготовленности малыша. Упражнения с большой нагрузкой (приседание, наклоны) повторяются не более 2—3 раз, а с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) — 5 — 6 раз.

Затем необходим кратковременный (10—15 с) бег или подпрыгивания. Заканчивать утреннюю гимнастику надо ходьбой для того, чтобы привести организм в обычное спокойное состояние. При ходьбе следите, чтобы малыш держался прямо, расправив плечи, но опускал голову, свободно двигал руками, дышал через нос. Ходьбу можно сопровождать музыкой или пением, хлопками, словами «раз-два, раз-два».

Подберите для гимнастики веселую ритмическую музы­ку.   Больше   подбадривайте   ребенка,   старайтесь  создать у него хорошее настроение.  А  главное — занимайтесь с

ним сами.

Поговорим о закаливании

Закаливать ребенка раннего возраста — это выработать у него способность противостоять охлаждению. К сожале­нию, многие родители и даже некоторые медицинские работники считают, что маленьких детей надо не закали­вать, а всячески оберегать от малейшего охлаждения. Это грубейшая ошибка. Тепличные условия не укрепляют здоровье малыша, а, наоборот, ослабляют его.

Детей обязательно надо закаливать и как можно раньше, буквально с первых дней жизни. Только делать это надо не шаблонно, а с учетом возрастных особенностей и развития. Многочисленными наблюдениями доказано, что дети, закаленные с самого раннего возраста, очень редко болеют респираторными заболеваниями, воспалением легких.

Эффект от закаливания у детей раннего возраста может быть достигнут только при строгом соблюдении следую­щих основных правил: индивидуальный подход к ребенку, постепенность и систематичность закаливания, а также положительное отношение малыша к закаливающим про­цедурам.

Что же такое индивидуальный подход к ребенку? Это прежде всего учет его возраста, характера, физического развития, состояния здоровья и условий жизни.

Нельзя начинать закаливание во время болезни или сразу же после выздоровления, когда организм еще не может вырабатывать защитные реакции. Детям ослаблен­ным, отстающим в развитии закаливающие процедуры проводят более осторожно.

Детей, которые все время росли в «тепличных» услови­ях, мало пользовались свежим воздухом, ходили дома в теплой одежде и обуви, оберегались от малейшего ве­терка, закаливайте постепенно.

Нельзя начинать закаливать ребенка, который только что стал посещать детское учреждение (а это иногда дела­ется по шаблону). В это время у малыша происходит резкая смена обстановки, его организм становится более чувствительным и может дать неправильную реакцию на любую закаливающую процедуру, если он ее не получал ранее.

По-разному следует подходить к детям с различными тинами высшей нервной деятельности. Дети с сильным и уравновешенным типом центральной нервной системы обычно хорошо переносят обливание ног или всего тела прохладной водой, охотно принимают душ, бегают разде­тыми. И эффект от закаливания у них наступает быстрее. Если в поведении ребенка преобладает возбуждение, то ему полезнее успокаивающие процедуры, а если торможе­ние — то возбуждающие.

Например, один малыш любит подвижные игры, неу­сидчив, часто отвлекается (даже во время еды.), возбужда­йся перед сном, спит неспокойно и мало, а, пробуждаясь, сразу активен. Для такого ребенка эффективны успокаивающие процедуры — перед сном теплая ванна или обтирание.

Другой ребенок любит спокойные игры, не проявляет интереса к подвижным, много спит, пробуждается медлен­но, не сразу включается в деятельность. Ему необходимы бодрящие процедуры — обливание, душ.

Постепенное увеличение силы закаливания особенно важно для детей раннего возраста.

Каждая закаливающая процедура вызывает определен­ную реакцию. Например, при воздействии достаточно хо­лодной воды учащается пульс? увеличивается глубина и частота дыхания. Если этого эффекта нет, то значит темпе­ратуру снизили недостаточно. Если же, кроме учащения дыхания, появились признаки переохлаждения (дрожь, «гусиная кожа»), посинение губ, то, вероятнее всего, тем­пературу воды снизили слишком резко или преждевре­менно. Если сила воздействия не меняется, то постепенно возникает привыкание. Поэтому через какое-то время ее надо увеличивать.

Запомните: чем сильнее воздействие, тем оно должно быть короче.

Закаливание должно быть систематическим. Только в этом случае оно будет действенным. Нельзя закаливать «про запас». Только при постоянном подкреплении и тре­нировке, в течение круглого года вы достигнете успеха.

Необходимо, чтобы закаливание прочно вошло в режим дня ребенка. Для этого используйте прогулки, игры. Приу­чайте малыша не бояться холодной воды, ходить босиком. Не пугайтесь, если он голыми руками берет снег и лепит снежки. Закаливание можно продолжать даже при лег­ких заболеваниях. Только в этом случае посоветуйтесь с врачом.

Закаливающие процедуры могут быть разными в раз­личные сезоны года. Летом — душ, общее обливание, воз­душная ванна, зимой — обливание ног. Очень хорошо, если и в зимнее время ваш малыш ходит дома в гольфах или носках.

Закаливание должно приносить радость. Только так и не иначе. Только при хорошем настроении ребенка. Перед тем как начать закаливание, постарайтесь вызвать у малыша радостное ожидание: «Смотри какой красивый кувшин!», «Попробуй, какая прохладная и чистая водич­ка!», «Давай сначала обольем зайчика» и т. д. Если во время первого сеанса закаливания ребенок ведет себя спо­койно, то и в дальнейшем он всегда будет охотно прини­мать эту процедуру. Если малыш чем-то расстроен, кап­ризничает, то лучше всего перенести ее на другое время или совсем не проводить в этот день.

Развитие речи — оченъ важно

Если ребенок хорошо говорит, то он лучше и больше общается с окружающими, развивается умственно, в по­следующем более легко и успешно осваивает школьную программу.

Главное условие развития речи в раннем детском воз­расте — достаточное общение со взрослыми. Поэтому очень важно как можно больше и чаще обращаться непо­средственно к ребенку. Заинтересованно разговаривайте с ним, рассказывайте, спрашивайте, а самое главное - побуждайте к самостоятельной речи. Помогите вашему ребенку понять, что любой разговор — это общение. Часто бывает так, что чрезмерно заботливые родители стараются предупредить любое желание ребенка, угадать, что ему надо, и поскорее выполнить это. Таким образом они подавляют стимул к развитию речи. Наберитесь терпения! Лучше, если ребенок сам попытается выразить словами свое желание. Тогда малыш скорее начнет активно гово­рить.

На втором году жизни у ребенка быстро развивается «пассивная» речь. Он хорошо понимает, о чем вы говорите, но сам почти ничего не говорит. Это естественно беспокоит родителей. Однако тревожиться не следует. Одни дети начинают говорить рано и сразу правильно, другие -поздно. С такими детьми следует больше заниматься, раз­говаривать, давать поручения, связанные с необходи­мостью что-то сказать, и т. п. .

В 2—3 года у детей происходит резкий скачок в разви­тии речи. Значительно увеличивается словарный запас, малыш овладевает несложной речью. Слушая разговор о предметах, которых в данный момент нет перед глазами, он уже представляет себе их и понимает, о чем вы говори­те. Поэтому рассказывайте малышу небольшие понятные истории, сказки (по картинкам и без них), вспоминайте виденное на прогулке или что-то происшедшее в недалеком прошлом учите стихи, песенки.

Нередко малыш и сам стремится «читать» книжку, рассказывать истории по картинкам. Всячески поощряйте такое стремление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Прежде чем ребенок начнет ходить каждый день в дет­ский сад, отправьтесь с ним туда вместе. Познакомьтесь с воспитательницей и детьми.

Поступление в детский коллектив всегда для ребенка сложно, и чем моложе ребенок, тем труднее он привыкает к новой обстановке.

Условия дошкольных учреждений резко отличаются от домашних. Дома малыш, как правило, находится в центре внимания. В детском саду он сразу попадает в группу, где на 20 таких же малышей приходится всего 2 взрослых. А если ребенок совсем не приучен к обществу сверстников, то это довольно большая нагрузка на его нервную систему.

Но если вы хотите, чтобы первые дни прошли для малыша более или менее спокойно, подумайте, как будете с этим справляться сами, кто будет приводить и уво­дить его.

Примерно за неделю до того, как малыш пойдет в дет­ский сад, скажите ему об этом. В первые 2—3 дня приходи­те за ним пораньше. Не опаздывайте, по крайней мере, в первые недели, забирайте его вовремя. Если все дети разошлись, а ваш остался один, он обязательно почувству­ет себя забытым.

Кроме того, ребенок, попавший в необычные для него новые условия, может испытывать чувство тоски, страха, напряженности. Развивается так называемый нервно-эмо­циональный стресс: он слабеет, у него снижается сопро­тивляемость к заболеваниям.

В детском коллективе имеется большая возможность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый ма­лыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него «свои», а для другого они могут послужить причиной заболевания. А ма­мы думают, что ребенка в саду «простудили».

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, свя­занные с поступлением в дошкольное учреждение, по-своему адаптируется. Это зависит в основном от особенно­стей его нервной системы. Многие дети, которые в общем Довольны своей жизнью в группе, с трудом переносят момент расставания с мамой.

Воспитательница вечером расскажет вам, как вел себя малыш после того, как вы ушли: быстро ли высохли слезы, легко ли он включился в игру. Но понаблюдайте и сами за своим малышом!

Если у него временно нарушился сон, пропал аппетит, он капризничает, но это все проходит в течение 1 мес.,  а иногда и раньше (2—3 нед.), то не беспокойтесь — это признаки легкой адаптации.

Если же все эти явления исчезают медленнее — в течение 30—40 дней — то налицо признаки адаптации средней тяжести.

Обычно это наблюдается у детей в возрасте до 1,5 лет, когда ребенку трудно еще объяснить, что он идет в коллек­тив временно и скоро опять вернется домой. Не понимая ситуации, малыш очень тяжело переживает отрыв от семьи, особенно если до этого момента он мало общался со сверстниками и другими взрослыми. Адаптация средней тяжести может быть и у детей более старшего возраста, если у них слабое здоровье или неустойчивая нервная система, а также в тех случаях, если их воспитание в семье грешило грубыми ошибками.

У некоторых детей могут отмечаться явления тяжелой адаптации: снижается аппетит, иногда бывает даже рвота при кормлении. Резко нарушается сон: малыш долго не засыпает, много плачет, иногда просыпается с плачем. Нередко избегает контактов с другими детьми, стремиться к уединению, проявляет агрессивное отношение к свер­стникам. В течение долгого времени его эмоциональное состояние остается подавленным: он или все время плачет, или находится в состоянии безразличия, пассивности. Ино­гда эти состояния волнообразно сменяют друг друга.

При этом обычно страдает речевая и двигательная активность ребенка, может наступить временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации дети, как правило, заболевают в первые 10 дней после поступления в учреждение и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу. Поэтому продол­жительность тяжелой адаптации различна. Одни справля­ются с трудностями в течение 2—3 мес., другие не привыка­ют и в течение полугода и больше. И родители не знают, что делать. Наверное, им придется забрать малыша и дер­жать его дома.

         Использованная литература

1.   «Здоровый ребенок» И.Н.Усов, Минск, «Беларусь», 1984 год.

2.   «Ребенок дошкольного возраста» Минск, БАДППР 1994 год.

3.   «Дошкольник» А.Г.Хрипкова, издательсво «Педагогика» 1979 год.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5