рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Права человека в истории международного права рефераты

Права человека в истории международного права

Дипломная работа

Тема: "Права человека в истории международного права"


Введение


В настоящее время в нашем обществе значительно возросла потребность в правовых знаниях. Она определяется экономическими, социальными и политическими процессами, которые происходят в современной жизни Кыргызстана. Кыргызская Республика стоит на пути формирования гражданского общества и построения правового государства. Успех этих процессов во многом зависит от уровня правовой культуры граждан нашей страны. Знать и понимать законы, права и обязанности необходимо каждому человеку, гражданину. Незнание закона не освобождает от ответственности – это один из важнейших принципов в юриспруденции.

Организация Объединенных Наций объявила 1995–2004 годы десятилетием образования в области прав человека. Знание основ

права будет способствовать воспитанию самоуважения, ответственности и уважения к другим людям. Повышение правовой культуры приведет каждого к пониманию того, что жизнь в демократическом обществе зависит от свободы и независимости его членов.

10 декабря 1998 года все мировое сообщество торжественно отметило 50-летие Всеобщей декларации прав человека. Она заложила основы защиты прав человека на международном уровне. Декларация закрепила основные права личности, которые принадлежат каждому человеку на земле и включают в себя гражданские, политические, экономические, культурные, социальные права.

Кыргызстан сегодня является частью мирового сообщества. Наша страна признала Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую декларацию прав человека и многие другие международные документы. Мы идем по пути демократии и гуманизма в силу собственного добровольного выбора и стремления внести свой вклад в их развитие.

Многие из тех государств, которые появились на карте мира за последние 50 лет, создавали свои конституции, черпая вдохновение из положений Всеобщей декларации прав человека, 50-летие которой отметило все человечество в декабре 1998 года.

Конституционные права и свободы человека в нашей стране отражены практически на общемировом уровне. И это не удивительно. Международное право сегодня оказывает все более сильное влияние на развитие национального, внутригосударственного права. Принцип примата международного права получил реальное признание в нашей стране.

В Конституции Кыргызской Республики закреплено положение о том, что ратифицированные нашей страной межгосударственные и иные нормы международного права являются составной и непосредственно действующей частью законодательства Кыргызстана. Ни переходный характер современного этапа развития нашего государства, ни связанные с этим экономические и социальные трудности не стали основанием для сужения перечня прав и свобод или введения ограничений в их применении.

Закрепление в Основном Законе прав и свобод человека на уровне высокоразвитых стран имеет важное значение именно сегодня, когда необходимы ориентиры нашего развития, обозначающие главное направление движения нашего общества. В преддверии нового столетия – XXI века – права человека, механизмы защиты этих прав являются эпицентром всех общественных процессов, опирающихся на общечеловеческие ценности, выработанные в многовековой борьбе людей за свободу и уважение личности.

Политические права и свободы граждан, идеологический плюрализм и их осуществление стали весомым элементом общественно-политической жизни нашей страны: проводятся свободные демократические выборы, граждане непосредственно участвуют в решении вопросов государственного значения; во весь голос заявили о себе новые общественные формирования, в том числе правозащитные организации; обычным явлением стали митинги и другие общественно-политические акции различных групп населения; независимость средств массовой информации проявляется в возможности выражения плюрализма убеждений и взглядов и т.д. Все это – зримые черты демократии, обновления общественной жизни. Не случайно постоянный представитель ПРООН в Кыргызстане госпожа Анна Шарнерклинт назвала Кыргызстан «региональным лидером в области реализации прав человека».

Однако мы хорошо знаем, что конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются – об этом свидетельствуют письма и жалобы, поступающие в государственные органы, публикации в средствах массовой информации. Граждане справедливо критикуют бюрократизм, бездушие чиновников, всевластие некоторых нерадивых руководителей, действующих подчас произвольно, вопреки нормативным установлениям. Безопасности человека угрожает рост преступлений и других правонарушений, посягающих на его права и законные интересы.

Серьезную опасность для общества представляет сегодня и организованная преступность, складывающаяся на базе симбиоза представителей криминального мира, экономики и коррумпированных должностных лиц. Она оказывает открытое давление на конституционные устои государства, ведет к дальнейшей дестабилизации экономики, политической жизни страны. Это давление иногда сопровождается актами преднамеренной, широкомасштабной дискредитации неугодных или неподкупных граждан, принципиальных должностных лиц.

Положение с соблюдением прав человека в Кыргызстане осложняется еще и тем, что в нашей стране пока не сложились прочные демократические традиции в этой сфере. Кроме того, на это обстоятельство накладывается оставшаяся нам в наследство от прежних времен низкая правовая культура общества.

Конечно, в нашей стране сделано немало, но предстоит сделать еще больше, чтобы идеи свободы, прав человека, достоинства личности наполнились реальным содержанием, а государство и его органы эффективно выполняли свое высшее предназначение – служить человеку, гражданину и обществу.

Приверженность Кыргызстана основополагающим правам человека, провозглашенным полвека назад во Всеобщей декларации прав человека, и решимость работать и далее во имя реализации и соблюдения международно-правовых норм, закрепленных в международных соглашениях по правам человека, являются нашей главной задачей.




1. Теоретические аспекты нормотворчества в области прав человека

 

1.1 Понятие международного права по правам человека


Использование слова «гуманитарное» согласуется с терминологией Устава ООН, актов СБСЕ. Устав ООН провозглашает цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера. В документах СБСЕ регламентируются вопросы сотрудничества в гуманитарной области.

То обстоятельство, что термин «международное гуманитарное право» в течение десятилетий уже использовался для обозначения норм, относящихся к защите жертв войны, жертв вооруженных конфликтов, т.е. к правам гражданского населения, раненых и больных из состава вооруженных сил в период военных действий, не может служить препятствием для его применения в более широком значении. Этот термин сложился в связи с регламентацией средств и способов ведения войны, когда международное право еще не «вторгалось» в сферу прав человека в обычных ситуациях. Распространение международного права на эти ситуации означает охват его регулирующим воздействием всей области закрепления,/обеспечения и защиты прав и свобод человека, т.е. области гуманитарного сотрудничества в целом и в любых условиях. Это обстоятельство оправдывает комплексное истолкование и употребление/ термина «международное гуманитарное право».

Таким образом, международное гуманитарное право представляет совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени (определенные отступления допускаются при введении чрезвычайного положения); 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на признание правосубъектности, право на свободу мысли, совести и религии, запрещение пыток или других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания).

Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица); естественно, характер этих прав и обязанностей у государств и индивидов различен.

Источники

Источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.

Наиболее общий характер имеют два универсальных договора, именуемые пактами, – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Их предшественницей была Всеобщая декларация прав человека, день принятия которой – 10 декабря 1948 г. – отмечается в странах мира как День прав человека. Эта декларация и сегодня сохраняет свое значение как первый комплексный документ в данной области сотрудничества, как своего рода первоисточник, положивший начало процессу формирования международного гуманитарного права в его современном смысле. Но Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное значение, провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

Международные пакты о правах человека – это обязательные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и открыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18 марта 1968 г., ратифицированы 18 сентября 1973 г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 г., Пакт о гражданских и политических правах – 23 марта 1976 г.

Ко второму из названных пактов были приняты два факультативных протокола, имеющих самостоятельное нормативное значение. К первому факультативному протоколу, принятому одновременно с пактами и регламентирующему личные обращения в Комитет по правам человека, СССР присоединился значительно позднее (заявление от 5 июля 1991 г.), он вступил в силу для Российской Федерации 1 января 1992 г. Второй факультативный протокол, имеющий целью отмену смертной казни, был принят 15 декабря 1989 г. (Российская Федерация, как и многие другие государства, в нем не участвует).

Источниками международного гуманитарного права являются: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., а также, поскольку речь идет о регламентации статуса определенных групп людей, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (Российская Федерация присоединилась в 1992 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся – мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.

Самостоятельную группу составляют акты, ориентированные на предотвращение, пресечение или упразднение таких действий, которые посягают на права, интересы или на само существование больших человеческих коллективов либо отдельных людей. Имеются в виду Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., две конвенции об упразднении рабства и институтов и обычаев, сходных с рабством, – 1926/1953 и 1956 гг., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г1.

Специфическую разновидность актов составляют конвенции Международной организации труда, регламентирующие не только представляющие общий интерес и заслуживающие единообразного решения вопросы трудовых отношений, но и важные социальные аспекты жизнедеятельности индивида и коллективов. Среди почти двухсот актов МОТ можно выделить конвенции о запрете принудительного труда (относительно принудительного или обязательного труда – 1930 г., об упразднении принудительного труда – 1957 г.), относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности – 1951 г., о минимальном возрасте для приема на работу – 1973 г., относительно ежегодных оплачиваемых отпусков – 1936 г., об охране заработной платы – 1949 г. (здесь названы лишь наиболее важные из большого числа конвенций, ратифицированных от имени СССР или РФ).

Далее назовем региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определенной группе государств, к их гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией индивидам. Это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (а также, по данным 1994 г., одиннадцать протоколов к ней, девять из которых вступили в силу), Европейская социальная хартия 1961 г., Американская конвенция прав человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. В рамках Содружества Независимых Государств принята Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (24 сентября 1993 г.); 26 мая 1995 г. подписана Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, неотъемлемой частью которой считается Положение о Комиссии по правам человека СНГ.

По конкретным направлениям сотрудничества государствами заключены многосторонние и двусторонние договоры; содержание некоторых из них излагается в следующих параграфах.

В особую предметную группу следует выделить акты, ориентированные на обеспечение и охрану прав индивидов и групп людей в условиях вооруженных конфликтов, т.е. те акты, которые традиционно рассматривались как компоненты международного гуманитарного права. Основными в этой группе являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. (четыре конвенции, в том числе Конвенция о защите гражданского населения во время войны), Дополнительные протоколы к этим Конвенциям, принятые в 1977 г. (Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера). Имеются в данной сфере и региональные акты; в их числе Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов, подписанное государствами СНГ 24 сентября 1993 г.

В международном гуманитарном праве ощутимы взаимосвязи его актов и норм с внутригосударственным законодательством и его нормами. Эти связи многообразны и проявляются как в воздействии на содержание законов государства о правах и свободах, так и в совместном применении тех и других актов и норм при регламентации, обеспечении и защите прав и свобод.

Вполне закономерно в Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1. ст. 17). Следует иметь в виду, очевидно, и нормы локального характера, представленные региональными и двусторонними договорами.

По'многим вопросам гуманитарного права международные договоры (конвенции) контактируют и прямо взаимодействуют с федеральным законодательством РФ, прежде всего с такими актами, как Конституция РФ, гл. 2 которой называется «Права и свободы человека и гражданина», Закон «О гражданстве Российской Федерации», Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Закон «Об образовании», Закон «Об охране здоровья населения», Закон «О беженцах», Закон «О вынужденных переселенцах», новый Гражданский кодекс РФ. Разработаны проекты Трудового кодекса и других правовых актов.

Международные стандарты прав и свобод человека

Первостепенное значение Международных пактов о правах человека, как и предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека и относящихся к различным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции (социального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности.

Такие стандарты конституируются в качестве нормативного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с «допустимыми отступлениями в том иди ином государстве в форме его превышения либо конкретизации.

Можно обозначить следующие функции стандартов:

1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств – участников пактов и других конвенций;

2)      формулирование главных черт содержания каждого из этих 1 рав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение

соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

3)      установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реального;

4)      фиксирование условий пользования правами и свободами, сряженных с законными ограничениями и даже запретами.

Оба пакта характеризуются закреплением связи между правовым статусом личности и правом народов на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

В одном аспекте пакты отличаются друг от друга: если в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах каждое государство «обязуется уважать и обеспечивать» признаваемые в Пакте права, то, согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах, каждое государство обязуется «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление» признаваемых в Пакте прав.

Соотношение между международно-правовыми стандартами и нормами законодательства Российской Федерации выражается прежде всего в принципиальной согласованности международного и внутригосударственного перечней прав и свобод, их содержания и средств обеспечения и защиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8