Совершенствование организации работы отдела контроля за поступлением налогов с физических лиц
Совершенствование организации работы отдела контроля за поступлением налогов с физических лиц
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Утверждаю:
Зав. Кафедрой
экономики
“___”____________2005 г.
___________ Рыбакова О.И.
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Совершенствование организации работы отдела
контроля за поступлением налогов с физических лиц.
Выполнил: студент гр. МН-00-2
Руководитель:
ЧИТА 2005 г.
Содержание
стр.
Глава 1
1.1 Научные теории налогообложения.
Принципы налогообложения. 7
1.2 Задачи и функции отдела
налогообложения
физических
лиц 13
1.3 Характеристика налогов с физических
лиц
1.3.1 Налог на имущество физических
лиц 17
1.3.2 Земельный налог и арендная
плата 19
1.3.3 Налог с имущества переходящего
в порядке
наследования и
дарения 23
1.3.4 Единый налог на вмененный доход
для определенных
видов деятельности 25
Глава 2 Анализ поступления
налогов с физических лиц
2.1 Поступление налогов в разрезе
бюджетов за 2003 г и 2004 год. 28
2.2 Контрольная работа Инспекции МНС РФ
по г.Балею и Балейскому
району 38
Глава 3 Совершенствование
контроля за поступлением налогов взимаемых с физических лиц
3.1 Предложения по улучшению работы
отдела налогообложения физических лиц.
62
3.2
Предложения
по совершенствованию контроля за поступлением
налогов с физических
лиц. 63
Введение.
Государственная Налоговая служба России
имеет давнюю историю. В эпоху Феодальной раздробленности процедура сбора
податей осуществлялась, как правило, самими князьями ,которые с дружинниками периодически объезжали свои владения,
либо по их поручению это делалось специально на то уполномоченными людьми –
данниками. Особые чиновники (таможенник, пошлинники и другие) систематически
собирали дань с населения , значительная часть ,которой передавалась
завоевателям.
Удельный характер
княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной
налоговой системы. Лишь с появлением Российской государственности и
централизацией власти в конце 15 века сложились предпосылки для создания
специальных органов ,ведающих сбором налогов в масштабе государства.
Прообраз единой
налоговой службы оформился в княжении Ивана 3 с появлением финансового
управления казенного приказа .В царствовании Алексея Михайловича число
приказов ,ведавших сбором налогов значительно увеличилось ,и лишь в 1718 году
они были упразднены Петром 1 в связи с учреждением камер – коллегии ,в
обязательности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и
неокладными доходами».
На местах вопросы
налоговой системы решались казенными палатами ,подчиненными министерству
финансов.
Из финансовой
политики и регулятора рыночных отношений налоги были превращены в орудие
классовой борьбы ,в средство экономического подавления не только « капиталистов
и помещиков»,но и большое количество людей, относящихся к среднему классу.
Налоговая система Российской
Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и
методов их установления ,изменения и отмены, уплаты и применения мер по
обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и
ответственности за нарушения налогового законодательства.
Задачи налоговой системы- обеспечение
государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального
дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства,
реализация социальных программ.
Главная функция налоговой
системы- фискальная, т.е. формирование доходной части государственного бюджета ,а
также другие функции -это : ослабление дифференциации общества по доходам,
воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и
предложения, регулирование внешнеэкономической деятельности.
Налоговыми органами
признаются- органы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, Федеральная
служба налоговой полиции и органы государственного таможенного комитета.
Органы Министерства по
налогам и сборам Российской Федерации осуществляют методологическое руководство
и контроль за соблюдением налогового законодательства, в т.ч.за правильностью
исчисления и уплаты налогов и сборов. Они построены по принципу многоуровневой
иерархической организации республиканского, областного и районного уровня.
Объектами налогообложения
являются -доходы(прибыль),стоимость определенных товаров, отдельные виды
деятельности налогоплательщиков. операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц ,передача
имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты.
Неблагоприятный
налоговый режим для предприятий и физических лиц ,полностью уплачивающих
налоги, приводит к недостатку инвестиций, направленных на модернизацию и
адаптацию к условиям рынка. На это обратил внимание Президент Российской
Федерации В.В.Путин: “ Не должны успокаивать и данные по росту налоговых
поступлений. Нет ни одной развитой страны ,где бы казна на 85 % пополнялась за
счет налогов от предприятий и только на 15 % от физических лиц. Во всем мире
наоборот.”
Изменения в налоговой
системе, взаимоувязанные с бюджетной реформой, должны обеспечить улучшение
ситуации со сбором налогов, которое может быть достигнуто двух взаимосвязанных
действий :продолжение реформирования налоговой системы и борьбы с уклонением от
уплаты налогов. При этом особое внимание должно быть обращено на упрощение
налоговой системы и уменьшения числа налогов, выравнивание условий налогообложения
для всех налогоплательщиков и сокращение налоговых льгот, перенос налоговой
нагрузки на те виды доходов, которые не оказывают негативного воздействия на
легализацию личных доходов, а также проведение комплекса мероприятий, стимулирующих
отказ предпринимателей от теневой экономической деятельности.
Главной задачей
Государственной налоговой службы РСФСР является контроль за соблюдением
налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных
законодательством Российской Федерации.
Тот факт, что число налоговых
агентов и индивидуальных предпринимателей, нарушающих налоговое
законодательство не уменьшается, говорит о том, что налоговым органам следует
усилить и совершенствовать контроль за соблюдением законодательства, за
правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов в
бюджет.
На сегодняшний день и само
законодательство несовершенно, нередко один закон противоречит другому, а это
положительные предпосылки для недобросовестных налогоплательщиков.
Исходя из этого, автор
ставит целью данной работы показать проблемы и перспективы
совершенствования контроля за поступлением налогов с физических лиц по
Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г.Балею и
Балейскому району.
В качестве объекта исследования
рассматриваются налоги:
-налог на доходы физических лиц;
-земельный налог и арендная плата ;
-налог на имущество физических лиц;
-налог с имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения.
-единый налог на вмененный доход для
определенных видов деятельности;
Глава 1.Научные теории о
налоге. Характеристика налогов,
взимаемых
с физических лиц
1.1. Научные теории о налоге
Проблемы налогообложения
постоянно занимали умы экономистов и философов. Смит говорил, что налоги для
того, кто их выплачивает есть признак не рабства. а свободы. Фома Аквинский
определял налоги как дозволенную форму грабежа, Монтесье полагал ,что ничто не
требует мудрости и ума , как определение той части, которую у подданных
забирают и той, которую оставляют им.
Государственный деятель Франклин
заявлял, что в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.
В ХVII в. налоги рассматривались как плата,
вносимая каждым гражданином за охрану его личности и имущественной без опасности,
как обмен одних ценностей на другие. Ученые классики рассматривали налог, как
справедливую цену за оплату услуг государства, как источник дохода
государственного бюджета, но и как убыток для общества ,поскольку налог
обслуживал непроизводственные расходы государства и изымал средства из
производственного применения. Они сформулировали идею использования ни одного
налога, а совокупность разных налогов, причем отмечали, что косвенные налоги
должны быть сосредоточены на немногих предметах, алкогольных напитках,
импортных товарах, предметов роскоши.
В 19 веке швейцарский
экономист Сейсмонди сформулировал теорию налога, как теорию наслаждения, при
помощи налогов каждый плательщик покупает наслаждение, которое он извлекает из
общественного порядка, правосудия, обеспечивания личности и собственности,
хороших дорог и т.д.
В 20 веке
возникли новые теории- теория жертвы и теория коллективных потребностей. которые
рассматривают налог, как принудительную обязанность, вытекающую из самой идеи
государства и из тех коллективных потребностей, которые удовлетворяются
государством.
По Кейнсу-
обеспечивание экономического роста затруднено наличием больших сбережений, которые
не вкладываются в производство и снижают общий объем совокупного спроса, поэтому
их надо изымать с помощью налогов. Для этого необходимо вмешательство
государства, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в
сбережение и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих
расходов государства.
В конце 20
века в западных странах получила признание бюджетная концепция Лафера, основанная
на неоклассической теории экономики предложения. Лафер исходил из того, что
налоговые поступления являются продутом двух основных факторов- налоговой
ставки и налоговой базы. Кривая Лафера представляет собой зависимость доходов
бюджета от налоговой ставки.
Лафер говорил, что при росте
налоговой ставки доходы растут до какого-то определенного уровня. Оптимальной
налоговой ставкой он назвал 30-40 % от дохода.
Принципы налогообложения
Налогообложение доходов, получаемых
физическими лицами, используется практически всеми государствами. Далеко не
все государства выделяют его в самостоятельный налог, поскольку основные
правила налогообложения доходов физических лиц практически не отличаются от
правил налогообложения доходов корпораций и партнерств, при определенных
условиях приравниваемых к корпорациям в целях налогообложения.
Подоходное налогообложение
физических лиц имеет свои особенности, зачастую обусловленные историческими
причинами. Со времен Жан-Жако Руссо, сформулировшего подоходный налог в
терминах жертвы, приносимой в отношении возможностей удовлетворения
потребностей, общепризнанным был тезис о прогрессии налогообложения. Исторически
сложившееся понимание социальной справедливости налогообложения как изъятия
большей доли доходов у лиц, получающих высокие доходы, повсеместно привело к
введению прогрессивной шкалы налогообложения с очень высокими максимальными
налоговыми ставками. Еще несколько десятилетий назад обычными казались
налоговые ставки на уровне 70-90 % на “сверхдоходы”.Однако опыт, накопленный с
прогрессивным налогообложением в течение 20 века, заставляет все более
скептически относиться к принципу прогрессии.
Исследования показывают, что
налоговая прогрессия оказывает отрицательное воздействие на экономический рост,
снижает мотивацию к деловой активности, к инвестированию и формированию капитала.
С этим связана очевидная тенденция последнего времени- снижение максимальных
налоговых ставок, тем не менее и сегодня в мировой практике не редкость ставки
в размере 40-50 %.
Другой исторической
особенностью подоходного налога является установление минимального
необлагаемого дохода и (или) системы налоговых вычетов, которые теоретически
должны выводить из под налогообложения прожиточный минимум и учитывать
некоторые специально значимые расходы, например, связанные с медицинским
обслуживанием.
Многие государства
предоставляют супружеским парам право представлять совместные налоговые
декларации и уплачивать налог на основе таких деклараций, если они оба являются
налоговыми резидентами государства, совместно проживают и ведут общее
хозяйство. Такой механизм ,распределяя доходы супругов между ними поровну, позволяет
снизить их общий размер налога, если один из супругов не работает или получает
незначительные доходы.
В России
подоходный налог впервые был установлен в 1916 году и подлежал введению с 1917
года, но последовавшие политические потрясения отложил его введение на долгое
время.
В Советском Союзе подоходный налог
был установлен 30 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и
сохранялся до конца 80-х годов. Доходы налогоплательщиков при налогообложении
дифференцировались в зависимости от их происхождения. Заработная плата рабочих
и служащих облагалась налогом со слабо выраженной прогрессией, максимальная
ставка которой составляла 13%. Полученные в течение года доходы кустарей и
ремесленников, лиц, занимающихся частной практикой облагались по более высоким
налоговым ставкам в части, превышающей 3000 руб. Максимальные налоговые ставки
составляли от 69 до 81%. От подоходного налога освобождались солдаты срочной
службы по всем видам денежного довольствия. колхозники по доходам от колхозов,
пенсионеры и некоторые категории инвалидов.
С 1 июля 1990 года был
введен в действие Закон СССР о подоходном налоге с граждан, который на
территории России применялся в соответствии с Законом РСФСР о порядке
применения союзного закона Российским Законом .в частности ликвидировался
дискриминационный характер налогообложения граждан, получающих доходы в
различных секторах экономики, устанавливался повышенный необлагаемый минимум, и
с 60% до 50% снижалась максимальная ставка в прогрессивной шкале
налогообложения.
Первый Российский
подоходный налог был введен в действие в 1992 году на основании Закона
Российской Федерации” О подоходном налоге с физических лиц”. Этот налог, несмотря
на многочисленные изменения, связанные большей частью с налоговыми льготами и
налоговыми ставками, просуществовал в течение девяти лет.
Указанный Закон ввел много новаций и
вполне может рассматриваться как заметный шаг в развитии и становлении
Российской налоговой системы.
Следующим шагом стало
введение в действие главы 23 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации, существенно модернизировавшей ранее действовавший подоходный налог.
Российский подоходный
налог с физических лиц в 2001 году не просто поменял название, став налогом на
доходы физических лиц. Изменилась архитектура этого налога, в частности, в
соответствии с часть первой Налогового кодекса теперь в нем определены все
элементы налогообложения, появились новые определения и инструменты ,учитывающие
изменившиеся экономические условия.
Новый налог на доходы физических лиц
кардинально изменил многие традиционные подходы к налогообложению, а введенные
им правила позволяют считать его теперь одним из самых либеральных в мир
А.Смитом сформулированы
впервые принципы, включающие в себя: принципы всеобщности, справедливости, определенности
и удобности. Со временем они были дополнены принципами обеспечения, достаточности
и эластичности, выбора надлежащего источника и объекта обложения. однократность
налогообложения.
Немецкий экономист Вагнер
сформулировал требования к налоговой системе.
Первая группа включает в себя
финансовые принципы организации налогообложения. достаточность обложения для
покрытия финансовых потребностей государства и эластичность обложения.
Вторая группа- это
народнохозяйственные принципы, включающие надлежащий выбор источников налогов, комбинация
совокупности налогов.
Третья группа- этические принципы, включающие
всеобщность, неприкосновенность личной свободы. равномерность обложения.
Четвертая группа -принципы управления
налогами- это определенность обложения. удобство обложения, максимальное
уменьшение издержек взимания.
Проводимая в стране налоговая
реформа призвана создать нормальные, стабильные экономические условия для
предпринимательской деятельности, сделать налоговую систему по возможности
нейтральной к принятию экономических решений. обеспечить право собственников по
распоряжению их имуществом. улучшить благосостояние населения, расширить
налоговую базу за счет активизации экономической деятельности и тем самым
увеличить доходы бюджета. Этому должно способствовать снижение налогового
бремени организаций и граждан, установление простых, ясных и стабильных условий
налогообложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|