Реферат: Ребенок от года до 3-х лет
Так при правильно направляемом родителями развитии ребенок за 6 мес..
значительно прогрессирует. В 2 года он свободно владеет руками, становится
ловким, может объяснить, что он хочет, становится общительнее. Это наблюдается
во всех случаях. К 2 годам стираются существовавшие различия в развитии,
упущенное наверстывается. До этого возраста наряду с классическим случаем (в 6 мес..
— первый зуб, в 12 мес. — первые шаги, в 18 — первая фраза) встречался и
маленький вундеркинд, который пошел в 9 мес.., и самый медлительный ребенок,
сделавший первые шаги только в 18 мес.., и маленькая девочка, еще не
улыбавшаяся в 4 мес., и другая маленькая, уже в 2 мес. узнававшая окружающих, и
др. Всех их можно считать нормальными, просто их конституциональные особенности,
темперамент, окружение были различными, а поэтому и успехи в развитии
достигались не в одном и том же возрасте. Точно так же и зубы появились у них в
разное время. Теперь же черепаха догнала зайца: в 2 года все дети умеют делать
одно и то же; отмечается только одно различие, оно касается речи: один ребенок
знает 20 слов, другой — 50, третий — 100. Однако и здесь у них есть общее —
пристрастие к глаголам.
И вполне нормально, что ребенок в этом возрасте, став таким
деятельным, активным, предпочитает пользоваться глаголами, обозначающими
действие. Вначале он употребляет их в инфинитиве (например: мальчик гулять,
папа п(р)ийти и др.). Личные формы, времена — это придет позже. А пока его фраза
обычно состоит из одного или двух существительных и глагола (например: папа
отк(р)ыть тик-так). На предыдущем этапе одно слово представляло целую фразу.
Этот детский сленг сохраняется обычно до полутора -двух лет,
иногда и дольше, если родители подхватывают его якобы для того, чтобы малыш
лучше их понял. Ребенок произносит «пуп», так как не может сказать «суп», но он
очень хорошо понимает, что речь идет о жидкости, которую ему дают за обедом.
Постепенно, если все вокруг говорят «суп», он тоже научится, поскольку
овладение языком основывается прежде всего на подражании. Но когда взрослые
коверкают слова, ребенок до бесконечности будет повторять «пуп», «бибика»,
«тпру-а» и т. п., что весьма печально, ибо в этом возрасте он начинает
интересоваться названиями окружающих предметов. Ребенок приходит в восторг,
когда слышит новые слова. Некоторые из них буквально завораживают его.
Например, когда в возрасте 22 мес. Фед плакал, достаточно было сказать ему
«салатница», чтобы он успокоился.
Речь идет вовсе не о том, что с ребенком надо говорить
академически правильным языком, но не следует упрощать все слова под тем
предлогом, что ему понятнее «бибика» вместо «машина» или «гав-гав» вместо
«собака». Для ребенка здесь нет предпочтений.
Однако если ребенок говорит «пуп» вместо «суп», поскольку ему еще
трудно произносить «с», не копируйте его (вы потом не отвяжетесь от этого
словечка, к тому же это бесполезно; кроме того, вы рискуете обескуражить
ребенка или же он начнет спотыкаться на этом слове); продолжайте говорить «суп»,
и однажды он спонтанно произнесет это слово правильно.
Что любит ребенок в 18—24 месяца
- Ему нравится есть самостоятельно, как «большой», но и шалить при
этом — шлепать ложкой по супу, разбрызгивая его из тарелки, наливать воду в
компот и класть шпинат в стакан с кефиром.
- Он любит засовывать различные предметы в щели паркета или в
замочную скважину, выбрасывать за окно самые разные вещи (необходимо
предпринять меры предосторожности, поскольку возможны несчастные случаи),
говорить «нет» из чувства противоречия, но также из желания поиграть.
Чтобы добиться послушания от ребенка этого возраста, можно его отвлечь.
Например: если он не хочет раздеваться, подойдите к окну и скажите: «О, какая
красивая голубая машина, какой толстый серый голубь или какая маленькая рыжая
собачка» и т. п. Ребенок подбегает, смотрит в окно, а вы тем временем
снимаете с него рубашку...
Желая подразнить вас, он часто делает все наоборот. Если нужно,
чтобы он подошел, скажите ему «до свидания», сделав вид, что уходите. Кроме
того, он любит приставать к матери с нежностями, целовать ее, но только не
тогда, когда она об этом просит, корчить рожицы, дабы рассмешить тех, кто на
него смотрит. Одним словом, любит дразнить, ласкаться, кривляться.
Ему нравится, когда сразу понимают, чего он хочет. Это не всегда
легко, так как желания у него вполне определенные, а словарный запас еще
весьма ограничен.
Внимание: оснований для беспокойства по поводу плохой артикуляции,
неправильного произношения некоторых букв или слогов в этом возрасте нет. До 4
лет никакие языковые трудности, дефекты речи еще не имеют особого значения.
Однако проконсультироваться у логопеда можно.
На данном этапе развития двигательная активность очень велика,
вследствие чего у некоторых детей может отмечаться повышенная нервная
возбудимость, поэтому необходимо следить за тем, чтобы ребенок достаточно спал
и соблюдал режим.
ОТ 2 ДО 2,5 ЛЕТ
Возраст 2—2,5 года — это период спокойствия и равновесия,
переход от вездесущего и непоседливого ребенка к капризному (в 21/2
— 3 года), о чем мы расскажем далее.
В данном возрасте ребенок становится более общительным, его
теперь легче понять, поскольку он лучше объясняется. Действительно, если на
предыдущем этапе он не переставал все трогать, брать в руки, то теперь он
прежде всего стремится говорить. Обнаружив существование других людей и
различных предметов, он хочет к каждому из них приклеить этикетку; чтобы узнать
название предметов, он, указывая на них пальцем, спрашивает: «А это?... а
то?...» Услышав ответ, он, как эхо, тут же повторяет
название.
Это повторение необходимо
для него, чтобы пополнить свой словарный запас. Он называет имена окружающих,
перечисляет свои игрушки, игрушки сестер и братьев, различные предметы вместе с
именем их владельца («туфли мама... книжка папа...»). Верный своей детской
логике, он не любит, когда предметы меняют владельца. Эмманюэль, 2 1/2 года,
удивлен, увидев, что бабушка надевает туфли мамы. Как кладовщик, составляющий
опись товаров.
Он перечисляет блюда, съеденные им за обедом, за ужином, вчера и
все остальные, которые может вспомнить. Его интересует, где находится его отец,
сестра или приятель, который часто приходит к нему поиграть. Все его вопросы
продиктованы настоятельным желанием ориентироваться в окружающем мире, найти в
нем свое место, обрести себя. Оставаясь один, он повторяет запомнившиеся слова
и комментирует каждое свое действие. Это начало Длинного монолога, который
будет продолжаться годы, вплоть до 6—7-летнего возраста.
Часами разговаривая таким образом то с одними, то другими или со
своей куклой, ребенок делает грандиозные успехи в языке. Он не только
усваивает новые слова, но и свободнее выражает свои мысли, постепенно уходя от детского сленга.
Сначала он научится выражать принадлежность предметов (бесконечные
расспросы и перечисления проходят без пользы). Теперь он уже говорит
<<машина Лёни», «папина ложка» и т. д. Потом в его речи появятся наречия,
затем местоимения.
Так, день ото дня словарный запас обогащается, однако глаголы
продолжают в нем доминировать; и насчитывают до 90, иногда до 100. В это число
входят и искаженные слова, их довольно много, поскольку ребенок еще не может
произносить некоторые буквы или плохо умеет воспроизводить услышанное. Тем не
менее он правильно строит фразы, ставя каждое слово на свое место.
Какой прогресс за полгода! Этот возрастной период особенно важен
для развития речи. Однако следует подчеркнуть то, что мы уже не раз отмечали:
ни в одной области не наблюдается столь значительных различии между детьми, как
в области развития речи. Один ребенок знает 70 слов в 2 года и 300 - в 2*/2,
другой - 50 слов в 2 года и 100 — в 2}/2. В обоих случаях речь идёт
о нормально развитых детях. И подобные различия могут сохраняться в течение
всей жизни: основной словарный запас так называемого среднего взрослого
включает 1500 слов, культурного и образованного взрослого — 3000, эрудита - 5000.
Чем обусловлены такие различия? Прежде всего важны индивидуальные
возможности и способности, позволяющие одним детям очень рано начать
говорить> как другим допустим, раньше научиться ходить (причем нередко ребенок,
опережающий других в развитии речи? отстает в умении ходить). Это особенно
заметно у детей из одной семьи, имеющих одинаковое воспитание;
например: старшая сестра знала 5 слов в 1 год, а ее младший брат
говорит 2 слова в возрасте 11/2 года. Но не все объясняется только
способностями ребенка, основную роль играетсреда, окружение. Для того чтобы
ребенок научился нормально разговаривать, ему необходимы атмосфера любви и
понимания, участие взрослых. Ребенок должен постоянно слышать, как говорят
старшие; кроме того, с ним надо часто разговаривать, отвечать на его вопросы,
поощрять его старания, не забывая при этом о доброжелательном тоне и не
коверкая слов.
Совершенно очевидно, что малышка, которой ласков говорят:
«Пойди вымой руки, а потом поможешь маме
накрыть стол... Очень
хорошо. Садись скорей. Я налью тебе супа... Осторожней, не обожгись!...
Молодец! Ты ешь уже совсем как большая»,— быстрее продвинется в развитии речи,
чем девочка, оставленная на попечение равнодушного взрослого, которая слышит
целый день только фразы такого типа: *<Ешь суп... Сделай пипи...
Пошевеливайся... Как тебе не Стыдно! Руки мыть, живо!.. У-у, противная! Опять
пятно!.. Не двигайся, я его сниму... Испачкала салфетку — не получишь
сладкого!» и т. д.
Когда вы почувствуете, что ребенок достиг определенного уровня 1
развитии речи (заметить это нетрудно: по многочисленным вопросам и интересу к
ответам на них), старайтесь говорить с ним как можно чаще и яснее, терпеливо
отвечая на его вопросы, что, правда, не всегда легко. Когда же ребенок усвоит
самые распространенные слова, которые он слышит ежедневно, вы расширите его
словарь, употребляя в разговоре с ним новые слова.
Приходит время, когда ум для своего развития нуждается в словах,
как тело в пище. Сравнение не преувеличено. Вы узнаете дальше, как это
происходит.
Ребенок без устали задает вопросы, пока самые общие; как мы уже говорили,
его любопытство безгранично. Теперь он желает знать названия предметов, тогда
как раньше ему достаточно было лишь видеть их, а позднее - потрогать. детское
любопытство вполне обосновано, оно отсутствует только у детей с задержкой
развития или у умственно отсталых.
Когда ребенок спрашивает, указывая на предмет: «А это... а вот
это? Ты видишь?» — надо не только назвать его, но и объяснить: «Это пылесос, он
служит для уборки пыли». После таких разъяснений, даже если для ребенка ничего
специально не демонстрируют, он увидит, как втыкают вилку в розетку, нажимают
кнопку, ходят с пылесосом из одной комнаты в другую. И очень скоро «пылесос»
станет для ребенка не только новым словом, но названием белого или зеленого
предмета, производящего шум, который катят по квартире, чтобы с его помощью
произвести уборку; пока он работает, открывают окно и т. д. Таким образом,
ребенок пополняет свой словарь новым словом, а память регистрирует в то же
время все, что с ним связано, действия, жесты, картины, обстоятельства.
Ежедневно возникают новые вопросы, и каждый раз тот же сценарий,
та же схема: любопытство, подталкивающее ребенка задать вопрос; понимание,
позволяющее ему усвоить данное объяснение; память, регистрирующая словом все,
что с ним связано, обстоятельства, обстановку и т. д.
Благодаря такой ежедневной гимнастике ум становится более гибким,
механизм срабатывает все быстрее, поскольку любопытство возрастает (с возрастом
ребенок задает все больше вопросов), понимание также растет (чем больше он
знает слов, тем лучше понимает объяснения), а память улучшается (чем больше ее
тренировка, тем она лучше — хорошо известное свойство памяти).
Так с каждым днем ребенок прибавляет к своему словарю одно или
несколько слов, расширяя свой кругозор. В 2,5 года ребенок, как привило, знает
около 300 слов; это немало, если учесть, что для получения степени бакалавра
достаточно обладать лексическим запасом в 1000 слов.
Располагая таким багажом, интеллект выигрывает в широте диапазона.
Ребенок начинает интересоваться все более сложными вещами, буквально
набрасывается на новое, на непонятные слова, пробует себя в непривычных
ситуациях, сравнивает их с уже известными, делает выводы.
Например: Юра хочет уложить с собой в кровать новую игрушку. Мать
отказывает ему, забирает игрушку и кладет на комод. Юра не спорит; он ждет,
когда она уйдет из комнаты, а его сестры заснут, потом встает, берет игрушку и
кладет на подушку, где мать обнаруживает ее на следующее утро. Следовательно,
Юра заметил, что после того как мама пожелает спокойной ночи, она в комнату
больше не возвращается, а уснувшие сестры не могут его слышать. Отсюда он
заключил: чтобы реализовать желаемое, достаточно подождать. Решение он нашел,
подумав. Это принципиально новое в его поведении, раньше он прибегал только к
помощи рук.
Эмпирический опыт уступает мес.то логическому мышлению; его
интеллект развивается очень быстро. В 1 год, видя предмет, лежащий на комоде,
ребенок не находил способа достать его. В 18 мес. он подставлял стул, забирался
на него и доставал предмет или вооружался палкой, чтобы сбросить его. Но когда
ему не позволяли это сделать, ему не приходило в голову подождать с
осуществлением своего намерения. Теперь же он ждет наступления ночи, чтобы
заполучить желанный предмет. Таким образом, ребенок не идет на ощупь к решению
проблемы. Он достиг этого благодаря развитию речи, что мы и хотим вам показать.
Когда в распоряжении ребенка имеется такое оружие, язык, его ум
быстро развивается. Роль языка в умственном развитии очень велика; у детей,
неспособных говорить (например, у глухонемых), отмечается отставание на 2 года
в умственном развитии по сравнению с остальными, а при длительной
госпитализации дети, с которыми разговаривают недостаточно, могут иметь к 2
годам словарный запас, состоящий лишь из 5 слов вместо 100, и коэффициент
развития, равный 60 вместо 90.
Толчок дан. Интеллект обнаруживает некоторые из своих
возможностей.
Умение последовательно мыслить (см. приведенный выше пример с
Юрой).
- Способность регистрировать два приказа одновременно.
Например: когда Эмме, 27 мес., говорят «пойди пожелай папе доброй
ночи и ложись спать» или «сними фартук и выйди из-за стола», она отлично
понимает, что надо сначала сделать одно, а затем другое, т. е. она имеет
представление о счете и последовательности событий. Или еще: Зина протягивает
одну руку, чтобы ее вымыли, и сразу же тянет другую, говоря: «А д(р)угую».
- Способность рассуждать. Например: после укола Оля
получила конфету, так как она не плакала. Через два дня девочка обратилась к
матери: «Еще укол, еще конфета».
Начиная с момента, когда между умственным развитием и развитием
речи устанавливается столь тесная взаимосвязь, нельзя говорить об одном, не
затрагивая другого. Наблюдаются их взаимодействие и взаимосвязь. Это особенно
заметно в данный период, когда ребенок ежедневно прогрессирует в языке. Чтобы у
вас сложилось более полное впечатление, перечислим некоторые из его достижений
за последние 6 мес.:
- фраза становится точнее, употребляются глаголы в прошедшем
времени, а также отрицательные конструкции, правда, часто неправильно
выстроенные (например -«мама не мыть Катя»);
- увеличивается количество наречий («слишком»,
«немного», «достаточно» и др.); уже давно он говорит «еще», это одно из его
первых слов. Все фразы, произносимые ребенком с явным удовольствием,
показывают, что его интересуют не столько названия предметов, сколько их
предназначение; он так часто говорит «почему», что сам привыкает постоянно
употреблять «потому что».
Мы говорим только об
отставании; если глухонемота не сопровожу ется умственной отсталостью, ее к 10
годам можно преодолеть.
В 3 года начнется бум прилагательных.
«Это невообразимо, как он изменился» — такая оценка успехов
ребенка верна более всего для данного возраста, особенно в сравнении с его
развитием, отмечавшимся 6 или 9 мес. назад. Умение говорить полностью изменяет
жизнь ребенка, его кругозор. Благодаря языку он проникает в мир взрослых. Если
раньше его могли понять Т0лько родители или близкие, уже привыкшие к
его лепету, то теперь, обладая более обширной лексикой, более понятной
окружающим, он может общаться даже с посторонними (например, в магазине он уже
способен ответить или спросить).
Новая возможность спрашивать, выражать свои мысли, понимать,
отвечать позволяет ребенку 2!/2 лет обрести уверенность в себе и некоторую
свободу. У него даже возникает ощущение определенной власти; ему кажется, что
«это свершилось», недавно завоеванный мир принадлежит ему, он даже сердится,
когда не все идет так быстро, как ему хотелось бы. Однако не будем забегать
вперед. Сейчас он весел, очень доволен обретенной им независимостью, как в то
время, когда он научился ходить. Умение ходить и говорить сделали его
полноправным членом общества.
Отметим, что в развитии речи девочки опережают мальчиков того же
возраста. И такое опережение сохраняется в течение нескольких лет.
ОТ 2,5 ДО 3 ЛЕТ
В этом возрасте
происходит коренной перелом. До него последовательно сменялись этапы, одни
характеризовались большими изменениями в психике, другие — в физическом
развитии, иногда отмечались спады и подъемы, однако все шло своим чередом.
В этот период происходит
событие, которое меняет не только жизнь вашего ребенка, но и вашу собственную.
Первым его открытием была мать, потом он обнаружил, что рядом существует другой
человек, играющий важную роль,— отец. Теперь же ему предстоит открыть третье
действующее лицо — себя самого. Конечно, это произойдет не в один день, успехи
всегда достигаются постепенно. Но именно между двумя с половиной и тремя годами
ребенок осознает себя таким же полноправным человеком, как все, кто его
окружает. Таким образом, можно утверждать, что в 3 года ребенок знает многое:
мальчик он или девочка; что мальчики отличаются от девочек; что вы, а не кто-то
другой являетесь его родителями; что у него светлые волосы и карие глаза (он
узнает себя в зеркале и умеет различать цвета). В этом возрасте он осознает
свои физические возможности; он часто говорит: «Я сильный, я большой». Он знает
свое имя и повторяет его, понимает, что отличается от матери, от отца. Его
достаточно характеризуют два слова, которыми он чаще всего пользуется: «я» и
«нет».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|