рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Совершенствование организации работы отдела контроля за поступлением налогов с физических лиц рефераты

Совершенствование организации работы отдела контроля за поступлением налогов с физических лиц

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

 

                                                 Утверждаю:

                                                  Зав. Кафедрой экономики

                                                  “___”____________2005 г.

                                                   ___________  Рыбакова О.И.

ДИПЛОМНАЯ

РАБОТА

Совершенствование организации работы отдела контроля за поступлением налогов с физических лиц.

                                       Выполнил: студент гр. МН-00-2

                                                       Руководитель:

                                     ЧИТА   2005  г.

                                 Содержание                                                               стр.       

                                                                          

        

Глава 1

1.1 Научные теории  налогообложения. Принципы налогообложения.             7

1.2 Задачи и функции отдела налогообложения

физических лиц                                                                                                    13                               

1.3 Характеристика налогов с физических лиц

1.3.1 Налог на имущество физических лиц                                                       17

1.3.2 Земельный налог и арендная плата                                                           19

1.3.3 Налог с имущества переходящего в порядке

наследования и дарения                                                                                      23

1.3.4 Единый налог на вмененный доход для определенных

 видов деятельности                                                                                            25

Глава 2 Анализ поступления налогов с физических лиц

2.1 Поступление налогов в разрезе бюджетов за 2003 г и 2004 год.              28

2.2 Контрольная работа Инспекции МНС РФ

по г.Балею и Балейскому району                                                                       38

Глава 3 Совершенствование контроля за поступлением налогов взимаемых с физических лиц

3.1 Предложения по улучшению работы отдела  налогообложения физических лиц.                                                                                                                         62

3.2       Предложения по совершенствованию контроля за поступлением

 налогов с физических лиц.                                                                                  63


                





Введение.

          Государственная  Налоговая служба России имеет давнюю историю. В эпоху  Феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как  правило, самими князьями ,которые с дружинниками периодически объезжали свои владения, либо по их поручению это делалось специально на то уполномоченными людьми – данниками. Особые  чиновники (таможенник, пошлинники и другие) систематически собирали дань с населения , значительная часть ,которой передавалась завоевателям.

Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы. Лишь с появлением Российской государственности и централизацией власти в конце 15 века сложились предпосылки для создания специальных органов ,ведающих сбором налогов в масштабе государства.

Прообраз единой налоговой службы оформился в княжении Ивана 3 с появлением финансового управления казенного приказа .В царствовании Алексея  Михайловича число приказов ,ведавших сбором налогов значительно увеличилось ,и лишь в 1718 году они были упразднены Петром 1 в связи с учреждением камер – коллегии ,в обязательности которой  вменялось «надзирание  и правление над окладными и неокладными доходами».

На местах вопросы налоговой системы решались казенными палатами ,подчиненными министерству  финансов.

Из финансовой политики и регулятора рыночных отношений  налоги были превращены в орудие классовой борьбы ,в средство экономического подавления не только « капиталистов и помещиков»,но и большое количество  людей, относящихся  к среднему классу.          

      Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления ,изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.

      Задачи налоговой системы- обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания    благоприятных условий для развития предпринимательства,

реализация социальных программ.

       Главная функция налоговой системы- фискальная, т.е. формирование доходной части государственного бюджета ,а также другие функции -это : ослабление дифференциации общества по доходам, воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения, регулирование внешнеэкономической деятельности.

        Налоговыми органами признаются- органы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции и органы государственного таможенного комитета.

         Органы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации осуществляют методологическое руководство и контроль за соблюдением налогового законодательства, в т.ч.за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов. Они построены по принципу многоуровневой иерархической организации республиканского, областного и районного уровня.

           Объектами налогообложения являются -доходы(прибыль),стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков. операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц ,передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты.

             Неблагоприятный налоговый режим для предприятий и физических лиц ,полностью уплачивающих налоги, приводит к недостатку инвестиций, направленных на модернизацию и адаптацию к условиям рынка. На это обратил внимание Президент Российской Федерации В.В.Путин: “ Не должны успокаивать и данные по росту налоговых поступлений. Нет ни одной развитой страны ,где бы казна на 85 % пополнялась за счет налогов от предприятий и только на 15 % от физических лиц. Во всем мире наоборот.”

               Изменения в налоговой системе, взаимоувязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто двух взаимосвязанных действий :продолжение реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от уплаты налогов. При этом особое внимание должно  быть обращено на упрощение налоговой системы и уменьшения числа налогов, выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос налоговой нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на легализацию личных доходов, а также проведение комплекса мероприятий, стимулирующих отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности.

                   Главной задачей Государственной налоговой службы РСФСР является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

Тот факт, что  число налоговых агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих налоговое законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам следует усилить и совершенствовать контроль за  соблюдением законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет.

На сегодняшний день и само законодательство несовершенно, нередко один закон противоречит другому, а это положительные предпосылки для недобросовестных налогоплательщиков.

            Исходя из этого, автор ставит целью данной работы показать проблемы и перспективы совершенствования контроля за поступлением налогов с физических лиц по Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г.Балею и Балейскому району.

В качестве объекта исследования рассматриваются налоги:

-налог на доходы физических лиц;

-земельный налог и арендная плата ;

-налог на имущество физических лиц;

-налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

-единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;















 






   Глава 1.Научные теории о налоге. Характеристика налогов,

                    взимаемых с физических лиц   

1.1. Научные теории о налоге

         Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов и философов. Смит говорил, что налоги для того, кто их выплачивает есть признак не рабства. а свободы. Фома Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа, Монтесье  полагал ,что ничто не требует мудрости и ума , как определение той части, которую у подданных забирают и той, которую оставляют им.

Государственный деятель Франклин заявлял, что в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.

                   В ХVII в. налоги рассматривались как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личности и имущественной без опасности, как обмен одних ценностей на другие. Ученые классики рассматривали налог, как справедливую цену за оплату услуг государства, как источник дохода государственного бюджета, но и как убыток для общества ,поскольку налог обслуживал непроизводственные расходы государства и изымал средства из производственного применения. Они сформулировали идею использования ни одного налога, а совокупность разных налогов, причем отмечали, что косвенные налоги должны быть сосредоточены на немногих предметах, алкогольных напитках, импортных товарах, предметов роскоши.

                В 19 веке швейцарский экономист Сейсмонди сформулировал теорию налога, как теорию наслаждения, при помощи налогов каждый плательщик покупает наслаждение, которое он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечивания личности и собственности, хороших дорог и т.д.

                     В 20 веке возникли новые теории- теория жертвы и теория коллективных потребностей. которые рассматривают налог, как принудительную обязанность, вытекающую из самой идеи государства и из тех коллективных потребностей, которые удовлетворяются государством.

              По Кейнсу- обеспечивание экономического роста затруднено наличием больших сбережений, которые не вкладываются в производство и снижают общий объем совокупного спроса, поэтому их надо изымать с помощью налогов. Для этого необходимо вмешательство государства, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережение и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих расходов государства.

                        В конце 20 века в западных странах получила признание бюджетная концепция Лафера, основанная на неоклассической теории экономики предложения. Лафер исходил из того, что налоговые поступления являются продутом двух основных факторов- налоговой ставки и налоговой базы. Кривая Лафера представляет собой зависимость доходов бюджета от налоговой ставки.

Лафер говорил, что при росте налоговой ставки доходы растут до какого-то определенного уровня. Оптимальной налоговой ставкой он назвал 30-40 % от дохода.

Принципы налогообложения  

     Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами, используется практически всеми государствами. Далеко не  все государства выделяют его в самостоятельный налог, поскольку основные правила налогообложения доходов физических лиц практически не отличаются от правил налогообложения доходов корпораций и партнерств, при определенных условиях приравниваемых к корпорациям в целях налогообложения.

       Подоходное налогообложение физических лиц имеет свои особенности, зачастую обусловленные историческими причинами. Со времен Жан-Жако Руссо,  сформулировшего  подоходный налог в терминах жертвы, приносимой в отношении возможностей удовлетворения потребностей, общепризнанным был тезис о прогрессии налогообложения. Исторически сложившееся понимание социальной справедливости налогообложения как изъятия большей доли доходов у лиц, получающих высокие доходы, повсеместно привело к введению прогрессивной шкалы налогообложения с очень высокими максимальными  налоговыми ставками. Еще несколько десятилетий назад обычными казались налоговые ставки на уровне 70-90 % на “сверхдоходы”.Однако опыт, накопленный с прогрессивным налогообложением в течение  20 века, заставляет все более скептически относиться к принципу прогрессии.

Исследования показывают, что налоговая прогрессия оказывает отрицательное воздействие на экономический рост, снижает мотивацию к деловой активности, к инвестированию и формированию капитала. С этим связана очевидная тенденция последнего времени- снижение максимальных налоговых ставок, тем не менее и сегодня в мировой практике не редкость ставки в размере 40-50 %.

          Другой  исторической особенностью подоходного налога является установление минимального необлагаемого дохода и (или) системы налоговых вычетов, которые теоретически должны выводить из под налогообложения прожиточный минимум и учитывать некоторые специально значимые расходы, например, связанные с медицинским обслуживанием.

                  Многие государства предоставляют супружеским парам право представлять совместные налоговые декларации и уплачивать налог на основе таких деклараций, если они оба являются налоговыми резидентами государства, совместно проживают и ведут общее хозяйство. Такой механизм ,распределяя доходы супругов между ними поровну, позволяет снизить их общий размер налога, если один из супругов не работает или получает незначительные доходы.

                            В России подоходный налог впервые был установлен в 1916 году и подлежал введению с 1917 года, но последовавшие политические потрясения отложил его введение на долгое время.

В Советском Союзе подоходный налог был установлен 30 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и сохранялся до конца 80-х годов. Доходы налогоплательщиков при налогообложении дифференцировались в зависимости от их происхождения. Заработная плата рабочих и служащих облагалась налогом со слабо выраженной прогрессией, максимальная ставка которой составляла 13%.   Полученные в течение года доходы кустарей и ремесленников, лиц, занимающихся частной практикой облагались по более высоким налоговым ставкам в части, превышающей 3000 руб. Максимальные налоговые ставки составляли от 69 до 81%. От подоходного налога освобождались солдаты срочной службы по всем видам денежного довольствия. колхозники по доходам от колхозов, пенсионеры и некоторые категории  инвалидов.

            С 1 июля 1990 года был введен в действие Закон СССР  о подоходном налоге с граждан, который на территории России применялся в соответствии с Законом РСФСР о порядке применения союзного закона Российским Законом .в частности ликвидировался дискриминационный характер налогообложения граждан, получающих доходы в различных секторах экономики, устанавливался повышенный необлагаемый минимум, и с 60% до 50% снижалась максимальная ставка в прогрессивной шкале налогообложения.

             Первый Российский подоходный налог был введен в действие в 1992 году на основании Закона Российской Федерации” О подоходном налоге с физических лиц”. Этот налог, несмотря на многочисленные изменения, связанные большей частью с налоговыми льготами и налоговыми ставками, просуществовал в течение  девяти лет.

Указанный Закон ввел много новаций и вполне может рассматриваться как заметный шаг в развитии и становлении Российской налоговой системы.

             Следующим шагом стало введение в действие главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, существенно модернизировавшей ранее действовавший подоходный налог.

             Российский подоходный налог  с физических лиц в 2001 году не просто поменял название, став налогом на доходы физических лиц. Изменилась архитектура этого налога, в частности, в соответствии  с часть первой Налогового кодекса теперь в нем определены все элементы налогообложения, появились новые определения и инструменты ,учитывающие изменившиеся экономические условия.    

Новый налог на доходы физических лиц кардинально изменил многие традиционные подходы к налогообложению, а введенные им правила позволяют считать его теперь одним из самых либеральных в мир

         А.Смитом сформулированы впервые принципы, включающие в себя: принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности. Со временем они были дополнены принципами обеспечения, достаточности и эластичности, выбора надлежащего источника и объекта обложения. однократность налогообложения.

          Немецкий экономист Вагнер сформулировал требования к налоговой системе.

Первая группа включает в себя финансовые принципы организации налогообложения. достаточность обложения для покрытия финансовых потребностей государства и эластичность обложения.

Вторая группа- это народнохозяйственные принципы, включающие надлежащий выбор источников налогов, комбинация совокупности налогов.

Третья группа- этические принципы, включающие всеобщность, неприкосновенность личной свободы. равномерность обложения.

Четвертая группа -принципы управления налогами- это определенность обложения. удобство обложения, максимальное уменьшение издержек взимания.

        Проводимая в стране налоговая реформа призвана создать  нормальные, стабильные экономические  условия для предпринимательской деятельности, сделать налоговую систему по возможности нейтральной к принятию экономических решений. обеспечить право собственников по распоряжению их имуществом. улучшить благосостояние населения, расширить налоговую базу за счет активизации экономической деятельности и тем самым увеличить доходы бюджета. Этому должно  способствовать снижение налогового бремени организаций и граждан, установление простых, ясных и стабильных условий налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5