Проблемы формирования бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа
На югорской земле насчитывается более
500 богатейших месторождений нефти и газа. Округ добывает свыше 60 % российской
нефти, находится на третьем месте по добыче газа (3 % от общероссийской
добычи), на втором месте в Федерации по производству электроэнергии (6 %). Также
округ стабильно удерживает лидерство по заготовке леса, выпуск деловой
древесины составил 3 % от общего выпуска Российской Федерации.[19.c7.]
История образования самостоятельного
бюджета ХМАО начинается с 1991 года, когда округ получл право самостоятельно
формировать бюджет отдельно от Тюменской области.
Именно богатая ресурсная база
обусловливает столь важное значение, придаваемое развитию округа. Именно
благодаря разведке и использованию сырьевых ресурсов бюджету округа присущи
столь высокие доходные и расходные обороты.
2.2. Общие принципы составления, рассмотрения и утверждения
бюджета ХМАО.
1.Решение о начале работы над
составлением проекта окружного бюджета принимает Губернатор Ханты-Мансийского
автономного округа за 5 месяцев до начала соответствующего финансового года.
На основании этого решения
исполнительный орган государственной власти автономного округа организует
поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
2. На первом этапе составляется
прогноз социально-экономического развития округа, основные направления
бюджетной политики, сводный баланс финансовых ресурсов округа, потенциалы
доходов бюджета округа, бюджетов муниципальных образований, фонда выравнивания,
расчет контрольных цифр проекта бюджета, разработка окружных программ с определением
затрат на планируемый финансовый год.
3. Структурные подразделения
исполнительного органа государственной власти округа представляют в Комитет по
финансам и налоговой политике, Комитет по экономической политике бюджетные
сметы, программы и заявки на ассигнования из окружного бюджета до 15 августа
года, предшествующего планируемому.
4. Исполнительный орган
государственной власти округа доводит до органов местного самоуправления для
формирования местных бюджетов следующие исходные данные:
-
проектируемые
нормативы отчислений от регулирующих доходов и принятых в расчет сумм контингентов
этих доходов;
-
дотации и
субвенции, намечаемые к предоставлению из окружного бюджета в бюджеты муниципальных
образований;
-
перечень
и фиксированные доли доходов, закрепленные за бюджетами муниципальных
образований;
-
перечень
расходов, передаваемые из окружного бюджета в бюджеты муниципальных
образований;
-
проекты
нормативов распределения платы за недра между окружным бюджетом и бюджетами муниципальных
образований местного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления на
основе полученных исходных данных формируют проекты бюджетов территорий и
представляют их в Комитет по финансам и налоговой политике исполнительного органа
государственной власти автономного округа до 1 сентября года, предшест-вующего
планируемому.
В
случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов органы
местного самоуправления одновременно представляют рас-четы для обоснования
размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций и субвенций,
перечень доходов и расходов, подлежащих передачи из окружного бюджета, а также
данные об изменении состава объектов бюджетного финансирования.
6.
Второй этап предполагает детальную проработку и согласование показателей социально-экономического
развития округа, потенциала доходов бюджетов муниципальных образований.
7. Комитет по финансам и налоговой
политике исполнительного органа государственной власти автономного округа
рассматривает:
-
бюджетные
сметы, программы и заявки комитетов, управлений и отделов исполнительного
органа государственной власти автономного округа до 1 сентября года,
предшествующего планируемому;
-
расчета
по местным бюджетам в августе.
8. Окружные органы управления и
местного самоуправления вправе вносить свои предложения по изменению и
уточнению показателей окружного и местных бюджетов, проектируемых
исполнительных органом государственной власти округа. В случае их полного или
частичного отклонения Комитет по финансам и налоговой политике исполнительного
органа государственной власти автономного округа обязан совместно с окружными
органами управления и органами самоуправления, внесшими предложения, составить
протоколы об имеющихся разногласиях. Протоколы должны содержать обоснование
предложений и отказов.
9. Исполнительный орган
государственной власти автономного округа для рассмотрения несогласованных
вопросов по показателям окружного и местных бюджетов до 1 сентября года,
предшествующего планируемому, образует согласительную комиссию.
10. С учетом решений согласительной
комиссии Комитет по финансам и налоговой политике исполнительного органа
государственной власти автономного округа в сентябре дорабатывает проект
консолидированного и окружного бюджетов в полном соответствии с утвержденной
«Классификацией доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации».
11. На заключительном этапе
исполнительный орган государственной власти автономного округа готовит проект
бюджетного послания и представляет его Губернатору округа.
Губернатор автономного округа представляет
бюджетное послание Думе автономного округа.
Бюджетное послание Губернатор
Ханты-Мансийского автономного округа на соответствующий период должно включать:
-
основные
показатель прогноза экономического и социального развития Ханты-Мансийского автономного
округа;
-
сводный
финансовый баланс;
-
проект
консолидированного бюджета;
-
основные
направления бюджетно-финансовой политики;
-
предельный
размер дефицита окружного бюджета;
-
адресную
инвестиционную программу;
-
программу
приватизации государственных и муниципальных предприятий;
-
проект
закона Ханты-Мансийского автономного округа “ Об окружном бюджете” и приложения
к нему:
а) проект окружного бюджета с
расшифровкой расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской
Федерации и ведомственной автономного округа;
б) дотации и субвенции бюджетам
местного самоуправления;
в) нормативы отчислений от
регулирующих доходов в бюджеты местного самоуправления;
г) целевые программы, предлагаемые к
финансированию на очередной финансовый год;
д) перечень защищенных статей;
е) план капитальных вложений;
ж) меры по покрытию дефицита
окружного бюджета.
12. Губернатор автономного округа
представляет послание в Думу округа до 15 ноября года, предшествующего
планируемому.
Комиссии Думы автономного округа
рассматривают проект закона об окружном бюджете и готовят свои заключения. Для
более тщательного предварительного обсуждения проекта закона об окружном
бюджете комиссии Думы автономного округа могут проводить депутатские слушания.
Комиссия по бюджету Думы автономного
округа в 10-дневный срок анализирует и обобщает итоги депутатских слушаний и
готовит сводное заключение по проекту закона, которое направляется в исполнительный
орган власти округа до 1 декабря года, предшествующего планируемому.
Исполнительный орган государственной
власти автономного округа дорабатывает проект бюджета с учетом сводного
заключения и вносит проект закона об окружном бюджете в Думу автономного округа
не позднее 15 декабря.
Исполнительный орган государственной
власти автономного округа вносит на рассмотрение Думы автономного округа проект
закона об окружном бюджете на очередной финансовый год одновременно с:
-
предварительными
итогами социально-экономического развития автономного округа за истекший период
текущего года;
-
прогнозом
социально-экономического развития автономного округа;
-
основными
направлениями бюджетной и налоговой политики;
-
прогнозом
сводного финансового баланса по территории округа;
-
прогнозом
консолидированного бюджета автономного округа;
-
основными
принципами по взаимоотношениям окружного бюджета с бюджетами муниципальных
образований;
-
окружными
целевыми программами и окружными программами по развитию районов, предусмотренными
к финансированию из окружного бюджета;
-
окружной
адресной инвестиционной программой;
-
программой
приватизации окружных и муниципальных предприятий;
-
расчетами
по статьям классификации доходов окружного бюджета, разделам и подразделам
функциональной и ведомственной классификации расходов и дефициту окружного
бюджета;
-
структурой
окружного внутреннего долга и программой внутренних заимствований, предусмотренных
на очередной финансовый год для финансирования дефицита окружного бюджета.
Дума автономного округа на заседании
рассматривает проект закона об окружном бюджете. В ходе обсуждения бюджета
депутаты Думы могут заслушать разъяснения должностных лиц исполнительного
органа государственной власти автономного округа относительно процедуры
составления бюджета. По итогам проекта закона Дума автономного округа
принимает постановление о принятии проекта закона за основу или его отклонении.
В случае отклонения проекта закона направляется в исполнительный орган
государственной власти округа на доработку. Дума автономного округа принимает
постановление о принятии закона об окружном бюджете с текстом закона либо
постановление о возврате проекта закона на доработку.
Текст закона об окружном бюджете
должен содержать:
-
общий
объем доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета;
-
прогнозируемые
доходы в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджета автономного
округа;
-
нормативы
отчислений в бюджеты других уровней от регулирующих доходных источников;
-
расходы
бюджета по показателям бюджетной классификации;
-
капитальные
расходы бюджета (бюджет развития) и текущие расходы бюджетов (бюджет текущих
расходов);
-
объем и
перечень внутренних заимствований по показателям источников внутреннего
финансирования дефицита бюджета;
-
распределение
бюджетных ассигнований по прямым получателям средств в соответствии с ведомственной
структурой расходов бюджета;
-
статьи
(показатели, нормативы), определяющие особенности регулирования межбюджетных
отношений на очередной финансовый год;
-
объем
оборотной кассовой наличности.
Дума автономного округа постатейно
утверждает бюджет в форме закона Ханты-Мансийского автономного округа. В случае
не утверждения отдельных статей представленного проекта бюджета Дума автономного
округа проводит повторное голосование по перераспределению бюджетных
ассигнований в рамках верхнего предела объема бюджетных ассигнований. В случае,
если по данному вопросу не будет принято до 1 января планируемого года,
вступает в силу порядок расходования средств в размере 1/12 объема предыдущего
года с учетом уровня инфляции, установленного Правительством Российской
Федерации, в течении каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по
отдельным расходными статьям бюджета соответствующими органами власти.[26]
Контроль за исполнением окружного
бюджета и расходованием средств окружных внебюджетных фондов осуществляет Дума
и Счетная палата автономного округа. Комитет по финансам и налоговой политике
исполнительного органа государственной власти автономного округа ежемесячно
представляет в Думу автономного округа и в Счетную палату отчет о состоянии
бюджета и его исполнении. Исполнительный орган государственной власти
автономного округа ежегодно в мае, следующим за отчетным годом, представляет в
Думу автономного округа отчетный доклад и отчет об исполнении окружного бюджета
за прошлый год. Отчет об исполнении окружного бюджета рассматривается и
утверждается постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа. Отчет об
исполнении окружного бюджета составляется в той же структуре и бюджетной
классификации, которые применялись при утверждении бюджета.
Дефицит бюджета , пути его снижения.
В настоящее время в тяжелых рыночных
условиях, недостаточности средств на покрытие расходов и при дефиците бюджета
есть необходимость для создания фонда финансовой поддержки для оказания
помощи субъектам Федерации. Для получения такой помощи в виде субвенции или
дотации.
Субвенция-это средства, выделяемые из
одного бюджета другому на конкретную цель. В случае использования субвенции не
по целевому назначению или неиспользования в установленный срок субвенция
подлежит возврату в бюджет, из которого выдана.
Дотация-это бюджетные средства,
предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе на
покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и других
средств бюджетного регулирования.
Субъекту Федерации присваивается
статус “региона нуждающегося или
особо нуждающегося в поддержке”. Статус “региона нуждающегося в поддержке” предоставляется тем регионам, у
которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по
Российской Федерации. Статус “региона
особо нуждающегося в поддержке”
предоставляется тем регионам у которых сумма федеральных налогов (налог на
прибыль, НДС, акцизов и подоходного налога с физических лиц), собираемых на их
территории подлежащих зачислению в региональный бюджет в расчете на одного
жителя региона, оказываются меньше 95% от средней аналогичной величины по
Российской Федерации в целом, и условная сумма расходов оказывается меньше 100%
расходов регионального бюджета. Регионы, получающие финансовую помощь из федерального
бюджета, обязаны предоставить в Министерство финансов РФ для контроля
подробные плановые и фактические данные обо всех расходах и доходов своих
бюджетов и внебюджетных фондов. Наряду с предоставлением финансовой помощи,
регионам выделяются бюджетные ассигнования на капитальные вложения для
осуществления федеральных целевых программ, а также на иные мероприятия
согласованные на федеральном уровне. Однако в последнее время бюджетных средств
на все это недостаточно, а подчас и вообще нет. В стране сложилась финансовая
ситуация, у государства нет денег на выплату заработной платы, полное
обеспечение медикаментами и питанием, топлива и электроэнергии. Все это говорит
о том, что деньги расходуются нецеленаправленно или было завышение средств на расходы.
В такой ситуации стоит вопрос о сокращении расходов бюджета, необходимо
обеспечить своевременную выплату заработной платы, пособий, стипендий,
необходимым питанием и медикаментами. Для полного обеспечения всех программ не
только правительство РФ но и все субъекты Федерации должны изыскивать доступные
и недорогие пути получения средств на покрытие расходной части бюджета.
Основными причинами резкого скачка
бюджетного дефицита явилось:
-
низкая
эффективность общественного производства, усугубляемая малой результативностью
внешнеэкономических связей;
-
нерациональная
структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя
крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь
(нередко безвозмездную) развивающимся странам;
-
неэффективный
бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве
стимула развития экономики и социальной сферы.
Итак, дефицит бюджета – финансовая
ситуация, возникающая в случае, когда необходимо осуществить расходы на сумму
большую, чем возможная величина всех доходов.
Как же можно справиться с дефицитом
своего бюджета? Мировая практика знает четыре основных способа решения этой
проблемы:
1. Сокращение бюджетных
расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый
болезненный, так как обычно финансируются те нужды общества, которые не могут
быть охвачены рынком в силу их не прибыльности. Поэтому сокращение бюджетных
расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.
2. Изыскание источников
дополнительных доходов. С ростом инфляции быстро растут абсолютные суммы
доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие
инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета
возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается,
а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по
нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при
старом уровне цен.
3. Выпуск (эмиссия)
необеспеченных денег, используемых для финансирования расходов. Самый легкий и
самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – эмиссия наличных и безналичных
денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому
наркотику – она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую
экономическую ситуацию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|