рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть) рефераты

p> 23. Понятие и признаки юридического лица.
В соответствии со статьей 23 ГК юридическими лицами признаются такие коллективные образования, организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитражном суде или в третейском суде.
В приведенном легальном определении юридического лица и дугах статьях
Гражданского кодекса названы его характерные признаки:
• организационное единство, • наличие обособленного имущества• выступление в гражданском обороте от своего имени, • способность принимать на себя обязательства и отвечать по ним, • быть истцами и ответчиками в судебных органах. Остановимся на характеристике этих признаков подробнее. 1)
Организационное единство выражается в определении целей и задач юридического лица, в установлении его внутренней структуры, компетенции органов, порядка их деятельности, порядка прекращения юридического лица и в других конституирующих это единство указаниях.
Организационное единство закрепляется в уставе юридического лица либо в положении о нем (ст. 25 ГК). Так, в соответствии с Законом о предприятиях
(ст. 9) предприятие действует на основании Устава, который утверждается собственником имущества, а для государственных предприятий -собственником имущества при участии трудового коллектива. Наличие Устава является обязательным требованием для существования акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью (ст. 4 Закона о хозяйственных обществах).
2) Имущественная обособленность предполагает наличие у юридического лица имущества, которое обособлено, отделено от имущества лиц, образовавших юридическое лицо и от других собственников. У различных видов юридических лиц их имущественная обособленность получает различное выражение.
Имущественная обособленность государственных предприятий находит свое выражение в институте права полного хозяйственного ведения. По закону
Украины о собственности оно включает в себя право владения, пользования и распоряжения государственным имуществом по своему усмотрению, совершении в отношении его любых действий, не противоречащих закону и целям деятельности предприятия.
Для государственных учреждений как некоммерческих организаций, финансируемых за счет государственного бюджета, правовой режим закрепленного за ними имущества определяется более узким правом оперативного управления.
Что касается остальных видов юридических лиц, то их имущественная обособленность выражается в непосредственном праве собственности.
Коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные объединения и др. обособляют свое имущество на праве коллективной собственности.
3) Важным признаком юридических лиц является их способность выступать в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо от собственного имени, самостоятельно распоряжается своим имуществом, приобретает гражданские права и обязанности, в частности, заключает договоры, вступает в обязательства и несет по ним самостоятельную ответственность. Этот признак служит внешним выражением самостоятельности юридического лица.
4) Следствием имущественной обособленности юридического лица и его участия от своего имени в гражданском обороте выступает следующий признак - способность принимать на себя обязательства и отвечать по ним.
Наличие самостоятельной ответственности означает, что кредиторы юридического лица могут обращаться с требованиями, вытекающими из его обязательств, только к данному юридическому лицу. По общему правилу юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только своим имуществом, однако в силу закона или Устава дополнительная ответственность может возлагаться и на других лиц. Так, ответственность финансируемого государством учреждения ограничивается находящимися в его оперативном управлении средствами, при недостатке которых к субсидиарной ответственности привлекается его собственник п.З ст. 39 Закона о собственности Украины. Дополнительную имущественную ответственность по обязательствам таких юридических лиц, как общество с дополнительной ответственностью, полное общество, коммандитное общество несут их участники.
Так, в соответствии со ст. 74 Закона о хозяйственных обществах, если при ликвидации полного общества окажется, что имеющегося имущества не хватает для уплаты всех долгов, за общество в недостающей части несут солидарную ответственность его участники всем своим имуществом, на которое в соответствии с законодательством Украины может быть обращено взыскание. В коммандитном обществе такое бремя несут не все его участники, а лишь часть или один. В обществе с дополнительной ответственностью его участники дополнительно отвечают по долгам общества не всем своим имуществом, а лишь частью, размер которой кратен взносу каждого участника.
5) Завершает характеристику юридического лица его способность выступать истцом или ответчиком в суде, арбитражном или третейском суде. Этот признак не всегда выделяют отдельно, иногда рассматривая его в качестве более общего свойства - возможности быть самостоятельным участником гражданского оборота. Однако правильным представляется рассматривать его как самостоятельный признак, отдельное проявление правосубъектности юридического лица, поскольку в данном случае речь идет не только о реализации, но и защите гражданских прав последнего.
Другое дело, что основной акцент в понимании юридического лица практически делался на его организационных признаках. В качестве юридического лица рассматривалась именно организация как таковая (или составляющий ее трудовой коллектив), безотносительно к ее имущественной обособленности.
Следует отметить, что такой подход отмечается и сейчас, хотя и существует в несколько иных проявлениях. Например, у такого вида юридических лиц, как общество с полной ответственностью, из всех признаков юридического лица ярко выражены только два - выступление в гражданском обороте от своего имени и выступление в судебных органах в качестве истца и ответчика.
Фактически законодатели, исходя из соображений коммерческой целесообразности, волевым путем распространили на договорное объединение физических лиц положения о лицах юридических.
Такой подход показывает, что наличие или отсутствие совокупности признаков юридического лица не всегда является решающим при определении возможности его существования.


24. Специальное право и дееспособность юридического лица.
Как субъект гражданского права юридическое лицо обладает гражданской право- и дееспособностью. Обладание гражданской правоспособностью предоставляет гражданам юридическую возможность быть участниками различных правоотношений для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Таким образом, правоспособность является необходимым условием (предпосылкой) правообладания. В соответствии со ст. 26 ГК юридическое лицо обладает гражданской правоспособностью в соответствии с установленными целями его деятельности. Такую правоспособность называют уставной или специальной.
Следует отметить, что существование такого правила существенно ограничивает возможности участия юридических лиц в гражданском обороте, поскольку в соответствии со ст. 50 ПС сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с установленными целями его деятельности, является недействительной. Чтобы избежать таких последствий, учредители негосударственных юридических лиц обычно стараются максимально широко определить в их уставах цели, ' задачи и предмет деятельности создаваемых организаций. Такое определение правоспособности «впрок» вряд ли можно признать явлением положительным. Поэтому разработчики проекта Гражданского кодекса Украины предложили отказаться от конструкции специальной правоспособности юридического лица, предусмотрев в ст. 68 Проекта ПС, что юридическое лицо может иметь такие же права и обязанности (гражданскую правоспособность), как и лица физические.

25. Филиалы и представительства юридического лица.
Статья 31. Филиалы и представительства юридического лица

Юридическое лицо может открывать филиалы и представительства в порядке, установленном законодательством Союза ССР или Украинской ССР.

Руководитель филиала или представительства действует на основании доверенности, полученной от соответствующего юридического лица.
«О предпринимательстве» ст.8 Субъект предпринимательской деятельности имеет право открывать свои филиалы (отделения), представительства без создания юридического лица. Открытие указанных подразделений не нуждается в их государственной регистрации. Субъект предпринимательской деятельности сообщает об открытии филиала (отделения), представительства орган государственной регистрации путем внесения дополнительной информации в свою регистрационную карточку.

26. Возникновение и прекращение юридического лица.
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Инициаторами создания юридического лица в соответствии с законодательством могут быть как организации, так и отдельные граждане, являющиеся собственниками или уполномоченные собственником распоряжаться имуществом, на базе которого создается юридическое лицо. Для регистрации юридического лица необходимо предоставление учредительных документов. Такими документами могут быть: учредительный акт (решение о создании юридического лица), устав
(положение), учредительтельный договор, учредительный договор и устав, протокол учредительного собрания и т. п. В учредительных документах должны быть указаны наименование юридического лица, местонахождение, цели и предмет деятельности, состав и компетенция его органов, а также другие сведения, которые требуются в соответствии с законодательством о том или ином виде юридических лиц.
Что касается порядка создания юридических лиц, то тут традиционно различают: распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный порядок их возникновения.
При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основе распоряжения собственника имущества или органа, уполномоченного собственником, например государством. В таком порядке возникают унитарные предприятия, т. е. предприятия, имеющие одного учредителя.
Разрешительный порядок означает, что для создания юридического лица необходимо предварительно получить разрешение уполномоченного на это органа. Например, в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» для создания коммерческого банка необходимо предварительное разрешение Национального банка Украины.
Явочно-нормативный порядок состоит в том, что организации создаются на основании общего разрешения государства, закрепленного в том или ином законодательном акте — Законе «О предприятиях в Украине», Законе «О хозяйственных обществах» и др. Юридические лица, созданные в соответствии с требованиями закона, лишь легитимируются путем государственной регистрации, причем функции регистрирующих органов ограничиваются лишь проверкой соблюдения учредителями требований закона. Поэтому такой порядок возникновения юридических лиц еще называют регистрационным.
По решению органов, указанных в законе, а также в учредительных документах юридического лица, оно может быть прекращено, реорганизовано либо ликвидировано. Реорганизация возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделений, преобразования.
Ликвидировано юридическое лицо, может быть: по решению собственника имущества, уполномоченного им органа, а также органа, уполномоченного на то учредительными документами юридического лица; по решению суда, арбитражного суда в случае банкротства (несостоятельности) либо в случае систематического осуществления деятельности юридического лица: 1) без надлежащего разрешения (лицензии); 2) запрещенной законодательными актами;
3) с неоднократным или грубым нарушением законодательства. Юридическое лицо может быть также ликвидировано по истечении срока, на который оно создано, или по достижении цели, ради которой оно создано.
Ликвидация юридического лица, решение возникающих при этом организационных и финансовых вопросов и т. п. производятся ликвидационной комиссией, которая назначается органом, принявшим решение о ликвидации.

27. Правовое положение предприятия согласно Закону Украины «О предприятиях в Украине».
Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий'правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода). Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (текущие) и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, а также знак для товаров и услуг.
Признаками предприятия является то, что оно:
1) является юридическим лицом; 2) действует на основании устава; 3) может осуществлять различные виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и отвечают уставным целям предприятия;
4) имеет своей целью получение прибыли; 5) не имеет в своем составе других юридических лиц.
В соответствии со ст. 3 Закона «О предприятиях в Украине» предприятия могут объединяться в:
— ассоциации — договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников;
— корпорации — договорные объединения, создаваемые на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из ее участников;
— консорциумы — временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;
— концерны — уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т. д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы/предпринимателей.
Следует подчеркнуть, что перечень возможных видов объединений предприятий не- является исчерпывающим. Возможны и другие объединения по отраслевому, территориальному и иным принципам.
Кроме того, нужно отметить существование в этом случае двух видов юридических лиц. Во-первых, предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют статус юридического лица, и на них распространяется действие
Закона о предприятиях. Во-вторых, юридическим лицом является и объединение в целом. Оно может иметь самостоятельный и свободный балансы, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием. Как и всякое юридическое лицо, объединение не отвечает по обязательствам других субъектов гражданского права. В частности, оно не отвечает по обязательствам входящих в его состав предприятий, а предприятия не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором (уставом).
Создаются и прекращаются предприятия и их объединения с соблюдением общих условий, требующихся для создания и прекращения юридических лиц.
Статья 1. Предприятие и его основные цели

1. Предприятие - основное организационное звено народного хозяйства
Украины. Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно- исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода).

Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (текущие) и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, а также знак для товаров и услуг. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

2. Предприятие осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Украины и соответствуют целям, предусмотренным уставом предприятия.
Статья 2. Виды предприятий

1. В Украине могут действовать предприятия следующих видов: частное предприятие, основанное на собственности физического лица; коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия; хозяйственное общество; предприятие, которое основано на собственности объединения граждан; коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной общины; государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в том числе казенное предприятие. Особенности создания, ликвидации, реорганизации, управления и деятельности казенного предприятия устанавливаются разделом VIII этого Закона.
2. В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий.

К малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие предприятия: в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек; в других отраслях производственной сферы - с численностью работающих до
50 человек; в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек; в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до
25 человек; в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек.

Особенности создания и деятельности малых предприятий устанавливаются законодательством Украины.

В республике могут действовать другие виды и категории предприятий, в том числе арендные, создание которых не противоречит законодательным актам Украины.
Статья 5. Общие условия создания предприятия

4. Предприятие приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

28. Понятие и виды хозяйственных обществ по Закону Украины «О хозяйственных обществах».
Статья 1. Хозяйственные общества

Хозяйственными обществами настоящим Законом признаются предприятия, учреждения, организации, созданные на началах договора юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.

К хозяйственным обществам относятся: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные общества, коммандитные общества.

Общества являются юридическими лицами.

Общества могут заниматься любой предпринимательской деятельностью, не противоречащей законодательству Украины.

Хозяйственные общества могут приобретать имущественные и личные неимущественные права, вступать в обязательства, выступать в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени.

Приобретение хозяйственным обществом долей (акций), активов других хозяйственных обществ должно осуществляться с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

Статья 24. Понятие акционерного общества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23