Бюджетный учет и отчетность
Бюджетный учет и отчетность
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ.
Тема 1: .
1)
БУ, его место в системе
хоз. учета. Роль и значение БУ в условиях перехода к рынку.
2)
Органы, занимающиеся учетом
исполнения б-та (любого б-та).
3)
Объекты БУ.
(1) БУ, его место в системе хоз. учета.
Роль и значение БУ в условиях перехода к рынку.
БУ явл. особой подсистемой хоз. учета и играет очень
важную роль в управлении эк-кой.
Назначение любой системы учета – получить необходимую
информацию о той или иной единице эк. – управлять хоз. процессами.
3 основных. вида учета в единой системе хоз. учета:
1.
оперативный
2.
бухгалтерский
3.
статистический.
БУ как подсистема хозяйственного учета включает все 3
этих элемента.
БУ –
система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов
всех уровней. Т.е. БУ охватывает все операции, связанные с исполнением бюджета.
БУ вкл. блоки:
1 – Блок связан с учетом исполнения бюджета в ОФК – это уровень ФБ.
2 – Учет исполнения др. уровней бюджетной системы в фин. органах,
3 – Учет исполнения смет расходов либо смет доходов и расходов в
бюджетных орг/ях,
4 – Учет кассового исполнения бюджета,
5 – Оперативный учет налогов и доходов в налоговых органах.
Оператив. учет – в любом учете необх. для текущего наблюдения и контроля
за хоз. операциями в ходе их непосредств. исполнения в конкрет. момент времени:
·
в нал. органах – в области
доходов,
·
банки при кассовом
исполнении б-та.
Налог. органы фиксируют инф. (при ОУ доходов):
·
в разрезе отд. видов
доходов,
·
в разрезе отд. плательщиков
Сущность: инф. о том, как отд. плат-ки рассчит-ся с
б-том.
Инф. накапливается в оперативных сводках и отчетах,
кот. предост-ся н. органами.
Бухучет – исп-ся для сплошного непрерывного и системного отражения дох., расх.
б-та, источников фин-ия бюдж. дефицита.
Отличит. особ-ть:
·
базир-ся на надлежаще
оформленных первич. док-тах,
·
вся инф., поступающая из
первич. док-в, отраж-ся на счетах бухучета,
·
составление бух. отчетности
о ходе исполнения б-та (кварт. и годовая отчет-ть).
Позволяет определить, пр. всего, рез-ты исполнения б-та
– дефицит или профицит.
Бухучетом заним-ся:
·
Казначейство,
·
фин. органы,
·
банки,
·
сами бюдж. орг/ии, либо
централизованные бухгалтерии при их органах управления.
Стат. учет - предусматривает сбор определенных нат. и ден. пок-лей, хар-щих
динамику, объемы и структуры дох. и расх. б-та; сетевые пок-ли – пок-ли штата и
контингента.
Т.о., связ. не только с пок. в ден. форме, но и в нат.
Эти пок-ли нужны для контроля за ходом исполнения б-та
и корректировкой плановых бюджетных назначений.
Стат. инф. – основа для бюдж. планирования на след.
год.
Инф. стат. учета отраж-ся в стат. отчет-ти. Эта
отчет-ть предст-ся органами стат-ки и это важ. часть отчет-ти, предост-мой фин.
органам.
Стат. отчет-ть: * отраж-ся инф. стат. учета,
* для
изучения массовых эк. и соц. явлений.
Вывод: БУ осущ-ся при использовании всех 3-х видов учета, кажд. вид учета
предст-ет опред. сторону процесса исполнения б-та, кажд. вид чета обладает
опред. специфич. приемами и методами. Но их всех роднит цель – осущ-ть контроль
за ходом исполнения б-тов всех уровней.
Роль БУ:
1)
На 1-ой стадии б. процесса
– бюдж. планирования – регистры БУ и отчет-ти позволяют планировать бюдж.
показатели на след. год,
2)
Позволяет регулировать
процесс исполнения б-та. Осн. задача: выполнить бюдж. назначения по доходам и
по расходам. Для этого БУ поставляет инф. о ходе недовыполнения доход. части Þ корректировка по расходам.
3)
Контроль за ходом
исполнения б-та. Вскрываются нарушения хоз. дисциплины, неиспользование ср-в по
целевому назначению Þ заставить п/я
вернуть исп-ные не по цел. назнач. ср-ва. Контрольные действия могут
предупредить возможность хищений и злоупотреблений. Но у нас сейч. нет
механизма персональной ответ-ти должностных лиц за нерац. исп-ие бюджетных
ср-в.
В усл. перехода к рынку роль БУ растет в связи с
принятием з-на «О б.у.» 21.11.96 №129-ФЗ (обр. вним. на права и ответ-ть глав.
бух. и рук-ля орг/ии).
(2) Органы, занимающиеся учетом исполнения б-та
(любого б-та).
1)
Минфин и фин. органы на
местах.
2)
Органы фед. Казначейства:
·
Глав. управление
Казначейства,
·
Террит. органы Казнач.
3)
Мин-во РФ по налогам и
сборам и налог. органы на местах, кот. представлены ГНИ на местах,
4)
Органы кассового исполнения
(ЦБ, РКЦ и уполномоченные ком. банки).
5)
Мин-ва, ведомства и
отдельные бюджетные орг/ии, занимающиеся исполнением б-та (Минобраз.,
здравоохр-ия. соц. р. и т.д.)
*1) Минфин – ФК (ГУФК явл. стр. подразд-ем Минфина) В
МФ непосредств. БУ заним-ся только ГУФК.
Функции ГУФК (2 блока):
I) Методологич. рук-во орг-ей БУ на терр. РФ.
(инструкция по исполнению б-тов 78 г.)
Заключ-ся в:
·
разработке инструкций и
метод. указаний по исполнению б-тов всех уровней.,
·
метод. указ. по состав.
отчет-ти бюджетов всех уровней.,
·
по разработке
документооборота и т.д.
Сегодня есть:
·
инстр-ии по исполнению ФБ –
не существует (было 5-6 вариантов)
Бывшая центр. бухгалтерия по бюджету при Минфине
разработала:
·
инструкция по исполнению
рег. и мест. б-тов 1978 г.,
·
инстр. об исполнении смет
расходов бюдж. орг-ий,
·
с 01.01.98 г. сущ-ет новый
план счетов в банке.
ГУФК подготовила проект по исполнению б-тов всех
уровней.
II)
Учет исполнения ФБ.
Фин. органы на местах сегодня сами заним-ся учетом
испол-ия б-тов. Внутри их есть спец. бухгалтерии по б-ту.
*2) Террит. органы ФК осущ.:
I) учет операций по исполнению ФБ в терр-ях и на
местах,
·
ведут учет доходов,
поступающих в ФБ,
·
учет фин-ия расходов, бюдж.
ссуд, взаим. расчетов,
·
определяют рез-ты
исполнения ФБ.
II) обобщают инф. о ходе исполнения б-тов
нижестоящих уровней Þ составляют
консолид. б-т РФ, кот. предст-ся и в Прав-во и в ГД.
Отчет об исполнении ФБ – утверждается ГД.
Отчет об исполнении Конс. б-та – не утв. ГД.
*3) Мин-во осущ. методологич. рук-во по ведению операт.
бухучета в нал. органах:
·
разработка инстр-ии и
методологич. указаний по ведению операт. бух. учета в ГНИ.
Операт. учет предполагает:
·
учет начисл. сумм,
·
учет поступивших доходов,
·
учет возвратов,
·
учет недоимки и пени.
В разрезе: * отд. плат-ков
* отд. видов доходов.
Инф. из лицевых счетов плат-ков ежемесячно оформляется в
отчет-ти (представл-ся в вышестоящ. нал. орган и фин. орган – для
сопоставления).
*4) Эти органы заним-ся учетом кассового исп-ия б-та, т.е.
ведут учет касс. доходов и касс. расходов и составляют отчетность о касс.
исполнении б-тов. Эта отчет-ть идет в ЦБ,
Рег-ся ЦБ по согласованию с МФ.
*5) Осущ. учет исп-ия своих смет расходов или смет расх. и
дох. При этом учит-ся ден. ср-ва орг/ий, бюдж. ассигнования, расчеты, фин-ия и
др.
БУ могут заниматься и централизованные бухгалтерии, созданные
при администрациях, мин-вах (по отраслевому признаку). При этом отчет-ть
составл-ся централизованно.
(3) Объекты БУ.
·
доходы б-та,
·
расходы б-та.
·
источники фин-ия б-го
дефицита, внутр. и внеш. гос. долги (РФ и субъектов).
Процесс исполнения б-та можно разделить на след. стадии:
a)
в области дох. – это
начисление дох. их поступление в б-т,
b)
в области расх. – 1) финансирование
– т.е. выдача ср-в из б-та расп-лем бюджетных асс.; 2) расходование
бюджетных ср-в этими распорядителями.
! финансирование ¹
расходованию!
|