Разработка Мыковского карьера лабрадоритов
|
Ед.
изм.
|
Вид груза
|
блоки
|
отходы
|
вскрыша
|
Объём
перевозок:
-
годовой
-
суточный /смен-
ный/
|
м3
м3
|
5000
19,23
|
12134
46,67
|
8737
87,37
|
Исходные данные:
1. Характеристика дорожного покрытия – согласно СНиП 2.05.07-91
«Промышленный транспорт» и в соответствии с грузонапряженностью, карьерные
автодороги относятся к III категории. Уклоны по карьерным дорогам принимаются
для автомобилей с колёсной формулой 6х4 (КрАЗ-256Б) – 80 ‰. Карьерные
автодороги устраиваются преимущественно в скальных породах, в связи с чем
покрытие их предусматривается, при необходимости устраивается выравнивающий слой
из щебня. В мягких породах проезжая часть покрывется ж/б дорожными плитами
марки ПД2-6. Для ухода за карьерными дорогами приобретается комбинированная
поливомоечная машина КО-713 на шасси ЗИЛ-431412.
2. Транспортные
связи осуществляются в следующих направлениях:
-
перевозка
вскрышных пород в отвал расположенный на южном борту карьера на расстояние до 1
км;
-
доставка
товарных блоков из карьера на склад блоков, расположенный на промплощадке на
расстояние 0,5 км;
-
перевозка
отходов камнедобычи на склад Быстриевского карьера на расстояние 20 км;
перевозка
попутных полезных ископаемых транспортом потребителя.
9.
Характеристика
груза – отходы камнедобычи (окол), затронутые выветриванием
лабладориты, вскрышные породы, готовые блоки.
10. Вид организации движения –
без закрепления автомобилей за экскаваторами. Вся откатка заменяется
осреднённым расчётным маршрутом.
11. Характеристика погрузочных
средств: экскаваторы ЭО-4111Б – 2 шт.; ёмкость ковша – 1 м3; время
цикла – 20 сек; кран автомобильный самоходный КС-5363, грузоподъёмностью 16т –
2шт, время цикла 25 сек.
8.2.
Обработка
исходных данных.
На добыче:
1. Суммарная сменная
производительность погрузочного облорудования:
где: Qсмi
– сменная производительность i-го погрузочного оборудования.
2. Средневзвешенная длина забойных проездов:
где: l'i
– длина забойного проезда к i-му погрузочному оборудованию.
3. Средневзвешанная длина траншеи:
где: l"i –
проезд от i-го забойного проезда по траншее до дневной поверхности.
4.
Средний
уклон для каждого участка (забойный, траншейный, магистральный):
Уклоны
забойного и магистрального участка i=00.
‰
На вскрыше:
1. Сменная производительность
погрузочного облорудования:
где: Qсмi
– сменная производительность экскаватора.
2. Средневзвешенная длина забойных проездов:
где: l'i
– длина забойного проезда к i-му экскаватору.
3. Средневзвешенная длина траншеи:
где: l"i –
проезд от i-го забойного проезда по траншее до дневной поверхности.
4.
Средневзвешенная длина отвальных путей: до 1 км.
5.Средний уклон
для каждого участка (забойный, траншейный, магистральный):
Уклоны
забойного и магистрального участка i=00.
‰
8.3.
Проверка
профиля трассы.
1. Число ковшей в кузове
автосамосвала.
-
по
ёмкости:
- по
грузоподъёмности:
где: 1,2 –
коэффициент загрузки «с верхом»; Vном - номинальный объём кузова; Vк
- объём ковша; kрк - коэффициент разрыхления пород в ковше; kнк
- коэффициент наполнения ковша; mном - номинальная грузоподъёмность
автосамосвала; rц - плотность горных пород в целике; kу -
коэффициент уплотнения породы в кузове.
На добыче:
Vном =10
м3; Vк =1 м3; kрк=1,8; kнк=0,75;
mном=12 т; rц =2,9; kу=0,87.
На вскрыше:
Vном =10
м3; Vк =1 м3; kрк=1,4; kнк=0,9; mном=12
т; rц =1,9; kу=0,94.
Окончательно число ковшей в кузове автосамосвала принимаем:
На добыче:
На вскрыше: .
2. Фактическая грузопобъёмность:
На добыче: .
На вскрыше: .
3. Коэффициент использования
грузоподъёмности:
На добыче: .
На вскрыше: .
4. Коэффициент использования
ёмкости кузова:
На добыче: .
На вскрыше: .
5. Масса гружёной машины:
где: m0 – масса порожней машины.
На добыче: .
На вскрыше: .
6. Сцепная масса гружёной
машины. По колёсной формуле находят выражение сцепной массы для данного
самосвала.
Колёсная
формула для КрАЗа-256Б – 6х4. Отсюда выражение сцепной массы для данного
автосамосвала:
На добыче: .
На вскрыше: .
7. Производим проверку профиля
трассы. Проверка производится для участка, имеющего самый большой уклон – это
выездная траншея.
-
предельная
масса автомобиля по условиям сцепления при трогании с места в выездной траншее
в грузовом направлении:
где: y - коэффициент
сцепления колёс с дорогой; w0 - основное
удельное сопротивление движению автомобиля.
где d=1,8 – коэффициент инерции
вращающихся масс; g=9,81 – ускорение свободного
падения; аmin=1 м/с2 – это норматив
введён для того, чтобы не происходило затягивание разгона.
На добыче:
На вскрыше:
Условие по
сцеплению выполняется:
На добыче:
35,68>14,448
На свкрыше:
35,59>14,412
-
проверка на спусках предельной скорости движения по
безопасному торможению.
Тормознаясила для порожнего состава:
Тормозное
замедление на уклоне:
Допустимая
скорость движения:
где: tn=1,5
– 2,5 сек – время подготорки тормозов к действию; lт=40 – 80м –
длина тормозного пути.
8.4.
Определение
числа автосамосвалов.
1. Время погрузки самосвала:
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
2. Время паузы за цикл:
где:tраз=1мин
– время разгрузки; tзад=1-2 мин – время ожидания погрузки и
разгрузки; tман=1-2 мин – время маневрирования.
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
3. Время рейса по осреднённому
расчетному маршруту со средними техническими скоростями.
где: lpi-
длина i –го элемента трассы в рабочем направлении (с грузом, км); lxi-
длина i–го элемента трассы в холостом направлении (км);Vcpi -
средняя техническая скорость движения на i-ом участке в рабочем направлении; Vcxi-
средняя техническая скорость движения на i–ом участке в холостом направлении.
На добыче:
-
блоков Т=32 мин,
-
отходов Т=87,2
На вскрыше:
Т=17,9 мин.
4. Количество рейсовых автомобилей.
где: tсм -
продолжительность смены (час); k - коэффициент неравномерности; kвм
- коэффициент использования сменного времени автомобиля.
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
5. Инвентарное число
автомобилей.
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
6. Общий пробег автомобилей за
смену.
где: lSр – длина рабочего пробега за один
рейс; lSх – длина холостого пробега за один рейс.
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
7. Количество рейсов в смену,
сделанные одной машиной:
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
8. Расчетный расход топлива за
1рейс 1 самосвалом.
где: Кз=1,1
– 1,2 – коэффициент, учитывающий повышение расхода топлива в зимнее время; Кн=1,05
– 1,06 – коэффициент, учитывающий расход топлива на внутригаражные нужды; Км=
1,1 – 1,2 – коэффициент, учитывающий расход топлива на манёвры; Кдв=1,05
– 1,25 – коэффициент, учитывающий степень износа двигателя; Кт -
коэффициент тары; Н – высота подъёма горной массы при транспортировании; q -
грузоподъёмность.
На добыче:
- блоков др
= 1,59 л/рейс,
- отходы др
= 20,4 л/рейс.
На вскрыше:
др = 1,095 л/рейс.
9. Расход топлива за сутки.
где: N – количество смен в сутки.
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
10. Расход смазочных материалов в
сутки.
На добыче:
- блоков ,
- отходы .
На вскрыше: .
9.
ВОДООТЛИВ.
Исходные
данные для расчёта водоотливной установки:
1. Схема вскрытия, план и отметка добычного горизонта – на площади
месторождения в его западной части пройден опытный карьер. Вскрытие месторождения
производится временной траншеей внутреннего заложения, пройденной при вскрытии
опытного карьера на добычной горизонт с отметкой 181,0 м.
2. Годовая производительность – 5000 м3/год.
3. Данные о водообильности месторождения, химическом составе и температуре
воды, содержание твёрдого в воде – суммарный водоприток в карьер при его
углублении до проектной отметки за счёт атмосферных осадков и подземных вод
составит 315 м3/сут. Воды водоносного горизонта в осадочных
отложениях по составу преимущественно гидрокарбонатно-кальциевые с сухим
остатком от 342 мг/л до 530 мг/л. рН от 6,2 до 7,6 общей жесткостью до 8,4
мг*экв/л. Воды водоносного горизонта трещеноватых пород по составу
гидрокарбонатно-кальциевые с сухим остатком до 326 мл/л. рН = 7,6 с содержанием
СО2 агрессивного 13,2 мг/л и общей жесткостью от3,2 до 4,5 мг*экв/л.
Основные
этапы расчёта водоотливной установки содержит выбор насоса и трубопровода,
определение параметров рабочего режима, выбор привода и объёма водосборника,
энергетическая оценка эффективности спроектированной установки.
9.1.
Выбор
насоса.
Насос выбирают
исходя из обеспечения необходимых подачи и напора установки.
Минимальную
необходимую подачу водоотливной установки определяют из условия удаления
нормального суточного водопритока за время работы Трс=20 ч, м3/ч:
м3/сут,
м3/ч,
где: Qn -
нормальный приток воды, м3/ч.
Необходимый напор
насоса, м:
м,
где: Нг –
геометрическая /геодезическая/ высота поднятия воды – расстояние по вертикали
от зеркала воды в водосборнике до горизонта слива воды с трубопровода, м:
м,
где: Нод –
отметка околоствольного двора относительно дневной поверхности, м; Нвс
– геометрическая высота всасывания, Нвс=2,5…3,5 м; hт – КПД трубопровода, ориентировочно принимается 0,9…0,95.
Исходя из требуемых
значений подачи и напора, по данным промышленного использования насосов и их
техническим характеристикам, выбран насос 2К-20/30 (Q=30 м3/ч; Н=24
м).
Выбранный насос
проверяют на устойчивость работы по условию:
где: - необходимое число рабочих
колёс; Нко – напор, создаваемый одним рабочим колесом при нулевой
подаче; Нк – напор, создаваемый одним рабочим колесом при подаче Qmin
/принимается по характеристикам насоса/.
Насос
2К-20/30 обеспечивает расчётную подачу и напор.
9.2.
Выбор
трубопровода.
Выбор
трубопровода водоотливной установки сводится к выбору стандартного сечения
труб. При этом фактическая потеря напора:
Оптимальная
скорость воды в трубопроводе определяют по эмпирической формуле, м/с:
Величину Vэ
обосновывают социальным технико-экономическим расчётом из условия минимума
приведённых затрат на сооружение трубопровода и эксплуатационных затрат энергии
на прокачку воды через него.
Qн номинальная
подача насосов, принятая из условий превышения на 15% минимальной подачи.
Диаметр
трубопровода напорного става определяется по формуле:
Стандартное
сечение диаметра трубопровода принимается 0,245 м.
Коэффициент
гидравлического трения
Длина
напорного трубопровода, м:
где: a - угол наклона откоса уступа
нерабочего борта карьера, по полезному ископаемому a=900; l - ширина
горизонтальной площадки уступа, м; nу – количество уступов; l2 –
длина труб от нижней бровки уступа до насоса, l2 =15…20 м; l3
– длина труб от верхней бровки уступа до места слива, l3 = 15…20 м;
lв – длина подводящего трубопровода, м; lэ-эквивалентная
длина прямолинейного трубопровода, учитывающая местные сопротивления в напорном
и подводящем трубопроводах, м.
где: Sj- сумма коэффициентов местных
сопротивлений для типовой схемы водоотливного трубопровода, Sj = 25…30; Кв –
расходные характеристики в напорном трубопроводе, м3/с; d – диаметр
трубопровода напорного става.
Фактическая
потеря напора в трубопроводе:
Уравнение
расходной характеристики трубопровода определяется по формуле:
где: R –
сопротивление трубопровода.
Уравнение
характеристики имеет вид: .
|