Налоговая система России в новом правовом поле
НДС – косвенный налог, влияющий на
процесс ценообразования и структуру потребления. Основная функция НДС
-–фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих
этот налог.
Исчисление НДС –
процедура сложная, она различается в зависимости от содержания
финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок, отраслевой специфики
хозяйствования.
На технику исчисления
НДС влияют и виды конкретных товарно-материальных ценностей, участвующих в
финансово-хозяйственных операциях (основные средства, сырье и материалы,
нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.д.).
Рассматривая
экономическую и юридическую природу НДС, необходимо отметить, что различных
странах мира используются свои методики его исчисления и уплаты. Причем очень
много будет зависеть от того, какой принцип в определении добавленной стоимости
будет положен в основу.
Круг плательщиков НДС очень широк. Ими
выступают все организации (государственные и муниципальные предприятия
хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица,
согласно законодательству Российской федерации, и осуществляющие
производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы.
При условии осуществления
производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть:
предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные частные предприятия;
международные объединения и иностранные юридические лица. НДС включается
поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителем
(покупателем). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий,
производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по
реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного
налогообложения и взимания налога на добавленную стоимость введен механизм
исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС,
полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных
ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.
Объектом налогообложения являются
обороты по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) и товары,
ввозимые на территорию РФ. Объектом налогообложения также являются доходы и
средства, полученные от юридических лиц безвозмездно, с частичной оплатой, по
обмену, при реализации предметов залога, в виде авансов, а также любые денежные
средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ,
услуг).
Кроме этого, имеется ряд оборот,
которые в соответствии с законодательством не облагаются НДС. Облагаемый оборот
определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг),
исчисленной из применяемых цен и тарифов без исключения в них НДС, а также
исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в
себя НДС.
Льготы по уплате НДС установлены
законом, и их перечень не может быть изменен решениями местных органов власти.
Например, возмещение налогоплательщикам сумм НДС из бюджетов РФ и региональных
бюджетов. Льготы не распространяются на продукцию, поставляемую в другие
государства – участники СНГ.
Расчет суммы взноса налога в бюджет
осуществляется с учетом особенностей объектов налогообложения и видов
деятельности плательщиков налога. Сроки уплаты НДС в бюджет зависят от сумм
ежемесячных платежей, которые меняются весьма значительно в условиях инфляции и
периодически корректируются налоговыми службами.[15]
Глава «Налог на добавленную стоимость»
части второй Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2001 года. Однако
некоторые положения вводимого законодательства, согласно закону «О введении в
действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые
законодательные акты РФ о налогах» вступят в силу в более поздние сроки.
В настоящее время изменяется круг
плательщиков НДС. Возникает новая категория плательщиков НДС: индивидуальные
предприниматели, деятельность которых до этого НДС не облагалась. Однако они
могут добиться освобождения от уплаты налога. Статья 145 НК РФ предусматривает
такое послабление для предпринимателей и организаций с небольшим оборотом, в связи
с незначительностью начисляемых им платежей. Единственное исключение при этом –
плательщики акцизов, на которых действие статьи не распространяется. Платить
НДС начнут и коммерческие образовательные учреждения, раньше освобожденные от
этого вида налога.
Если одни будут платить НДС, то другие
– прекратят. Это касается филиалов и структурных подразделений, которые с 1999
года исполняли обязанности организации по месту своего территориального
расположения. Освобождается от уплаты НДС безвозмездная передача объектов
основных средств органам государственной власти и управления, органам местного
самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным
унитарным предприятиям.[16]
Вместе с тем следует подчеркнуть, что
в течение последних лет появляется тенденция к снижению доли налоговых
поступлений в бюджет по сравнении с созданной налогооблагаемой базой. Это
вызвано односторонне фискальной налоговой политикой государства, низким уровнем
налоговой дисциплины, а также недостатками в работе налоговых, финансовых и
банковских органов. Многие предприятия и организации скрывают доходы,
уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные
внебюджетные фонды. В стране, по сути, сложилась многоканальная система ухода
от налогов путем занижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств
на многочисленных счетах в различных банках, создания, в том числе и с санкции
федеральных органов исполнительной власти, организационных структур и схем
движения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и других
обязательных платежей в бюджет, иных ухищрений.
В то же время одних только мер по
усилению налогового контроля, укреплению налоговой дисциплины недостаточно.
Анализируя принятие и введение в
действие части первой Налогового кодекса РФ можно сделать вывод, что оно явно
носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на
качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения
документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать
единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее
хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в
законодательных актах.
Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ
содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию
экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с
функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.[17]
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на
макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков
налогов, вне зависимости от того в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный
фонд они поступают, к объёму полученного валового внутреннего продукта
(ВВП).
Данные о степени налоговых
изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в Приложении 3.
Из этих данных можно сделать несколько важных
выводов.
Во-первых, большинство
экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли
максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и
национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов
в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых
изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста
ВВП. Увеличение этих стран как экономическими, так и социальными негативными последствиями.
Во-вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских
налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической
литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы
не превышал 32% ВВП.
Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других
стран, в отношении российской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков
должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития
российской экономики на современном этапе.
Дело
в том, что определение показателя величины налоговой нагрузки в российской
экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП аналогичен показателю
«средней температуры по больнице», где в целом все хорошо, а одна половина
больных страдает от предельно высокой температуры, а другая – от допустимо
низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП в среднем по
России. В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы
в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только
непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что
положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.
Рассмотрим, какие же факторы оказывают благоприятное влияние на показатель
изъятия налогов в российской налоговой системе.
Во-первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России
складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины.
Далеко не все налогоплательщики исправно и в полном объеме платят в бюджет
причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но
всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои
налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги,
одни показывая так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся на
учет в налоговых органах.
По различным оценкам в российской экономике от 25 до 40, ВВП создается
в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается
налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения
в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов.
В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном
легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в
виде налогов, составляющих около половины произведенного ВВП. В среднем же
получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.
Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет ещё
и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через налоги ВВП
рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же
запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем,
налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской
экономике не одно и тоже. Дело в том, что российские налогоплательщики
уплачивают налоги, в бюджет исходя не из принципа «сколько положено по закону и
созданной конкретным налогоплательщиком налоговой базы», а исходя из своих
реально, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей.
Иными словами, каждый налогоплательщик вносит в бюджет не, сколько надо по
закону, а сколько хочет или может. В результате сложилась парадоксальная
ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям стали существенно превышать
их текущие налоговые платежи.
Таким образом, т. е. исходя не из положений налоговых законов, а возможностей,
осуществляется и планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и
внебюджетные фонды. Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и
органах местного самоуправления при составлении проектов соответствующих
бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов,
составляющего по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих
из проектируемой налогооблагаемой базы.
Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков
должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или,
проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды
бюджетов и внебюджетные фонды.
В третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является
несовершенным ещё и потому, что имеются существенные погрешности измерения
самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой
погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это
связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих
официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой
экономике. Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе
производится от 25 до 40 % ВВП.
В четвертых, немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в
которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить
налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений,
экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные
изменения налоговой системы страны (которые, хочется верить отомрут с принятием
в целом Налогового кодекса), разрушение экономических связей между
предприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных
факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки,
относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно,
в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было
бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия
и организации вынуждены нести налоговое бремя в условиях убыточной деятельности
каждого второго предприятия и острой недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание
в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки ещё более
отягощает это положение, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности,
а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных
средств.
Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного
ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны,
уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных
налогоплательщиков, а с другой стороны, снизить ограничение спроса и способствовать
тем самым подъему российской экономики.
Налоговый кодекс России несколько улучшает структуру налоговой системы
в пользу налогоплательщика, признавая в целом отмену налогов, уплачиваемых с
выручки. Вместе с тем налог на пользователей автомобильных дорог, дорожный
налог будут ещё функционировать не менее двух лет, хотя и с уменьшенной ставкой
обложения.
И, пожалуй, последний фактор, в немалой степени искажающий сводный
показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе – неоднородность
экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов
хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая
система России предусматривает возможность предоставления значительного числа
налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита,
налоговых отсрочек и рассрочек и других форм вне зависимости от уровня
получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те
предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход. С точки
зрения экономической политики в условиях необходимости государственной
поддержки это правильно, но с позиции налоговой нагрузки её распределение осуществляется
неравномерно, и сводный показатель налогового бремени подлежит корректировке с
учетом этих условий.
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране
установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики.
В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие
сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющего её переработку.
Проведение МНС России обследование нескольких десятков предприятий
различных отраслей экономики показало, что предприятия по производству
сельхозпродукции уплачивают в бюджет примерно 7 коп. с каждого полученного от
реализации продукции рубля. В то же время средний показатель налоговой нагрузки
по обследованным предприятиям составил более 25 коп. с рубля выручки.
Естественно, когда в целом в стране через систему налогов перераспределяется
около трети ВВП, то этот показатель не может учитывать указанную выше
неоднородность налоговой нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики, не
имеющие льготных условий налогообложения, платят в бюджет несколько больше, чем
это получается в среднем по стране.
Из сказанного можно сделать вывод, что российская налоговая система построена
таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной
мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В связи с этим при анализе воздействия налогов на предпринимательскую
деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской
экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не
величину налоговой ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов
между категориями плательщиков и специфику формирования налогооблагаемой базы.
В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед
нею все равны. Не существует какой-либо «дискриминации» налогоплательщиков,
скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с
тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на
определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное
налоговое давление. Одновременно негативное влияние на сбор налогов и
формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени
оказывает теневой сектор экономики. Поэтому проблема снижения налогового
бремени в российской налоговой системе в значительной степени связано с
расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты
налогов теневого бизнеса, «расчистки» неплатежей в экономике, укрепления налоговой
и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для
функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков
целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо, чтобы
Налоговый кодекс России, или, как его ещё называют, налоговая конституция
страны, после принятия всех его глав кардинально изменил ситуацию с реальным
снижением налогового бремени для российских налогоплательщиков.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|