рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Проблемы формирования бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа рефераты

— законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скры­вается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицен­зий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых струк­тур и кончая деятельностью мелких не­кооперированных предприятий с нефор­мальной занятостью (например, времен­ные бригады строителей). Эта часть те­невой экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;

— нелегальная деятельность, пред­ставляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и рас­пространение наркотиков, оружия, про­ституция, контрабанда), а также деятель­ность, представляющая собой незакон­ное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (напри­мер, рэкет, мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.

Госкомстат России учитывает в сво­их расчетах только два первых вида тене­вой экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрывае­мую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть теневой экономики мож­но называть неформальной экономикой.

Параметры неформальной экономи­ки были определены при расчете систе­мы национальных счетов (СНС) за 1997 год. Параметры неформальной эко­номики на тот момент выглядели следу­ющим образом:









Таблица 4.3.1.

Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике




Удельный вес части, относящейся к неформальному сектору в показателе (%)

Удельный вес досчета в ВВП

(%)

Содержание показателя

Расчет ВВП производственным методом

Всего



22



Промышленность

11

4

Досчет на скрываемое производство

Строительство

8

1

Досчеты на неучтенный круг, на строительство дач и гаражей

Сельское хзяйство

46

4

Индивидуальное производство населения

Торговля, включая внешнюю

63

10

Продажи на вещевых и смешанных рынках

Транспорт и связь

9

1

Досчеты на неучтенный круг

Другие отрасли



2

Рыночные услуги населению, операции с недвижимым имуществом, жилищное хозяйство и др.

Расчет ВВП методом доходов

Всего



20



Смешанный доход

100

9

Доход индивидуальных предпринимателей и неформальных предприятий

Скрытый доход

100

11

Скрытая оплата труда и другие скрытые доходы, получаемые домашними хозяйствами


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.3.2.

Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1996—1998 годы (1998 год — I полугодие (в процентах)

Отрасль

Нарушения

Всего

100

Металлургия

0,8

Машиностроение и металлообработка

2,4

Транспорт

3,6

Топливно-энергетический комплекс

3,6

Банки и кредитные учреждения

4,1

Пищевая промышленность (включая производство алкогольной продукции)

4,9

Строительство

11,6

Торговля

36,4

Прочие

32,6


Используемая при оперативных расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности определить параметры нефор­мальной экономики. По косвенным дан­ным можно предположить, что удельный вес неформального сектора с 1997 года несколько возрос и достиг 23—25 % ВВП, причем наиболее заметно этот по­казатель рос во второй половине про­шлого года. В последние месяцы сколь­ко-нибудь существенного роста доли не­ формального сектора не наблюдается. В развитых странах эта часть теневой эко­номики обычно оценивается в 10—15 %, хотя разные методы дают большой раз­брос в величине этого параметра.

Вместе с тем можно назвать доста­точно большое число операций с финан­совыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но явля­ются по своей сути экономическими. Это — криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению наци­онального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся во­ровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэконо­мических показателей, так как не влия­ют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав теневой эконо­мики. Эту часть теневой экономики сле­дует называть незаконной экономикой.

По мнению некоторых авторов пуб­ликаций на эту тему, теневая экономи­ка составляет порядка 40—45 % к ВВП.

Применительно к неформальной эко­номике стоит задача "ее вывода из тени" путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрирован­ной экономической деятельностью.

Применительно к незаконной дея­тельности необходимо, во-первых, лик­видировать экономические условия, по­зволяющие и стимулирующие незакон­ную деятельность, и, во-вторых, вы­явить ее правоохранительными органами и пресечь.

Условия для теневой экономики формируются общим состоянием эконо­мики. Инфляция, нарушение хозяйствен­ных связей, кризис платежеспособнос­ти, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе крими­нальной экономики.

Большое внимание проблемам тене­вой экономики уделяется и в зарубеж­ных странах. При этом применяется мно­жество различных методов количествен­ной оценки масштабов теневой эконо­мики (выборочные обследования, ре­зультаты проверок налоговых и других органов на основе расхождений в офи­циальной статистике между данными по производству и по потреблению, на ос­нове разницы между официальным уров­нем занятости и уровнем занятости, рас­считанным другими способами, моне­тарные методы, реконструирующие раз­меры теневой экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).

В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, раз­личающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Фран­ции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.

В финансовой и банковской сфере раз­витию теневой экономики способствует ряд факторов экономического и норма­тивно-правового характера. К числу ос­новных из них можно отнести следующие.

1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за исполь­зованием денежных средств клиента.

2. До настоящего времени отсутству­ют меры финансовой и административ­ной ответственности за нарушения пред­приятиями, организациями и учрежде­ниями условий работы с денежной на­личностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:

-     за осуществление расчетов наличны­ми денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установлен­ного в Российской Федерации предель­ного размера расчетов наличными день­гами в двустороннем порядке;

-     за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расхо­дования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслу­живающим банком;

-     за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными орга­низациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;

-     за ненадлежащее оформление и ве­дение первичных бухгалтерских докумен­тов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.

3. Предприятия и организации име­ют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитив­ные, ссудные, валютные, по капиталь­ным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность наруше­ния очередности платежей.

4. Существуют широкие возможнос­ти эмиссии денежных суррогатов, в част­ности долговых обязательств.

5. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функ­ционирования экономически эффектив­ных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспе­чение банковских кредитов.

6. Недостаточно разработаны право­вые механизмы организации и проведе­ния расчетов в условиях электронных платежных систем.

7. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, при­частных к совершению экономических преступлений или правонарушений.

8. В значительной степени не регла­ментировано обращение капиталов внут­ри финансово-промышленных групп.

Сохраняется тенденция распростране­ния мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе свя­занных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей-продажей иностранной валюты, оформ­лением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зару­бежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также пря­мыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.

Более 60% всех выявленных за по­следнее время органами ВЭК России на­рушений валютного законодательства яв­ляются следствием неудовлетворительно­го или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций аген­тов валютного контроля. Причем почти треть всех выявленных нарушений дей­ствующего законодательства приходит­ся на неполноту и искажения банковс­кого учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банка­ми разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разреше­ний (лицензий) Банка России.

Теневая экономика активно внедря­ется в сферу внешнеэкономической дея­тельности.

В стране сформировалась организо­ванная сеть нелегального (теневого) об­ращения и перевода за границу товар­ных, валютных, сервисных и интеллек­туальных ресурсов.

Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Де­нежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направля­ются на счета иностранных фирм в рос­сийских банках и затем через корреспон­дентские счета иностранных банков пере­мещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма снача­ла приобретает товар на территории Рос­сии, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не яв­ляется незаконной, однако, ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствую­щих товарных ресурсов.

Значительная часть неучтенного ва­лютного оборота образуется и при неза­конном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактичес­кие объемы и цены импортируемых то­варов, как правило, искажаются в сто­рону занижения. Неучтенные в значи­тельных объемах товары реализуются те­невыми структурами.

Российские участники внешнеэконо­мической деятельности (как государствен­ные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко при­бегают к методу существенного заниже­ния цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые то­вары. Получаемая в результате неучтен­ная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными це­нами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных парт­неров, совместных или оффшорных ком­паний.

Так, по данным Российского торг­предства в США при общем объеме экс­порта за 1996—1997 года в 1,4 млрд дол­ларов потери валютной выручки от необоснованного занижения ценовых, количественных и качественных парамет­ров внешнеторговых контрактов состав­ляли 230 млн долларов, или 16,4 %. По оценке ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения контрактных цен экспортируемых из Рос­сийской Федерации одних только лесо­материалов, нефти и нефтепродуктов, до­стигает 1,2—1,6 млрд долларов.

Нередки факты уклонения от обяза­тельной продажи государству части ва­лютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением ка­питала, без оформления лицензии Бан­ка России, недооценки качественных характеристик ряда валютоемких россий­ских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственнос­ти, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компен­сации для России.

За последнее время в сфере ТЭК органами валютного контроля проведе­но 23 проверки соблюдения установлен­ных законодательством сроков поступ­ления валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил 283,8 млн долларов. Причем невозврат валютной выручки в установ­ленные сроки превысил 70 млн долла­ров. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 2,3 млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета 707,4 млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступние валютных средств в пре­дусмотренные законодательством сроки по данным ГТК России имеет место по поставкам природного газа, чугуна, про­ката, лома и отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам и сырой нефти, вклю­чая газовый конденсат.

По расчетным данным при экспорте товаров наибольший экономический ущерб государству причинялся за счет пе-репатриации валютной выручки и равнял­ся 20 % стоимости охваченных контро­лем экспортных сделок, что в стоимост­ном выражении составляет до 3 млрд дол­ларов США. Неохваченные валютным контролем внешнеэкономические сделки имеют латентность совершенных право­нарушений порядка 16 % (стоимостное выражение — до 4,5 млрд долларов США).

Оценка объемов импорта при рас­смотрении его удельных составляющих до и после отмены большинства льгот пока­зывает, что ожидаемым эффектом такой отмены должно было стать сокращение объемов ввоза товаров на 10 %. При этом, однако, внутреннее потребление не со­кратилось и скачка цен на потребительс­кие импортные товары не произошло, что свидетельствует о перемещении значи­тельной части импорта в теневой сектор. Соответствующие досчеты на латентность правонарушений при импорте показыва­ют, что стоимостное выражение теневой составляющей при импорте достигали в 1997 году 8 млрд долл. США.

Из приведенных данных видно, что стоимостное выражение теневой состав­ляющей в сфере ВЭД оценивается в 15,5 млрд долларов США.

Коррупционные процессы широко   проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих   экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки.   Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности,   движения капиталов, использования   бюджетных средств, выделения крупных   кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и   преследующих корыстные цели.

Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею.   Организованные преступные структуры,   используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций   "перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, полу  чая из госбюджета незаконные кредиты  и субсидии, занижая реальную стоимость   государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валют  ную выручку от реализации за рубежом   энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление   различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических,   законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой   экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


 © 2010 Все права защищены.