рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ребенок от года до 3-х лет рефераты

Каждому ребенку — свой режим!

Правильный режим — основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

Педагоги, медики и психологи, изучавшие особенности высшей нервной деятельности детей в различные возра­стные периоды и установившие закономерности их физио­логических процессов, разработали режимы для детей ран­него возраста.

Соблюдение правильного, соответствующего возрасту ребенка режима обеспечивает нормальное функционирова­ние организма, а от этого зависит своевременное и правиль­ное его физическое и умственное развитие, поведение и наст­роение. Малыш, который приучен к режиму, обычно акти­вен во время бодрствования, редко капризничает, не пере­возбуждается, не отказывается от еды, спокойно и быстро засыпает в положенное время, сон его крепкий и спокой­ный, просыпается он в хорошем настроении.

Любые нарушения режима, особенно если сокращается время сна или нарушается его периодичность, приводят к переутомлению нервной системы и даже к ее истощению. Малыш становится капризным, легковозбудимым, а ино­гда, наоборот, вялым, заторможенным. И то, и другое состояние неблагоприятно отражается на его состоянии здоровья. У малыша пропадает аппетит, понижается со­противляемость к заболеваниям.

Если сон, кормления, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и то же время, то организм приспосабливается к такому распорядку, уста­навливается так называемый стереотип поведения, и ма­лыш всегда с удовольствием делает то, что положено.

В возрасте от 1 года до 3 лет у ребенка постепенно возрастает работоспособность нервной системы, поэтому его режим должен меняться.

Первое полугодие второго года жизни малыш еще жи­вет по режиму 9—12-мес.ячного. Обычно его кормят 4 или 5 раз в сутки, ночью он спит 10—11 ч. Днем — 2 раза. Промежутки между кормлениями составляют 4—3,5 ч. По­сле пробуждения от ночного сна и утреннего туалета наступает время завтрака. Обед малыш получает после первого дневного сна, полдник — после второго, а ужин — перед ночным сном. Некоторые дети после года спят спо­койно до утра. Однако, если ребенок привык к кормлению ночью, то ему можно дать бутылочку с молоком или кефи­ром в обычное для него время (в 24 ч либо в 2 или 3 ч но­чи). Но в дальнейшем это кормление лучше отменить.

С возрастом у малыша усиливается интерес к окружаю­щему и поэтому сразу после пробуждения ему не хочется кушать и накормить его уже труднее. В этом случае дайте ему сначала немного поиграть, а потом переключите на еду. Таким образом покормите его на 30—40 мин позже.

После еды малыш может еще немного поиграть или погулять. В этом возрасте прогулка — уже не только сон на воздухе... Теперь во время прогулки он должен быть активным, много двигаться, получать новые впечатления, так необходимые для его развития.

После первой самой продолжительной прогулки малы­ша следует уложить спать на 1,5—2 ч, а после второй — на 1 — 1,5 ч. Не старайтесь продлить второй сон, так как это может отодвинуть ночной на более поздний срок и нару­шить режим. Если же ребенок проспит второй раз днем не более 1,5 ч, то последующий промежуток бодрствования будет самым длинным — до 4 ч. И малыш, получивший много впечатлений и уставший, будет лучше засыпать вечером и крепче спать ночью. Ну а если он все же нужда­ется в более длительном втором сне, то уложите его несколько раньше с таким расчетом, чтобы последний отре­зок бодрствования все же был более длительным. Вот как выглядит примерный режим дня ребенка от 1 года до 1,5 лет.

Элементы режима

Время, ч

Пробуждение и туалет

Завтрак

Игра, прогулка

Первый дневной сон

Обед

Игра, прогулка

Второй дневной сон

Полдник

Игра, прогулка

Купание

Ужин

Спокойная игра

Сон

7.00-7.30

7.30-8.00

8.00-10.00 (10.30)

10.00 (10.30)-12.00

12.00-12.30

12.30-15.30

15.30-16.30(17.00)

16.30 (17.00) - 17.00 (17.30)

17.00 (17.30) - 19.00

19.00-19.30

19.30-20.00

20.00-20.30

20.30-7.00

Но ведь дети все разные, поэтому приведенный режим является ориентировочным. Дома в зависимости от уклада семьи, сложившихся привычек и традиций, состояния здо­ровья и индивидуальных особенностей малыша допустимы небольшие отклонения (на 20—30 мин) от указанного распорядка. Например, некоторые встают очень рано, дру­гие долго спят. Естественно ... режим сдвигается. Однако желательно изо дня в день соблюдать более или менее точно последовательность отдельных моментов, промежут­ки между ними, указанные в приведенном режиме, а самое главное — установленный режим для малыша.

Учитывайте, что отдельным детям надо больше спать, например ослабленным или перенесшим какое-либо забо­левание. В этих случаях их следует укладывать днем при первых признаках утомления, а вечером — немного рань­ше или дать возможность поспать побольше утром. Устано­вите такой режим, который более удобен для малыша и для других членов семьи. Но при этом надо твердо усвоить, что маленький ребенок не терпит резких перемен, его привыч­ки консервативны. И чем он моложе, слабее, тем ему труд­нее приспосабливаться к различным отклонениям от сло­жившегося ритма жизни.

После 1,5 лет выносливость центральной нервной систе­мы ребенка повышается. Он уже может бодрствовать зна­чительно дольше. И тогда переведите малыша на режим с одним дневным сном. Однако здесь часто допускаются ошибки.

Обычно это происходит так: вы замечаете, что ребенок стал плохо засыпать днем, чаще во время первого сна. Вы укладываете его по режиму в 10 ч, а он засыпает не сразу, а где-то к 11 —12 ч, и спит до 13—14 ч. Обед сдвигается на 14.30—15.00 и весь режим ломается. Второй раз вы укла­дываете его спать в 17—18 ч, а вечером малыша уже невоз­можно уложить в положенное время. Если же второй сон отменить, то получается большой промежуток бодрствова­ния (до 6—7 ч). Поэтому вечером он начинает капризни­чать или слишком возбуждаться. Наиболее правильно пе­реводить на один дневной сон так, чтобы уклад жизни ребенка менялся постепенно и безболезненно.

Например, если после утренней прогулки его покор­мить обедом в 11.30, а спать уложить в 12 ч, то он сможет

бодрствовать 5 ч, что вполне приемлемо для малыша.

В этом случае уставший ребенок проспит больше, чем обычно (2,5—3 ч), встанет хорошо отдохнувшим, попол­дничает и будет спокойно играть еще 5 ч. При переводе на новый режим кормить малыша ужином и укладывать спать следует примерно на 1 ч раньше. Таким образом переходный режим будет следующим:

Элементы режима Время,

Пробуждение и туалет

Завтрак

Игра, прогулка

Обед

Дневной сон

Полдник

Игра, прогулка

Купание

Ужин

Спокойная игра

Сон

7.00-7.30

7.30-8.00

8.00-11.30

11.00 (11.30) - 11.30 (12.00)

11.30 (12.00) - 14.30 (15.00)

15.00 (15.30) - 15.30 (16.00)

15.30 (16.00) - 18.00

18.00-18.30

18.30-19.00

19.00-19.30

19.30 (20.00) -7.00

Потом, когда малыш привыкнет к этому режиму, вы сможете легко перевести его на обычный рекомендуемый двухлетним детям. Для этого надо только постепенно ут­ром и вечером увеличивать время бодрствования до 5,5 ч. И тогда режим ребенка от 1,5 до 2 лет станет таким

Элементы режима Время,

Пробуждение и туалет

Завтрак

Игра, прогулка

Обед

Дневной сон

Полдник

Игра, прогулка

Купание

Ужин

Спокойная игра

Сон

7.00-8.00

8.00-8.30

8.30-12.00

12.00  - 12.30

12.30 - 15.00 (15:30)

15.30 - 16.00

16.00 - 19.00

19.00 - 19.30

19.30 - 20.00

20.00 - 20.30

20.30 - 7.00

Хотелось бы еще раз напомнить, что предлагаемый режим не является абсолютной догмой. Он рассчитан на среднего здорового ребенка с уравновешенной нервной Системой. Одни дети очень возбудимы, другие, наоборот, инертны. Для каждого ребенка установите индивидуаль­ный режим, где в первую очередь определите продолжи­тельность сна и бодрствования.

Как  же  узнать,  какой  режим  сна  и  бодрствования годится вашему малышу? Для этого обратите внимание на его поведение.

Если перед сном ребенок становится возбужденным, кричит, беспричинно смеется, двигательно расторможен, шалит, поступает заведомо недозволенно, не слушает, что ему говорят, иногда плачет — это означает, что он исчер­пал свои возможности, переутомился. Иногда признаками переутомления бывает вялое поведение ребенка, легкая раздражительность, плаксивость. В этих случаях уменьши­те время бодрствования и уложите спать (днем или ночью) на 30—40 мин, а иногда и на 1 ч раньше.

Если же малыш хорошо себя чувствует, бодр, спокоен, но долго не засыпает, то пусть он пободрствует еще 20—30 мин.

Особенно возбудимые дети, а также ослабленные, пере­несшие какое-либо заболевание, нуждаются в ^более ча­стом, хотя и не очень длительном отдыхе. Тогда не перево­дите малыша на одноразовый дневной сон сразу же, как только ему исполнится 1,5 года. Такие дети могут еще долго оставаться на режиме более младшей возрастной подгруппы.

Каким должен быть режим трехлетнего ребенка? Прак­тически таким же, как и в 2 года. Единственная разница в том, что у него сокращается ночной сон: он просыпается раньше и спать его укладывают немного позднее — в 21 ч. Теперь он бодрствует утром и вечером по 6—6,5 ч.

Купание переносите на более позднее время — непо­средственно перед ночным сном. Это более удобно и в том плане, что перед ужином он может побольше погулять, а после ужина заняться спокойными играми.

И теперь режим дня выглядит вот так:

Элементы режима Время, ч

Пробуждение

Утренняя гимнастика, водные процедуры

Завтрак

Игра, прогулка

Обед

Дневной сон

Полдник

Игра, прогулка

Ужин

Спокойная игра

Купание, гигиенические процедуры

Сон

7.00-7.30

7.30   8.00

8.00-8.30

8.30-12.00

12.00-12.30

12.30-15.00

15.30-16.00

16.00-19.30

19.30-20.00

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-7.00

В 3 года дети отличаются большей впечатлительностью, подвижностью. Поэтому многие из них неохотно ложатся спать днем. На это надо обращать особое внимание, так как систематическое недосыпание может отрицательно от­разиться на их самочувствии и состоянии здоровья. Осо­бенно часто это бывает летом, когда они, как правило, засыпают на 1 ч позже, а утром просыпаются раньше обычного. Некоторые родители даже отмечают, что летом дети становятся более раздражительными, непослушными, их бывает трудно занять спокойной игрой. Все это призна­ки переутомления, дефицита сна.

Все-таки постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребе­нок достаточно спал. Если он стал позднее засыпать вече­ром или раньше просыпаться утром, измените его режим так, чтобы днем уложить его на 1 —1,5 ч раньше. С этой целью можно вместо обеда, который по режиму полагается в 12 ч, дать малышу второй завтрак в 11 ч или даже в 10.30 (особенно, если он утром просыпается рано и завтрак получает раньше). Обед в этом случае переносится на 15—16 ч. Такое изменение режима в летнее время рацио­нально еще и потому, что в жаркие дни, особенно во время полуденной жары, аппетит у детей снижается. Они плохо справляются с плотным обедом в 12 ч. В то же время от­дохнувшие после дневного сна и проголодавшиеся после легкого второго завтрака ребята обедают во второй полови­не дня с большим аппетитом.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ ПОСЛЕ ГОДА

Режим питания после года практически не меняется. Надо только постепенно переводить малыша на 4-разовое кормление. При этом отучайте его от пятого кормления в поздние вечерние часы.

С другой стороны, если ребенок ослаблен или страдает плохим аппетитом, ему можно на какое-то время оставить

это кормление.

Запомните: независимо от числа приемов пищи часы кормлений должны быть постоянными и отклонения от установленного времени не должны превышать 15—30 мин.

Чаще всего в этом возрасте ребенок получает завтрак в 8 ч, обед в 12 ч, полдник в 16 ч и ужин в 20 ч.

Каким должен быть объем пищи?

Суточный объем пищи для детей от года до 1,5 лет в среднем составляет  1000—1200 мл, от  1,5 до 3 лет -1200—1400  мл.   Их   превышение   приводит   к  снижению аппетита, а сокращение — к недоеданию.

Здесь уместно подчеркнуть, что, даже соблюдая эти объемы, необходимо обращать внимание на качество пищи, ее состав. Не следует давать малышу слишком большую порцию супа, даже если он ест его с удовольствием (а ро­дителей это так радует!). Насытившись первым, он отказы­вается от второго — более полноценного, богатого белко­выми продуктами, овощами.

Объем каждого кормления и отдельных блюд зависит от общего суточного объема пищи, числа кормлений и возра­ста ребенка. Обычно наиболее объемны завтрак и обед. Для ориентировки приведем примерные средние объемы порций для детей от года до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет (в г или мл).

1 – 1,5 года 1 – 3 года

                      ЗАВТРАК

Молочная каша или овощное пюре

Омлет, мясное блюдо, рыбное блюдо

Молоко, кофейный напиток

                       ОБЕД

Салат из сырых овощей

Суп, бульон

Мясное, рыбное блюдо

 Гарнир

Фруктовый сок

                       ПОЛДНИК

Кефир, молоко

Печенье   (булочка)

Свежие фрукты

                       УЖИН

Овощное блюдо, запеканка, каша

Молоко, кефир

Свежие фрукты

180

50

100

30

50

50-70

80

100

150

15-30

100

180

100

50

200

60

150

40

100

80-100

100

150

200

25-50

150

200

150

70

Суточная калорийность питания при таком меню обыч­но составляет у детей от года до 1,5 лет 1250—1300 ккал, от 1,5 до 3 лет — 1400—1500 ккал. В течение дня она распределяется следующим образом: завтрак содержит 30 %, обед — 35 %, полдник 15 % и ужин — 20 %. Совету­ем вам придерживаться этой схемы.

Какие продукты следует использовать?

После года молоко и молочные продукты по-прежнему играют большую роль в питании малыша. Они должны входить в его рацион ежедневно. Молока требуется не менее 500—600 мл (как в натуральном виде, так и для приготовления отдельных блюд.

Запомните: кисломолочные напитки детям старше года также полезны, как и на первом году.

Целесообразно давать творог и сыр. Это высокобелко­вые и высокожировые продукты, которые хорошо перева­риваются и усваиваются. Вы не забыли, что в натуральном виде творог можно давать только полученный из молочной кухни (цеха детского питания) или приготовленный дома из свежего кефира. Обычный творог, приобретенный в ма­газине, используйте для приготовления запеканки, сырников, вареников. Сыр детям до 1,5 лет лучше потереть. Детям раннего возраста рекомендуются неострые, мягкие сорта сыра.

Сливки и сметана богаты жиром. Их не следует давать в натуральном виде. Заправляйте ими супы или готовьте соусы. Сметану, приобретенную в магазине, обязательно термически обрабатывайте.

Ребенку от 1 года до 3 лет в среднем в сутки следует получить 50 г творога, 5 г сливок или сметаны и 3 г сыра. Это не значит, что каждый день надо строго придерживаться этих цифр. Лучше всего давать их 2—4 раза в неделю, но в большем количестве. Так, например, для приготовле­ния запеканки или сырников вы возьмете 100 г творога, а для сметанного соуса — 30 г сметаны. Зато в другой день эти продукты будут отсутствовать в меню ребенка.

Мясо или рыба также должны входить в ежедневный рацион малыша, как и молочные продукты. Детям очень полезна говядина или телятина, но вполне можно давать и  нежирную   свинину,   нежирную  баранину,   мясо   кур, кролика, субпродукты (печень, мозги, язык), за исключе­нием мяса водоплавающей птицы (уток, гусей), так как оно содержит трудноперевариваемые ребенком жиры. Из мясных продуктов дети обычно любят молочные сосиски, нежирные сорта вареной колбасы  (докторская, диетиче­ская, молочная). Можно рекомендовать специализирован­ные детские мясные консервы.

Ценным  продуктом  питания  является рыба,  которая содержит легкоусваивающиеся белки. Детям раннего воз­раста можно давать любую нежирную морскую и все сорта речных рыб. Не очень полезны жирные и деликатесные сорта рыб, такие, например, как палтус, осетрина, лосось, семга, угорь (даже, если вам удастся достать их), а также-рыбные консервы и икра: они плохо перевариваются, да к тому же могут вызвать аллергические реакции. Исключе­ние   составляют   специализированные   детские   консервы, которых, к сожалению, почти не бывает в продаже.

Ребенку от 1 года до 3 лет в сутки необходимо 85—100 г мяса и 25—30 г рыбы. Советуем вам в течение недели 4—5 дней давать мясо (по 100—130 г) и 2—3 дня рыбу (по 70—100 г). Если же мясо и рыба дается в один день, то соответственно их порции уменьшайте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5