рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Анализ предпринимательского климата Санкт-Петербурга рефераты

Существенное сокращение объемов отгруженной металлургической продукции (70,3%) отрицательно сказалось на итогах по виду деятельности «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (78,2% по сравнению с 2008 годом). В целом предприятиями этого вида деятельности отгружено изделий на сумму 87,8 млрд. рублей.

Объем отгруженных товаров в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов составил 26,2 млрд. рублей. Сокращение объемов в 1,8 раза по сравнению с уровнем прошлого года в значительной степени связано со снижением отгрузки изделий из бетона, гипса и цемента (в 1,9 раза).

В целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности с начала текущего года отгружено изделий на общую сумму 22,5 млрд. рублей, что на 0,3% выше уровня 2008 года.

Рост на 23,5% объема отгруженной продукции в химическом производстве определен увеличением на 41,6% отгрузки фармацевтической продукции, на 34,6% - мыла и моющих средств, парфюмерно-косметической продукции, В целом предприятиями этого вида деятельности отгружено продукции на сумму 44,1 млрд. рублей.

Существенный рост достигнут также в текстильном и швейном производстве (140,9%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (104,2%). Общий объем отгрузки изделий этих видов деятельности в 2009 году составил 12,1 млрд. рублей.

Сальдированный финансовый результат деятельности крупных и средних организаций прибыли по виду деятельности «Обрабатывающие производства» в 2009 году составил 152,6 млрд. рублей (77,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

По данным УФНС по Санкт-Петербургу поступления налогов и сборов от промышленности Санкт-Петербурга в бюджетную систему Российской Федерации (федеральный бюджет + бюджет Санкт-Петербурга) в 2009 году составили 86,0 млрд. рублей, в том числе, от обрабатывающих производств – 84,2 млрд. рублей. Общая сумма поступлений от промышленности снизилась на 8,4%.

Инновации.

Объем инновационной продукции петербургского бизнеса в 2009 году увеличился в 2,7 раза по сравнению с 2008-м годом, с 23 до 63 млрд. рублей. Доля инноваций в общем объеме отгруженной продукции выросла до 6,5%.

В 2009 году был заложен фундамент внутреннего спроса на инновации. Сформированы реестры инновационных компаний – с одной стороны и потребностей городского хозяйства в новых разработках – с другой. В три раза, до 640 млн. рублей, увеличен уставный капитал Фонда венчурных инвестиций. Впервые был организован межотраслевой конкурс на премию Правительства города за лучший инновационный проект. Число резидентов особой экономической зоны выросло до 33. Во время Российской инновационной недели заключено контрактов на 1 млрд. рублей.

В 2009 году на 30% выросло число петербургских предприятий, внедряющих технологические инновации. Они потратили на свое перевооружение более 42 миллиардов рублей, в 3 с лишним раза больше, чем в предыдущем году. Корпорация Роснано выделила 13 млрд. рублей на реализацию 5 петербургских проектов в области нанотехнологий.

По результатам мониторинга инновационной деятельности, проведенного Петростатом и Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли, число созданных передовых производственных технологий по крупным и средним организациям за 2009 год выросло в 1,6 раза.

Также в 2009 году по результатам обследования отмечен рост использованных объектов интеллектуальной собственности по крупным и средним организациям - на 32% по сравнению с 2008 годом.

Инвестиции в основной капитал.

В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 342,7 млрд. рублей или 78,6% к аналогичному периоду прошлого года. Среди источников финансирования преобладали привлеченные средства (по крупным и средним организациям– 68,2%), более половины из которых поступили из бюджетных средств. Наибольший объем привлеченных средств пришелся на строительную отрасль, обрабатывающие производства, производство и перераспределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимостью.

Общий объем финансовых вложений предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2009 году составил 1332,8 млрд. рублей, в том числе на долгосрочные финансовые вложения приходилось 143,9 млрд. рублей или 10,8%.

Иностранные инвестиции.

Несмотря на мировой финансовый кризис, в 2009 году Санкт-Петербург не потерял своей инвестиционной привлекательности. Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2009 году составил 5,5 млрд. долларов и по сравнению с 2008 уменьшился незначительно – на 6,8%.

В обрабатывающие производства поступило 4,48 млрд. долларов (81,2% от общего объема инвестиций, в 2008 году этот показатель был меньше – 73,5%). Доля иностранных инвестиции в обрабатывающие производства от общего объема иностранных вложений по итогам 2009 года увеличились на 2,9%.

Объем прямых иностранных инвестиций составил 1,19 млрд. долларов. В основном они поступили из Финляндии, Германии и Китая. Торговые кредиты составили 2,3 млрд. долларов - прирост по отношению к 2008 году - 9,8%.

В пятерку лидирующих стран-инвесторов по итогам 2009 года вошли Беларусь (15,8% от общего объема инвестиций), Швейцария (14,7%), Германия (10,1%), Кипр (10,1%), Великобритания (9,5%).

Транспорт.

Общий объем услуг организаций транспорта в 2009 году составил 298,5 млрд. рублей и в действующих ценах увеличился по сравнению с 2008 годом на 1,9%. Объем перевозок грузов крупными и средними организациями транспорта (без учета железнодорожного) составил 91,6 млн. тонн, или 87,5 % к уровню 2008 года. Октябрьской железной дорогой в 2009 году отправлено 88,6 млн. тонн грузов, что составило 82,9% от уровня 2008 года. Грузооборот крупных и средних организаций транспорта составил 60,3 млрд. тонно-км (88,3% к 2008 году).

В 2009 году крупными и средними организациями городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга перевезено 2 002,6 млн. пассажиров, или 96,1% к уровню 2008 года. В структуре объема перевозок пассажиров основную долю занимает метрополитен - 37,6% перевезенных пассажиров, на долю автомобильного транспорта (с учетом официально привлеченного на маршруты общего пользования автотранспорта физических лиц (владельцев автобусов) и малых предприятий автомобильного транспорта) приходится 24,4%, трамваев – 23,9%, троллейбусов – 14,1%.

В течение 2009 года постоянно проводилась работа по обновлению парка подвижного состава. За счет средств городского бюджета приобретено 16 трамвайных вагонов, 16 троллейбусов, 15 вагонов метрополитена, 21 автобус особо большого класса с пониженным уровнем пола. Кроме того, за счет средств федерального бюджета приобретено 25 низкопольных автобусов особо большого класса.

В рамках финансирования Адресной инвестиционной программой Санкт-Петербурга в 2009 году наибольший объем средств освоен на строительстве продолжения Софийской улицы до Московского шоссе и на строительстве автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр».

Продолжается реализация инвестиционного проекта развития аэропорта «Пулково». Одна из главных задач Правительства Санкт-Петербурга - создание в городе на базе аэропорта «Пулково» крупного транспортного узла с высокими показателями эффективности.

Связь.

Общий объем услуг связи, оказанных организациями Санкт-Петербурга в январе-декабре 2009 года, составил 95,8 млрд. руб. и в действующих ценах увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 1,1%.

Потребительский рынок.

Оборот розничной торговли за 2009 год составил 584,3 млрд. рублей, что на 9,4% меньше, чем за 2008 год (в сопоставимых ценах). По группам товаров динамика оборота розничной торговли характеризуется более заметным падением объема продаж непродовольственных товаров. По итогам 2009 года оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями сократился на 5,8%, в то время как непродовольственными – на 11,8%.

Оборот общественного питания за 2009 год составил 38,3 млрд. рублей, что на 18,4% меньше, чем в 2008 году (в сопоставимых ценах). Объем бытовых услуг за 2009 год по сравнению с 2008 годом также уменьшился на 4,7 % и составил 16,2 млрд. рублей.

Инфраструктура сети потребительского рынка Санкт-Петербурга представлена предприятиями различных типов, видов, форм и форматов и включает более 15,4 тысяч предприятий розничной торговли, 6,6 тысяч предприятий общественного питания и 8,1 тысяч бытового обслуживания.

Несмотря на снижение товарооборота, сеть потребительского рынка за 2009 год увеличилась на 1,4 тысячи предприятий. В городе функционирует 175 комплексов (зон) мелкорозничной торговли, 22 рынка, в том числе 16 сельскохозяйственных, а также более 2,9 тысяч отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли, число которых в летний период увеличивается на 1,5-2 тысячи.

В расчете на 1 тыс. жителей обеспеченность торговыми площадями составляет 936 кв. м., посадочными местами общественного питания – 75, и рабочими местами бытового обслуживания - 9,4 единиц.

Мировой экономический кризис внес свои коррективы в развитие торговли в Санкт-Петербурге. Произошли изменения в структуре товарооборота, связанные со снижением покупательской способности, приобретением населением продовольственных товаров по более низким ценам, сокращением объема продаж непродовольственных товаров длительного пользования.

Поддержка и развитие АПК: основные итоги.

- Объем регионального продовольственного фонд в 2009 году сформирован в размере 88,8 тыс. тонн продовольственного зерна, что соответствует двухмесячной потребности в нем мукомольной и хлебопекарной отраслей. Это позволило в 2099 году сдержать рост цен на хлебобулочные изделия в целом и сохранить на уровне 2007 года цены на два социально значимых сорта хлеба;

- В 2009 году был приобретен в собственность города имущественный комплекс ЗАО «Невская мельница» с целью создания конкурентной среды на рынке муки. ЗАО «Невская мельница» будет перерабатывать продукцию регионального продовольственного фонда, в том числе для производства социально значимых сортов хлеба;

- Предприятиям агропромышленного комплекса была оказана существенная финансовая поддержка в различных формах из бюджетов двух уровней в сумме 293 млн. руб., в том числе из бюджета Санкт-Петербурга – 150 млн. руб. При этом удалось привлечь дополнительные средства из федерального бюджета в виде субсидий, в 2 раза превышающих плановые показатели (с 67 млн. руб до 143 млн. руб);

- Валовой объем сельхозпродукции вырос на 1,4%; доля племенных животных к общему поголовью составила 95% (рост на 30%);

- Продолжилось строительство ранее начатых объектов – вторая очередь ОАО «Петмол» компании Юнимилк, низкотемпературный холодильник группы компаний «Рубеж», современное овощехранилище в ЗАО «Ручьи»;

- Доля питерской продукции в продовольственном товарообороте увеличилась с 55% до 58%.

Бюджет Санкт-Петербурга.

Доходы бюджета Санкт-Петербурга за 2009 год составили 315,6 млрд. руб.

К числу основных доходных источников бюджета Санкт-Петербурга за отчетный период относятся: налог на прибыль организаций (21,3%), налог на доходы физических лиц (31,3%), акцизы (4,1%), налог на имущество организаций (5,8%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (6,3%). Безвозмездные поступления составили 40,9 млрд. руб., или 13,0% от общего объема доходов бюджета Санкт-Петербурга.

В бюджет Санкт-Петербурга поступили также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 30,1 млрд. руб., доля которых составила 9,5%.

Расходы бюджета Санкт-Петербурга за 2009 год составили 322,3 млрд.руб. Основными статьями расходов являются жилищно-коммунальное хозяйство (18,1% от общей суммы расходов), национальная экономика (17,7%), здравоохранение и спорт (17,3 %), образование (17,0 %), социальная политика (14,8 %).

Городской заказ Санкт-Петербурга.

В 2009 году за счет бюджетных ассигнований было произведено 399 312 закупок на общую сумму 216 811,3 млн. руб.

За счет проведения процедур государственного заказа Санкт-Петербурга в 2009 году доля конкурентных способов закупок (конкурсов и аукционов, в том числе аукционов в электронной форме) увеличилась на 5,7% по сравнению с 2008 годом. В настоящее время доля конкурентных способов закупок составляет 75,44% от общей суммы размещения государственного заказа Санкт-Петербурга.

Уменьшилась доля закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения торгов - с 26,73% в 2008 году до 23,07% - в 2009. Сокращения бюджетных расходов за счет проведения процедур государственного заказа Санкт-Петербурга составило 11 064 456 тыс. рублей.

Туризм.

Санкт-Петербург является одним из самых посещаемых туристических центров Европы. Ежегодно Северная столица принимает около пяти миллионов российских и иностранных туристов и, является весьма привлекательным для развития туристического бизнеса.

С 2004 года действует Программа развития гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Цель Программы - увеличить существующий номерной гостиничный фонд до 32 тыс. номеров и достичь среднеевропейского уровня по обеспеченности гостиничными местами - 7 номеров на 1000 жителей.

В январе-июне 2010 года индекс промышленного производства вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 8,3%, индекс промышленного производства обрабатывающих производств увеличился на 10,1%.

Высокая динамика наблюдалась в производстве транспортных средств и оборудования (235,5%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (142,7%), химическом производстве (121,2%). При этом слабую динамику продемонстрировали такие отрасли, как текстильное и швейное производство (82,7%), целлюлозно-бумажное производство (89,8%).

Рост обрабатывающих производств был поддержан ростом инвестиционного спроса.

По итогам 1 квартала 2010 года объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики Санкт-Петербурга, составил 1,1 млрд. долларов США и увеличился в 1,7 раза по сравнению с 1 кварталом 2009 года. Наибольший объем иностранных инвестиций был направлен в обрабатывающие производства (90,3% полученного объема).

Динамика объема работ по виду деятельности «Строительство» в январе-июне 2010 года сохранилась практически на уровне аналогичного периода прошлого года, объем строительных работ составил 143,2 млрд. руб.

В жилищном строительстве в первом полугодии 2010 года ввод общей площади жилых домов на 28,4% превысил уровень соответствующего периода прошлого года.

Заметно улучшилась ситуация на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы (как отношение численности безработных к численности экономически активного населения) на конец июня составил 0,87% (в конце декабря 2009 года - 1,1%).

Реальная заработная плата продолжает сохранять положительную динамику, и в мае прирост составил 7,1% по отношению к маю 2009 года. По сравнению с январем-маем прошлого года реальная заработная плата увеличилась на 5,1 процента.

Реальные денежные доходы населения в июне 2010 года также продолжали расти. По отношению к маю 2010 года рост составил 0,2 процента, а по отношению к соответствующему периоду января-июня 2009 года реальные денежные доходы увеличились на 14,8%.

По сравнению с январем-июнем 2009 года прирост оборота розничной торговли ускорился и составил 3,8 процента.

Оборот внешней торговли в январе-марте 2010 года составил 9,1 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 4,6 млрд. долларов, импорт – 4,5 млрд. долларов. По сравнению с январем–мартом 2009 года объем экспорта увеличился в 1,7 раза, импорта – на 46,5%.

Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 50,5%, импорта – 49,5%.

За январь-июнь 2010 года в бюджет Санкт-Петербурга поступило доходов в сумме 171 302,7 млн. рублей.

К числу основных доходных источников в структуре доходов бюджета Санкт-Петербурга за отчетный период относятся: налог на прибыль организаций (27,3%), налог на доходы физических лиц (27,9%), акцизы (3,2%), налог на имущество организаций (5,6%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (5,2%).

Расходы бюджета Санкт-Петербурга в январе-июне 2010 года составили 141 516,8 млн. руб. Основными статьями расходов бюджета Санкт-Петербурга являются образование (20% в общем объеме расходов), здравоохранение, физическая культура и спорт (17,6%), социальная политика (15,2%).

Профицит бюджета за отчетный период составил 29 785,9 млн. руб.

В январе-июне инфляция на потребительском рынке составила 5,4% (годом ранее – 7,9%). Цены на продовольственные товары увеличились на 7,8%, а на непродовольственные товары – на 2,6%.

 

5.                Описание и анализ стратегии развития региона и проводимой региональной политики


Санкт-Петербург достиг значительных успехов в сфере государственного планирования. В городе принят целый ряд документов стратегического, среднесрочного и текущего планирования, регламентирующих перспективы развития мегаполиса.

В июне 2007 года Правительством Санкт-Петербурга было издано Постановление «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года». Этот документ зафиксировал главную цель развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе – стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

В понятие качества жизни прежде всего включается наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.

Основными направлениями развития Санкт-Петербурга до 2025 года были признаны:

Санкт-Петербург – мировой город. Санкт-Петербург будет развиваться как город, открытый миру, крупнейший международный центр делового, политического и культурного сотрудничества, интегрированный в мировую экономику. Санкт-Петербург станет местом, где проводятся представительские переговоры, в том числе на высшем уровне, конференции, форумы и принимаются важнейшие политические и экономические решения, оказывающие большое влияние на развитие международного сообщества. Кроме того, Санкт-Петербург возьмет на себя выполнение целого ряда общегосударственных федеральных функций.

Санкт-Петербург – торгово-транспортный узел. Развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего российского торгово-транспортного центра международного значения, расположенного на Балтике, предусматривает принятие мер по стимулированию движения экспортно-импортных грузов через Санкт-Петербург или непосредственно прилегающие к нему территории, упрощению порядка пересечения границы и прохождения таможенных процедур, строительству новых таможенных терминалов.

Важнейшим элементом развития в этом направлении станет реконструкция и расширение мощностей Большого порта Санкт-Петербург, строительство новых терминалов. Возможно выделение всего пригодного для подхода судов побережья для территории порта, проведение дноуглубительных работ в целях обеспечения необходимой глубины фарватера для крупнотоннажных судов. Будет завершено строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра. Эти дороги позволят разгрузить Санкт-Петербург от транзитного грузового автомобильного транспорта. Также будет построена высокоскоростная железнодорожная магистраль для пассажирского и грузового сообщения с Москвой, модернизирован аэропорт, введены в строй терминал «Пулково-3» и прилегающая к нему зона экономического развития.

В результате через Санкт-Петербург будет осуществляться более 50% объемов экспорта России в страны Европейского союза и более 50% импорта РФ из стран Европейского союза. В Санкт-Петербурге возрастет число предприятий, занимающихся обслуживанием грузов: сортировкой, упаковкой, сборкой. Этот сектор наряду с транспортной отраслью будет обеспечивать основную долю доходов экономики Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург – центр инноваций и управления. Инновационно-управленческое направление развития предусматривает развертывание масштабной программы содействия инновациям, нацеленной на превращение Санкт-Петербурга в российский и потенциально мировой центр инноваций. Инновации имеют в себе фундаментальное преимущество перед другими видами экономической деятельности, поскольку на первом этапе после их внедрения они позволяют извлекать монопольные прибыли на рынке. К инновациям относятся, в первую очередь, технологические усовершенствования и нематериальная продукция.

В сфере инноваций большое значение имеет не только их изобретение, но и быстрая наладка серийного производства и эффективный маркетинг. Для внедрения и маркетинга инноваций необходимы существенные капиталовложения, особенно на начальном этапе. Цели максимизации таких капиталовложений наилучшим образом соответствует политика совмещения прямых государственных инвестиций в данную сферу с проведением эффективных мер по созданию режима наибольшего благоприятствования инвестициям со стороны частных хозяйствующих субъектов.

Продолжится тенденция размещения в Санкт-Петербурге главных офисов крупнейших российских, а в перспективе и международных компаний. Из Санкт-Петербурга наряду с Москвой должно осуществляться управление деятельностью российских и международных компаний по всей стране и за рубежом. Исполнение такой функции позволит сосредоточить в Санкт-Петербурге значительные финансовые потоки и вывести такие отрасли сферы услуг, как связь, банковское дело, страхование, консалтинг и управление объектами недвижимости на качественно новый уровень.

На всем протяжении своей истории Санкт-Петербург выполнял множество функций, которые эффективно дополняли друг друга, что являлось основой его устойчивого развития. Поэтому оптимальным было признано развитие Санкт-Петербурга по всем трем вышеуказанным направлениям одновременно. Данные направления не исключают, а дополняют друг друга. Превращение Санкт-Петербурга в город, открытый миру, крупнейший международный центр делового и политического сотрудничества, интегрированный в мировую экономику, крупнейший российский торгово-транспортный центр международного значения на Балтике, а также центр инновационно-управленческой деятельности создаст материальные предпосылки достижения главной цели Санкт-Петербурга – обеспечения европейских стандартов качества жизни для всех петербуржцев.

 

Заключение


Санкт-Петербург - один из динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Она занимает 2 место в общем рейтинге регионов.

После продолжительного периода стабильного роста экономики Санкт-Петербург, как и все регионы Российской Федерации, столкнулся с серьезными вызовами глобального мирового финансово-экономического кризиса. Ухудшение мировой конъюнктуры повлекло за собой ряд негативных последствий, которые отрицательно сказались на экономике города в конце 2008-го – первом полугодии 2009-го года. Стали развиваться процессы снижения роста макроэкономических показателей, инвестиционной активности предприятий, увеличения безработицы, снижения доходов населения и сокращения поступлений в бюджет Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день уровень регистрируемой безработицы, который является важнейшим индикатором «самочувствия» общества, вновь вернулся к докризисным показателям и составляет чуть более 1 % экономически активного населения. Это в 2,5 раза ниже, чем в среднем по России, и является самым низким в Северо-Западном Федеральном округе.

Цели и приоритеты на 2010 год.

Определенная устойчивость (а по ряду позиций – улучшение) показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга демонстрирует признаки стабилизации экономической ситуации в городе. В соответствии с этим действия необходимо направить не только на восстановление экономики, но и на закрепление положительных тенденций ее развития.

Главная цель по стабилизации экономики и обеспечению устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2010 год – создание условий для роста экономики и дальнейшего стабильного социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Санкт-Петербурга в 2010 году станут:

– поддержка социально-экономической стабильности и обеспечение устойчивости экономического развития;

– стимулирование экономического роста и модернизации экономики.

Указанные приоритеты определяют следующие направления деятельности на 2010 год:

в части стабилизации экономики – содействие занятости населения, обеспечение эффективной социальной защиты, поддержка реального сектора экономики, развитие жилищного строительства и дорожно-транспортной инфраструктуры;

в части модернизации экономики – повышение инвестиционной активности предприятий Санкт-Петербурга, поддержка инновационно-активного бизнеса, расширение спроса на инновации петербургских предприятий.

 

Список использованной литературы


1.   #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">http://www.peterburggorod.ru/eco/




Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10