Реферат: Ребенок от года до 3-х лет
«Я» — это его роль, оно
указывает на личность: я, говорящий с вами, отличаюсь от вас, слушающих меня.
«Нет» символизирует
противопоставление себя кому-то. Оба они окончательно определяют место, которое
ребенок занимает в мире взрослых, мес.то, имеющее тенденцию к увеличению
вплоть до того момента, пока не потеснит вас.
Всего около 3 лет назад он
был сосунком, еще не сознававшим своего существования, не отличавшим себя от
вас, не понимавшим что рука которую он разглядывает, принадлежит ему кусавшим
собственную ногу, как если бы она была посторонним предметом, а когда
кто-нибудь произносил eго имя он не мог и понятия иметь, что речь идет о нем.
Потребовалось около 30 мес., чтобы ребенок осознал свое существование, ощутил
полнее собственное тело и научился им владеть, обнаружил, что благодаря своему
разуму он способен рассуждать, вспоминать и хотеть.
Такого рода открытия, осознание составляют одну из самых длинных и
интересных, но и наиболее трудных глав психологии. Происходящие процессы
достаточно сложны и тонки, а достигнутые успехи иногда малозаметны. Ведь
вначале ребенка почти невозможно понять, поскольку он не говорит ни слова. Но
до той поры, когда он научится произносить слова, его жест, мимика, реакция,
взгляд с первых же дней позволяют определить достигнутый им уровень сознания,
помогают выяснить его ощущения и чувства.
Определить, осознает ли ребенок существование собственного тела,
помогают два особенно полезных наблюдения: 1) за поведением ребенка перед
зеркалом; 2) за тем, как он рассматривает (или хватает) свои руки или ноги.
Узнать, понимает ли он, что существуют другие люди, и отличает ли себя от них,
лучше всего позволит язык, в частности употребление местоимений. Давайте проследим
вместе изменения, происходящие в этой области с рождения до 3 лет.
3 ГОДА
Каждый этап развития приносит ребенку свой дар. В 3 года — это
воображение, оно венчает все здание. Предыдущие этапы подарили улыбку,
сердечную привязанность, интеллект, язык. Однако без воображения не может быть
человека. Появившись, оно сразу же подчиняет себе. Чтобы питать его, ребенок
требует сказок, они нужны ему все время и помногу. Иногда ребенок
удовлетворяется любыми сказками, в другой раз у него возникают вполне определенные
желания и особые требования. Саша сразу намечал основные темы, он просил:
«Расскажи мне сказку «про льва, крокодила и мартышку» или «Про белого кролика,
потерявшегося в лесу». Женя был более чутким к атмосфере, тональности, его
интересовали «грустные, но правдивые истории».
Кате хотелось страшных историй, она сама просила об «этом. Федя
неделями каждый вечер требовал «Золушку», она никогда не надоедала ему. Дима
оставался верен Мики Маусу.
Самое подходящее время для сказок — вечер. Папа или мама усаживается
возле кроватки, берет ребенка за Руку и тихим голосом начинает рассказывать.
Действительно, сказка — лучший способ уложить ребенка спать.
Поражает умение ребенка удерживать возле себя мать, отца или
старшую сестру. В ход пускается все — хитрость, дарование, изобретательность.
Сначала он ловко обыгрывает «и тогда?..», чтобы показать, с каким интересом он
слушает, и поторопить действие. Потом с проникновенным видом, когда рассказчик
слабеет, он принимается уточнять Детали: «Где? Когда? Как?» В конце концов,
когда вы уже
решительно собираетесь
уйти, у него остается лишь одно действенное средство — попросить еще сказку:
«Только одну, последнюю, я тебе обещаю, я клянусь!»
С того момента как ребенок начинает интересоваться сказками,
«жили-были» становится магической формулой. Если повествование мешает ребенку
сделать то, о чем вы его попросили, не продолжайте, пока он не
выполнит требуемого. Чтобы не повторять одни и те же сюжеты, придумывайте сами,
любая известная ситуация может послужить началом истории, останется только
придумать ее продолжение и конец. Это нетрудно; дети — благодарная аудитория,
они слушают открыв рот. Они готовы всему поверить, все оценить и принять, если
история будит их воображение, а рассказчик соблюдает определенные правила.
Ребенок любит слушать разные истории, но ему не меньше
нравится придумывать самому. Персонажей искать не приходится, они перед
глазами — и мишка, и кукла. Ребенок одевает их, моет, кормит, укладывает,
рассказывает им сказки, наказывает; например, Катя говорит Соне, своей
любимой кукле: «Ты пойдешь со мной гулять. Я сейчас надену на тебя
чудесное розовое платье. Не испачкай его! А теперь я причешу тебя. Какая ты
красивая!»
Ребенок разговаривает не только со своим мишкой или лошадкой, он
обращается и к окружающим его предметам. Наткнувшись на стол, он в обиде
говорит: «Противный стол! Сделал мне больно! Я тебя накажу!» Ведь ребенок
воспринимает любые предметы как живые существа -и камешки, и деревья, и облака.
Дети рассуждают о «папе звезды» и «кроватке солнышка»; последнее,
впрочем, понятно, поскольку им говорят, что оно ложится спать. Любопытна,
например, реакция одного 3-летнего карапуза; он мал ростом для своего возраста
и часто об этом слышит. В солнечный день он шагает по дорожке. Заметив вдруг
свою длинную тень, он торжествующе восклицает: «Посмотрите, дорога-то думает,
что я высокий!»
Другой готовый персонаж, который может стать героем самых разных
историй,— это он сам. Ребенок рассказывает о своих невероятных приключениях,
выдуманных от начала до конца («я убил его выстрелом из своего пистолета»)>
он расписывает происшествие в деталях, сочиняя и хвастая, хотя действительно
переживает свои приключения; он воспроизводит их в лицах, сейчас он актер.
Ребенок — прирожденный актер, начинается это в 3 года и продлится
долго. Мы сами, впрочем, поощряем его вкус к перевоплощению, даря ему атрибуты
ковбоя или медсестры. И тогда мальчик становится поочередно покорителем
Техаса, космонавтом, гонщиком, а девочка — медсестрой, балериной, продавщицей.
Позже, играя с приятелями, он начнет распределять роли: «Пусть я
буду генералом, а ты — его враг. Я буду мама, а ты дочка...» Самую лучшую роль
он постарается оставить себе.
Когда ни игрушки, ни другие вещи, ни собственные приключения не
занимают целиком воображения ребенка, он выдумывает себе друга, с которым много
разговаривает, но еще больше говорит о нем. Воображаемый спутник — это либо тот
негодник, который совершает все его проступки (разбил тарелку, запустил пальцы
в варенье и не послушался папу), либо верный друг, разделяющий с ним горе и
радость, развлекающийся вместе с ним.
Некоторые родители с тревожной подозрительностью относятся к
появлению такого воображаемого спутника. Если это только друг, компаньон в
игре, с которым ребенок забавляется, то ничего страшного. Плохо, когда он слишком
занимает ребенка, становится средоточием его жизни, если из-за него ребенок не
обращает внимания на окружающих, забрасывает любимые игрушки. Чтобы отвлечь ребенка
от воображаемого, но безотвязного друга, надо не высмеивать его, а найти ему
взамен реального товарища; это наилучший способ. Впрочем, выдумывание такого
друга наблюдается обычно в том возрасте, когда ребенок уже близок к поступлению
в школу и ему, видимо, не хватает товарищей.
Иногда ребенку бывает необходимо придумать себе друга, чтобы
восполнить нехватку чего-то, преодолеть тревогу или разрешить конфликт.
Но верит ли ребенок до конца в своего придуманного спутника? В
большей или меньшей степени.
Таким образом, ребенок хочет показать, что он не до конца
подчиняется своему воображению, не вполне поддается обману своих выдуманных
историй. Действительно ли это так? Верит он в них или нет? Ответ таков: и да, и
нет. Ведь и у вас так же. В кино вы способны заплакать над несчастьями героини,
а через минуту, выйдя на улицу, замечаете: «Хорошо она играет» или «Она столько
получает за съемки в фильме...» Вы увлеклись, но вас не проведешь. Аналогично
у детей.
Сходство можно проследить и дальше. Вам, например, новее не
хочется, чтобы заметили ваши слезы. Ребенку тоже; допустим, он играет в войну,
сражается, атакует врага, идет на штурм, он целиком захвачен происходящим. Вы
входите- Он резко останавливается и (в зависимости от характера) очень сердится
или смущается, поскольку его застали в разгаре «представления».
Но если ребенок, как и взрослый, способен поверить в придуманную
историю, между ними все же существуют и огромные различия, объясняющие, почему
мир детства остается тайной за семью печатями для стольких взрослых.
Ребенку неизмеримо труднее, чем взрослому, выйти из сказки, в
которой он живет: он играет в ковбоя, и когда вы зовете его обедать, злится за
непрошенное вторжение в его мир. Поэтому лучше предупредить ребенка, сказав:
«Скоро я позову тебя завтракать*). Таким образом, вы дадите ему время выйти из
игры.
Ребенок живет в воображаемом мире гораздо больше, чем взрослый,
уже хотя бы по практическим причинам; вы ведь не можете провести весь день в
кино или за чтением романа, ребенок же целый день играет, это его основное
занятие. Более того, игра в 3-летнем возрасте обычно предполагает воображаемую
обстановку.
Следовательно, ребенок постоянно переходит из воображаемого мира
в реальный, и это будет продолжаться несколько лет.
Действительно, 3-летний возраст — это очаровательный мир детства,
наполненный фантазиями, воображением. Это торжество воображения. Именно оно
придает столько поэзии и юмора языку ребенка: «дым идет из трубы, чтобы люди
знали, что в дом можно зайти погреться».
Во всех семьях бережно сохраняют детские словечки. Их
пересказывают друзьям, повторяют между собой, удивляясь с фальшиво наивным
видом: «И как он только мог такое выдумать!» (Удивляются вслух, но про себя
умиляются.) В 3 года начинается золотой век детских слов. Истоком большинства
таких слов, восхищающих взрослых, которые считают их игрой бьющего через край
воображения, часто является особый строй мысли и видения, присущий детям этого
возраста.
Как рождается его мысль? Она заимствует у взрослых свою форму,
облекая в нее собственное содержание. Что отвечают взрослые на вопросы ребенка?
Почти всегда их Кюветы начинаются со слов «это для...» или «это как...».
«Это для» — объяснение
предмета с точки зрения его предназначения, использования. Например: «Папа, а
для чего мотор?» — «Для того чтобы машина могла ездить»; «Мама, для чего
электричество?» — «Для того чтобы было светло».
«Это как» — объяснение незнакомого ребенку предмета путем его
сравнения с уже известным. Например: «Что такое вертолет?» — «Это как самолет,
но без крыльев и с винтом наверху».
Слыша все время объяснения «это для...» и «это как...», ребенок
готов принять оба способа объяснений окружающих его вещей — по их
предназначению и по аналогии. Тем не менее, как мы уже убедились, ребенок
по-своему видит мир. Он подмечает мельчайшие детали. Его завораживают
некоторые предметы или цвета; например: ребенку показывают огромную настурцию
ярко-оранжевого цвета, а он замечает лишь крошечную мошку, сидящую на ее
лепестке.
В результате ребенок будет исходить из сопоставления, как делают
взрослые, однако он выберет для этого такие предметы, которые вам никогда в
голову не придет сравнивать: «море — это большой бассейн; камешек — это очень
твердый орех». А один из малышей сказал так: «Мышка -это как слон».
Очевидно, он нашел общий признак у обоих животных — серый цвет.
Но ребенок не ограничивается подражанием взрослому. Он рассуждает
по-своему; его манера близка к логике Декарта (знаменитая детская логика).
Ребенок регистрирует услышанное и делает собственные заключения. Например, он
спрашивает: «Кто у теленка мама?» Ему отвечают: «Корова»; «А кто мама
цыпленка?» — «Курица». После чего он заявляет: «А мама воды — это кран!» Так
3-летний ребенок упивается словами; его словарь становится все богаче,
особенно прилагательными. С их помощью ребенок все точнее оценивает
окружающее; развивается критический подход к вещам, способность составить
собственное мнение. Кроме того, употребление времен глаголов, а также наречий
подтверждает, что он лучше различает такие понятия, как вчера, сегодня,
завтра. Когда говорят «вчера вечером», он понимает, что имеется в виду уже
свершившийся факт. Когда он слышит «завтра», то знает, что речь идет о
предстоящем; однако он еще не видит различий между «завтра» и «через неделю».
В 3 года ребенок открывает существование других людей. Конечно, у
детей, посещающих ясли, отмечается более ранняя социализация и открытие мира
«других» проявляется не так наглядно. Но хотя большинство детей до 3 лет хорошо
знают, что существуют другие люди, они практически не обращают на них внимания,
интересуясь только близкими. Теперь же ребенок выходит за пределы этого круга,
он наблюдав? за другими людьми, подмечает выражение их лиц, пытается им
подражать, а главное, он старается определить их положение и войти с ними в кон
такт («чей брат Петя? бабушка — это твоя мама?»).
Он хочет узнать возраст этих людей, чем они занимаются, какие
между ними отношения. Потом ребенок делает еще одно удивительное открытие:
оказывается, что такие близкие существа, как папа и мама, которые чуть ли ни
составляют часть его самого, во многом схожи с совершенно незнакомыми людьми;
рапа — мужчина, а мама — женщина, такие же, каких с>ни каждый день
встречают на улице. У ребенка появляется желание (даже потребность) понемногу
ближе узнавать других, больших и маленьких. Раньше он говорил «я оделся сам»,
теперь можно иногда услышать «мы оба, мы вдвоем».
Его стремление к общению видно в том, с какой радостью он садится
завтракать или обедать со взрослыми, оказывает посильные услуги (приносит папе
газету, ставит хлебницу на стол и др.),, старается получить одобрение
окружающих. Он часто спрашивает: «Так правильно?» Он готов выдумывать все то,
чему противился полгода назад.
Хотя ребенок открыл существование других людей, он тем не менее
по-прежнему полагает, что наиболее интересная из всех ему известных личностей
— это он сам. Казалось бы, такая оценка противоречит его зарождающейся
социализации, однако это не так. Если 3-летний ребенок говорит «я хочу, чтобы
кто-нибудь поиграл со мной», то в 6 лет он скажет «я хочу играть с другими». В
3 года общительность и эгоцентризм прекрасно уживаются.
И точно так же, как он стремится узнать все об окружающих его
людях, он теперь хочет выяснить все о себе. Он спрашивает: «Где я был, когда
еще не родился?» Рождение Детей, появление на свет животных начинают его интересовать,
он задает немало допросов на эту тему. Иногда он замечает беременную женщину
или вдруг спрашивает у матери, кормила ли она его грудью.
Ребенок уже чувствует себя по другую сторону стены, вместе со
взрослыми, он охотно помогает кормить малышей. Впрочем, открыв мир взрослых,
он будет все меньше и меньше интересоваться ими и все больше тянуться к детям.
Интерес, проявляемой к другим, желание вступать
в контакт с внешним миром
свидетельствуют о том, что 3-летний ребенок в основном готов к детскому саду.
Дождливая погода сменяется солнечной; но именно это служит залогом
хорошего урожая. В 2,5 — 3 года ребенок часто проявлял непослушание, протест,
страдал сам и испытывал окружающих в своем неуемном стремлении к независимости.
Теперь та раздвоенность, которой он терзался,— остаться? уйти? — как будто
забыта. Он спокоен, умиротворен, раскован. Достигнуто подлинное равновесие, он
счастлив и не скрывает этого. Три года — это поистине очаровательный возраст;
такие периоды еще будут в его жизни. Но будут и трудные этапы, такова
диалектика развития. Только таким путем формируется личность.
Некоторые родители, глядя на своего восхитительного 3-летнего
малыша, восклицают: «Ах, если бы он мог остаться таким!» Но «остаться таким» —
значило бы не расти как физически, так и духовно. Ребенок ведь не может
всегда ползать на четвереньках; чтобы жить, ему надо встать на ноги,
научиться ходить, бегать. Подростком, например, он пройдет период так
называемого трудного возраста, который также потребует определенных усилий и
времени, но этот этап столь же необходим в его развитии. Впрочем, после
преодоления каждого кризиса происходит резкий скачок в развитии, затем
наступает пауза. К 5 годам ребенок переживает еще один «очаровательный возраст»;
10-летний возраст также рассматривается как благоприятный период. Возможно,
вам покажется слишком категоричным столь жесткое разделение на периоды (одно
произойдет в 2 года, другое — в 3 года, в 5 лет и т. д.) и вы спросите себя,
сможете ли вы заметить эти изменения у ребенка. Может быть, и не сразу,
поскольку вы постоянно находитесь в непосредственной близости от него. Но
другие, например, бабушка и дедушка, наблюдающие его менее часто и имеющие
возможность взглянуть на него с более отдаленных позиций, как бы со стороны,
вероятно, заметят это раньше вас. Вам, наверное, не раз приходилось слышать
от родителей: «Сейчас он гораздо спокойнее. В прошлом году с ним просто
сладу не было». Это замечание лишний раз подчеркивает необходимость знания этапов
развития ребенка, что очень важно для его воспитания.
С годами вы лучше узнаете своего ребенка и сможете быстрее
замечать переходные периоды в его развитии. Они не всегда наблюдаются в четко
определенные сроки, но обязательно имеют мес.то.
Три года считают очаровательным возрастом не только потому, что
ребенок преодолел кризисный период развития личности; к этому времени накоплен
основной багаж, у ребенка 20 зубов, он ходит, говорит и во всех областях уже
достиг ощутимого равновесия.
В плане физического
развития можно отметить исчезновение прежней неловкости; 3-летний ребенок
хорошо владеет своими руками и ногами, он не только свободен в движениях, он
двигается очень ловко и даже с некоторой грацией; если ему показать, как
разрезать дыню или одеваться, он успешно справляется с задачей.
Что касается умственного развития ребенка, он может хорошо
выражать свои мысли, что облегчает ему отношения с окружающими. Раньше, когда
его не понимали, он очень сердился. Теперь же он обладает почти полным
интеллектуальным набором — памятью, пониманием, логикой, способностью к
оценке, волей, воображением.
В плане эмоциональном он теперь меньше мечется между желанием
оставаться маленьким и стремлением к неизведанному. Он понял, что оба желания
вполне совместимы. Совсем скоро, в детском саду, он получит существенное тому
подтверждение. Впрочем, поступление в детский сад станет третьей эмоциональной
задачей, которую ребенок должен будет решить. Раньше было отнятие от груди,
затем ребенка приучали к чистоте; опрятность уже начинает входить в привычку.
Он теперь менее настойчив в своем стремлении к ритуалам; чтобы «поладить с
кем-либо», он готов отказаться от них; он стал послушнее, старается сделать
приятное. И поскольку основной груз повинностей уже позади, ребенок способен
соблюдать чистоту, умеет есть, как взрослые, не требует специального
приготовления пищи и отдельного кормления, он становится маленьким товарищем,
с которым гуляют, держа его за руку, обмениваются вопросами и объяснениями, т.
е. ведут диалог, уже похожий на настоящую беседу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|