рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Денежная система России рефераты

Но эта теория абсолютно некорректна, и прак­тика ее абсолютно не подтверждает. Так, даже согласно Отчету при установленных в денежной системе России нормах обязательного резервиро­вания теоретическое значение денежного мульти­пликатора более 6 единиц. На самом же деле, согласно рис. 3 отчета, его величина порядка 1,9, то есть не имеет ничего общего с теоретическим значением.

На объемы кредитов влияет величина обяза­тельного резервирования. Однако в значительно большей степени влияют процентные ставки. Во­обще кредитная масса определяется соотношени­ем между выдачей кредитов и их погашением. Аналогично тому, как уровень воды в бассейне является динамическим равновесием между объе­мом втекающей и объемом вытекающей воды.

Кредиты не увеличивают денежное предложе­ние, реальную денежную массу. Наоборот, при наличии обязательных требований кредиты даже уменьшают объем денежного предложения за счет замораживания в Центральном банке соответству­ющих резервов. Роль кредитов совсем иная. Кре­диты ускоряют движение денег.

Действительно, деньги, находящиеся в банке, могут лежать без движения достаточно долго. Ког­да банк выдает кредит, то при пересылке суммы кредита за пределы банка происходит одновремен­но уменьшение корсчета, окна для выхода денег за пределы банка, то есть уменьшение эффективного предложения из данного банка. Но деньги одновре­менно осуществили некоторую операцию. Посту­пившие на другой счет деньги могут быть, в свою очередь, также пересланы, либо на них вновь мо­жет быть выдан кредит и т.д. В результате всех этих операций деньги ускоряются при одном и том же, а зачастую и снижающемся за счет обязатель­ных резервных требований, денежном предложе­нии. Таким образом, западная теория денег и бан­ков абсолютно неверно трактует некоторые важ­нейшие понятия и представления в области движе­ния счетных денег, а от этого и практические дей­ствия центральных банков оказываются совершен­но неверными.

Для управления кредитной денежной массой существуют и другие механизмы - это различные нормативы безопасности: страховой фонд, нормы народного заемщика и т.д. Представления о неус­тойчивости банковской системы при отсутствии обязательного резервирования есть профанация банковской науки. Более того, в мире существует множество банковских систем, в которых вообще нет института обязательного резервирования. К примеру, в Бельгии обязательное резервирование было введено только в 1974 г. и вовсе не потому, что банковская система Бельгии была неустойчи­вой, а просто потому, что "так принято". В США есть, в ФРГ — есть. А вы что, лучше всех? До сих пор нет обязательного резервирования в Люксем­бурге и в значительной части азиатских стран.

Поэтому обязательное резервирование как ин­ститут должно быть вообще отменено. Банки и без этого будут, естественно, резервировать свои сред­ства в ЦБР, ибо их больше и негде "резервиро­вать". Более того, необходимо действовать в прямо противоположном направлении; каждому банку установить кредитную линию по его счету "НОСТРО" в ЦБ РФ, в пределах которой он мог бы свободно заимствовать средства для осуществления плате­жей клиентов. При этом процент на овердрафт по корреспондентскому счету должен быть достаточно высоким, чтобы использование его было для бан­ков финансово наказуемым. Это позволит банкам более тщательно планировать управление своими активами в целях максимального недопущения де­бетов по корсчетам, но в случае стечения обстоя­тельств, ведь банковские потоки подвержены силь­ной случайности, банк, даже с ущербом для себя, мог бы выполнить обязательства перед своими кли­ентами. А сейчас мы имеем неустойчивость банковской системы именно из-за наличия обязательных ре­зервных требований. Деньги банков есть прежде всего деньги клиентов. И получается, что банк не может выполнить на деньги клиентов обязатель­ства перед клиентами, так как эти деньги факти­чески заморожены в Центробанке. Одновременно можно было бы ликвидировать весь рынок межбанковских краткосрочных креди­тов, так как это кредитование взял бы на себя сам Центробанк.

В принципе Банк России уже движется в этом направлении, введя институт однодневных расчет­ных кредитов банков для завершения расчетов по итогам операционного дня (стр. 52). При этом со­здана автоматическая система представления этих кредитов.

Таким образом, в этом направлении действия банка можно только приветствовать, если бы на его представлениях не сказывались нелепые пред­рассудки дней, давно минувших. До сих пор Банк очень осторожно подходит к предоставлению этих кредитов, так как они являются "необеспеченны­ми". Но ведь это полнейшая нелепость. Разве Банк дает кредиты какому-то бомжу с неизвестным ме­стожительством и неизвестной платежеспособно­стью? Банк имеет дело все-таки с банками, кото­рые сам контролирует, которые имеют и имуще­ство, и собственные активы, и т.д. Нужно отхо­дить от психологии старухи-процентщицы, которая дает деньги только под залоги. Банк — это дело, это бизнес, который имеет громадную ценность. И требовать от банка какие-то залоги смешно. Ведь предприятия, граждане государственные органи­зации вкладывают свои деньги в банки без всяких "залогов", веря их репутации и тому, что Банк России контролирует их. А сам Банк России, кото­рый имеет все возможности и даже обязатель­ства проверять, контролировать и знать все о банках, не доверяет им. Да это же просто неле­пость! Таким образом, система бланковых расчетных кредитов должна быть распространена на все бан­ки без исключения.

Более того, введение системы автоматичес­кого предоставления "расчетных кредитов" повы­шает возможности и самого Банка России контро­лировать ситуацию в коммерческих банках, полу­чать информацию о неблагополучии в банке за­долго до того, как он окажется банкротом. Дей­ствительно, если какой-то банк начинает слишком активно использовать расчетные кредиты, это сразу же становится для Банка России звонком — в этом банке что-то неблагополучно, надо обратить на него внимание. "Кредитная история" банка ста­новится важнейшим информационным показате­лем состояния и деятельности банка. И можно, не дожидаясь банкротства банка, принять какие-то меры.

Остановимся также на практике так называе­мых ломбардных кредитов, то есть кредитов, кото­рые Банк России дает коммерческим банкам под залог их пакетов государственных ценных бумаг, ГКО и т.д. Вся эта деятельность Банка России явно "с душком".

Действительно, банк покупает на деньги клиен­тов (а какие еще у него деньги?) государственные ценные бумаги (вместо того чтобы в первую оче­редь осуществлять кредитное обслуживание клиен­тов. которые предоставляют банку свои деньги).

 Затем банк несет эти бумаги в ЦБР, получает под них новый кредит, снова покупает ценные бумаги и т.д. Со стороны ЦБР выдача ломбардных кредитов есть замаскированное кредитование государства и его расходов, она способствует отвлечению средств банков от выполнения их прямой функций — об­служивания клиентов — фактически ведет к тому, что наибольшие (легальные) доходы в стране воз­никают не в сфере производства, а в сфере обра­щения денег.

Вот почему практика ломбардных кредитов ЦБР должна быть полностью пресечена. Банк России — не фирма по зарабатыванию денег его "банковс­кой братвой", а орган управления, регулирования и контроля денежной системы в интересах всего общества. А ломбардные кредиты — это откро­венные "шахли-махли", недостойные такого орга­на, как Банк России. Более того, откуда берет деньги Банк России на эти ломбардные кредиты, интересно спросить? Если путем эмиссии, то это недопустимо. Если из средств обязательного ре­зервирования, то это еще более странно. Получа­ется, что Банк просто-напросто прокручивает обя­зательные резервы, отнимая их у всей денежной системы. Или пускает их в оборот, но только уже от себя.

Институт ломбардных кредитов должен быть ликвидирован безусловно.

Депозитные операции Банка России. Эти операции также имеют сомнительную ценность с точки зрения всей денежной системы страны. В чем их суть? Банк, собравший деньги клиентов, вместо того чтобы использовать их прежде всего в интересах клиентов, например для их кредитова­ния, передает их на депозит ЦБР под какие-то проценты.

Нелепость операции состоит в том, что эти деньги и так находятся в Центральном банке, толь­ко на беспроцентном счете, А в результате этой операции деньги банка переходят на процентный счет, но уже не могут быть использованы для це­лей кредитования клиентов. Думается, что и эти операции должны быть прекращены. Деньги в бан­ке должны использоваться прежде всего в интере­сах клиентов, то есть для их кредитования. А для того чтобы вкладывать деньги в надежных клиен­тов, в надежные проекты, банку надо работать с клиентами, интересоваться их делами, изучать их кредитные истории и т.п. А создав систему депо­зитных операций, Банк России фактически стиму­лирует безразличие банка к своим клиентам, на­плевательское отношение к ним. опять создает возможности зарабатывания денег банками, не выходя за пределы самой денежной системы, а только через их "прокручивание" без выхода денег

в экономику.

Все это есть фактически "отрыжка" представ­лений, что Банк России — коммерческое предпри­ятие, которое должно зарабатывать деньги само и давать возможность без усилий заработать своим компаньонам по бизнесу — коммерческим бан­кам.

Банки должны зарабатывать деньги, но "в поте лица своего", с принятием на себя определенных рисков, а отнюдь не простым переписыванием денег (чужих) со счета на счет.

Валютная политика и валютное регулирование

В 1996 г. международные золотовалют­ные резервы страны составили 15,3 млрд долл., сократившись за 1996 г. на 1,9 млрд долл. (стр. 29). Это при таком гигантском положительном саль­до внешней торговли — почти 40 млрд долл. — уникальный случай во всей мировой финансовой системе. Одновременно сами валютные резервы уменьшились еще больше —на 3,1 млрд долл.

Интересно распределение валютных резервов по способам их сохранения. Согласно стр. 18 "Аудиторского заключения" основные валютные активы распределены (в пе­ресчете на доллары) следующим образом (табл. 2).


 Таблица 2

Размещение валютных авуаров Банка России, Млрд. USD

На корсчетах в иностранных банках                   2,2

В ценных бумагах Казначейства США                 6,5

ФРГ                       2 3

Кредиты иностранным банкам                       1,7


Таким образом, наше утверждение, что Россия является одновременно кредитором Правительства США и ФРГ, находит в таблице полное подтверждение.

Здесь наглядно виден весь абсурд существующего "мирового финансового порядка". Бедная стра­на, ищущая по всему миру кредиты, одновременно кредитует западные правительства и западные банки.  Деньги на корсчетах также есть, де-факто, кредиты Западу.

Думается, что в принципе можно разработать такую схему, в которой эти деньги работали бы    именно на российскую экономику. Просто дать их   в кредит под какой-нибудь, даже весьма надежный    и эффективный проект нельзя, так как валютные   резервы должны обладать высокой ликвидностью. Однако в современной финансовой системе Запада имеется множество схем финансовых преобра­зований, в которых под залог высоколиквидных ресурсов можно получить "длинные" деньги, то есть долгосрочные кредиты. Вот о чем следовало бы подумать Центробанку. Как суметь использовать валютные резервы России для кредитования рос­сийской экономики, а не бегать с протянутой рукой по всему миру. Думается, что такие схемы вполне можно разработать. Например, можно было бы вложить эти средства в банки или ценные бумаги других стран, например Японии, Тайваня или еще каких-то иных, которые за это могли бы предоста­вить России финансовые или нефинансовые блага. Почему свет клином сошелся на самых низкодо­ходных бумагах США и ФРГ? С какой стати, Рос­сия должна финансировать именно эти самые бо­гатые страны?

Состояние платежной системы России

Состояние платежной системы России являет­ся катастрофическим, и отчет никак не может это­го скрыть. Денежная система России покрывает не более пятой части потребности страны в расчетно-платежных средствах, результатом чего явилась то­тальная денежная суррогатизация страны. Объем суррогатных денег никто даже не берется подсчи­тать. в том числе и Банк России. Но по оценкам, этих суррогатов — векселей, зачетов, местных, фаб­ричных, даже частных денег в России в настоящее время используется на сотни триллионов рублей, что превышает объем государственных денег мно­гократно. Россия возвратилась к временам батьки Махно.

Вот почему речь не может идти о простой эмис­сии денег. Эмиссионные деньги, естественно, по­лучит государство, и при катастрофической задол­женности перед населением в зарплате и пенсиях они сразу же выплеснутся на рынок потребитель­ских товаров. Это вызовет рост цен. А так как при этом вряд ли Банк России захочет слишком сильно повышать курс доллара, то это, в свою очередь. еще больше обесценит доллар, что приведет к совершеннейшей катастрофе отечественной про­мышленности. Валютные же резервы страны вооб­ще могут "испариться", так как станет выгодным покупать за границей даже ложки.

Таким образом, классические решения в на­стоящее время для России абсолютно непригодны. Необходимы принципиально новые подходы.

А для этого необходимо полностью перестро­ить всю банковскую систему.

Рассмотрим сначала структуру Банка России. В России официально объявлено, что ее банковс­кая структура является "двухуровневой".

Но приглядимся внимательнее, что же это за "двухуровневая структура"?

В классической двухуровневой структуре Цент­ральный банк есть банк банков и не обслуживает нефинансовых лиц. Обслуживает он только банки и федеральное правительство. В России в Централь­ном банке обслуживаются 8655 кредитных органи­заций и 316 371 (!!!) небанковский клиент. Для

последних Центральный банк стал обычным рас-

четным банком. Таким образом, Банк России фак­тически есть одновременно и банк верхнего, и банк нижнего уровня, что вообще разрушает саму идею двухуровневой денежной системы.

В банковской системе США Федеральный ре­зервный банк состоит из 12 федеральных банков, являющихся равноправными субъектами федераль­ной резервной системы. Некоторые из них имеют филиалы, общее число которых равно 24-м.

В меньших странах вообще есть лишь один Цен­тральный банк.

Но в России структура ЦБ РФ включает в себя собственно Центральный банк, 60 главных управ­лений и 19 национальных банков (учреждений вто­рого уровня иерархии в системе Банка России) и 1339 расчетно-кассовых центров (организаций тре­тьего уровня иерархии в системе ЦБ РФ). Факти­чески нет ничего общего с двухуровневой банков­ской системой, о строительстве которой все гово­рят.

Вот почему необходимо привести в соответ­ствие условия России с ее банковской структу­рой.

Надо заметить, что правильнее говорить в на­стоящее время не о банковских системах страны, а о денежно-банковских системах движения той или иной валюты.

Так, если с этой точки зрения посмотреть на долларовую денежно-банковскую систему, то она построена отнюдь не по двухуровневому, а много­уровневому принципу.

Доллар является мировой валютой. И любой банк в любой части света, имеющий долларовые счета, фактически входит в эту долларовую денеж­но-банковскую систему через целую систему корсчетов.

Например, пусть россиянин имеет долларовый счет в одном из российских банков. Эти доллары лежат на счете в российском банке. Одновременно они же находятся на долларовом счете "НОСТРО" российского банка в одном из западных банков. Это может быть, например, скандинавский банк. Доллары скандинавского банка лежат, к примеру, на корсчете одного из американских банков. Нако­нец, эти же доллары лежат на корсчете амери­канского банка в одном из банков Федеральной ре­зервной системы США.

Таким образом, имеем следующую иерархию банков (рис. 2), соединяющуюся между собой кор­респондентскими счетами:

При этом доллары клиента входят в состав пассивов всей этой цепочки банков.

Отметим, что если еще в первом звене, то есть по отношению к американскому банку, име­ются какие-то резервные требования, то на все остальные банки этой цепочки никакие резервные требования США не распространяются. И что? Возникает ли от этого какая-то нестабильность денежной системы? Нет. Никакого неограниченно­го расширения кредитов не происходит. Хотя каж­дый из банков использует эти доллары в качестве кредитных ресурсов и может выдавать кредиты. Фактически один доллар, помещенный в банк ниж­него уровня, является пассивом, а следователь­но, и кредитным ресурсом во всех остальных бан­ках. Другими словами, имеем мультипликацию кредитных ресурсов, пропорциональную числу зве­ньев в этой цепочке.

Неамериканские банки не подчиняются банков­скому законодательству США. И тем ни менее долларовая денежно-банковская система является весьма надежной. Если в банке нижнего уровня кто-то каким-то образом приписал себе лишние доллары, то всем остальным банкам это в высшей степени безразлично. Корреспондентский банк знает, сколько денег есть в его банке нижнего уровня, и ровно столько он выпустит денег из этого банка. Фальсификация денег в банке остается внутрен­ним делом самого банка и никак не воздействует на всю денежно-банковскую систему. Таким обра­зом, в этой системе существует внутренний сис­темный контроль — банк верхнего уровня является автоматическим контролером банка нижнего уров­ня, что и обеспечивает полную надежность этой банковской системы. Таким образом, современная многоуровневая банковская система обладает внутренней, авто­номной устойчивостью и надежностью и не нужда­ется в государственной опеке или охране. В счетной денежной системе деньги есть всего лишь числа на счетах, то есть информация, и в ней имеются внутренние механизмы администрирования, кото­рые дают четкие правила доступа к этой инфор­мации, надежно предохраняют ее от фальсифика­ции без всякого государственного участия. В этом ее принципиальное отличие от бумажной денеж­ной системы, в которой государство выполняет определяющую роль в поддержании ее надежнос­ти в виде жесточайшей борьбы с подделкой денег, их хищениями и т.д. Именно поэтому век бумаж­ных денег — двадцатый век — есть век тотальной государственно-бюрократической организации об­щественной жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6