Социальная защита государственных служащих
Социальная защита государственных служащих
Омский
государственный университет.
Кафедра
трудового права.
Дипломная
работа по теме:
Социальная
защита государственных служащих.
Выполнил: Щенов
С.Г.
Проверила: Седельникова М.Г.
ОМСК-1999
Введение.
Служба в
государственных органах, государственных и общественных организациях является
одним из видов социальной деятельности людей. Служба государству неразрывно
связана с самим государством, его ролью в жизни общества. Это одна из сторон
деятельности государства по организации и правовому регулированию личного
состава государственных органов, других государственных организаций.
Государственная служба, прежде всего служение государству, то есть выполнение
по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации
задач и функций государства в государственных предприятиях. Закон “Об основах
государственной службы в Российской Федерации” рассматривает государственную
службу в более узком смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют
“аппарат”, корпус руководителей, специалистов государственных органов. Такое
определение государственной службы позволяет отграничить
государственно-управленческую деятельность от деятельности специалистов в
народном хозяйстве, в социально-культурной сфере, а также отграничить
государственную службу и другие виды службы.
Однако необходимо
отметить, что, например, в Федеративной Республике Германии законодательство
различает два вида государственной службы. Это чиновники государственных
органов, деятельность которых регулируется в особом порядке и наемные
работники, которые заключают договор о службе1. Это, прежде всего
работники государственного сектора экономики. Таким образом, здесь
1Государственная служба основных
капиталистических стран. – М. Наука, 1977. с. – 250.
государственная служба рассматривается шире, как
работа не только в государственных органах, но и на предприятиях, учреждениях и
тому подобное. Но внутри этого широкого понимания все равно различают виды государственной
службы, в зависимости от ее специфики. Специфика деятельности служащего в
государственных органах состоит в том, что он не создает непосредственно
материальных ценностей, но обеспечивает условия для материального производства,
у него особый предмет труда, информация, являющаяся и средством воздействия,
которую он собирает, обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей,
обслуживает их, делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и
занимает должность (имеет собственный статус). В связи с этим можно выделить и
черты самой государственной службы, как правового института.
Государственная служба обязана своим
возникновением государству. с его возникновением и развитием стала развиваться
и служба, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в
разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым
элементом управления.
Организующая деятельность государства
охватывает разнообразные сферы жизнедеятельности общества, поэтому
государственная служба регулируется нормами не только административного права,
но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального
Закона “Об основах государственной службы Российской Федерации” определяет, что
на государственных служащих распространяется действие законодательства о
труде с особенностями, предусмотренными
настоящим
Законом1. Таким образом, государственная служба регулируется
частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на
обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские
правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для
государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них
распространяются и социальные гарантии, предусмотренные для всего населения.
Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права.
Таким образом, государственная служба является комплексным правовым институтом
и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда
других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).
Усложнение общественных отношений,
повышение требований к государству потребовало необходимость выделения
управленческой, организаторской деятельности, как таковой.
Для выполнения определенных, требующих
специальной квалификации функций общество выделяет относительно устойчивую
категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а
профессионального управления.
Особенности труда государственного
служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей
непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и
задачи обязывает государство обеспечивать служащего.
1Федеральный
Закон Российской федерации “Об основах государственной службы
Российской Федерации” от 31.07.95г. №
119-ФЗ.
Поэтому государственный служащий
выполняет возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом, чертами
государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за
вознаграждение (то есть возмездно), специально подготовленными для этого
работниками - государственными служащими, урегулированность нормами целого
комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон
организационной деятельности государства, и содержание ее составляет
практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного,
под государственной службой следует понимать профессиональную, возмездную
деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по
обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных
органов). Или как определяет Федеральный Закон “Об основах государственной
службы Российской Федерации” в статье 2: “Под государственной службой
понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнением полномочий
государственных органов”1.
Государственная служба осуществляется
на государственных должностях. Поэтому должность необходимый элемент
государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная
для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами
соответствующего
1 ФЗ РФ “Об
основах государственной службы Российской
Федерации”
от 31.07.95г. № 119-ФЗ.
органа определяется ее название, место в служебной
иерархии (то есть
определение тем, кому подчинена, кто ей
подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую
номенклатуру должностей. Таким образом, должность является формализованной
социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе
государственного служащего. Должность характеризует организационный статус, то
есть круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления,
ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть
организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная
в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с
соответствующей частью компенсации государственного органа, предоставляемой лицу
- государственному служащему в целях ее практического осуществления. Или как
определяет закон о государственной службе, государственная должность -
должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной
власти в субъектах России, в иных государственных органах, образуемых в
соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению
и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием
и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственная служба имеет и
процессуальный аспект, который включает в себя порядок поступления на службу,
прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих
квалификационных разрядов), увольнение со службы.
Государственная служба строится в
соответствии с определенными принципами, то есть с основополагающими началами,
определяющими ее характер. Статья 5 Федерального Закона определяет следующие
принципы: верховенство Конституции и Федеральных Законов над иными нормативными
правовыми актами, должностными инструкциями (принцип законности), приоритет
прав и свобод человека и гражданина и обязанность государственного служащего
соблюдать и защищать их, единство системы государственной власти, принцип
разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную, равный доступ
к службе (то есть в независимости от пола, национальности, социальной
принадлежности, убеждений и так далее), обязательность для государственных
служащих решений вышестоящих органов и руководителей (централизм), принцип
единства основных требований к государственной службе, профессионализм и
гласность в ее осуществлении, ответственность за принимаемые решения, в
непартийность и стабильность кадров государственных служащих.
Необходимость существования государственной
службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием
государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние
общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии,
показывают, что современное общество не может нормально функционировать и
развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок
поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим,
социальным, правовым государством, вне всякого сомнения, необходим достаточно
мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных
качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических,
экономических и социальных реформ.
Все более углубляющиеся преобразования и
сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют
его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические,
экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую
роль приобретает государственная служба как социально организующий институт,
как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая
политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и
стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших
задач переходного периода.
Вполне оправдано одной из
приоритетных задач кадровой политики считать создание системы социальной защиты
государственных служащих. Конечно, трудно говорить о социальной защите
государственных служащих в стране, где свыше сорока процентов населения живет
за чертой бедности и нуждается в социальной поддержке государства. Но,
по-нашему мнению, актуальность проблемы и состоит в том, что только наличие
сильной социальной и правовой защищенности государственных служащих создает
условия для притока и закрепления на государственной службе наиболее
компетентных и добросовестных граждан, способных стать связующим звеном
государства с населением, обслуживая государство, обслуживать и защищать права
и законные интересы человека в этой стране.
Необходимо отметить, что социальная защита
государственных служащих отличается от социальной защиты населения в целом.
Изучение этой проблемы находится на начальной стадии. Не много на заданную тему
и научных разработок. Потому, пришлось использовать труды коллектива
Российской Академии государственной службы (Романов В.Л., Лытов Б.В., Охотский
Е.В., Соколов В.М. и другие).
Целью настоящей работы является
исследование системы социальной защиты государственных служащих,
законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер
социальной защиты государственных служащих Российской Федерации.
Объектом исследования являются государственные
служащие, лица, на профессиональной основе осуществляющие должностные
обязанности в, прежде всего, исполнительных, а также законодательных и судебных
органах государственной власти Российской Федерации.
Предметом - социальная защита служащих органов
государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Раздел 1.
Социальная защита населения и
социальная защита государственных служащих в Российской Федерации.
Прежде чем перейти к вопросу о социальной
защите государственных служащих, необходимо понять, что есть социальная
защищенность населения вообще.
Понятие “социальная защищенность человека”
отражает многообразие связей человека и общества, благодаря которым
осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их
способностей. Однако такой подход возник только недавно. В период существования
командно-административной системы социальная защита понималась узко и
реализовывалась в рамках централизованной государственной системы социального
обеспечения инвалидов, пенсионеров и прочих. Социальная защита в целом в
обществе осуществлялась путем перераспределения прибавочного продукта и
распределения общественных фондов потребления. Проблема социальной защиты
государственной и партийно-хозяйственной номенклатуры вообще не поднималась,
так как именно эта категория и была наиболее социально защищена и с точки
зрения престижности профессии, и с точки зрения удовлетворения основных
жизненных потребностей. Номенклатура имела не только достаточно высокую оплату
труда, но и доступ к другим материальным и нематериальным благам: лучшему
медицинскому обслуживанию, источникам товаров повседневного спроса, комфортным
жилищным условиям и тому подобным.
Сегодня социальная защита населения в качестве
основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского
существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже
уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла
настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни
малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как
наиболее социально уязвимых групп населения. Но так как уровень оплаты труда
все более отстает от уровня цен, все большее количество товаров повседневного
спроса становится малодоступным, а то и вовсе недоступным не только для
нетрудоспособных, но и для трудоспособных граждан. Так, в 1990 году минимальная
официально установленная заработная плата в 80 рублей была в 1,5 раза выше
уровня прожиточного минимума, в начале, в начале 1992 года эти показатели
сравнялись, а в 1996 году прожиточный минимум стал певосходить минимальную
зарплату на 20%1. В связи с этим возникает проблема защиты
стабильности рабочих мест как основного источника обеспечения средств
существования и создание условий для активного включения населения в социально
полезную деятельность.
Таким образом, эффективная система социальной
защиты населения рассчитана не только на категории граждан, непосредственно
нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики,
стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание
условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает
достаточные средства для действенной социальной защиты.
Судьба демократических реформ, укрепление их
социальной базы тесно связаны с развитием института государственной службы.
Ведь именно опираясь на него государство сможет обеспечить экономическое и
социальное благополучие всего населения. “Для успешного решения таких задач,
считают зарубежные аналитики Я.Джейбс и Ст.Синнерстрем, необходимы
высококвалифицированные специалисты государственной службы, политически
нейтральные, защищенные законом, действующие во имя интересов общества,
беспристрастные, честные, открытые, умеющие общаться и использовать информацию,
а также эффективно и результативно
1 Государственная кадровая политика. –
М., 1996. – С.188.
руководить.
Вместе с тем, констатируют эти авторы, такие
цели труднодостижимы из-за нестабильности положения чиновников.
Создавшийся существенный разрыв в уровне жизни
предпринимателей и служащих в рыночных структурах, с одной стороны, и
большинства чиновников - с другой, явился основанием для суждений о слабой
защищенности государственных служащих1.
Но было бы неправильным подходить к социальной
защите государственных служащих аналогично социальной защите всего населения.
Дело в том, что здесь существуют два принципиальных различия.
Отождествлять социальную защиту социально
уязвимых слоев населения, живущих ниже черты прожиточного минимума, нельзя в
связи с тем, что нищий чиновник, перебивающийся “от зарплаты до зарплаты” и
самостоятельно не защищенный, не сможет эффективно защищать других, так как
просто не будет достаточно работоспособен для этого.
Кроме того, социальная защита уязвимых слоев
населения рассматривается с точки зрения удовлетворения первичных потребностей
(по А.Маслоу), а социальная защита государственных служащих - не только
первичных, но и вторичных, более существенных потребностей. Они работают не
просто на зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным
интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей - не главное. И таких
работников немало, что подтверждают данные исследований.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|