рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология и ее предмет рефераты

Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заклю­чается в том, что человек в состоянии изменять структуру уме­ний — навыков, операций и действий, входящих в состав уме­ний, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении како­го-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющими­ся под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход практически в любой ситуации.

Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Активиза­ция интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений.

Умения и навыки делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое значение в формировании всех типов умений и на­выков имеют упражнения. Благодаря им происходит автомати­зация навыков, совершенствование умений, деятельности в це­лом. Упражнения необходимы как на этапе выработки умении и навыков, так и в процессе их сохранения. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачи­ваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так на­зываемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполага­ют получение какого-либо продукта и достаточно гибки (в струк­туре сложных умений), то привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая человеком выпол­няется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от просто­го навыка привычка может в определенной степени сознатель­но контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки). При­вычки как элементы деятельности представляют собой наиме­нее гибкие ее части.

Введение в психологию личности

На вопрос, что такое личность психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. Это  значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически  или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

   Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого  и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.     

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех че­ловеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного че­ловека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства), которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступ­ки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению пocтавленных целей. Эмо­ции и мотивация   это, соответственно, переживания и побуж­дения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нрав­ственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно ши­рокими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание лич­ности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, при­надлежит ему, касается его. В художественном творчестве, фи­лософии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполнен­ных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

Р Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник.. В целом же в многочислен­ных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

В опроснике Кеттела более 100 вопросов, которые задаются испытуемым; на них они отвечают утвердительно или отрицательно. Затем ответы группируются в соответствии с «ключом» и определяется выраженность того или иного фактора, свидетельствующего о развитии соответствующей черты личности.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р. Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

Уверенность в себе — неуверенность

Интеллектуальность (аналитичность) -­ ограниченность (отсутствие развитого воображения).

Зрелость ума  - непоследовательность, алогичность.

Рассудительность, сдержанность, стойкость  - суетность, подверженность влиянию.

Спокойствие (самообладание) -  невротнчность (нервозность).

Сила воли - безволие.

Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность

Последовательность, дисциплина ума — нcпocлeдoвaтельность, разбросанность.

Уверенность — неуверенность.

Взрослость — инфантилизм.

Тактичность — бестактность.

Открытость (контактность) - замкнутость (уединенность).

Оптимизм — пессимизм.

Смелость  - трусость. и т.д.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характе­ристика личности в данной теории — это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаружи­ваются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории результатом опыта их длительного пребывания в различных жиз­ненных условиях, взаимодеиствия и взаимоотношений с раз­ными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как лич­ности   это научение условнорефлекторным путем через на­блюдение других (викарное научение) и подражание.

Устойчивость человека как личности определяется не его соб­ственными психологическими характеристиками, а частотой и постоянством возникновения одних и тех же «стимульных си­туаций», одинаковостью связанных с ними подкреплений и на­казаний, идентичностью оценок поведения индивида со сторо­ны других людей, успешностью и частотой повторения в про­шлом соответствующих социальных действий.

Примером интеракционистской теории личности является кон­цепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Со­гласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп.

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самосто­ятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.

2. Когнитивные стратегии — способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.

3. Ожидания  - оценки вероятных последствии совершения в данной ситуации тех или иных поступков.

4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся об­становке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.

5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенно-опытом плану.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:

«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» — сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

«Я» — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» -- это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с кото­рыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литера­туры и искусства.

Свои теоретический подход к психологии личности предло­жили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем кон­цепциям, которые полностью или частично отождествляли пси­хологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно от­нести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских, неэксперименталь­ных, структурно-динамических, охватывающих весь период жиз­ни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терми­нах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теории личности прежде все­го интересует то, как человек воспринимает, понимает и объяс­няет реальные события в своей жизни. Они предпочитают опи­сывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение, поэтому теории данного типа иногда называют феноменологи­ческими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысла жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактушизация, стремление к са­мосовершенствованию и самовыражению. Признание главен­ствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изуче­нии психологии личности, несмотря на значительные расхож­дения в их взглядах..

ЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других по­знавательных процессов. В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывают на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, связанные именно с вниманием, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обес­печивают функционирование остальных познавательных про­цессов. Указывалось, в частности, на роль ретикулярной фор­мации в обеспечении внимания, на ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм и, наконец, на до­минанту, исследованную и описанную в связи с вниманием А.Ухтомским.

Действительно, в системе психологических феноменов вни­мание занимает особое положение. Оно включено во все ос­тальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика по­знавательных процессов и особенности различных психические состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделит «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает. Однако нельзя не видеть и особенностей внимания, красной нитью проходящих через все другие психические явления, оно проявляется, не сводимых к моментам различных в деятельности, в которые включен человек. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процесса ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся. Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы попытаться соединить и учесть обе точки зрения, т.е. увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенныи другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом. Данная позиция подтверждается известными анатомо-физиологическими данными, основные из вторых следующие:

1 Механизм доминанты как физиологический коррелят вни­мания можно наблюдать на всей поверхности коры головного мозга независимо от того, проекционные зоны каких конкрет­ных анализаторов в них локализуются.

2. Ретикулярная формация, работа которой связывается с яв­лениями внимания, находится на пути нервных импульсов, ка­сающихся практически всех познавательных процессов (неспе­цифические пути афферентного и эфферентного проведения сен­сорной информации).

3. Нейроны внимания — клетки-детекторы новизны — мож­но встретить практически на всей поверхности и в некоторых внутренних структурах головного мозга.

4. Вместе с тем все три названных анатомо-физиологических фактора в центральной нервной системе существуют автоном­но и независимо от отдельных сенсорных анализаторов, что го­ворит о том, что внимание все же является особенным феноме­ном, не сводимым ко всем остальным.

В чем же сущность этого процесса и одновременно состоя­ния психики человека? Рассмотрим этот вопрос сначала иллюстративно, а затем в более точном его определении.

Одной из характернейших особенностей нашей духовной жизни, писал известный американский психолог Э.Титченер, является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется памятью, становится содержанием размышлений.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации с поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8