рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология и ее предмет рефераты

Абстракция — это выделение какой-либо стороны или ас­пекта явления, которые в действительности как самостоятель­ные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предвари­тельно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использова­ние и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотноси­тельно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абст­рагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобще­нию. Она проявляется, например, в том, что из общего опреде­ления — понятия — выводится суждение о принадлежности еди­ничных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение — это вы­бывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе пред­метов, выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных. Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором присутствуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения.

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления

В процессах мышления эмоции особенно выражены в мо­менты нахождения человеком решения трудной задачи, здесь они выполняют эвристическую и регулятивную функции. Эв­ристическая функция эмоций заключается в выделении (эмо­циональной, сигнальной фиксации) некоторой зоны оптималь­ного поиска, в пределах которой находится искомое решение задачи. Регулятивная функция эмоции в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.

Аутистическое мышление тенденциозно. Цель в нем дости­гается благодаря тому, что для ассоциаций, соответствующих потребностям, открывается свободная, не ограниченная рамка­ми строгой логики дорога. Те из ассоциаций, которые противо­речат актуальным потребностям, тормозятся, другие, соответ­ствующие им, получают простор даже в том случае, если по­рождают логические несоответствия. Во многих отношениях аутистическое мышление противо­положно реалистическому, основные виды и операции которого нами были рассмотрены раньше. Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в основном то, что соответствует не объекту, а аффекту.

Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверссии, доминирования рационального или иррационального эмоционального и логического в процессах мышления предложу К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмо­ций над логикой и доминированием правого полушария голо­вного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат ло­гики над интуицией и чувством.

Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильно­сти для мыслительного типа являются эксперимент и логиче­ская безупречность вывода.

Познание у мыслительного типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип обычно ин­тересуется знанием как таковым, ищет и устанавливает логиче­скую связь между явлениями, в то время как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное исполь­зование знаний вне зависимости от их истинности и логиче­ской непротиворечивости. Истинно то, что полезно, — вот его жизненное кредо.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творческого мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не обязательно связано только с одним из обсуждавшихся ранее видов мышления, скажем, словесно-логическим, оно вполне может быть и практическим, и образным.

Ярким примером необходимости наглядно-образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей понятий может служить следующий пример. Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей простоте и законченности строения счи­тались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно-образными представления­ми.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческом психики, сто­ящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприяти­ем, мышлением и памятью Специфика этой формы психиче­ского процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения. проявляется идеальный и загадочный) характер психики, но предполагать, что именно воображение, желание его noнять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в  наши дни.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения, творчества людей, а какое значение эта культура имеет психического развития и совершенствования вида «гомосапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решении задачи без непосредственного вмешательства практических действии. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

 От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии.

ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ

В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в послед­ние годы наблюдается повышенное внимание к воле. В начале XX в. в связи с  кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль  которых нет особой необходимости доказывать.

Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследовании воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими харак­теристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми, т.е. такими, которые можно наблю­дать и оценивать. Так, в американской поведенческой психоло­гии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчи­вость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на ИХ пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.

Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение чело­века реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведе­ния: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.

Один из существенных признаков волевого акта заключает­ся в том. что он всегда связан с приложением усилий, принятием решении и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов, по этому существенному признаку волевое действие всегда мож­но отделить от остальных. Волевое решение обычно принима­ется в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.

Существенными признаками волевого действия являются уси­ленное внимание к такому действию и отсутствие непосредст­венного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопро­вождается отсутствием эмоционального, а не морального удов­летворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.

Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для лю­дей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.

Согласно другой концепции, которая в последние несколько десятилетии набрала силу и находит все больше сторонников, поведение человека понимается как изначально активное, а сам он рассматривается как наделенный способностью к сознательному выбору его форм. Для такого понимания поведения воля и волевая регуляция поведения необходимы. Оно не только требует возвращения психологии се прежнего названия как науки о внутреннем опыте, но и уделения достойного внимания проблеме во ли в научных исследованиях человеческого поведения.

Но реактивные концепции поведения, особенно в самой традиционной павловской физиологии высшей нервной деятель­ности, по-прежнему сильны, и исход научной борьбы между ни ми и теорией активного волевого поведения будет существенно зависеть от того, насколько психологам удастся соответствую­щими экспериментальными данными доказать реальность иных, чем стимулы, источников поведенческой активности, насколь­ко убедительно смогут они объяснить разнообразные виды по­ведения, не прибегая к понятию рефлекса.

Как же с учетом сказанного понимается воля в современных психологических исследованиях? В.И.Ссливанов определяет во­лю как сознательное регулирование человеком своего поведе­ния, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий. В те моменты деятельности, когда субъект сталкива­ется с необходимостью «преодолеть» себя (эмпирический уро­вень выделения препятствия, связанного с субъектом деятель­ности), его сознание на время как бы отрывается от объекта. предмета деятельности, или партнера и переключается в пло­скость субъектных отношении.

Волевая регуляция деятельности есть сознательное, опосре­дованное целями и мотивами предметной деятельности созда­ние состояния оптимальной мобилизованности, нужного режима активности, концентрации этой активности в необходимом на­правлении.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

Функцией волевой регуляции является повышение эффек­тивности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие чело­века по преодолению внешних и внутренних препятствии с по­мощью волевых усилий.

На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качест­ва личности. Такие качества определяют поведение, которое ха­рактеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.

Волевого человека отличают решительность, смелость, са­мообладание, уверенность в себе Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше груп­па свойств В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.

Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценност­ными ориентациями. Это   ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же груп­пе. обозначаемой как третичные качества, можно отнести те в которых одновременно выступают воля человека и его отноше­ние к труду, деловитость, инициативность. Такие качества лич­ности обычно формируются только к подростковому возрасту.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА

Внутри каждого из этих направлении развития воли по мере ее укрепления происходят свои. специфические преобразова­ния, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни К примеру, внутри позна­вательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движения отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комп­лексами движении, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности и развитие воли можно представить как движе­ние от первичных к вторичным и далее — к третичным воле­вым качествам.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды. упрямство и ригидность.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенно­сти, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными, тем не менее темперамент оказывает сущест­венное влияние на формирование характера и поведения чело­века, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя.

В целом же «можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический. Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятся сангвинический и его противоположность — меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ошущения возникают в нервной системе и в сознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При ме­ланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует че­ловека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притяги­вало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контак­ты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа еro быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внугренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимои душой.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слиш­ком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро ос­тывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегмагический темперамент деятельности относится к хлад­нокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженном, активнои работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу

Заметим, что в данной классификации темпераментов по Кан­ту неоднократно упоминаются свойства, относящиеся нс толь­ко к динамическим особенностям психики и поведения челове­ка, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случаино, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях Темперамент человека определенно влияет на фор­мирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8