Анализ предпринимательского климата Санкт-Петербурга
Впервые, в соответствии с федеральным законодательством, в
городе принят трехлетний бюджет на 2008 год и на плановый период 2009–2010
годов, который имеет целый ряд преимуществ. Есть уверенность в том, что, с
учетом длительной перспективы, главные распорядители бюджетных средств будут
более рационально планировать свою деятельность, возрастет их ответственность
за эффективное использование средств городского бюджета.
Вместе с принятием трехлетнего бюджета появляется возможность
заключения, как минимум, трехлетних, а в рамках долгосрочных целевых программ и
крупных инвестиционных проектов — и более долговременных контрактов. При этом
новый бюджет спланирован не только без существенного повышения налоговой
нагрузки на экономику города, но и с учетом расширения налоговых льгот,
предоставляемых инвесторам. Высокие темпы развития экономики, которые Петербург
демонстрирует последние годы, позволили городу войти в число наиболее динамично
развивающихся субъектов Российской Федерации. Бюджет города за четыре года вырос
в четыре раза: с 77 миллиардов рублей в 2003 году до 237 миллиардов рублей в
2007 году (предварительные итоги исполнения бюджета 2006 года показывают, что план
по доходам существенно перевыполнен). В 2007 году расходы бюджета возросли до
327 миллиардов рублей, а в 2010 году превысят 400 миллиардов рублей. Наибольший
удельный вес в доходах городского бюджета составляют налоги на прибыль
организаций и на доходы физических лиц, а также налог на имущество, что говорит
о стабильной работе всей экономики города и о ее поступательном развитии.
Созданы все условия для работы инвесторов. Последние четыре
года город занимает лидирующие позиции в рейтинге инвестиционной
привлекательности российских регионов, демонстрируя наилучшее соотношение
высокого инвестиционного потенциала с минимальным риском.
В результате создания благоприятного инвестиционного климата
значительно выросли инвестиции в экономику города.
Объем иностранных инвестиций с 2003 года по 2006 вырос в
Петербурге в 7,5 раз, превысив 5,3 миллиарда долларов. Эти тенденции
сохраняются: по итогам 2007 года объем иностранных инвестиций может уже достичь
6,3 миллиарда долларов. Очень важно, что инвесторы вкладывают средства в
реальный сектор экономики, создавая новые рабочие места, обеспечивая
дополнительные бюджетные поступления. Приток инвестиций дает городу новый
деловой пульс.
Важно отметить, что бюджет 2008 года и на период до 2010 года
— это и бюджет развития и социально ориентированный бюджет, направленный на
повышение качества жизни горожан. В этом документе, как и в предыдущих законах
о бюджете Санкт-Петербурга, в очередной раз соблюден баланс между социальной
сферой и развитием коммунального хозяйства, городской инфраструктуры. В числе
главных приоритетов трехлетнего бюджета — развитие здравоохранения, образования,
спорта, финансовое обеспечение ключевых направлений жилищной политики, в том числе
увеличение объемов строительства бюджетного жилья.
Основная задача — рациональное и ритмичное расходование
бюджета в течение всего года.
Принципы
инвестиционной политики Санкт-Петербурга.
Инвестиционная
политика Санкт-Петербурга основывается на принципах:
·
доброжелательности
во взаимоотношениях с инвестором;
·
презумпции
добросовестности инвесторов;
·
сбалансированности
публичных и частных интересов;
·
открытости и доступности
для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной
деятельности;
·
ясности и
простоты инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге;
·
равноправия
инвесторов и унифицированности публичных процедур;
·
объективности и
здравого экономического смысла в принимаемых решениях;
·
неизменности
принятых решений;
·
взаимной
ответственности Санкт-Петербурга и инвесторов.
Согласно
Закону Санкт-Петербурга "О государственной поддержке инвестиционной
деятельности на территории Санкт-Петербурга", Государственная поддержка
инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга осуществляется в
формах:
¾
предоставления
инвесторам поручительств Санкт-Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых
инвесторами средств, для осуществления инвестиционной деятельности в объеме
средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели;
¾
предоставления
инвесторам налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет
Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;
¾
предоставления
льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций банкам и кредитным
учреждениям, предоставляющим инвестиционные кредиты для осуществления
инвестиционной деятельности, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет
Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;
¾
предоставления
инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга в целях
осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;
¾
предоставления
инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более 5 лет по платежам за
предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности
Санкт-Петербурга, и прав на них на инвестиционных условиях в порядке,
установленном Администрацией Санкт-Петербурга;
¾
осуществления
поддержки инвесторов с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга;
¾
участия
Санкт-Петербурга в разработке, экспертизе и реализации городских инвестиционных
программ, а также отдельных инвестиционных проектов.
Поддержка
инвесторов.
В
Санкт-Петербурге законодательно предусмотрены различные формы государственной
поддержки инвестиционной деятельности:
1. Предоставление государственных
гарантий Санкт-Петербурга. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О
предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга» от 17 августа 2004
года №1385 государственные гарантии Санкт-Петербурга предоставляются
юридическим лицам независимо от форм собственности для обеспечения исполнения
их обязательств перед третьими лицами при реализации инвестиционных проектов,
соответствующих системе целей социального и экономического развития
Санкт-Петербурга. Доля заемных средств, привлекаемых юридическим лицом под
государственную гарантию, к общему объему инвестиций, необходимых для
реализации инвестиционного проекта, не должна составлять более 50%. Расчетный
срок окупаемости общего объема инвестиций по инвестиционному проекту должен
составлять не более пяти лет с момента начала осуществления инвестиционной
деятельности. Ставка заимствования по кредиту, привлекаемому юридическим лицом
под государственную гарантию, должна соответствовать ставкам заимствований
Санкт-Петербурга на внутреннем и внешнем рынках на аналогичный срок. Объем
обязательств гаранта по государственной гарантии, предоставленной
кредитору-резиденту в обеспечение исполнения кредитных обязательств
юридического лица, реализующего инвестиционный проект, ограничивается суммой
основного долга по кредиту, а кредитору-нерезиденту — может включать в себя
весь объем обязательств, вытекающий из условий кредитного договора.
2.
Налоговые льготы.
Ставка
налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет
Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5 % при условии инвестирования в основные
средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условии
инвестирования от 150 до 300 млн. рублей.
Ставка
налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет
Санкт-Петербурга, уменьшается вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования
в основные средства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются сроком
на три года.
С 01
января 2007 года крупным инвесторам предоставлены дополнительные налоговые
льготы. При инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основные средства, инвестор,
реализующий проект в сфере обрабатывающего производства, освобождается от налога
на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога на прибыль, сумма которого
зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% также на 5 лет .
Кроме
того, устанавливается ставка налога на прибыль организаций, сумма которого
зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов
особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, в
размере 13,5 процента на весь период существования данной особой экономической
зоны.
Инвестиции
в экономику Санкт-Петербурга в 2009 году.
Несмотря
на мировой экономический кризис, который не обошел стороной Санкт-Петербург, ни
один значимый инвестиционный проект, начатый в докризисный период, не
«свернут». Хотя объем инвестиций в основной капитал и снизился до уровня
докризисного 2007 года.Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в
2009 году составил 5,5 млрд долларов и по сравнению с 2008 уменьшился
незначительно – на 6,8%.
Продолжился
в 2009 году рост иностранных вложений в обрабатывающие производства – их доля в
общем объеме составила 81,2%, в обрабатывающие производства поступило 4,48
млрд. долларов (81,2% от общего объема инвестиций, в 2008 году этот показатель
был меньше – 73,5%). Доля иностранных инвестиции в обрабатывающие производства
от общего объема иностранных вложений по итогам 2009 года увеличились на 2,9%.
Среди
отраслей, которые были наиболее перспективными для зарубежных инвестиций, стоит
выделить автомобильную промышленность и строительство. Состоялось открытие
завода «Ниссан», продолжается строительство завода «Хендай», который откроется
в этом году, также завершается строительство первой очереди Технопарка
«Пулково» финской компании Technopolis.
Ряд
инвестиционных проектов промышленных предприятий, начатых еще в прошлом году,
завершены в 2010-м. Вот самые некоторые примеры:
В
феврале состоялось торжественное открытие самого крупного в России
производственного комплекса компании ЗАО «РСК» - одного из лидеров в
промышленной переработке стекла в России. Предприятие входит в состав
холдинговой компании «Адамант». Общий объем инвестиций компании в новое
производство составил более 50 млн. евро. В конце февраля состоялся пуск, не
имеющего аналогов в России механосборочного производства в ОАО «Армалит-1». На
реализацию проекта затрачено около 10 млн. евро собственных средств. А в начале
марта введены в эксплуатацию новые производственные и складские мощности
чаеразвесочной фабрики Unilever. Общий объем инвестиций в расширение
производства составил 11 млн. евро.
Объем
прямых иностранных инвестиций составил 1,19 млрд долларов. В основном они
поступили из Финляндии, Германии и Китая. Торговые кредиты составили 2,3 млрд
долларов - прирост по отношению к 2008 году - 9,8%. В пятерку лидирующих
стран-инвесторов по итогам 2009 года вошли Беларусь (15,8% от общего объема
инвестиций), Швейцария (14,7%), Германия (10,1%), Кипр (10,1%), Великобритания
(9,5%).
Объем
инвестиций в основной капитал по итогам 2009 года составил 324,7 млрд. рублей и
уменьшился на 21,4% в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом.
Санкт-Петербург
– один из наиболее активно развивающихся регионов России, обладающий большим
инвестиционным потенциалом.
В
2006 году инвестиции в основной капитал организаций экономики Санкт-Петербурга
составили более 177,9 млрд. руб. и выросли на 4,5 % по сравнению с предыдущим
годом.
Рис.
20. Динамика объема инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, 2003-2006 гг.
Таблица
10
Динамика
инвестиционной деятельности, 2006 год
|
Инвестиции в основной капитал, млн. руб.
|
в % к соответствующему периоду
предыдущего года
|
январь
|
3453
|
97,2
|
январь-февраль
|
9896
|
102,2
|
I квартал
|
25430
|
86,6
|
январь-апрель
|
31574
|
86,4
|
январь-май
|
43390
|
95,9
|
I полугодие
|
64267
|
104,1
|
январь-июль
|
72450
|
103,1
|
январь-август
|
84657
|
108,2
|
9 месяцев
|
104477
|
103,8
|
январь-октябрь
|
116226
|
106,3
|
январь-ноябрь
|
132460
|
106,7
|
январь-декабрь
|
177994
|
104,5
|
|
|
|
Инвестиции
в основной капитал промышленности.
В
2006 году объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий
обрабатывающих производств Санкт-Петербурга увеличился по сравнению с 2005
годом на 24,9% и составил 30,95 млрд. рублей.
В
общей сумме инвестиций по городу на долю обрабатывающих производств приходится
21,1% (2005 год - 18,5%).
Рис.
21. Структура инвестиций в основной капитал по видам обрабатывающих производств
Санкт-Петербурга в 2006 году.
Более
80,0% всех инвестиций обрабатывающих производств использованы на промышленных
предприятиях, выпускающих продукцию металлургии, пищевой индустрии,
электрооборудования и транспортных средств.
Увеличение
объема инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств в 2006 году по
сравнению с 2005 годом связано, прежде всего, с ростом следующих инвестиций: в
2,3 р. - в производство прочих неметаллических минеральных продуктов, в 2,1 р.
- в металлургию и производство готовых металлических изделий, в 2,3 р. – в
производство транспортных средств и оборудования.
Более
40% всех вложений в обрабатывающие производства составляют инвестиции на
предприятиях пищевой индустрии, включая напитки и табак – 12,6 млрд. рублей.
Дополнительным
источником средств для обновления основных фондов обрабатывающих производств
являются иностранные инвестиции.
В
настоящее время преобладающая часть средств иностранных инвесторов направляется
в обрабатывающие производства. В 2006 году в этот сектор экономики города
поступило 2445,9 млн. долларов США, т.е. 46,5% от общего объема иностранных
инвестиций.
В
течение 2006 года на ряде промышленных предприятий проводилась реконструкция
действующего производства, осуществлялось строительство новых производственных
зданий и цехов, вводились дополнительные производственные мощности.
В
2006 году введены в действие, в частности:
¾
строительный
комплекс по производству труб большого диаметра и прокатный стан 5000 – в ЗАО
«Ижорский трубный завод» (ОАО «Северсталь»);
¾
завод по
производству гипсокартонных листов в г.Колпино – в ООО «Кнауф гипс Колпино»;
¾
производственно-складские
корпуса – в ЗАО «Бритиш Американ Тобакко-СПб», ЗАО «Нордпласт», ЗАО
«Агропромышленный концерн»;
¾
завод по
производству водки – в ООО «Русский Стандарт Водка»;
¾
складские здания
– в ООО «Пепси Боттлинг Групп»;
¾
здание под
мебельное производство – в ОАО «Завод «Молодой ударник»;
¾
производственно-складской
комплекс – в ООО «Северо-Западный Технопарк»;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|