рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Налоговая система России в новом правовом поле рефераты

Для обеспечения экономического подъёма в стране необходимо снижение налогового бремени. Оно должно произойти за счет изменения числа налогов, за счет отмены не эффективных и препятствующих развитию производства налоговых платежей: В первую очередь  отмены (на первом этапе резкое снижение ставок) налогов, исчисляемых от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Наконец необходимо снижение налоговой нагрузки по платежам, базой исчисления которых являются расходы организаций на оплату труда своих работников. Речь идет, прежде всего, об отчислениях в государственные социальные внебюджетные фонды.

В статьях 13, 14 и 15 первой части Налогового Кодекса РФ введенного с 1 января 2000 года отражен перечень федеральных, региональных и местных налогов, он как минимум в два раза меньше, чем в предшествующем Законе «О налоговой системе Российской Федерации». В место 49 установленных федеральным законодательством налогов и сборов, с 1 января 2001 года взиматься не более 25. При этом важно подчеркнуть, что с принятием Налогового Кодекса РФ перечень федеральных, региональных и местных налогов остался исчерпывающим, т. е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнему не вправе установить налог, не предусмотренный Налоговым Кодексом РФ. Для налогоплательщиков его введение означает упрощение их работы по исчислению и уплате налогов, снижение вероятности допущения ошибок и возникновения конфликтных ситуаций с налоговыми органами и существенное снижение налогового бремени.

А также конкретный налогоплательщик будет платить далеко не все налоги и сборы из тех, что предусмотрены в Кодексе, поскольку среди них достаточно много специфических, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относится в частности, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами, лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах уплачиваемых физическими лицами.

Если рассматривать установленную с 1 января 2001 года систему налогов и сборов с качественной стороны, то здесь также можно отметить достаточно много позитивных изменений. Упорядочение налогообложения в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы, - налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многих государствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточно высокую эффективность, за многие годы их существования к ним адаптировались и российские налогоплательщики.    

Больше внимание уделено во второй части Налогового Кодекса налогу на добавленную стоимость, который является основным источником бюджетных доходов. Его удельный вес в общей массе налоговых платежей превышает 20 %.

Раньше вопросы, связанные с уплатой НДС регламентировались законом РФ «О налоге на добавленную стоимость», который содержал всего 8 статей, это было явно не достаточно для столь значимого и непростого налога как НДС. Это, на мой взгляд, служило причиной постоянно возникающих разногласий между налоговыми органами и налогоплательщиками. В Налоговом кодексе РФ этому налогу уделено уже 35 статей. Хотя, к сожалению, наряду с разрешением многих наболевших вопросов, он тоже содержит противоречия и неоднозначные толкования отдельных положений. И чтобы определиться, по-прежнему надо рассчитывать на официальные дополнительные разъяснения Министерства по налогам и сборам РФ, которые готовятся в настоящее время. Как бы не хотелось налогоплательщикам руководствоваться четко прописанным законодательством, не требующим никаких пояснений, одинаково понятным налоговым органам и налогоплательщикам.

Но вторая часть Налогового кодекса положит конец спорам о том, что является объектом налогообложения при уплате НДС, возникшему из-за некоторых расхождений в российском законодательстве.


 

 

3. Проблемы совершенствования налоговой системы в связи с новыми правовыми отношениями

3.1 Особенности налоговых систем США и Франции

 

 

Напомним, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования экономики.

Налоговые системы развитых стран складываются под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Налоговые системы различаются по набору, структуре, способам взимания, ставкам налогов, по фискальным полномочиям различных уровней власти и так далее.

Существуют несколько основных принципов построения налоговых систем экономически развитых стран мира.

1. Принцип справедливости, который состоит в том, что распределение налогового бремени является равным, подразумевающим внесение от каждого налогоплательщика «справедливой доли» в государственные доходы.

2. Принцип нейтральности, который означает, что налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений или такое влияние должно быть минимальным.

3. Принцип эффективности, который подразумевает, что налоги должны способствовать стабилизации и экономическому росту страны.

4. Принцип доходчивости, означающий, что налоговая система должна быть понятной налогоплательщику, а принципы исчисления и взимания налога не должны допускать возможности свободного толкования.

5. Принцип оптимальности, предполагающий, что расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принципы построения налоговых систем различны в федеративных и унитарных государствах. Налоговую систему федеративного государства можно рассмотреть на примере США, а унитарную – на примере Франции.

США, являясь федеративным государством, имеет три уровня финансовой структуры: федеральный бюджет, бюджеты штатов, бюджеты местных органов власти. Как федеральное правительство, так и правительство штатов, являясь суверенными органами власти, пользуются конституционным правом налогового обложения. Административные единицы местного управления являются составной частью штатов и имеют свои налоговые системы, структура которых определяется конституцией штатов. На практике права штатов по контролю над органами местного самоуправления достаточно ограниченны. Законодательные органы штатов могут лишь вводить налоги, не противоречащие федеральному налоговому законодательству, а органы местного самоуправления вправе взимать налоги, разрешенные им законодательством штатов.

Налоговая система США состоит из трех уровней,  соответствующих трем уровням власти: федеральные налоги, налоги штатов,  местные налоги.

К федеральным налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, взносы в фонды социального страхования, акцизы, таможенная пошлина, налоги с наследств и дарений.

К налогам штатов относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог, налог с продаж, налоги с наследства и дарений, акцизы.

Местные налоги состоят из подоходного налога с физических лиц, налога на прибыль корпораций, поимущественного налога, экологического налога, налога с продаж, налоги с наследства и акцизы.

Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и правительством штатов и местными органами власти. В налоговой системе США это относится к подоходному налогу и акцизам на отдельные виды товаров, к налогам с наследств и дарений, взносам в фонды социального страхования. Наиболее значимыми в федеральном бюджете является подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль корпораций; в налоговых системах штатов – акцизы; в местных бюджетах – поимущественный налог.

Последние десятилетия характеризуются несколькими попытками перестройки системы налогообложения в США, что было вызвано необходимостью принять меры по оздоровлению финансовой системы в условиях высоких темпов инфляции и роста дефицита государственного бюджета.

Первая волна реформ связана с именем президента США Р. Рейгана. В 1986 году в США был осуществлен радикальный пересмотр всей системы федерального налогообложения физических и юридических лиц. Был введен новый Налоговый кодекс США. Основными целями налоговой реформы 1986 года являлись упрощение системы федерального налогообложения, попытка совместить повышение экономической эффективности налоговой системы со снижением уровня налогового бремени. Основными итогами налоговых реформ конца 80-х годов явилось значительное сокращение ставок налога, что привело к «буму инвестиций» в обрабатывающей промышленности, вызванному повышением финансовой устойчивости фирм и ростом их прибыльности. Были преодолены высокие темпы инфляции, за счет чего уменьшилось налоговое бремя, возлагаемое на плательщика.

В программе реформ администрации У. Клинтона, выдвинутой в начале 1993 года, выражен отход от принципов Налогового кодекса 1986 года. В ней предусмотрено повышение предельной ставки налога на прибыль корпораций, увеличение суммы оценочных платежей, введение налога на производителей и продавцов различных видов топлива. Большое внимание уделяется ужесточению принципов подоходного налогообложения физических лиц, особенно получающих высокие доходы.

Следует отметить, что налоговая политика, проводимая властями США с 1993 года, принесла результаты: впервые за два десятилетия федеральный бюджет государства за 1998 год исполнен с превышением доходов над расходами.

В унитарном государстве, каким является Франция, существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и на местные налоги. Это связано с политикой формирования местных бюджетов на принципах самофинансирования и  бездефицитности.

Налогообложение во Франции имеет свои особенности, основанные на традициях исторического развития страны. Принципы налоговой системы Франции позволяют наряду с жесткой законодательной регламентацией взимания налогов ежегодно законодательно уточнять ставки налогов и приводить налоговую политику в соответствие с меняющейся политической и экономической обстановкой. Местным органам самоуправления предоставлены права самостоятельно устанавливать размеры ставок местных налогов, однако существует ряд условий,  ограничивающих их самостоятельность в области налогообложения.

Для налоговой системы Франции характерно наличие большого числа льгот и привилегий, а также различные исключения из правил, что делает налоговую систему сложной для понимания и затрудняет исчисление и уплату налогов в бюджет.

Налоги являются главным источником поступлений в центральный бюджет Франции. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, налог на нефтепродукты, налог на прибыль от недвижимости, налог на доход от денежных капиталов, гербовый сбор, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль акционерных компаний, налоги с наследства и дарений, регистрационный налог.

При решении вопроса о двойном экономическом обложении налоговая система Франции предусматривает произведение частичного зачета налога, уплаченного компанией, при налогообложении акционеров. Это обеспечивается применением так называемого налогового авуара, который представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателя акций. Размер этой компенсации составляет половину стоимости распределенных дивидендов.

В настоящее время во Франции трехзвенная система административно-территориального деления, состоящая из уровней «регион – департамент – коммуна». Функции исполнительной власти в департаменте и регионе переданы председателям генеральных и региональных советов, заменившим в этой роли префектов – представителей центральной власти. В настоящее время существует тенденция увеличения местного налогообложения в соответствии с потребностями местных органов власти в доходах и проводимой государством программой децентрализации.[18]

Рассмотрим вкратце налог на добавленную стоимость.

В развитых рыночных государствах НДС рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС – это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров и услуг. С точки зрения международных отношений НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства.

К достоинствам НДС западные эксперты относят, прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. Он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт – в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме – сумма налога остается одной и той же. Все это является отличительной чертой «правильного, справедливого» налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.

В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4% ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

Регулировать воздействие НДС на налогоплательщиков принято за счет введения освобождения от его уплаты, либо обложения по нулевой или пониженной ставке товаров, потребляемых в основном бедными слоями населения, либо за счет применения повышенной ставки для предметов роскоши, потребляемых богатыми. Количество ставок НДС в разных странах различное. В большинстве стран, в налоговых системах которых применяются дифференцированные ставки НДС, их три: две ненулевых – базовая и пониженная,  и нулевая ставка. В то же время в некоторых странах существует единая ненулевая ставка НДС. Кстати, среди европейских стран Швеция и Дания выделяются наиболее высокой ставкой НДС – 25%. Эти страны традиционно характеризуются наиболее тяжелой общей налоговой нагрузкой.[19]



3.2. Пути совершенствования налоговой системы РФ

 

 

На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

Анализ исполнения федерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов. Особенно обнаружили всю неустойчивость социально- экономического и финансового положения страны решения Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 года о девальвации обменного курса рубля, реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, введении моратория на валютные операции капитального характера.

Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают «налоговые оазисы», создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия. [20]

По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Так, недоимка по налогам по г. Нижнекамску по состоянию на 01.01.2002 года составляет: в местный бюджет –  ------- тыс. руб., бюджет РТ – --------- тыс. руб., бюджет РФ – ------- тыс. руб.

Не могут не вызвать серьезной озабоченности и проблемы, связанные с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1999 года. Экспертные оценки, основанные на реальном анализе практики налогообложения, эффективности действовавших норм налогового законодательства, механизмов и процедуры сбора налогов и их экстраполяции, дают основание полагать, что указанный Кодекс, призванный обеспечить системное и комплексное совершенствование всей системы налогообложения, не только не устраняет недостатки в регулировании налоговых правоотношений, но и по ряду положений может усугубить и без того критическую ситуацию по сборам налогов. В настоящее время с особой остротой встал вопрос о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению федерального налогового и банковского законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9