|
|
Меню
|
|
Разработка Мыковского карьера лабрадоритов
Технологическая схема
добычных работ предусматривает получение товарных блоков в две стадии и
включает стадии отделения от массива монолитов и разделку их на блоки нужных
размеров.
Вертикальный транспорт
блоков принят самоходными стреловыми кранами, перевозка блоков на склад и окола
на переработку или на склад технологическим автотранспортом. Транспортировка
попутного ископаемого (каолины и суглинки) – автотранспортом потребителя.
Отделение монолитов от
массива производится в основном с помощью НРС. Разделка монолитов на блоки
производится с помощью гидроклиновой установки СМП-075. Пассировка блоков -
пневматическими молотками. Разрыхление скальной вскрыши и проходка траншей
производится с помощью НРС. В качестве погрузочного оборудования приняты
одноковшовые экскаваторы ЭО-4111Б, краны автомобильные самоходные КС-5363.
В связи со
специфическими условиями карьера блочного камня (небольшой объём работ по
погрузке) для погрузки окола, отходов и вскрыши принимается один одноковшовый
экскаватор ЭО-4111Б с ковшом ёмкостью 1 м3, для отгрузки попутного
ископаемого и в качестве резерва такой же экскаватор.
Ширина рабочей площадки
добычных уступов при двустадийной схеме добычи блоков согласно «Нормам
технологического проектирования предприятий промышленности по добыче и
обработке облицовочных материалов из природного камня» (НТП), п. 6.2.
составляет:
,
где: А=3 м – ширина
отделяемого монолита;
П1=10 м – ширина
полосы безопасности;
Пр=10 м – ширина
полосы для разделки монолитов на блоки;
Пп=4,5 м – ширина
транспортной полосы для автосамосвалов;
По=2,25 м – ширина
обочин при однополосном движении;
Пв=7 м – ширина
полосы для размещения вспомогательного оборудования;
Пб=3 м – ширина
полосы безопасности по верхней бровке нижележащего уступа.
Отсюда Ш1=42,5
м.
Ширина рабочей
площадки уступа мягкой вскрыши Ш2=30 м.
Основные
параметры системы разработки, увязанные с технологией горных работ, приводится
в таблице 6.1.
Таблица 6.1.
|
Наименование параметров
|
Ед.
изм.
|
Уступы
мягкой
вскрыши
|
Добычные
Уступы
|
1.
Количество уступов
2.
Отметки рабочих горизонтов
3.
Высота уступов
4.
Ширина рабочей площадки
5.
Ширина выездной траншеи
6.
Ширина транспортной бермы
7.
Угол откоса уступа
-
Рабочего
-
Нерабочего
8.
Длина фронта работ
9.
Угол погашения борта карьера
10. Ширина предохранительной бермы
11. Ширина
заходки
|
шт.
м
м
м
м
м
град
м
град
м
м
|
1
По кровле
скал. вскр.
2,0-5,0
30
15,8
16
45
30
50-160
6
|
5
181, 175, 169,
163, 157
1,0-6,0
42,5
15,8
14,5
90
90
50-160
65
12
3
|
6.2. Расчёт количества добычных экскаваторов.
Сменная
производительность расчитывается по формуле:
,
где: Тсм=480
– продолжительность смены, мин;
Тпз=35 –
время подготовительно-заключительных операций, мин;
Тлн=10 –
время на личные надобности, мин;
Тпс=5 –
время погрузки, мин;
Туп=2 –
время установки под погрузку, мин;
Qк –
объём горной массы в ковше экскаватора, м3.
,
Число ковшей
nк определяется:
,
где Ст –
грузоподъёмность автосамосвала КрАЗ-256Б.
Техническая
производительность:
,
где: Кр=1,4
– коэффициент разрыхления породы в ковше экскаватора; Кн=0,75 -
коэффициент наполнения ковша экскаватора.
Количество
экскаваторов определяется по формуле:
,
где: Qсм
пр - сменная производительность предприятия, м3/см;
Кпер -
коэффициент неравномерности подачи транспорта;
Ки -
коэффициент использования оборудования во времени.
Принимаем
один эксковатор ЭО-4111Б.
Коэффициент
использования экскаватора за смену:
,
где: Qп – объём
добычи для одного экскаватора за смену, м3/см;
Qэ – сменная
производительность экскаватора, м3/см.
6.3.
Завалка монолита.
Выход блоков
из добытого карьере полезного ископаемого колеблется в границах 10-60%, что
создаёт значительный объём сопутствующей горной массы, которая требует
организации её погрузки и транспортирования. Указанные факторы обуславливают
необходимость для большинства карьеров использовать технологическую схему с
нижней погрузкой как наиболее эффективную для работы транспортных средств и
погрузочных механизмов.
Отделённые от
массива монолиты опрокидываются на подошву карьера на мягкое основание из щебня
для последующей разделки.
Для
опрокидывания монолитов и оттягивания их от забоя используется бульдозер
ДЗ-101.
Для
растягивания каната используются вспомогательные пневматические лебёдки
ШВ-630-0,35П/ЛПР-3м/ в количестве 2 шт, устанавливаемые на кровле уступа.
6.4.
Разделка монолитов на блоки.
Разделка
монолитов на блоки нужных размеров производится невзрывным способом с помощью
гидроклиновой установки СМП-075.
По линии
раскола монолита через 0,4 – 0,5 м пробуриваются шпуры диаметром 36 мм. Расход
бурения на 1 м3 горной массы составляет (по данным практики) 1,5 погонных
метра. Бурение шпуров принято перфораторами ПР-30В.
Расчётный
объём бурения в смену составит: 1,5*51,92=77,88 пог.м. Где 51,92 м3/см
– сменная производительность карьера по горной массе.
Норма
выработки бурильщика в породах IX группы составляет 23 м/см (НТП-77, п. 5.3.4).
Расчётное количество перфораторов, задалживаемых в одну смену для разделки
монолитов на товарные блоки составит: 77,88/23=4 шт.
Потребителями
сжатого воздуха в карьере являются станки строчечного бурения и перфораторы.
Расчёт
потребности в сжатом воздухе представлен в таблице 6.2.
Таблица 6.2.
|
Потребители
|
Количест-
во
|
Расход воз-а
1-м потреб.
м3/мин
|
Коэф.
К
|
Общий
расход
м3/мин
|
1.Станки
срочечного
бурения ССБ-2А
2.Перфораторы
ПР-30В
Итого:
|
2
4
|
4,5
3,5
|
0,9
0,85
|
8,1
11,9
20,0
|
Потребность в
сжатом воздухе составляет:
,
где: N – количество
одновременно работающих механизмов; q – расход воздуха одним потребителем, м3/мин.;
К – коэффициент одновременности работы.
Обеспечение
работ сжатым воздухом предусматривается с помощью передвижных компрессорных
станций типа ДК-9М.
При
производительности одного компрессора 10 м3/мин, число компрессоров
в работе принимаем 3 шт. и один резервный.
6.5.
Вертикальный транспорт блоков.
Основным
оборудованием, которое используется для выемки и погрузки блоков и продуктов
крупного размера, сопутствующих добыче, являются стреловые краны.
Для
вертикального транспорта блоков приняты самоходные стреловые краны на
пневмоходу КС-5363, грузоподъёмностью 25 тонн. В соответствии с объёмом работ
принимаем два крана. Погрузочные работы выполняются машинистом крана.
Для выполнения
вспомогательных работ (зачистка рабочих площадок, перемещения блоков и
негабарита, окучивания окола) принимается два бульдозера ДЗ-101.
6.6.
Организация добычных и погрузочных работ.
Добыча блоков
принята по двустадийной схеме, включающей отделение монолитов, завалку его на
подошву уступа и последующую разделку на блоки. Если же расстояние между
трещинами невелико, добыча блоков организуется по одностадийной схеме, т.е.
отделение блоков производится прямо в забое.
При
одностадийной схеме высота уступа не должна превышать 1.5. м, а выкалывание
блоков должно производится сверху вниз, ширина рабочей площадки на подуступе
должна быть не менее 3-х метров.
Фронт работ
каждого забойного рабочего должен быть не менее 10 м, а расстояние между
кольщиками не менее 4 м.
На карьере
применяется бригадная организация труда, при которой рабочие по добыче блочного
камня сводятся в две комплексные бригады по 6 – 7 человек в каждой, и выполняют
все работы, связанные с отделением монолитов, завалкой и разделкой их, а также
обкалыванием блоков. Каждая бригада имеет собственный фронт работ, а сами
работы ведутся в восьмичасовую рабочую смену.
В течение
первого пятилетия работы ведутся на горизонте 181 м (первый добычной уступ).
Календарный
план добычных работ составлен на пять лет работы карьера с соблюдением основных
параметров системы разработки и представлен в таблице 6.3.
Таблица 6.3.
|
Год ра-
боты
|
Объём добычи
в целике, м3
|
Средняя
мощность
м
|
Средний
фронт ра-
бот, м
|
Среднее годовое
продвигание фр.
работ, м
|
Примечание
|
1999
2000
|
4050
6739
|
4,50
4,50
|
40,00
40,00
|
22,5
37,44
|
По уступу 181
По уступу 181
|
ГКР
2001
|
13500
|
4,50
|
68,00
|
44,12
|
По уступу 181
|
Отсыпка въездной траншеи на уступ 181,0 м
|
2002
2003
|
13500
13500
|
5,00
5,00
|
160,00
200,00
|
16,88
12,05
|
По уступу 181
По уступу 181
|
6.7. Вскрышные работы.
Вскрышные
породы на месторождении представлены мягкой и скальной вскрышей. К мягкой
вскрыше отнесены почвенно-растительный слой, пески и кора выветривания
лабрадоритов.
Мягкие
вскрышные породы относятся ко II группе грунтов по СниП-82, скальные к IV
группе пород.
Средняя
дальность транспортирования вскрыши до 1 км. Отвалы располагаются на южном
борту карьера. Почвенно-растительный слой разрабатывается и складируется отдельно
и используется при рекультивации земель.
Календарный
план вскрышных работ составлен на пять лет. При этом обеспечивается нормативное
количество готовых к выемке запасов, сохранение рабочих площадок и безопасное
ведение горных работ. План работ представлен в таблице 6.4.
Таблица 6.4.
Среднее год.
продвигание
фронта работ,м
|
Средняя дли-
на фронта
работ, м
|
Ср. мощность вскр., м
|
Объём в целике, м3
|
всего
|
в том числе
|
всего
|
в том числе
|
скальн.
|
каолин
|
скальн.
|
каолин
|
16
17
14
20
|
155,00
155,00
190,00
100,00
|
5,80
6,20
6,20
6,00
5,50
|
1,80
1,30
1,40
1,60
2,00
|
1,00
1,00
1,50
1,80
2,00
|
20399,0
15376,0
16337,0
15960,0
11000,0
|
3000,0
3224,0
3689,0
4256,0
4000,0
|
2000,0
2480,0
3952,5
4788,0
4000,0
|
Итог за пять лет
|
79072,0
|
18169,0
|
17220,50
|
Среднегодовой объём за пять
лет
|
15814,4
|
3633,8
|
3444,10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высота уступа
по мягкой вскрыше колеблется в пределах от 2,0 до 5,0 м. Отдельный уступ по
скальной вскрыше отсутствует, так как средняя мощность скальной вскрыши по
месторождению составляет 1,91 метр, а при мощности уступа до 1,5 – 2,0 метров
скальная вскрыша отрабатывается совместно с полезным ископаемым.
Для
производства вспомогательных работ на вскрыше будет использоваться бульдозер,
принятый для вспомогательных работ на добыче.
7.
ОТВАЛЬНЫЕ РАБОТЫ.
За период
разработки месторождения в отвалы подлежит разместить 304,5 тысяч м3
вскрышных пород, в т.ч.:
1. Почвенно-растительный слой – 19,8 тыс. м3;
2. Мягкой вскрыши – 262,7 тыс. м3;
3. Скальной вскрыши – 22,0 тыс. м3.
Из-за
небольших размеров карьера в ближайшее время не представляется возможным
осуществить внутреннее отвалообразование. Поэтому, в соответствии с актом
выбора площадок для строительства Мыковского карьера, намечается расположение
отвалов вскрышных пород на южном борту карьера на площадке размером 1,91 га.
Укладке в отвал подлежат в основном скальные породы.
Объём скальных
пород, подлежащих укладке в отвал, составляет 22 тыс. м3.
Рыхлые
вскрышные породы используются для рекультивации (землевания) болотистых и
непригодных для сельскохозяйственного использования земель.
Способ
отвалообразования – бульдозерный.
Укладка
отвалов производится одним ярусом высотой до 7 м.
Производительность бульдозера:
,
где: Vпв
– действительный объём призмы волочения, м3; Кд –
коэффициент изменения производительности бульдозера в зависимости от величины
уклона и дальности перемещения породы; Тц -–продолжительность
рабочего цикла бульдозера, с; Крп – коэффициент разрыхления породы в
призме волочения.
Объём призмы
волочения в плотном теле 5,4 м3. Время цикла – 48 с.
Время рабочего
цикла бульдозера определяется по формуле:
где: tн
- время набора (выемки) породы, с; tдг и tдп - время
перемещения породы и обратного хода бульдозера, с; tв - время
вспомогательных операций, приходящихся на рабочий цикл бульдозера, с.
8.
КАРЬЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ.
8.1.
Выбор
типа транспорта для транспортирования вскрышных пород и полезных ископаемых.
На
Мыковском карьере производятся товарные блоки в количестве:ІІ категории – 4000
м3; ІІІ и ІV категории – 1000 м3.
Карьерным
автотранспортом предусматривается перевозка блоков на склад готовой продукции,
расположенный на промплощадке, отходов камнедобычи и затронутого выветриванием
лабрадорита на Быстриевский карьер для переработки на щебень, вскрышных пород
– в отвал.
Исходя из
дальности транспортирования (до 1 км), производительности погрузочного
оборудования (табл. 8.1.) и веса одного блока (до 10 т) для транспортирования
горной массы целесообразно использовать автосамосвалы КрАЗ-256Б.
Таблица 8.1.
Наименование
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|
|