Права человека в истории международного права
Рыночная экономика, основанная на свободе и равенстве в
соответствии с правами человека в понимании Адама Смита, разработанная в рамках
структуры так называемой социальной рыночной экономики в ФРГ, не заключает в
себе совокупную основу прав человека.
В практической политической жизни – в соответствии с хорошо
известной тактикой «образ врага» – права человека, которые признаются в рамках
своей собственной идеологии, используются теми, кто находится у власти, для
порицания других правителей, которые признают не эти определенные, а другие
права человека, за нарушения «нрав человека» и для прославления собственного
властного положения. Недостатки в защите прав человека в своих системах
тщательно скрываются. Итак, более не существует какой-либо заботы об основе
прав человека, и в частности права на свободу и равенство. Что касается
первичного права человека «труд порождает собственность трудящегося на продукт
его труда», то следует отдать дань уважения Карлу Марксу за то, что он боролся
за его реализацию. В связи с этим недостатком я писал следующее в своем эссе «Internationales Handelsrecht und Weltfrienden – Eine Bestandsauf nahme».
«Если эти идеи оспаривались как коммунистические, то это
объясняется тем фактом, что самое сокровенное содержание высоких идеалов, из
которых выросли системы демократических государств, – а именно свобода,
равенство и ответственность, – были забыты или умышленно деформированы и
отчасти использовались группами давления как фиговый листок для того, чтобы
скрыть свое властное положение и свои привилегии»[10].
Следующее событие – очень уместное в этом контексте, – описанное
Гуннаром Майрдэлом, которое произошло, но вполне могло случиться и в Германии, «имеет
гибельный скрытый смысл для духовного состояния наших народов»: «Многие из нас
помнят практичную шутку, разыгранную американским журналистом, который пожелал
увидеть, как человек с улиц будет реагировать на глубоко чтимые формулировки «Декларации
независимости» и «Геттисбергского обращения», не будучи информирован об их
происхождении. Он обнаружил, что люди считают их коммунистической пропагандой.»
Столкнувшись с современными изменениями в Восточной Европе и
учитывая тот факт, что основные экономические и социальные права более не
принимаются во внимание, хотя они являются частью европейского «общего наследия»,
английский историк Арнольд Тойнби и английский футурист Роберт Теобальд могут
предоставить объяснение. В своей работе «Изменение и привычка» Арнольд Тойнби
говорит: «Коммунизм ошибался не в требовании справедливости, но в принесении в
жертву свободы во имя нее… Индивидуализм ошибался не в требовании священности и
неприкосновенности человеческих личностей, но в принесении в жертву этому
социальной справедливости».
Вильям Расберри, трактуя взгляды Р. Теобальда в своей статье «Нет
причины для торжества», опубликованной в 1989 г., говорит следующее:
«Недавние события в Восточной Европе, возможно, сигнализируют о
крушении коммунизма и конце «холодной войны». Но прежде чем вы успеваете
откупорить шампанское, Роберт Теобальд произносит слова предостережения:
крушение коммунизма не обязательно является оправданием капитализма
американского стиля.
Экономическая система, которую Москва некогда считала Стихией
будущего, продемонстрировала свои теоретические и практические изъяны: она не
работает. Но решительные изменения в Европе скрывают другой факт, который, как
полагает Теобальд, американцам хорошо бы учитывать: «американская система также
не работает».
В отношении признания экономических и социальных прав человека
этим заявлениям может быть придано особое значение.
В заключение мне бы хотелось возвратиться к причинам данных
критических заявлений.
Главными фигурами демократии выступают свобода и равенство людей,
которые имеют своим результатом самостоятельность и ответственность за свои
действия. Единственным прирожденным, неизменным и неотчуждаемым правом человека
является право на свободу и равенство, которое есть квинтеэссенция
человеческого достоинства. Они к тому же должны быть школой, при помощи которой
следует оценивать все конкретные применения основных прав.
Свобода и равенство являются также основой
справедливости. Ограничению основных прав человека политическими и частными,
гражданскими отношениями между государством и его гражданами нет оправдания.
Необходимо включение экономических и социальных отношений, так же как и
взаимных отношений между гражданами. Предметы, предоставляемые на этой земле
природой, так же как и экономические, социологические и социальные условия на
этой планете, различаются, разнообразятся и могут изменяться. Однако в
демократии необходимые различные правовые постановления и соответствующие
изменения должны всегда оцениваться с точки зрения «исконного права» на свободу
и равенство. Тот факт, что человек – при самоопределении и ответственности за
свои действия – может удовлетворять свои потребности и справедливые интересы
только трудом, подтверждает, что оправданно называть потребность человека в
труде естественным правом. Из этого тогда следует, что должно быть признано
первичное право человека «труд порождает собственность трудящегося на продукт
его труда».
Если «демократия» – в переводе с греческого – означает правление
народа, то с точки зрения прав человека это означает организацию жизни в
сообществе на основе свободы и равенства; последние составляют решающие
элементы человеческого достоинства и являются причиной общего блага, всеобщего
благосостояния. Для их реализации необходимо принимать во внимание
индивидуальный и коллективный контракт, особенно трудовой, как и соучастие в
принятии решений. В индустриальном обществе самоопределение и ответственность индивида
за свои действия отходят на задний план и их место занимают коллективные
системы порядка. Так, Альфред Гроссер справедливо рассуждает об «узком лезвии
свободы» (Der schmale Grat der Freiheit, 1981). Вопрос об общем
благе приобретает все больший и больший вес. Признание прав человека в качестве
исходного пункта требует, чтобы индивидуальным членам общества было
предоставлено в первую очередь это право решения или совместного решения.
Таким образом, в парламентской демократии неоправданно
ограничивать участие народа выборами в парламент. Должны быть признаны
плебисциты и референдумы, когда затрагиваются важные вопросы. Следовательно,
необходимо «просвещение» народа и информирование его о реальных фактах и
ситуации. Перед объективной наукой следует поставить задачу объяснения и
информирования людей о решающих вопросах. В коллективном, особенно в
индустриальном, мире труда право человека «труд порождает собственность
трудящегося на продукт его труда», заложенное природой, приводит к соучастию в
принятии решений и совместной ответственности, т.е. к демократическим условиям.
В производных системах право на труд также должно быть признано.
Вышесказанное, следовательно, показывает траекторию пути к
социальной и экономической справедливости в сфере индустриального мира труда[11].
Иммануил Кант рассматривал права человека, особенно право на
свободу и равенство, в качестве основы всеобщего мира, осуществляемого при
помощи мировой торговли отдельных лиц. В этом пункте кантианская философия
соответствует философии Адама Смита для естественного общества. В настоящее
время экономика в индустриальных обществах формируется такими организациями,
как юридические лица, объединения и группы интересов. Многонациональные
предприятия используют эти организационные формы, и это означает власть.
Следовательно, кантианская философия всеобщего мира должна рассматриваться в
соответствии с этими новыми условиями в производных системах. Следует
исследовать связи между правами человека, всеобщим миром и мировой торговлей с
учетом явлений индустриального общества. Вопрос о том, была ли недавняя война
против агрессора Ирака оправданной с точки зрения прав человека, может служить
примером, заслуживающим в этом отношении дальнейшего изучения.
3.
Права человека и международные отношения
3.1 Происхождение прав человека
Можно утверждать, что, знакомясь с проблемой, нам обязательно
приходит на ум несколько вопросов: как понимать права и свободы человека? в чем
их сущность? как они зародились и развивались? Попытаемся удовлетворить этот
интерес. Хорошо известно, что деятельность людей издревле предполагала их
взаимосвязь и вместе с тем столкновение, противоборство, поскольку каждый
индивид жил собственными интересами. Постепенно складывались нормы
взаимоотношений людей, которые пытались примирить противоположные интересы и
предпочтения индивидов в рамках определенного способа производства, духовной
культуры, государственности. Каждый человек претендует на некий объем
материальных (пища, еда, жилье, предметы быта и прочее) и духовных благ
(религия, мифология, искусство, книги и т.д.) и на определенные условия жизни.
Эти блага мы и называем правами человека. Что же касается свобод человека, то
их юридическая природа и система гарантий, по мнению правоведов и политологов,
практически ничем не отличается от его прав. Использование понятия «права и
свободы человека» – это, скорее, дань традиции, которая коренится в ХУШ-Х1Х
в.в.
Но каким должен быть объем благ человека? Очевидно, что он призван
удовлетворять различные материальные и духовные потребности человека. Нетрудно
догадаться, что этот объем варьируется в зависимости от исторической эпохи,
развитости государства и общества, а также ниши, которую тот или иной индивид
занимает в обществе. Само собой разумеется, что, например, древнерусский князь
или боярин располагали большими благами по сравнению с крестьянином.
Аналогичная картина и в случае со среднеазиатским богачом и дехканином.
Длительное время права человека носили не универсальный, но
сословный, классовый характер. Больше того: древний мир знал людей полностью
лишенных каких-либо человеческих прав. В Спарте – это илоты; в древнем Риме – это
рабы, которых считали «говорящим орудием». И все же само зарождение идеи прав
человека в 5–6 в.в. до нашей эры в античных городах – государствах (Афины,
Рим), а также появление принципа гражданства означали серьезный шаг к свободе и
прогрессу. Ведь даже античный раб был свободнее первобытного дикаря. Ученые
установили, что так называемый «золотой век» человечества (первобытнообщинный
строй) с его «первобытным равенством» на самом деле означал отсутствие свободы
для людей, жесткую регламентацию их деятельности, косность и консерватизм форм
жизни.
Права и
свободы человека в древнем мире получили правовое, философское и
нравственно-религиозное освящение. Знакомясь, например, с мифами Древней
Греции, мы найдем множество сюжетов по этому поводу. В Греции зародилась теория
естественных прав человека. Дорогого стоит лаконичный девиз того времени: «Мера
всех вещей – человек – существующих, что они существуют, а несуществующих, что
они не существуют». В нем, словно в капле воды, отразилось мировоззрение той
эпохи, утверждающей ценность человеческой жизни и прав человека.
Парадоксально развивались идеи древнего мира в средневековье.
Феодальные общества основывались, как известно, на внеэкономическом принуждении
(например, крепостные крестьяне в России, французские сервы и т.д.), сословной
иерархии, всеобщей зависимости, бесправии громадной массы людей. Каждое
сословие наделялось определенными правами и обязанностями. Сословность
пронизывала буквально все сферы жизни. Тем не менее, именно в средневековой
Европе горожане ведут отчаянную освободительную борьбу со своими знатными
притеснителями – герцогами, баронами, маркграфами и т.д. Именно в средневековой
Англии появилась знаменитая Великая хартия Вольностей (1215 г.) короля Иоанна
Безземельного, которая ограничила права короля (в основном в интересах
аристократии) и предоставила некоторые привилегии рыцарству, верхушке
свободного крестьянства, городам. Важнейшее значение имели статьи Хартии,
регулирующие наказание свободных людей. Читаем: «Впредь никакой чиновник не
должен привлекать кого-либо к ответу (на суде, с применением ордалий) лишь на
основании своего собственного устного заявления, не привлекая для этого
заслуживающих доверия свидетелей». И далее: «Ни один свободный человек не будет
арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим, вне
закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на
него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его
пэров) и по закону страны» 1. Значение Хартии в целом заключается в том, что
это была попытка создать такое экономическое устройство жизни, которое
учитывало бы интересы и защищало права граждан от произвола высшей власти более
или менее демократическими методами. В 1628 г. в Англии появился другой
важный документ в сфере прав и свобод человека, призванный защитить подданных
от произвола королевской администрации – Петиция о праве. Спустя пятьдесят лет
так называемый Хабеас корпус установил гарантии неприкосновенности личности,
принцип презумпции невиновности и ряд других важных положений по защите прав
личности. Билль о правах 1689 г. расширил и углубил понимание прав и
свобод человека, установил свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов
в парламент, право обращения подданных к королю.
Таким образом, Англия сыграла в средневековье «пионерскую» для
всего мира роль в сфере прав и свобод человека. Но в тогдашней Европе мы видим
и противоположную тенденцию. Например, в германских государствах или в России,
где в 1649 г. была окончательно закрепощена основная масса крестьян,
некогда вольных общинников.
XVIII век принес грандиозные перемены в осмысление и реализацию
прав и свобод человека. Основываясь на опыте и идеях своих предшественников,
вожди американского Просвещенияи американской революции Т. Пейн и Т. Джефферсон
развили теорию естественного права, отметив, что все люди по природе являются в
равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными
правами, коих они – при вступлении в общественное состояние – не могут лишить
себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и
свободу посредством приобретения и владения собственностью, правом на
стремление к счастью и безопасности. Эти мысли составили фундамент Декларации
прав Вирджинии 1776 г., которая явилась первым государственным
определением прав человек, давшим толчок европейской революции XVIII век.
Названный документ в свою очередь лег в основание знаменитой Декларации
независимости 1776 г. Позже американцы приняли Конституцию страны, которая
с поправками действует уже на протяжении более двухсот лет1.
В Старом Свете огромную роль в подготовке Великой французской
революции – этого мощного общеевропейского локомотива прогрессивных
преобразований – сыграли Ж. Руссо, Г. Гроций, Ш. Монтескье и
другие мыслители. Знаменитая французская Декларация прав и свобод человека и
гражданина (1789 г.) утверждала, что люди рождаются свободными и равными в
правах, цель всякого политического союза – обеспечение естественных и
неотъемлемых прав человека – свободы, собственности, безопасности и
сопротивления угнетению. Декларация провозглашала презумпцию невиновности – этого
краеугольного принципа уголовного судопроизводства, свободу совести, мнений,
печати, гарантии личных и иных прав граждан. Значение Декларации в том, что она
оказала огромное влияние на политику и практику многих государств в сфере прав
и свобод человека, способствовала радикальному преобразованию их политической,
экономической и социально-культурной жизни.
Вся последующая история мировой цивилизации была нелегким
восхождением к пониманию универсальности прав и свобод человека, появлению все
новых и новых достижений в этой области, например, завоевание прав женщин, в
частности, избирательных, признание правосубъектности за другими категориями и
слоями населения. Так постепенно складывался каталог важнейших документов в
сфере прав и свобод человека.
Современные универсальные и региональные документы по правам
человека
Основной массив этих документов появился в XX веке и особенно
после Второй мировой войны, которая, как никакое другое всемирно-историческое
событие, показала ужасающую бездну моральной деградации, «расчеловечения» идеологии,
политики и практики «тысячелетнего рейха» и его союзников. Совместными
усилиями, ценой огромных жертв страны антигитлеровской коалиции (СССР, СИТА,
Великобритания, Франция, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Индия и др.) не
только отстояли гуманистические принципы человеческого общежития, но и создали
предпосылки их дальнейшего развития. В преамбуле Устава ООН выражалась
решимость «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и
ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство
прав больших и малых наций». Знаменитый Нюрнбергский процесс впервые в мировой
истории заклеймил военные преступления, преступления против мира и человечности
(всего погибло более 50 миллионов людей!), а виновную в них верхушку фашистских
режимов приговорил к смертной казни или длительным срокам тюремного заключения.
Японскую военщину, также ответственную за аналогичные преступления, осудил
Токийский трибунал.
В послевоенное время приняты десятки универсальных и региональных
документов по правам человека. Назовем некоторые из них.
Универсальные:
Устав ООН (1945 г.)
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
Конвенция о статусе беженцев (1951 г.);
Конвенция о статусе апатридов (1954 г.);
Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.);
Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и
политических правах (1966 г.);
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
(1979 г.);
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
Конвенция о правах ребенка (1989 г.) и другие.
Региональные:
Совет Европы:
Европейская социальная хартия (1961 г.);
Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным
делам (1959 г.);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|