Права участников общества с ограниченной ответственностью
Наличие
у общества с ограниченной ответственностью общей гражданской правоспособности
означает, что в уставе общества не обязательно перечислять все мыслимые виды
деятельности, даже такие, которые никогда не предполагается осуществлять.
Такого рода виды деятельности в прежние годы нередко фиксировались в уставе
общества "на всякий случай". С введением в действие ГК РФ
необходимость в этом отпала, причем данный принцип в целом воспринят Законом
(содержание устава общества подробнее рассматривается ниже).
Поэтому
в заявлении о государственной регистрации общества, по общему правилу,
достаточно указать виды деятельности, которые предполагается осуществлять, и
соответствующие им коды по Общероссийскому классификатору видов экономической
деятельности (ОКВЭД). После внесения соответствующей регистрационной записи в
Единый государственный реестр юридических лиц обществу с ограниченной
ответственностью будет выдана выписка из указанного реестра, содержащая, в
частности, сведения о видах его деятельности и кодах по ОКВЭД.
Согласно
третьему абзацу п. 2 ст. 2 Закона, отдельными видами деятельности, перечень
которых определяется федеральным законом, общество с ограниченной
ответственностью может заниматься только на основании специального разрешения
(лицензии). Если условиями предоставления лицензии на осуществление
определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую
деятельность как исключительную, то общество в течение срока действия лицензии
вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные данной лицензией,
и сопутствующие виды деятельности.
Приведенные
положения основаны на правилах, установленных третьим абзацем п. 1 ст. 49 ГК
РФ. Для осуществления некоторых видов деятельности, указанных в
законодательстве, недостаточно только факта государственной регистрации
общества с ограниченной ответственностью. Прежде чем приступить к практическому
осуществлению видов деятельности, являющихся лицензируемыми, общество должно
получить соответствующую лицензию (специальное разрешение) в уполномоченном на
ведение лицензионной деятельности органе.
Предусмотренное
федеральным законом лицензирование отдельных видов деятельности, которое,
согласно позиции Верховного Суда РФ, "относится к характеристике
правоспособности"[22], является особым случаем
своеобразного ограничения предпринимательской деятельности как граждан, так и
юридических лиц. В то же время при лицензировании ограничивается не
правоспособность субъекта предпринимательского права в зависимости от
организационно-правовой формы или других обстоятельств, а его возможность
осуществлять определенные виды деятельности без специального разрешения в
случаях, когда такое разрешение необходимо в силу требования закона. После
получения необходимой лицензии юридическое лицо в полном объеме реализует свои
гражданские права и несет обязанности при осуществлении лицензируемого вида
деятельности.
В
настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия,
определяются в соответствии со ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. "О
лицензировании отдельных видов деятельности"[23].
Виды деятельности, не включенные в перечень, установленный указанной статьей,
осуществляются со дня вступления в силу названного федерального закона без
лицензий.
Необходимо
обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 1 указанного
Федерального закона его действие не распространяется на следующие виды
деятельности: деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с
защитой государственной тайны; деятельность в области производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность в
области связи; биржевая деятельность; деятельность в области таможенного дела;
нотариальная деятельность; страховая деятельность, за исключением пенсионного
страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами;
деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг; осуществление
внешнеэкономических операций; осуществление международных автомобильных
перевозок грузов и пассажиров; приобретение оружия и патронов к нему;
использование результатов интеллектуальной деятельности; использование
орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного
вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов
растительного и животного мира; деятельность, работы и услуги в области
использования атомной энергии; образовательная деятельность.
Лицензируемым
признается такой вид деятельности, на осуществление которого на территории
Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с указанным
Федеральным законом. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление
которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью
граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов
Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными
методами, кроме как лицензированием.
ФЗ от
08.08.2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности"
определяет лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением
лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий,
приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления
деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий,
возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий,
контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и
условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном
порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации
о лицензировании (ст. 2).
Подзаконное
правовое регулирование в области лицензирования осуществляет Правительство РФ.
Оно утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности,
устанавливающие порядок лицензирования. После вступления в силу ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" были утверждены положения о
лицензировании почти всех видов деятельности, предусмотренных этим Федеральным
законом в качестве лицензируемых. Правительство РФ также определяет федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование определенных видов
деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых относится
к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Например, постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45 "Об
организации лицензирования отдельных видов деятельности" был утвержден
Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих
лицензирование[24], в котором указано,
какие именно виды деятельности подлежат лицензированию конкретными
министерствами и федеральными службами.
Напомним,
что осуществление лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением
условий лицензирования признается правонарушением (незаконным
предпринимательством). В зависимости от степени общественной опасности и
размера причиненного ущерба оно влечет административную или уголовную
ответственность. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 постановления от 18.11.2004
г. № 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и
легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных
преступным путем"[25] разъяснил, что под
осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных
требований и условий следует понимать занятие определенным видом
предпринимательской деятельности на основании специального разрешения
(лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение
которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида
деятельности.
Кроме
того, важно обратить внимание на следующее. Коммерческие организации, за
исключением унитарных предприятий, наделены, как уже отмечалось, общей
правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской
деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах не
содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми
соответствующая организация вправе заниматься. Поэтому коммерческой
организации, в учредительных документах которой не содержится указанный
исчерпывающий перечень, не может быть отказано в выдаче лицензии на занятие
соответствующим видом деятельности только на том основании, что этот вид
деятельности не предусмотрен ее учредительными документами (см. п. 18
Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от
01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части
первой Гражданского кодекса Российской Федерации"[26])).
Пункт
3 ст. 2 Закона императивно определяет момент создания общества с ограниченной
ответственностью. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента
его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о
государственной регистрации юридических лиц.
Помимо
волеизъявления учредителей общества для его создания в качестве юридического
лица необходим юридический факт - государственная регистрация общества с
ограниченной ответственностью.
Общие
правила о государственной регистрации для всех юридических лиц установлены в
ст. 51 ГК РФ. Они предполагают осуществление такой регистрации в порядке,
определяемом законом о государственной регистрации. В соответствии с п. 2 ст.
51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей
записи в единый государственный реестр юридических лиц. Отметим, что данная
формулировка ст. 51 ГК РФ более точно определяет момент возникновения
юридического лица, чем норма первого абзаца п. 3 ст. 2 Закона.
В
настоящее время государственная регистрация обществ с ограниченной
ответственностью осуществляется по правилам, установленным ФЗ от 08.08.2001 г.
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей"[27], вступившим в силу с
01.07.2002 г.
Указанный
Федеральный закон регулирует, в частности, отношения, возникающие в связи с
государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и
ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в
связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная
регистрация юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный
реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных
сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из
ГК РФ, ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных
правовых актов Российской Федерации.
Общества
с ограниченной ответственностью создаются, как правило, без ограничения срока.
Однако Закон во втором абзаце п. 3 ст. 2 допускает возможность создания такого
хозяйственного общества и на срок, установленный в его уставе (например, для
достижения определенной хозяйственной цели, после чего общество подлежит
прекращению). Срок деятельности общества в таком случае может быть определен
как конкретной календарной датой, так и фактом достижения хозяйственной цели,
поставленной перед обществом. После истечения срока деятельности, указанного в
уставе, или достижения цели, ради которой создавалось общество с ограниченной
ответственностью, оно подлежит ликвидации (см. ст. 57 Закона)[28].
Общество
с ограниченной ответственностью вправе в установленном порядке открывать
банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами (см. п. 4
ст. 2 Закона). Из смысла данной нормы следует, что виды и количество банковских
счетов общества не ограничиваются законодательством. Такие счета могут быть
открыты в российских и иностранных банках независимо от страны нахождения.
Отметим, что данные правила едины как для коммерческих (см., например, п. 6 ст.
2 ФЗ "Об акционерных обществах"), так и для некоммерческих
организаций (см. ФЗ от 12.01.1996 г. "О некоммерческих организациях"[29]).
Общество
с ограниченной ответственностью вправе не согласовывать с налоговыми органами
не только количество своих счетов, но и конкретные банки или иные кредитные
организации на территории Российской Федерации, в которых оно предполагает
открыть соответствующие счета. Данный вывод соответствует официальной позиции
федерального органа по налогам и сборам, изложенной еще в письме ГНС РФ от
25.10.1996 г. № ВК-6-12/748 " О постановке на учет налогоплательщиков,
учете изменений сведений о них и снятии налогоплательщиков с учета"[30].
Порядок
открытия и ведения банковских счетов клиентов на территории Российской
Федерации установлен в федеральных законах и подзаконных правовых актах. В ГК
РФ регулированию указанных отношений посвящена специальная глава 45
"Банковский счет" (ст. 845-860). Соответствующие правила получают
конкретизацию применительно к тому или иному клиенту банка в договоре
банковского счета, условия которого обязательны как для банка, так и для его
клиента. Среди подзаконных правовых актов, регулирующих данные отношения,
основную роль играют акты ЦБР.
По
договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на
счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять
распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и
проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете
денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться
этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления
использования денежных средств клиента и устанавливать другие не
предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права
распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (ст. 845 ГК РФ).
Правила
главы 45 ГК РФ, относящиеся к банкам, применяются также и к другим кредитным
организациям при заключении и исполнении ими договора банковского счета в
соответствии с выданным разрешением (лицензией).
В
соответствии со ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту
или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных
сторонами. Банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом,
обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия
счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным
законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Банк не
вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по
которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему
разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван
отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо
допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении
банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему
требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ (обратиться в суд с требованием
о понуждении заключить договор банковского счета, потребовать возместить
убытки, причиненные уклонением от заключения договора).
При
заключении договора банковского счета необходимо также учитывать правила,
установленные ФЗ "О банках и банковской деятельности" и другими
специальными нормативными правовыми актами. Например, инструкция ЦБР от
14.09.2006 г. № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по
вкладам (депозитам)"[31] устанавливает порядок
открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями
(филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России банковских счетов,
счетов по вкладам (депозитам) в валюте Российской Федерации и иностранных
валютах. Приложениями к данной Инструкции являются: форма карточки с образцами
подписей и оттиска печати, порядок ее заполнения. Переоформление карточек,
представленных в банк до вступления в силу Инструкции, не требуется.
Целесообразно
также иметь в виду правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ по ряду
проблем применения законодательства о договоре банковского счета, изложенную в
постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.1999 г. № 5 "О
некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением,
исполнением и расторжением договоров банковского счета"[32].
В
случаях, когда российское хозяйственное общество открывает банковский счет за
пределами Российской Федерации, к отношениям банка и клиента применяется
законодательство и банковские правила соответствующего иностранного
государства. Кроме того, в таких случаях общество обязано руководствоваться
правовыми нормами, установленными в ФЗ от 10.12.2003 г. "О валютном
регулировании и валютном контроле"[33] и принятыми в
соответствии с ним правовыми актами Правительства РФ и ЦБР[34].
Пункт
5 ст. 2 Закона обязывает общество с ограниченной ответственностью иметь круглую
печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и
указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также
фирменное наименование общества на любом языке народов Российской Федерации и
(или) иностранном языке.
Круглая
печать общества с ограниченной ответственностью, содержащая указанную
информацию, является необходимым атрибутом делопроизводства общества. Печать
представляет собой пластинку или кружок с нарезными знаками для оттискивания их
на бумаге (воске, сургуче), а также сам оттиск этих знаков, применяемых обычно
для засвидетельствования, удостоверения чего-либо[35].
Данное определение распространяется не только на круглую печать общества,
упомянутую в п. 5 ст. 2 Закона, но и на другие печати соответствующего общества
(предназначенные для внутреннего и специального использования - для пакетов,
внутренних документов, накладных, счетов, счетов-фактур, опечатывания кассы и
других служебных помещений и иных целей).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|