Проблемы формирования бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа
|
Сумма (тыс.руб.)
|
Окружная больница
|
12 980,0
|
УВД
|
5 050,5
|
Протезно-ортопедический
комбинат
|
207,0
|
Дом интернат в Советском
|
139,7
|
Окрспорткомитет
|
240,2
|
ПТУ (по округу)
|
2 346,0
|
ВУЗы (по округу)
|
2 109,0
|
Средние специальные учебные
заведения (по округу)
|
1 418,0
|
Кроме того,
сокращены расходы в связи с приостановкой роста ставки 1го разряда
согласно Постановлению Губернатора ХМАО Хе 292 от 29.06.98 года в разрезе
отраслей по окружному бюджету на сумму 22 977 тыс. руб.
Глава 4.
Проблемы формирования бюджета ХМАО.
Как и
при формировании бюджета Российской Федерации в процессе формирования бюджета
ХМАО, возникают следующие проблемы:
-
Изначальное принятие
дефицитного бюджета.
-
Низкая собираемость налогов
как следствие несовершенства налоговой системы.
-
Неплатежи и неденежные формы
расчетов с бюджетом.
-
Невыполнение обязательств,
предусмотренных в окружном бюджете.
-
Большое влияние теневой
экономики на экономическую и политическую ситуацию в округе и в стране.
4.1. Налоговая реформа
и создание модели эффективной налоговой системы.
Конструирование
и совершенствование налоговых систем, обеспечивающих, с одной стороны, рост
промышленного производства и, соответственно, повышение деловой активности, а
с другой, решение социальных проблем, является предметом дебатов между представителями
деловых кругов различных уровней государственной власти.
[25. c37.]
Как
результат — подготовка нескольких вариантов Налогового кодекса Российской
Федерации с диапазоном обновления налоговой системы от кардинального варианта
до приближенного к системе, действовавшей до 1998 года. После многолетнего
марафона принята Общая часть Налогового кодекса, в основном сохранившая
действовавшие ранее налоги.
Но
работа над Кодексом не закончена. Сразу после его принятия стали вводиться новые
налоги, что уже свидетельствует о необходимости его совершенствования. Кроме
того, совершенствование действующей налоговой системы связано с пересмотром
межбюджетных отношений, оптимальным распределением и перераспределением
бюджетных ресурсов между федеральным, региональными и местными бюджетами, что
является необходимым условием для успешного функционирования системы
государственной власти и местного самоуправления. Без достаточной ресурсной
базы ни один из уровней государственного управления эффективно
функционировать не может.
В
настоящее время большинство тех, кому с 1 января 1999 года приходится работать
с Налоговым кодексом, сошлись во мнении о необходимости его дальнейшего
совершенствования. Думается, что есть еще время для доработки этого важнейшего
документа посредством поправок, не затрагивающих саму архитектуру Кодекса, к
которой ни у кого особых претензий нет.
Можно
определить и основные требования к налоговой системе, которая бы:
—
способствовала росту производства, его эффективности;
—
стимулировала инвестиции, научно-технический прогресс;
—
способствовала созданию устойчивой налогооблагаемой базы для соответствующих
активов;
—
увеличивала долю прямых налогов по отношению к косвенным, которые по сути своей
не могут способствовать действию механизма социального выравнивания;
— на
всей территории России и по всем уровням государственного управления должны
быть единые ставки налогов, но регионы и муниципалитеты должны иметь право на
их снижение с целью стимулирования приоритетных отраслей и производств, но без
уменьшения отчислений на вышеперечисленные уровни;
—
налоговая система должна быть проста и обозрима по количеству налогов и сборов.
Налоговая
система, формирующаяся в ходе перестройки хозяйственной системы страны,
позволила бы избежать развала бюджетного механизма и мобилизовать дополнительные
финансовые ресурсы для выполнения основных функций государства. Непрерывные
изменения, вносившиеся в налоговое законодательство, вполне объяснимы при
становлении налоговых отношений в условиях рынка, но они не могут продолжаться
бесконечно.
По мере
достижения финансовой стабилизации складываются необходимые предпосылки для
завершающего этапа реформирования, что является одним из важнейших условий
для кардинального улучшения экономической ситуации и обеспечения перспектив
экономического роста в стране. При реализации программы реформирования
налогообложения необходимо избежать дестабилизации экономики в целом и
бюджетной системы в частности, поэтому следует максимально сохранить
преемственность новой налоговой системы по отношению к действующей.
К числу
элементов, в целом ухудшающих Налоговый кодекс, следует отнести отказ от
категории консолидированного налогоплательщика на основании того, что данный
подход не был одобрен законодателями. В то же время сохраняется как сама проблема,
для решения которой некоторые специалисты предлагают ввести режим консолидированного
налогоплательщика (возможность безналогового перераспределения финансовых
ресурсов между родственными предприятиями), так и фактически сложившийся
способ ее решения — введение статуса крупнейшего налогоплательщика и создание
специальной налоговой инспекции, курирующей крупнейших налогоплательщиков.
Особо
важным этот вопрос является по отношению к иностранным партнерам, имеющим
филиалы и заинтересованным в учете сумм уплаченных налогов их подразделениями
при уплате налогов головным предприятием (организацией). Этот вопрос обсуждался
на 52 Международном налоговом конгрессе, состоявшемся в Лондоне в начале октября
1998 года.
На
наш взгляд, весьма дискуссионными являются также предположения о всемерном
сокращении налоговых льгот. Практически все страны с развитой рыночной
экономикой используют налоговые льготы для стимулирования модернизации производства,
ускорения внедрения научно-технических достижений. В налоговом законодательстве
ряда стран полностью включаются в себестоимость продукции расходы частных фирм
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, существенно
снижая, таким образом, величину облагаемой прибыли. Многие российские специалисты
утверждают, что льготы "разъедают" нашу налоговую систему, их отмена
позволит увеличить бюджетные доходы, в последующем снизить налоги, восстановить
принцип равномерности и справедливости распределения налогового бремени, и
дается ссылка на успешную экономическую политику администрации Р. Рейгана,
сократившую налоговые льготы и одновременно снизившую налоговые ставки.
Однако
они забывают о том, что, отменив некоторые льготы по корпоративному налогу,
стимулирующие вложения в действующее производство, правительство. Р. Рейгана
параллельно существенно расширило перечень налоговых льгот для компаний, модернизирующих
производство и осуществляющих научно-исследовательские проекты. Трансформация,
а отнюдь не отмена налоговых льгот — нормальный процесс стимулирования инвестиций
в определенные регионы страны, развитие высших технологий, создание экологически
чистых производств.
В
Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в
восточные Земли страны. В периоды нарастания производственных тенденций в экономике
США происходило некоторое сокращение налоговых льгот, но когда возникла
проблема изменения структуры производства в северо-восточных штатах
(переориентации с текстильной промышленности на высокотехнологичные производства),
решение было найдено на основе использования целого ряда финансовых факторов, в
том числе использования существенных налоговых льгот.[28.c127]
Полагаю,
что осуществление политики сокращения налоговых льгот означает лишение
российской налоговой системы регулирующей функции — возможности определять и
стимулировать приоритетные направления развития национальной экономики. Это
относится, прежде всего, к политике ликвидации налоговой льготы на собственную
прибыль предприятия, инвестируемую в расширение и техническую реконструкцию
производства. Вряд ли оправданной является практика сокращения налоговых льгот
для малого и среднего бизнеса (во многих западных странах малые предприятия,
а также венчурные фирмы в первые годы своей деятельности полностью
освобождаются от налогов). А налоговые льготы на прибыль предприятий,
направляемую на научно-технические разработки, поисковые исследования,
повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению
экологической безопасности производства следует резко расширить.
Большой
в долгосрочном плане недостаток действующей налоговой системы заключается в
том, что в полной мере не учитывается национальная специфика и стратегические
цели социально-экономического развития России, обусловленные ее
природно-географическими факторами.
Во-первых,
Россия — огромная страна с различными природными зонами, и, следовательно,
энергоемкость ВВП существенно дифференцирована по регионам.
Во-вторых,
из-за огромной территории транспортная составляющая в себестоимости продукции
в России выше, чем в большинстве развитых стран.
-
В-третьих, Россия —
государство с богатейшими в мире природными ресурсами. Но на фоне продолжающегося
спада отечественной обрабатывающей промышленности за Россией в мировом
разделении труда может закрепиться статус сырьевой базы — страны с
низкотехнологичным производством.
-
Неготивное влияние на
экономику округа верткальноинтегрированных нефтегазодобывающих компаний
выражается в том, что центр управления компанией находится за пределами округа.
Основная прибыль от продажи остается неучтенной и уходит из округа тем самым
уменшается доходная часть бюджета ХМАО.
Понятно,
что далеко не последнюю роль в этом процессе сыграла и продолжает играть действующая
налоговая система. Поэтому при совершенствовании российской налоговой системы
необходимо учитывать:
—
региональную дифференциацию производства по ряду ключевых параметров, а также
возможность изъятия и перераспределения природной и географической ренты
(подобная налоговая практика многие годы существует в США, Канаде, ФРГ, Италии
и ряде других стран);
—
необходимость поддержания внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы и
транспортных тарифов на относительно низком по сравнению с мировым уровнем за
счет льготных налоговых ставок на транспорте;
— необходимость
формирования более либерального налогового законодательства для производства и
экспорта продукции с высокой степенью обработки (здесь может быть активно
использован опыт реформирования налоговых систем новых индустриальных стран).
Компенсировать
потери бюджета из-за введения разветвленной системы налоговых льгот возможно
(по аналогии с мировой практикой) за счет расширения системы косвенного
налогообложения.
И все
же на данный момент именно правительственный вариант Налогового кодекса, принятый
Государственной Думой РФ, является наиболее проработанным. Кроме того,
преемственность по отношению действующей налоговой системе необходима для
реализации уже имеющихся инвестиционных программ и для сохранения
международных соглашений России во избежание двойного налогообложения.
В свою
очередь, кардинальное изменение условий налогообложения действительно может
привести к дезорганизации хозяйственной жизни. В результате народно-хозяйственные
издержки скорее всего превзойдут предполагаемый эффект от применения новых
налогов, которые придется еще длительное время приводить в систему.
Однако
следует особо отметить, что высказанные соображения в развитие правительственного
законопроекта учитывают реальные возможности проведения налоговой реформы в
настоящее время и распространя ются только на ближайшую перспективу. В
долгосрочном плане, по нашему мнению, требуется дальнейшая трансформация налоговой
системы, нацеленная на ее принципиальные изменения.
Налоговая
политика должна стремиться к достижению простой и ясной цели: на равный доход
должен взиматься равный налог.
К
сожалению, в условиях переходной экономики достаточно четко проявляется противоположная
тенденция. Принципу нейтральности налогообложения прямо противоречит
установление особого налогового режима для отдельных предприятий и акционерных
обществ. Проведение субъективных различий между "первоочередными" и
"второстепенными" сферами развития производства — это, по сути,
модификация планового финансирования капиталовложений социалистического
периода и позавчерашний день мировой налоговой практики.
Следует
сократить масштабы налоговой дифференциации в отношении налогоплательщиков в
зависимости от источника их доходов. Необходимо также предотвратить попытки
введения высокопрогрессивных налоговых ставок, направленных на уменьшение
предполагаемого неравенства, и т.п.
Последовательное
соблюдение принципа нейтральности позволит значительно расширить базу налогообложения,
а следовательно, появится возможность снижения налоговых ставок.
Следующей
долгосрочной целью налоговой реформы в России должно стать поощрение
инвестиционной активности во всех сферах производственной, научно-технической
и коммерческой деятельности. Мировой опыт проведения налоговых реформ последнего
десятилетия наглядно демонстрирует, что традиционная политика льготного налогообложения
инвестируемых средств все в большей степени дополняется представляемой
налогоплательщикам свободой распоряжения своими доходами.
Решение
проблемы устранения неплатежей налогов юридическими лицами являются в
современных условиях особо важным. Сложившаяся в стране экономическая ситуация
требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджеты всех уровней
налоговых поступлений. В российском законодательстве в области налогообложения
в настоящее время отсутствует обоснованное представление о видах дохода, подлежащих
налогообложению. Принятое в России разделение доходов и расходов по трем
категориям — производство и реализации продукции, реализация основных фондов и
внереализационные операции — в значительной степени условно. Поэтому многие
вопросы решаются не путем применения норм закона, а ведомственно, через
инструкции, письма, разъяснения, когда трудно избежать двойного
налогообложения. Применительно к зарубежной практике, следовало бы иметь следующую
классификацию доходов юридических и физических лиц: доходы от сельского хозяйства,
доходы от лесного хозяйства, доходы от самостоятельной деятельности, доходы
от наемной работы, доходы от вложенного капитала, доходы от сдачи в наем или в
аренду, другие виды доходов.
Главный
резерв увеличения платежей — снижение затрат на производимую продукцию, а
важнейшая проблема — регулирование цен и налогов, особенно в сельскохозяйственном
производстве.
В ряде
случаев проблема неплатежей должна быть увязана с экологизацией налоговой
системы, под которой понимается изменение стратегии и тактики налогообложения
природопользования в целях природосберегающего типа хозяйственного развития. В
этих условиях для Российской Федерации более приемлем тип налоговой реформы,
когда определяющую роль, наряду с налогами на доходы (прибыль), должны занимать
налоги на имущество и на пользование природными ресурсами (роялти).
Известно,
что в рыночной экономике прибыли и высокие доходы отражают в значительной мере
позитивный вклад отдельных людей и организаций в материальное благосостояние
общества в результате проявления ими большей инициативы, готовности взять на
себя больший риск и принять более удачные экономические решения. Этот факт требует
признания следующего положения: тот, кто получает наиболее высокие доходы, будь
то юридическое или физическое лицо, должен иметь возможность оставлять себе
большую их часть и обладать наибольшей свободой распоряжения ими. Это
поощряет наиболее способных предпринимателей расширять сферу своей
деятельности, не опасаясь в перспективе чрезмерного обложения высоких
прибылей, а следовательно, способствует инвестированию прибыли в перспективные
направления развития производства и научно-технические исследования.
Невозможно
обойти стороной и то обстоятельство, что в условиях переходной экономики
существует своя специфика получения высоких доходов. Так, у некоторых лиц или
организаций появляются возможности использовать несовершенство рыночных отношений
для получения значительных прибылей, включая преимущества в доступе к
информации и т.п. Накопленный опыт показывает, что признание правомерности
подоб-ных доходов через налоговую систему вызывает у населения недоверие к
рыночной экономике и критику в ее адрес. Однако имеющее место в ряде бывших
социалистических стран стремление наказать тех, кто получает "нечестную
прибыль" средствами налоговой политики может иметь серьезные негативные
последствия в долгосрочном плане.
Важной
проблемой, которая не нашла решения в Налоговом кодексе, является проблема
налогообложения организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Рассмотрим
ее на примере НДС. Сегодня НДС — самый сложный в исчислении и неоднозначный в
оценке налог в Российской Федерации. С одной стороны, удельный вес НДС в
федеральном бюджете Российской Федерации составляет 46 % доходов бюджета от налогов.
Но с другой стороны, в 1997 году собираемость НДС составила около 42 % от потенциала.
Весьма
запутанным остается порядок уплаты НДС бюджетными учреждениями: они платят НДС
и в то же время получают финансирование тоже с учетом НДС. В этих условиях
необходимо изменить саму систему. Суть предложения сводится к следующему: предприятие
реализует продукцию бюджетным организациям по цене, не включающей сумму НДС,
подлежащую внесению в бюджет. Соответственно, одновременно организация,
реализующая продукцию бюджетной организации, не должна уплачивать НДС по такой
реализации. В результате снижаются затраты бюджета по оплате налога и одновременно
сохраняется зачетный механизм при сохранении в продажной цене входного НДС.
Это позволило бы предприятиям, реализующим продукцию, торговать с бюджетом
безубыточно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|