рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть) рефераты

p> 1. С момента принятия решения о приватизации предприятия осуществляется его подготовка к приватизации.

Подготовка объекта малой приватизации к продаже осуществляется органами приватизации, которые: определяют цену продажи объекта, подлежащего приватизации путем выкупа, или начальную цену продажи объекта на аукционе, по конкурсу;
Статья 11. Продажа объекта приватизации путем выкупа

1. Выкуп применяется в отношении объектов малой приватизации: не проданных на аукционе, по конкурсу; включенных в перечень объектов, подлежащих приватизации путем выкупа; сданных в аренду, если право на выкуп было предусмотрено договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона Украины "Об аренде государственного имущества".

Выкуп имущества предприятий, сданных в аренду, производится с соблюдением требований, предусмотренных действующим законодательством
Украины о приватизации.

Порядок выкупа объекта приватизации определяется Фондом государственного имущества Украины.

2. Информация об осуществлении выкупа объекта приватизации публикуется в информационных бюллетенях органов приватизации, местной печати, других печатных изданиях, определенных органами приватизации, в течение 15 календарных дней со дня заключения договора купли-продажи.

Статья 14. Продажа по конкурсу

Продажа объектов малой приватизации по конкурсу заключается в передаче права собственности покупателю, предложившему наилучшие условия дальнейшей эксплуатации объекта или при равных условиях - самую высокую цену.

Статья 22. Право собственности

1. Право владения, использования и распоряжения объектом приватизации переходит к покупателю с момента нотариального освидетельствования договора купли-продажи.

2. После приобретения объекта его новый собственник становится правопреемником прав и обязанностей приватизированного предприятия.

3. До вступления покупателя в права собственности на приобретенный объект приватизации ответственность за сохранение указанного имущества в установленном порядке несет руководитель приватизируемого предприятия или предприятия (учреждения, организации), на балансе которого находится объект приватизации.

Статья 23. Договор купли-продажи

1. Право собственности на государственное имущество подтверждается договором купли-продажи, который заключается между покупателем и уполномоченным представителем соответствующего органа приватизации.

Договор купли-продажи государственного имущества подлежит нотариальному освидетельствованию.

В случае приобретения объекта приватизации на аукционе, по конкурсу договор купли-продажи между покупателем и продавцом заключается не позднее, чем в пятидневный срок со дня утверждения органом приватизации результатов аукциона, конкурса.

85. Порядок получения гражданами в собственность квартир из

Государственного жилого фонда.
О приватизации государственного жилищного фонда
Статья 1. Понятие приватизации государственного жилищного фонда

Приватизация государственного жилищного фонда (далее - приватизация)
- это отчуждение квартир (домов), комнат в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. п.) государственного жилищного фонда в пользу граждан Украины.
Статья 2. Объекты приватизации

1. К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов, одноквартирные дома, комнаты в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей (далее - квартиры (дома), которые используются гражданами на условиях найма.
Статья 3. Способы приватизации.

Приватизация осуществляется путем: безвозмездной передачи гражданам квартир (домов) из расчета санитарной нормы 21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и дополнительно 1О квадратных метров на семью; продажи излишков общей площади квартир (домов) гражданам Украины, живущим в них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статья 4. Жилищные чеки

1. Жилищные чеки - это приватизационные бумаги, получаемые всеми гражданами Украины и используемые при приватизации государственного жилищного фонда. Они могут также использоваться для приватизации доли имущества государственных предприятий, земельного фонда.

Номинальная стоимость жилищного чека определяется восстановительной стоимостью наличного государственного жилищного фонда с учетом общего индекса роста стоимости имущества - 10, принятого для расчетов в Государственной программе приватизации государственного имущества (6О6 млрд. руб. по состоянию на 1 июля 1992 года), из расчета на каждого гражданина Украины - 12 тыс. рублей. Эта сумма подлежит периодической индексации в соответствии с решениями Кабинета Министров
Украины.

Статья 5. Порядок расчетов при приватизации квартиры (дома)

1. Если общая площадь квартир (домов), подлежащих приватизации, соответствует площади, предусмотренной абзацем вторым статьи 3 настоящего
Закона, указанные квартиры (дома) передаются нанимателю и членам его семьи безвозмездно.

В члены семьи нанимателя включаются лишь граждане, которые постоянно проживают в квартире (доме) совместно с нанимателем или за которыми сохраняется право на жилье.

2. Если общая площадь квартиры меньше площади, которую имеет право получить семья нанимателя безвозмездно, нанимателю и членам его семьи выдаются жилищные чеки, сумма которых определяется исходя из размера недостающей площади и восстановительной стоимости одного квадратного метра.

3. Если общая площадь квартиры (дома) превышает площадь, которую имеет право получить семья съемщика неоплачиваемой, съемщик осуществляет доплату ценными бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий или земли, а в случае их отсутствия - деньгами. Сумма доплат определяется произведением размера избыточной общей площади на стоимость одного квадратного метра.

4. Право на приватизацию квартир (домов) государственного жилищного фонда с использованием жилищных чеков получают граждане Украины, которые постоянно проживают в этих квартирах (домах) или состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего
Закона.

5. Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной доплатой один раз.
Статья 6. Безвозмездная передача квартир (домов) независимо от размера их общей площади

1. Независимо от размера общей площади безвозмездно передаются в собственность граждан занимаемые ими: однокомнатные квартиры; квартиры (дома), полученные в случае сноса или отселения всех семей из домов (частей домов), принадлежавших им на праве собственности, если прежние собственники не получили за эти дома (части домов) денежную компенсацию; квартиры (дома), в которых проживают граждане, которым установлена эта льгота Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы"; квартиры (дома), в которых проживают граждане, удостоенные звания Героя
Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденом Славы трех степеней, ветераны Великой Отечественной войны, воины- интернационалисты, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны труда, проработавшие: не менее 25 лет - женщины, ЗО лет - мужчины, ветераны
Вооруженных Сил и репрессированные лица, реабилитированные согласно Закону
Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине"; квартиры (дома) , в которых проживают семьи погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей и на производстве; квартиры (дома ) , в которых проживают военнослужащие, которым установлена льгота Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" ; квартиры (дома) , в которых проживают многодетные семьи (семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей) .

Статья 8. Организация проведения приватизации и оформление права собственности

1. Приватизация государственного жилищного фонда осуществляется уполномоченными на это органами, созданными местной государственной администрацией, и органами местного самоуправления, государственными предприятиями, организациями, учреждениями, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.

2. Передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную или долевую собственность с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи, постоянно проживающих в данной квартире
(доме) , в том числе временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным определением уполномоченного собственника квартиры (дома).

3. Передача квартир (домов) в собственность граждан осуществляется на основании решений соответствующих органов приватизации, принимаемых не позднее месяца со дня получения заявления гражданина.

4. Подготовка и оформление документов о передаче в собственность граждан квартир (домов) могут быть возложены на специально создаваемые органы приватизации (агентства, бюро, другие предприятия).

5. Передаче квартир (домов) в собственность граждан с доплатой, безвозмездно либо с компенсацией в соответствии со статьей 5 настоящего
Закона оформляется свидетельством о праве собственности на квартиру (дом) , которое регистрируется в органах приватизации и не нуждается в нотариальном удостоверении.

6. Оплата стоимости приватизированного жилья может производиться гражданами в рассрочку на 1О лет при условии внесения первичного взноса в размере не менее 1О процентов суммы, подлежащей выплате. При этом гражданин дает органу приватизации письменное обязательство о погашении суммы стоимости, которая остается неуплаченной.

7. Органы приватизации, осуществляющие приватизацию государственного жилищного фонда, имеют право на деятельность по оформлению и регистрации документов о праве собственности на квартиру (дом). Это право удостоверяется лицензией, которая выдается в порядке, устанавливаемом
Кабинетом Министров Украины.

8. Стоимость услуг за оформление документов на право собственности на квартиры (дома) оплачивается гражданами по расценкам, которые устанавливаются местными органами государственной исполнительной власти.

9. Государственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций и учреждений, по их желанию может передаваться в коммунальную собственность по месторасположению домов с последующим осуществлением их приватизации органами местной государственной администрации и местного самоуправления согласно требованиям настоящего Закона.

В случае банкротства предприятий, изменения формы собственности или ликвидации предприятий, учреждений, организаций, в полном хозяйственном ведении которых пребывает государственный жилищный фонд, последний (кроме общежитий) одновременно передается в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Нежилые помещения жилищного фонда, которые используются предприятиями торговли, общественного питания, жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения на условиях аренды, передаются в коммунальную собственность соответствующих городских, поселковых, сельских
Советов народных депутатов.

Порядок передачи жилищного фонда, который пребывал в полном хозяйственном ведении предприятий, учреждений или организаций, в коммунальную собственность определяется Кабинетом Министров Украины.

10. Органы приватизации не вправе отказать жителям квартир (домов) в приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона.

11. Споры, возникающие при приватизации квартир (домов) государственного жилищного фонда, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.

12. Должностные лица и граждане при нарушении требований настоящего
Закона несут дисциплинарную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность согласно действующему законодательству.

86. Право собственности лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство.
1. Законы Украины «О собственности» (ст. 38) и «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» (ст.14) устанавливают, что имущество лиц, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство, принадлежит им на праве общей совместной собственности, если иное не предусмотрено договором между ними.
Отнесение имущества крестьян ;кого (фермерского) хозяйства к общей долевой собственности согласно договора между ними влечет за собой различный правовой режим имущества крестьянского хозяйства. Законом «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» внутрихозяйственные имущественные отношения между членами крестьянского хозяйства не урегулированы. Гражданское законодательство не приведено в соответствие с потребностями правового обеспечения товарно-денежных, рыночных отношений. В такой ситуации необходимо руководствоваться общими принципами гражданского законодательства. В соответствии с ними владение, пользование и распоряжение имуществом при общей долевой собственности производятся по согласию всех участников. При этом каждый участник соразмерно своей доле имеет право на доходы от общего имущества, отвечает перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим имуществом, и должен участвовать в уплате всякого рода налогов и платежей, а также в издержках по содержанию и сохранению общего имущества.
2. Владение, пользование и распоряжение имуществом, относящимся к общей совместной собственности, также осуществляется с согласия всех членов хозяйства. По сделкам, совершенным главой крестьянского двора или другого уполномоченного лица, отвечает своим имуществом крестьянское (фермерское) хозяйство в целом, если из обстоятельств дела не вытекает, что сделка совершена в личных интересах самого главы хозяйства. Другие члены хозяйства отвечают по своим обязательствам личным имуществом и своей долей в совместной собственности, если из дела не вытекает, что сделка совершена ими в интересах хозяйства. В общей совместной собственности доля каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в процессе хозяйственной деятельности не определяется. Она определяется в таких случаях:
1) выход члена из состава хозяйства без образования нового хозяйства
(выдел);
2) при образовании из одного хозяйства двух или более хозяйств (раздел);
3) при обращении взыскания по личным обязательствам члена хозяйства.
Размер доли в общем имуществе хозяйства устанавливается по общим правилам исходя из равенства долей всех членов хозяйства, если иное не обусловлено договором между ними. При разделе общей совместной собственности имущество, которое принадлежало члену хозяйства до вступления в хозяйство или приобретено за собственные средства, не внесенные в общую собственность, не учитывается. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ЗК Украины
(ст. 51) земельные участки предоставляются в собственность или пользование не крестьянскому (фермерскому) хозяйству, а гражданину, изъявившему желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, и в соответствии с частью 5 статьи 52 ЗК Украины земельные участки граждан, которые ведут крестьянское
(фермерское) хозяйство, разделу не подлежат. Имущественные отношения, урегулированные гражданским законодательством, должны строиться на обеспечении права каждого члена хозяйства на долю в имуществе при выходе из хозяйства или в других перечисленных выше случаях.
3. Земельные и имущественные отношения крестьянских (фермерских) хозяйств регулируются противоречиво, непоследовательно. С одной стороны, согласно законодательству крестьянские (фермерские) хозяйства являются юридическими лицами и как таковые должны быть субъектами правоотношений, обладать соответствующими правами во внешних и внутрихозяйственных отношениях. С другой стороны, земельное законодательство и законодательство о крестьянских (фермерских) хозяйствах выделяет граждан, ведущих крестьянское хозяйство, и членов их семьи. Такое положение при всем кажущемся равноправии всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая его главу, ставит главу хозяйства в господствующее, а членов семьи в зависимое от него положение. Таким образом, на сегодняшний день законодатель не создал условий выполнения юридическим лицом — крестьянским (фермерским) хозяйством — соответствующих функций, не обеспечив защиту имущественных прав юридического лица в целом и его членов как в отношениях с другими юридическими лицами, гражданами и государством, так и во внутрихозяйственных отношениях между ними.


87. Право государственной собственности: содержание, основания возникновения.
Право государственной собственности - это право государства, выступающего как субъект частноправовых отношений, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом через свои органы или специально уполномоченных им, как собственником, лиц.
Субъектом права государственной собственности является государство
Украина, которое выступает представителем общих интересов народа. В отдельных случаях субъектом права государственной собственности может быть территориальная громада, - ассоциированная форма части украинского народа.
В статье 13 Конституции Украины закреплено, что право государственной собственности от имени украинского народа осуществляют органы государственной власти.
К ним в первую очередь относится глава государства - Президент Украины, который выступает от имени государства в различных правоотношениях, в том числе, осуществляет право государственной собственности.
Наряду с Президентом право государственной собственности осуществляет также Верховна Рада Украины. Она утверждает государственный бюджет Украины и осуществляет контроль за его использованием, а также осуществляет целый ряд других полномочий. Полномочия Верховной Рады закреплены в ст. 85
Конституции Украины.
Право государственной собственности осуществляет также Кабинет Министров
Украины, который управляет государственной собственностью (ст. 116
Конституции). Однако деятельность его в этой сфере ограничена опредленными рамками. Так, для заключения международных экономических договоров Премьер- министр Украины, министры Украины должны иметь доверенность, подписанную
Президентом Украины.
Право государственной собственности может также осуществлять Фонд государственного имущества Украины, • другие уполномоченные органы, в том числе государственные предприятия и учреждения (ст. ст. 33, 37, 39 Закона
Украины "О собственности").
Круг объектов права государственной собственности не ограничен.
Государство может быть собственником любых вещей, в том числе, изъятых из гражданского оборота и ограниченных в обороте. Однако необходимо иметь в виду, что веши, изъятые из оборота, не являются объектами гражданских правоотношений. Поэтому осуществление права государства по использованию таких вещей, распоряжению ими и т.п. не является сферой действия частного
(гражданского). Совершая такие действия, государство выступает как субъект властеоотношений, его власть над вещами в данном случае является проявлением свойств публичной власти. В связи с этим данные отношения являются сферой публичного права со всеми вытекающими отсюда последствиями
(метод воздействия на участников, принципы, способ защиты и пр.).
От права государственной собственности, как отмечалось, следует отличать право коммунальной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23