Реферат: Психология и ее предмет
Реферат: Психология и ее предмет
Казанская государственная
академия культуры и искусств
Факультет: Экономика и
управление социально-культурной деятельности.
Контрольная работа по общей психологии
Тема: Психология и ее предмет
выполнила: Хафизова А.И. гр. № 015
проверил :
Казань 2002
Вопросы для самостоятельной
работы:
1.
Структура
психологической науки . . . . . . 2 - 6
2.
Методы
психологического исследования . . . 6 -11
3.
категория
сознания . . . . . . . 12 - 13
4.
общее
представление о деятельности . . . . . . . 13 - 18
5.
категория
личности . . . . . . . . 18 - 21
6.
внимание
. . . . . . . . 21 - 24
7.
Ощущения
. . . . . . . . 24 - 26
8.
восприятие
. . . . . . 26 - 27
9.
память .
. . . . . . . 28 - 31
10.мышление . . . . . . 31 - 34
11. воображение . . . . . . . 34
- 35
12.воля . . . . . . . . . 35 - 37
13. темперамент . . . . . . . . 37
- 39
14. характер . . . . . . . . 40
- 41
15. способности . . . . . . . .
41 - 43
16. литература . . . . . . . 44
психология
как наука
Психология как
наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин.
Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только
те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе
с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она
представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений
памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей,
эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы
непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других
людей.
В научном употреблении термин
«психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой
науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических,
явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании
в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера
исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые
психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
В XX столетии психологические
исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков
концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой
первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным,
непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания.
Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется
ее прежнее название.
С XIX в. психология становится самостоятельной и
экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения
психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя
многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие,
внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир.
Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют
его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками.
Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число
потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности
и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое
общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь,
зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает в мир с
помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире,
творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных
потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и
объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.
В свою очередь психические процессы,
состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут
быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий
жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и
обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому
составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и
состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются
отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют
единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Изучая психологию и поведение людей,
ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека,
с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых
строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется
зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе,
от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания,
конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми,
от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов
деятельности, в которых непосредственно участвует.
Кроме индивидуальной психологии
поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми
в различных человеческих объединениях — больших и малых группах,
коллективах.
Подводя итог сказанному, представим в
виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.
Они перечислены в левой части табл. 1. В правой ее
части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие
явления.
Таблица 1
№ п/п
|
Явления, изучаемые
психологией
|
Понятия, характеризующие эти явления
|
|
Процессы:
индивидуальные,
внутренние
(психические)
|
Воображение,
воспоминание, восприятие, забывание,
запоминание, идеомоторика, ин-сайт, интроспекция,
мотивация, мышление, научение,
обобщение, ощущение,
память,
персонализация, повторение, представление,
привыкание, принятие
решений, рефлексия, речь,
самоактуализация, самовнушение,
самонаблюдение,
самоконтроль,
самоопределение, творчество, узнавание,
умозаключение, усвоение.
|
|
Состояния:
индивидуальные,
внутренние
(психические)
|
Адаптация, аффект, влечение, внимание, возбуждение, галлюцинация,
гипноз, деперсонализация, диспозиция, желание, интерес, любовь,
меланхолия, мотивация, намерение, напряженность, настроение,
образ, отчуждение, переживание, понимание, потребность,
рассеянность, самоактуализация, самообладание, склонность, страсть,
стремление, стресс, стыл, темперамент, тревожность,
убежденность, уровень притязаний, усталость, установка,
утомление, фрустракция, чувство, эйфория, эмоция.
|
|
Свойства
индивидуальные,
внутренние
(психические)
|
Иллюзии, константность, воля, задатки, индивидуальность,
комплекс неполноценности, личность, одаренность, предрассудок,
работоспособность, решительность, ригидность,
совесть, упрямство, флегматичность, характер, эгоцентризм.
|
|
Процессы:
индивидуальные,
внешние
(поведенческие)
|
Действие, деятельность, жест,
игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание,
поступок, реакция, упражнение.
|
|
Свойства:
индивидуальные,
внешние (поведенческие)
|
Авторитетность, внушаемость, гениальность, настойчивость, обучаемость, одаренность,
организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие,
эгоизм.
|
|
Процессы: групповые,
внутренние
|
Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные
отношения, формирование групповых норм.
|
|
Состояния: групповые,
внутренние
|
Конфликт, сплоченность,
групповая поляризация, психологический климат
|
|
Свойства: групповые,
внешние
|
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество,
эффективность деятельности группы.
|
|
Процессы: групповые,
внешние
|
Межгрупповые
отношения |
|
Состояния: групповые,
внешние
|
Паника, открытость группы, закрытость
группы.
|
|
Свойства: групповые,
внешние
|
Организованность. |
|
|
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В
настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему
наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно
самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду
этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система
психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется
какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке
психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их в свою очередь
можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.
Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее
значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от
того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области
призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология
и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют
термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки,
достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают
проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных
направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес
для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и
прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и
личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание,
память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек
получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и
преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и
поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация,
темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и
воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию,
дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию,
педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую
психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения,
их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и
описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс
формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по
возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при
переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и
возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания
законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления,
возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного
рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом
коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации
воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и
воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку
методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Три следующие отрасли психологии — медицинская
и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями
от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической
науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы
их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет
дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми
или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология
рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также
нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы
психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается
с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий,
вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том
материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что
предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде.
Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей
психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя
основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Методы научных исследований — это те приемы и
средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые
далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила
науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько
они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль
знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое,
что появляется в методах других наук. Там где это удается сделать, обычно
наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.
Все сказанное относится и к психологии.
Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для
изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно
зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней
оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и
социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и
медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов
естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого
века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого
момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения
(интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других
людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли
свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для
построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических
феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная
надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время
оставалась философствующей, неэкспериментальной наукой, способной
предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между
психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного
теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение
сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не
только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее
лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки
психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной
из первых таких попыток было
открытие и формулировка ляются научной основой для понимания законов
психического развития ребенка.
К ним относятся законы Бугера—Вебера,
Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при
помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями
человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.
Сюда же следует отнести и начальный этап
развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда
для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей
друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|