Реферат: Психология и ее предмет
Каждый
из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни
плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека,
каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди
сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются
к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно
в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за
быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те. кому свойствен
темперамент меланхолического типа. отличаются медленным вхождением в работу, но
зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к
концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у
сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы,
а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее
периоды.
Холерический
темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные
усилия в короткий промежуток времени. Флегматики,
напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен
этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваться
поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там,
где работа предъявляет особые требования к оказанным динамическим особенностям
деятельности.
ТЕМПЕРАМЕНТ
И ЛИЧНОСТЬ
Личность
и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в
качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего
характера.
От
темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность,
эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность — это сила
воздейсгвия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила
реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают
большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный
человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше
сохраняет реакцию на них Да и сила соответствующей реакции у него значительно
больше, чем у менее впечатлительного индивида
Эмоциональность
— это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.
Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и
вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выражены
всевозможнные телесные реакции, связанные с эмоциями.
Импульсивность проявляется в
несдержанности реакции, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек
успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу
того, как в ней действовать. импульсивный человек сначала реагирует, а потом
думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и
неправильных реакциях.
Тревожный
человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают
связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи.
Ему кажется, что многое из того. что его окружает, несет в себе угрозу для
собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незнакомых людей, телефонных
звонков, экзаменов, испытаний, официальных учреждений, публичных выступлении и
т.п.
Сочетание
описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому,
характеризуя его, мы не случайно вынуждены были время от времени отступать от
чисто динамических описаний и включать в них характерологические личностные
качества. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становятся
свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев,
традиций, многого другого.
Темперамент
в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в
состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как
темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это
способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой
траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности,
связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью,
необходимостью длительной концентрации внимания
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА
Характер
- это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека
к. людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении
(как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека
специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).
Характер
может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает
заниматься. Добившись посредственного качества в общении с людьми характер
человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и
поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной,
тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от
темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько
культурой человека, его воспитанием.
Характер
человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции
на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с
характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан,
по крайней мере с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно
вкладываем в представление о нем способность человека вести себя
самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою
волю и настойчивость. целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в
этом смысле тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в
общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.
В
своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным
образом связан с темпераментом. Последний представляет собой динамическую
сторону характера. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым
и малоизменяемым.
Существует
разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные
побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают
ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных
личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения
деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе
цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей
инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
ТИПОЛОГИЯ
ХАРАКТЕРОВ
Попытки
построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении
всей истории психологии Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та.
которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и
психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега
У.Шелдон, а в наши дни Э.Фромм, КЛсонгард, А.Е.Личко и ряд других ученых.
Вес
типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идеи. Основные из них
следующие:
1.
Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении
остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те
сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются
случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить
типологию характеров.
3.
Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на
группы.
ФОРМИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРА
В
какой степени характер человека стабилен? Некоторые черты характера, которые
являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей
раннего возраста например у дошкольников Это значит, что истоки характера
человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале
жизни.
Основную
роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с
окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения
ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого
научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы
поведения взрослых
Сензитивным
периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10
лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми,
так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их
принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются
безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом,
поступком и действием, что создаст благоприятные
условия для подкрепления нужных форм поведения.
В
начальных классах школы оформляются черты характера проявляющиеся в отношениях
с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за
счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.
В
подростковом возрасте активно развиваются и закрепляли новые черты характера,
а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы
его.
В
общей структуре личности характер занимает центрально место, объединяя все
другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет
на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и
память Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера Эмоциональная жизнь человека находится
под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой
воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие
личности.
ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ
Когда мы пытаемся понять и объяснить,
почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или
примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности,
полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими.
Термин «способности», несмотря на его
давнее и широкой применение в психологии, наличие в литературе многих его
определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их
представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим
образом.
1. Способности — свойства души человека,
понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это
наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В
настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой
высокий уровень развития общих и специальных знании, умений и навыков, обеспечивающих
успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
3.
Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике..
Способности,
считал Б. М. Леплов, не могут существовать иначе. как в постоянном процессе
развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек
перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным
упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами
человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество,
математика, спорт и т.п.. мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие
способности.
Рассмотрим вопрос о классификации
способностей человека:
Многие из природных способностей
являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян.
Такими элементарными способностями являются восприятие, память,
мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти
способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны
им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта
через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Общие и
специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие,
предметные и межличностные
Общие способности включают те, которыми определяются успехи
человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся
умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память,
совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи
человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых
необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические,
литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других.
Теоретические и практические
способности отличаются тем, что
первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям.
До сих пор в психологии преимущественное
внимание обращалось именно на предметно-деятельностныс способности, хотя;
способности межличностного характера имеют не меньшее значение для
психологического развития человека, его социализации и приобретения им
необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством
общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и
оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие
взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и
психическое развитие человека были бы просто невозможными.
У
человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные.
Первые иногда называют природными, а вторые социальные..
Зависимость
развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же
людей изучает психология индивидуальных различии.
РАЗВИТИЕ
СПОСОБНОСТЕЙ
Любые
задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь
развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых
дней жизни и если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в
которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В
процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них
происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на
других идет становление задатков небиологического плана, на третьих
складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти
процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться
друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей,
в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы
в элементарной форме представленные с рождения.
Первичный
этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для
нее органических структур или с формированием на их основе нужных
функциональных органов. Здесь происходит совершенствование работы всех
анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры
головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук.
Становление специальных способностей
активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается
в школе, особенно в младших и средних классах.
Многоплановость
и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек,
выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего
развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования,
которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти
требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее
трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного
эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Поддержание
интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели
соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле
рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось
то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения,
необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит.
Становление и развитие способностей — это тоже результат научения, и чем
сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного
эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в
деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они
не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития)
обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в
целом является большим, чем число неудач.
литература:
Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию: Курс
лекций. М.,1988
С.Л. Рубинштейн Основы общей психологии М.,1989
Д. Вулдридж Механизмы мозга. М.,1965
А.Р. Лурия Эволюционное введение в психологию
М.,1975
Л.С. Выготский Собрание сочинений М.,1982
А.Н. Леонтьев Избранные психологические
произведения М.,1983
Краткий психологический словарь М.,1985
Р.С. Немов Психология М.,1994
Е.И. Рогов Общая психология Ростов-на-Дону.,1995
А.В. Петровский Хрестоматия по
психологии М.,1987
|