Российское экологическое законодательство: современное состояние и перспективы развития
p> Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты
палат Федерального Собрания вступают в силу сразу на на всей
территории РФ по истечении десяти дней после их официального
опубликования, если самими законами или актами палат не установ-
лен другой порядок вступления их в силу. Кроме того, не может считаться нормативно-правовым актом ре-
шение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу
и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-пра-
вовыми решения правительства о финансировании того или иного
объекта, о выделении материально-технических средств на проведе-
ние природоохранительных работ и т.п. Экологическое законодательство также служит и "целям обеспе-
чения определенных государственных органов правовым материалом,
необходимым для решения стоящих перед ними задач" 2. Исходя из
этого можно говорить о том, что характерный для экологического --------------- 1 Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. Ст.801. 2 Шебанов А.Ф. Система отраслей законодательства: основания
построения // Правоведение. 1976. N 4. С.20. 14
права, как и для любой другой отрасли права, специфический метод
правового регулирования, для отрасли экологического законода-
тельства значения не имеет, т.к. у законодательства нет ни пред-
мета ни метода правового регулирования. Отрасль экологического
законодательства состоит из актов, которые содержат нормы, ис-
пользующие разные методы правового регулирования. При этом цель-
ность отрасли не умаляется. Вот почему отрасль законодательства,
т.е. составляющие ее нормативно-правовые акты являются предметом
как систематизации, так и кодификации, при которой создаются ак-
ты, содержащие нормы с разными методами регулирования. Рассматривая те или иные нормативно-правовые акты, входящие
в систему экологического законодательства можно обнаружить, что
их объединяет та или иная степень экологизации. Однако наличие в
нормативно-правовом акте экологизированных норм вовсе не означа-
ет его полную принадлежность к экологическому законодательству.
Экологические нормы содержатся в отраслях конституционного, меж-
дународного, гражданского, хозяйственного, административного,
уголовного, финансового законодательства 1. На сегодняшний день можно говорить об относительно самостоя-
тельной отрасли законодательства - экологическом законодательст-
ве, как системе экологизированных, нормативно-правовых актов,
издаваемых уполномоченными на то государственными органами, с
соблюдением установленных требований, направленных на урегулиро-
вание общественных отношений в области взаимодействий общества и
природы. Не менее важным и необходимым вопросом при рассмотрении эко-
логического законодательства является вопрос о его структуре. --------------- 1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.92. 15
Само слово структура означает (от лат. structura - строение,
расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта,
обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе,
т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внут-
ренних изменениях 1.
Существует ряд особенностей, которые характеризуют структуру
экологического законодательства. Во-первых, как уже ранее было сказано, данная отрасль зако-
нодательства представлена двухуровневой системой, т.е. ее можно
рассматривать как по горизонтали, так и по вертикали. И это не-
маловажно. В соответствии с Федеративным договором и Конституци-
ей РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности, особо охраняемые природные террито-
рии, охрана памятников истории и культуры относятся к совместно-
му ведению федеральных органов государственной власти РФ и орга-
нов государственной власти субъектов РФ. Данное положение харак-
теризует не только особенность нашего государства как федератив-
ного, но и подчеркивает определенную самостоятельность субъектов
РФ в решении указанных вопросов. Так, субъекты РФ на основе фе-
дерального законодательства могут осуществлять собственное пра-
вовое регулирование, в том числе принятие законов и иных право-
вых актов. Во-вторых, система экологического законодательства РФ состо-
ит из двух подсистем: природноресурсового и природоохранительно-
го. Природноресурсовое законодательство посвящается охране и ра-
циональному использованию природных ресурсов. Данная система --------------- 1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.657. 16 представлена Земельным кодексом РСФСР 1, Водным кодексом РФ 2,
Лесным кодексом РФ 3, Федеральным законом"О животном мире" 4 и
другими законами. Система природоохранительного законодательства, являясь
частью более общей системы экологического законодательства, как
пишет В.В.Петров, "представляет собой совокупность нормативно-
правовых актов, устанавливающих порядок охраны природы, рацио-
нального использования природных ресурсов, защиты окружающей
природной среды в целях обеспечения научно-обоснованного сочета-
ния экологических интересов и достижения оптимального качества
окружающей природной Среды" 5. В систему природоохранительного
законодательства входит Закон РСФСР "Об охране окружающей при-
родной Среды" 6, Федеральный закон "Об экологической эксперти-
зе" 7,Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" 8 и другие. Сегодня следует говорить не просто о природоохранительных
законах, а о комплексных экологических законах. Это связано с
тем, что природоохранительные законы носят комплексный характер.
Это значит, что они по своему содержанию охватывают не один или
группу, а всю совокупность природных объектов либо всю окружаю-
щую природную среду в целом. Это, в частности, видно из схемы,
--------------- 1 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-
вета РСФСР. 1991. N 22. Ст.768. 2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст.4471. 3 Российская газета. 1997. 4 февраля. 4 Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст.1462. 5 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.545. 6 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1992. N 10. Ст.457. 7 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556. 8 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-
вета РСФСР. 1991. N 20. Ст.641. 17
показывающей систему федерального экологического законодательст-
ва, представленной Т.В.Петровой 1. Верхний и самый основной уровень представлен нормативно-пра-
вовыми актами экологического законодательства во главе с Законом
РСФСР "Об охране окружающей природной среды", а также иными пра-
вовыми актами законодательства об охране окружающей природной
среды. Далее следуют нормативно-правовые акты природноресурсового
законодательства, т.е. акты об использовании и охране природных
ресурсов. Замыкают данный круг акты иных отраслей законодательства или
экологизированных 2. При этом отнесение этих актов к источникам
экологического права объясняется наличием в них отдельных эколо-
го-правовых норм. Не подвергается сомнению то, что основой формирования всего
законодательства, а в частности и экологического, является при-
нятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации.
Важность данного акта невозможно переоценить. И это, прежде все-
го, выражается в том, что Конституция РФ по сравнению с другими
актами имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя-
ется на всей территории России. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, как гласит статья 15, не
должны противоречить Конституции России. В Конституции РФ отражены основополагающие положения в об-
ласти экологической политики государства. В частности, она вво-
дит в научный оборот, вслед за Федеративным договором, трехзвен- --------------- 1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.91. 2 Там же. С.90. 18
ное определение экологической деятельности человека в сфере вза-
имодействия общества и природны: природопользование, охрана ок-
ружающей среды, обеспечение экологической безопасности. Кроме
того, Конституция РФ определяет экологические права (статья 42)
и экологические обязанности (статья 58) гражданина. Наиболее
важным является указание на компетенцию РФ в сфере природополь-
зования и охраны окружающей среды (статья 71) и совместную ком-
петенцию РФ и ее субъектов (статья 72) в данной сфере. Также
среди экологических норм важное место занимают положения о праве
собственности на природные ресурсы (статьи 9, 36) 1. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды", являясь
комплексным головным законодательным актом не только в подсисте-
ме природоохранительного законодательства, но и во всей системе
экологического законодательства, возглавляет ее 2. Это означает,
что в вопросах охраны окружающей природной среды нормы других
законов не должны противоречить этому законодательному акту.
Данный закон можно назвать своего рода "экологической конститу-
цией", т.к. он является, также как и Основной закон, актом пря-
мого действия, т.е. его нормы за некоторыми исключениями, дейс-
твуют без каких-либо дополнительных актов (постановлений, инс-
трукций, положений), конкретизирующих нормы закона. Далее, в отличие от природноресурсового законодательства,
где охрана обеспечивается путем определения соответствующих пра-
вил рационального использования природного объекта, в настоящем
законе используется иной подход - здесь охрана окружающей при-
родной среды обеспечивается в совокупности ее объектов путем --------------- 1 Российская газета. 1993. 25 декабря. 2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.85. 19
"формулирования экологических требований предъявляемых к источ-
никам вредного воздействия на окружающую природную среду пос-
редством регулирования деятельности предприятий, учреждений, ор-
ганизаций, граждан" 1.
Важным, по нашему мнению, является то, что для вышеупомяну-
того закона характерна особенность, свойственная законодательным
актам экологического направления. Они являются комплексным не
только по содержанию регулируемых отношений, но и по форме пра-
вового регулирования. И это выражается в том, что природоохрани-
тельные нормы, являясь центральным звеном закона об охране окру-
жающей природной среды, действуют не по одной, а в комплексе с
нормами других отраслей права - административного, гражданского
и т.д. 2.Так, нормы возмещения вреда, помещенные в законе (статьи
86-91), представляют собой конкретизацию более общих норм граж-
данского права и т.п. Наличие таких норм обеспечивает связь эко-
логического законодательства с другими отраслями законодательст-
ва. К числу комплексных законов, относящихся к экологическому
законодательству, следует отнести ранее упомянутый Закон РСФСР
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" 3,а так-
же Основы законодательства РФ об охране здоровья 4.Обеспечение
благополучия и охрана здоровья человека является конечной целью
охраны окружающей природы. Поэтому эти два закона составляют ос-
--------------- 1 Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий
к Закону России. М., 1993. С.11. 2 Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995. С.86-87. 3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-
вета РСФСР. 1991. N 20. Ст.641. 4 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета
РФ. 1993. N 33. Ст.1318. 20
нову охраны окружающей природной среды и обеспечения экологичес-
кой безопасности человека. При этом, если рассматривать соотно-
шение экологического законодательства и законодательства об ох-
ране здоровья, общими для них будут нормы, направленные на охра-
ну здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов
окружающей Среды 1 . Также к числу комплексных законов необходимо отнести Феде-
ральный закон "Об особо охраняемых природных территоряих"2, ре-
гулирующий отношения в области организации, охраны и использова-
ния особо охраняемых природных территорий. Кроме того, сюда необходимо отнести Федеральный закон "Об
экологической экспертизе" 3, призванный урегулировать отношения в
области экологической экспертизы путем реализации права граждан
РФ на благоприятную окружающую среду. Рассматривая природноресурсовое законодательство, можно за-
метить, что оно представлено, как правило, головными законами.
Например: правовые основы рационального использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и
ресурсового потенциала установлены в Лесном кодексе РФ 4; отноше-
ния по поводу охраны и использования вод путем установления пра-
вовых основ использования и охраны водных объектов регулируется
Водным кодексом РФ 5; земельные отношения регулируются Земельным
кодексом РСФСР 6 и т.д.
--------------- 1 Практикум по экологическому праву России. М., 1996. С.93. 2 Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. Ст.1024. 3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст.4556. 4 Российская газета. 1997. 4 февраля. 5 Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст.4471. 6 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со-
вета РСФСР. 1991. N 22. Ст.768. 21 Говоря о соотношении экологического и природноресурсного за-
конодательства, следует заметить, что точками их соприкосновения
будут являться нормы, регулирующие охрану соответствующих при-
родных ресурсов и окружающей природной среды. Наиболее широко представлены законами так называемые эколо-
гизированные отрасли законодательства. По мнению Н.И.Опилат,
"экологизация законодательства - объективный процесс. Ему под-
вержены все акты, в той или иной степени влияющие на состояние
окружающей Среды" 1. Из общего количества экологизированных актов можно назвать
несколько законов, относящихся к различным отраслям законода-
тельства. Так, в соответствии с Федеральным законом "О Конститу-
ционном Суде РФ" 2, Конституционному суду РФ дается право отме-
нять акты органов управления, противоречащие конституционным
экологическим нормам. А в соответствии с Федеральным законом "О
международных договорах РФ" 3, определяется порядок ратификации и
вступления в силу международных договоров РФ в области охраны
окружающей среды. Практическое значение имеют: Уголовный кодекс РФ 4, закрепля-
ющий понятие экологического преступления и конкретные составы
данного вида правонарушений; Гражданский кодекс РФ 5, который оп-
ределяет положения права собственности и иных вещных прав на
землю и другие природные ресурсы, порядок возмещения вреда и
--------------- 1 Опилат Н.И. Источники экологического права // Вестн. Моск.
ун-та. Сер.11, Право. 1991. N 1. С.76. 2 Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст.1447. 3 Собрание законодательства РФ. 1995. N 29. Ст.2757. 4 Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст.2954. 5 Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст.3301; 1996.
N 5. Ст.410. 22
иные вопросы; Кодекс РСФСР об административных правонарушениях 1,
содержащий нормы об административной ответственности в области
экологопользования. Следующий структурный уровень экологического законодательст-
ва представлен подзаконными нормативно-правовыми актами. Данный
уровень можно подразделить на три основные группы: 1) норматив-
но-правовые акты Президента РФ; 2) правительственные норматив-
но-правовые акты; 3) нормативно-правовые акты министерств и иных
государственных органов федеральной исполнительной власти.
Представленное подразделение на группы не является обязательным.
Так, Б.В.Ерофеев вводит еще межведомственные нормативно-правовые
акты, принимаемые органами управления межведомственной компетен-
ции, к которым относятся комитет по земельным ресурсам и земле-
устройству РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия
РФ и др. 2 Но, с другой стороны, автор отводит особое место ука-
зам Президента РФ, ссылаясь на Конституцию РФ, что якобы она "не
относит их к подзаконным нормативным актам" 3, хотя комментарий к
статье 90 Конституции РФ называет акты Президента РФ подзаконны-
ми актами 4. В соответствии с уже упомянутой статьей 90 Конституции РФ,
Президент РФ издает указзы и распоряжения. Указы, как правило,
представляют собой нормативно-правовые акты, относящиеся к неоп-
ределенному кругу лиц, органов государства, должностных лиц и
т.д. С другой стороны, распоряжения - это обычно акты индивиду-
ального характера. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны
--------------- 1 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. N 27. Ст.899. 2 Ерофеев Б.В. Экологическое право России. М., 1996. С.132. 3 Там же. С.138. 4 Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994. -
С.429. 23 для исполнения на всей ее территории. Данные акты главы госу-
дарства не должны противоречить не только Конституции РФ, но и
федеральным конституционным и федеральным законам. Являясь "осо-
бым" лицом в государстве, Президент РФ определяет в соответствии
с Конституцией России и федеральными законами направления внут-
ренней политики государства, в том числе и в области охраны ок-
ружающей природной среды. На сегодняшний момент законодательство представлено рядом
указов Президента РФ, регулирующих так или иначе эколого-право-
вые отношения. Примером могут служить: Указ Президента РФ от 4
февраля 1994 г. "О государственной стратегии РФ по охране окру-
жающей среды и обеспечению устойчивого развития" 1, Указ Прези-
дента РФ от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресур-
сах" 2 и другие. Следует отметить Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. "О
структуре федеральных органов исполнительной власти" 3, которым
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ было
реорганизовано в Министерство природных ресурсов РФ и Государс-
твенный комитет РФ по охране окружающей среды. Важным в свете данных рассуждений будет дополнение, приве-
денное С.А.Комаровым о том, что указы Президента РФ могут носить
нормотворческий характер. Наряду с актами федеральных законода-
тельных органов данные указы могут являться актами первоначаль-
ного правотворчества, т.к. содержат нормы права и посвящены общим
вопросам 4.
--------------- 1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 6.
Ст.436. 2 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 51.
Ст.4932. 3 Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст.4082. 4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск,
1994. С.151. 24 Следующую группу подзаконных нормативных правовых актов
представляют акты Правительства РФ, которые имеют значительный
удельный вес среди норм экологического законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|