рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Анализ предпринимательского климата Санкт-Петербурга рефераты


Впервые, в соответствии с федеральным законодательством, в городе принят трехлетний бюджет на 2008 год и на плановый период 2009–2010 годов, который имеет целый ряд преимуществ. Есть уверенность в том, что, с учетом длительной перспективы, главные распорядители бюджетных средств будут более рационально планировать свою деятельность, возрастет их ответственность за эффективное использование средств городского бюджета.

Вместе с принятием трехлетнего бюджета появляется возможность заключения, как минимум, трехлетних, а в рамках долгосрочных целевых программ и крупных инвестиционных проектов — и более долговременных контрактов. При этом новый бюджет спланирован не только без существенного повышения налоговой нагрузки на экономику города, но и с учетом расширения налоговых льгот, предоставляемых инвесторам. Высокие темпы развития экономики, которые Петербург демонстрирует последние годы, позволили городу войти в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Бюджет города за четыре года вырос в четыре раза: с 77 миллиардов рублей в 2003 году до 237 миллиардов рублей в 2007 году (предварительные итоги исполнения бюджета 2006 года показывают, что план по доходам существенно перевыполнен). В 2007 году расходы бюджета возросли до 327 миллиардов рублей, а в 2010 году превысят 400 миллиардов рублей. Наибольший удельный вес в доходах городского бюджета составляют налоги на прибыль организаций и на доходы физических лиц, а также налог на имущество, что говорит о стабильной работе всей экономики города и о ее поступательном развитии.

Созданы все условия для работы инвесторов. Последние четыре года город занимает лидирующие позиции в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов, демонстрируя наилучшее соотношение высокого инвестиционного потенциала с минимальным риском.

В результате создания благоприятного инвестиционного климата значительно выросли инвестиции в экономику города.

Объем иностранных инвестиций с 2003 года по 2006 вырос в Петербурге в 7,5 раз, превысив 5,3 миллиарда долларов. Эти тенденции сохраняются: по итогам 2007 года объем иностранных инвестиций может уже достичь 6,3 миллиарда долларов. Очень важно, что инвесторы вкладывают средства в реальный сектор экономики, создавая новые рабочие места, обеспечивая дополнительные бюджетные поступления. Приток инвестиций дает городу новый деловой пульс.

Важно отметить, что бюджет 2008 года и на период до 2010 года — это и бюджет развития и социально ориентированный бюджет, направленный на повышение качества жизни горожан. В этом документе, как и в предыдущих законах о бюджете Санкт-Петербурга, в очередной раз соблюден баланс между социальной сферой и развитием коммунального хозяйства, городской инфраструктуры. В числе главных приоритетов трехлетнего бюджета — развитие здравоохранения, образования, спорта, финансовое обеспечение ключевых направлений жилищной политики, в том числе увеличение объемов строительства бюджетного жилья.

Основная задача — рациональное и ритмичное расходование бюджета в течение всего года.


2.5.         Инвестиционная деятельность. Инвестиционный климат.

 

Принципы инвестиционной политики Санкт-Петербурга.

Инвестиционная политика Санкт-Петербурга основывается на принципах:

·                   доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором;

·                   презумпции добросовестности инвесторов;

·                   сбалансированности публичных и частных интересов;

·                   открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;

·                   ясности и простоты инвестиционного процесса в Санкт-Петербурге;

·                   равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур;

·                   объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях;

·                   неизменности принятых решений;

·                   взаимной ответственности Санкт-Петербурга и инвесторов.

Согласно Закону Санкт-Петербурга "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга", Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга осуществляется в формах:

¾              предоставления инвесторам поручительств Санкт-Петербурга в обеспечение возврата привлекаемых инвесторами средств, для осуществления инвестиционной деятельности в объеме средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга на эти цели;

¾              предоставления инвесторам налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;

¾              предоставления льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций банкам и кредитным учреждениям, предоставляющим инвестиционные кредиты для осуществления инвестиционной деятельности, в пределах сумм, зачисляемых в бюджет Санкт-Петербурга в соответствии с действующим законодательством;

¾              предоставления инвесторам льгот при аренде недвижимого имущества Санкт-Петербурга в целях осуществления инвестиционной деятельности в отношении арендуемого имущества;

¾              предоставления инвесторам отсрочек и рассрочек на срок не более 5 лет по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, и прав на них на инвестиционных условиях в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга;

¾              осуществления поддержки инвесторов с использованием средств бюджета Санкт-Петербурга;

¾              участия Санкт-Петербурга в разработке, экспертизе и реализации городских инвестиционных программ, а также отдельных инвестиционных проектов.

Поддержка инвесторов.

В Санкт-Петербурге законодательно предусмотрены различные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности:

1. Предоставление государственных гарантий Санкт-Петербурга. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга «О предоставлении государственных гарантий Санкт-Петербурга» от 17 августа 2004 года №1385 государственные гарантии Санкт-Петербурга предоставляются юридическим лицам независимо от форм собственности для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами при реализации инвестиционных проектов, соответствующих системе целей социального и экономического развития Санкт-Петербурга. Доля заемных средств, привлекаемых юридическим лицом под государственную гарантию, к общему объему инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, не должна составлять более 50%. Расчетный срок окупаемости общего объема инвестиций по инвестиционному проекту должен составлять не более пяти лет с момента начала осуществления инвестиционной деятельности. Ставка заимствования по кредиту, привлекаемому юридическим лицом под государственную гарантию, должна соответствовать ставкам заимствований Санкт-Петербурга на внутреннем и внешнем рынках на аналогичный срок. Объем обязательств гаранта по государственной гарантии, предоставленной кредитору-резиденту в обеспечение исполнения кредитных обязательств юридического лица, реализующего инвестиционный проект, ограничивается суммой основного долга по кредиту, а кредитору-нерезиденту — может включать в себя весь объем обязательств, вытекающий из условий кредитного договора.

2. Налоговые льготы.

Ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5 % при условии инвестирования в основные средства более 300 млн. рублей; и уменьшается до 15,5% при условии инвестирования от 150 до 300 млн. рублей.

Ставка налога на имущество организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается вдвое с 2,2% до 1,1%, при условии инвестирования в основные средства более 150 млн. рублей. Указанные льготы предоставляются сроком на три года.

С 01 января 2007 года крупным инвесторам предоставлены дополнительные налоговые льготы. При инвестировании свыше 3 млрд. рублей в основные средства, инвестор, реализующий проект в сфере обрабатывающего производства, освобождается от налога на имущество сроком на 5 лет, а ставка налога на прибыль, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, уменьшается до 13,5% также на 5 лет .

Кроме того, устанавливается ставка налога на прибыль организаций, сумма которого зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга, для налогоплательщиков - резидентов особой экономической зоны, расположенной на территории Санкт-Петербурга, в размере 13,5 процента на весь период существования данной особой экономической зоны.

Инвестиции в экономику Санкт-Петербурга в 2009 году.

Несмотря на мировой экономический кризис, который не обошел стороной Санкт-Петербург, ни один значимый инвестиционный проект, начатый в докризисный период, не «свернут». Хотя объем инвестиций в основной капитал и снизился до уровня докризисного 2007 года.Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2009 году составил 5,5 млрд долларов и по сравнению с 2008 уменьшился незначительно – на 6,8%.

Продолжился в 2009 году рост иностранных вложений в обрабатывающие производства – их доля в общем объеме составила 81,2%, в обрабатывающие производства поступило 4,48 млрд. долларов (81,2% от общего объема инвестиций, в 2008 году этот показатель был меньше – 73,5%). Доля иностранных инвестиции в обрабатывающие производства от общего объема иностранных вложений по итогам 2009 года увеличились на 2,9%.

Среди отраслей, которые были наиболее перспективными для зарубежных инвестиций, стоит выделить автомобильную промышленность и строительство. Состоялось открытие завода «Ниссан», продолжается строительство завода «Хендай», который откроется в этом году, также завершается строительство первой очереди Технопарка «Пулково» финской компании Technopolis.

Ряд инвестиционных проектов промышленных предприятий, начатых еще в прошлом году, завершены в 2010-м. Вот самые некоторые примеры:

В феврале состоялось торжественное открытие самого крупного в России производственного комплекса компании ЗАО «РСК» - одного из лидеров в промышленной переработке стекла в России. Предприятие входит в состав холдинговой компании «Адамант». Общий объем инвестиций компании в новое производство составил более 50 млн. евро. В конце февраля состоялся пуск, не имеющего аналогов в России механосборочного производства в ОАО «Армалит-1». На реализацию проекта затрачено около 10 млн. евро собственных средств. А в начале марта введены в эксплуатацию новые производственные и складские мощности чаеразвесочной фабрики Unilever. Общий объем инвестиций в расширение производства составил 11 млн. евро.

Объем прямых иностранных инвестиций составил 1,19 млрд долларов. В основном они поступили из Финляндии, Германии и Китая. Торговые кредиты составили 2,3 млрд долларов - прирост по отношению к 2008 году - 9,8%. В пятерку лидирующих стран-инвесторов по итогам 2009 года вошли Беларусь (15,8% от общего объема инвестиций), Швейцария (14,7%), Германия (10,1%), Кипр (10,1%), Великобритания (9,5%).

Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2009 года составил 324,7 млрд. рублей и уменьшился на 21,4% в сопоставимых ценах по сравнению с 2008 годом.


2.6.         Инвестиционная активность


Санкт-Петербург – один из наиболее активно развивающихся регионов России, обладающий большим инвестиционным потенциалом.

В 2006 году инвестиции в основной капитал организаций экономики Санкт-Петербурга составили более 177,9 млрд. руб. и выросли на 4,5 % по сравнению с предыдущим годом.

Рис. 20. Динамика объема инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, 2003-2006 гг.


Таблица 10

Динамика инвестиционной деятельности, 2006 год

Инвестиции в основной капитал, млн. руб.

в % к соответствующему периоду предыдущего года

январь

3453

97,2

январь-февраль

9896

102,2

I квартал

25430

86,6

январь-апрель

31574

86,4

январь-май

43390

95,9

I полугодие

64267

104,1

январь-июль

72450

103,1

январь-август

84657

108,2

9 месяцев

104477

103,8

январь-октябрь

116226

106,3

январь-ноябрь

132460

106,7

январь-декабрь

177994

104,5


Инвестиции в основной капитал промышленности.

В 2006 году объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий обрабатывающих производств Санкт-Петербурга увеличился по сравнению с 2005 годом на 24,9% и составил 30,95 млрд. рублей.

В общей сумме инвестиций по городу на долю обрабатывающих производств приходится 21,1% (2005 год - 18,5%).

Рис. 21. Структура инвестиций в основной капитал по видам обрабатывающих производств Санкт-Петербурга в 2006 году.


Более 80,0% всех инвестиций обрабатывающих производств использованы на промышленных предприятиях, выпускающих продукцию металлургии, пищевой индустрии, электрооборудования и транспортных средств.

Увеличение объема инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств в 2006 году по сравнению с 2005 годом связано, прежде всего, с ростом следующих инвестиций: в 2,3 р. - в производство прочих неметаллических минеральных продуктов, в 2,1 р. - в металлургию и производство готовых металлических изделий, в 2,3 р. – в производство транспортных средств и оборудования.

Более 40% всех вложений в обрабатывающие производства составляют инвестиции на предприятиях пищевой индустрии, включая напитки и табак – 12,6 млрд. рублей.

Дополнительным источником средств для обновления основных фондов обрабатывающих производств являются иностранные инвестиции.

В настоящее время преобладающая часть средств иностранных инвесторов направляется в обрабатывающие производства. В 2006 году в этот сектор экономики города поступило 2445,9 млн. долларов США, т.е. 46,5% от общего объема иностранных инвестиций.

В течение 2006 года на ряде промышленных предприятий проводилась реконструкция действующего производства, осуществлялось строительство новых производственных зданий и цехов, вводились дополнительные производственные мощности.

В 2006 году введены в действие, в частности:

¾              строительный комплекс по производству труб большого диаметра и прокатный стан 5000 – в ЗАО «Ижорский трубный завод» (ОАО «Северсталь»);

¾              завод по производству гипсокартонных листов в г.Колпино – в ООО «Кнауф гипс Колпино»;

¾              производственно-складские корпуса – в ЗАО «Бритиш Американ Тобакко-СПб», ЗАО «Нордпласт», ЗАО «Агропромышленный концерн»;

¾              завод по производству водки – в ООО «Русский Стандарт Водка»;

¾              складские здания – в ООО «Пепси Боттлинг Групп»;

¾              здание под мебельное производство – в ОАО «Завод «Молодой ударник»;

¾              производственно-складской комплекс – в ООО «Северо-Западный Технопарк»;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10