Анализ предпринимательского климата Санкт-Петербурга
Основными
проблемами для создания благоприятных условий для развития малого
предпринимательства в различных сферах деятельности является – недостаточное
количество малых предприятий работающих в сфере ЖКХ, промышленного и
обрабатывающего производства, образования и других отраслях.
Поэтому,
со стороны администрации Приморского района, для достижения стабильной работы
субъектов малого предпринимательства будет оказываться всесторонняя поддержка и
уделяться особое внимание развитию субъектов малого предпринимательства в
различных сферах деятельности.
В
2006 году внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга составил 4,5% в объеме внешней
торговли Российской Федерации. Среди регионов Северо-запада России удельный вес
Санкт-Петербурга - 41,5%.
Внешнеторговый
оборот вырос по сравнению с 2005 г. на 41,7% и составил 19,8 млрд. долл. США.
Рост товарооборота обусловлен как ростом физических объемов (на 24%), так и
средней стоимости за килограмм товаров (на 14%).
Санкт-Петербург
занял первое место, как по импорту, так и по экспорту среди регионов
Северо-запада РФ.
Рис.
6. Динамика внешней торговли Санкт-Петербурга в 2000-2006 гг.
Объем
экспорта вырос на 41,5%, импорта – на 41,7%. Сальдо внешней торговли
отрицательное – 6 млрд. долларов США. Рост экспорта наблюдается с 2003 года, но
вместе с тем растет отрицательное сальдо торгового баланса.
Внешняя
торговля Санкт-Петербурга ориентирована преимущественно на страны дальнего
зарубежья. Соотношение товарооборота Санкт-Петербурга со странами дальнего
зарубежья и со странами СНГ - 95:5 соответственно. В торговле со странами
дальнего зарубежья по сравнению с прошлым годом не произошло изменений в соотношении
экспорт/импорт, а в торговле со странами СНГ увеличилась экспортная
составляющая.
В
2006 году предприятия Санкт-Петербурга осуществляли торговлю со 180 странами
(из них 10 - страны СНГ). Крупнейшие торговые партнеры Санкт-Петербурга –
Германия, Китай, Нидерланды, Финляндия, США.
Соотношение
экспорта стран дальнего зарубежья и СНГ: 90:10. По сравнению с 2005 годом доля
стан дальнего зарубежья увеличилась, а доля стран СНГ соответственно
уменьшилась на 1%. Из стран СНГ традиционно наиболее активные партнеры –
Украина и Казахстан, из стран дальнего зарубежья лидируют Нидерланды (21% от
общего экспорта), Китай (12%), Германия (12%). Во II квартале 2006 г. в
Санкт-Петербурге зарегистрировано подразделение ОАО “Сибнефть” ОАО “Газпром
нефть”, которое лидирует по объемам внешнеторгового оборота. В товарной
структуре экспорта произошли существенные сдвиги: удельный вес минеральных
продуктов вырос на 25%. При этом удельный вес машин и оборудования, а также
металлов и изделий из них сократился на 14 и 10% соответственно.
Крупнейшие
предприятия-экспортеры Санкт-Петербурга: ОАО “Газпром нефть”, ОАО
Cудостроительный завод "СЕВЕРНАЯ ВЕРФЬ", ФГУП “Адмиралтейские верфи”,
ЗАО "АЙ БИ ЭС", ЗАО "К. СТЕЙНВЕХ (Санкт-Петербург) ЛТД, ЗАО
"Петромакс", филиал ОАО "Силовые машины”, ООО “Океан”, ЗАО
“Вторчермет”
Рис.
7. Основные торговые партнеры Санкт-Петербурга по удельному весу в товарообороте
в 2006 году.
Рис.
8. Торговая структура импорта Санкт-Петербурга в 2006 году.
В
2006 году 98 % импорта приходилось на страны дальнего зарубежья. Наибольшие
поставки осуществлялись из Германии (14%), Китая (14%), Финляндии (9%) и США
(6%).
Сдвиги
в товарной структуре импорта были существенными. Вследствие высоких темпов
роста стоимостных объемов импорта промышленного оборудования и электрических
машин (рост 63%) лидирующую позицию заняла укрупненная товарная группа “машины,
оборудование, транспортные средства”, удельный вес которой в структуре
импортных поставок вырос на 5%. Удельный вес промышленного оборудования,
электрических машин и наземных транспортных средств составил соответственно
48%, 25% и 18%.
Продовольственные
товары, доля которых в 2005 г. в структуре импорта была наибольшей, в 2006 г.
сократилась на 2%. Значительно вырос импорт текстильной продукции и обуви. В
2006 г. почти 47% товаров данной группы было ввезено из Китая
Крупнейшие
предприятия-импортеры: ООО “Петро”, ЗАО “Петербург Продакс Интернешнл”, ООО
“Продимпорт”, ООО “Генеральная продовольственная корпорация ”Рубеж”, ЗАО
“Бритиш Американ Тобакко-СПб”, ООО “Электрон”, ЗАО “Валио Ст. Петербург”, СПб
филиал ООО “Ригли”, ЗАО “Орими Трэйд”, ООО “Проксима”.
Международные
услуги.
В
2006 году сложилось положительное сальдо баланса услуг в размере 942,2 млн.
долл. США (в 2005 году – положительное, 941,6 млн. долл. США).
Экспорт
услуг составил 1443,8 млн. долл. США (рост по сравнению с 2005 годом – 7,6%).
70% приходилось на транспортные услуги; услуги гостиниц и ресторанов – 8,4%;
услуги почтовой связи – 5,7%; инженерные услуги – 3,9%; 3,4% - монтаж и ремонт
оборудования. Организациями Санкт-Петербурга оказано услуг странам СНГ на 199,1
млн. долл.
Импорт
услуг – 501,6 млн. долл. США (рост 25,5%). Доля транспортных услуг – 44,6%;
услуг почт и связи – 11,5%; инженерных услуг – 9,9%; 8,5% составили услуги бюро
путешествий и туристических агентов.
Санкт-Петербург
является крупнейшим транспортным узлом России, через который осуществляются
международные грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта. На
территории города имеются все виды транспортной инфраструктуры: автомобильные
дороги, сеть железных дорог, речной и морской транспорт, аэропорт, нефте- и
газопроводы.
Правительство
Санкт-Петербурга уделяет особое внимание проблемам развития
транспортно-логистического комплекса. В 2007 году разработана, одобрена и
начата реализация Стратегии развития ТЛК Санкт-Петербурга (постановление
Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.07 № 741).
По
данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по
Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2007 году в Санкт-Петербурге объем
перевозок грузов организациями транспорта (без железнодорожного) увеличился по
сравнению с 2006 годом на 4,9% и составил 111,8 млн. т.
Морской
транспорт.
Важнейшей
составляющей транспортного комплекса Санкт-Петербурга является Большой порт Санкт-Петербург,
который включает в себя территории и акваторию бывшего Морского торгового
порта, Лесного порта, причальные комплексы судостроительных и судоремонтных
предприятий (например, ФГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Балтийский завод», ОАО
«Судостроительный завод «Северная верфь», Канонерский судоремонтный завод) и
другие портовые комплексы.
В
Большом порту Санкт-Петербурга имеется более 110 причалов общей длиной более 15
км, способных принимать суда с осадкой 11 м и перерабатывать различные виды
грузов.
Крупнейшие
стивидорные компании Большого порта Санкт-Петербург:
- ОАО
«Морской порт Санкт-Петербург»;
- ЗАО
«Первый контейнерный терминал»;
- ОАО
«Петролеспорт»;
- ЗАО
«Петербургский Нефтяной Терминал».
Грузооборот
Большого порта Санкт-Петербург в 2007 году вырос на 10% по сравнению с
итоговыми показателями 2006 года и составил 59 608,5 тыс. т. Объем перевалки
нефтепродуктов через Большой порт в прошедшем году составил 14 713,6 тыс. т,
что на 13% больше, чем в 2006 году, лесных грузов — 2428,1 тыс. т (сокращение
на 6%), химических грузов — 5,6 млн. т (увеличение на 7,9%), контейнерных
грузов — 17 127,8 тыс. т (увеличение на 11%), зерна — 665,4 тыс. т (увеличение
на 38%), генеральных грузов — 14 917,2 тыс. т (увеличение на 1%).
Внутренний
водный транспорт также имеет большое значение, поскольку водная система Нева —
Ладожское озеро имеет обширное продолжение. По системе Свирь — Онежское озеро
можно водным путем попасть в Республику Карелия, а через Беломоро-Балтийский
канал — в Белое море. Другой водный путь — Волго-Балтийский — позволяет связать
город с европейским севером, Центральной Россией, Волго-Вятским регионом,
Предуральем, Поволжьем, с портами Каспийского моря, а через Волго-Донской канал
— с Северным Кавказом, Приазовьем, морскими портами Черного моря.
Железнодорожный
транспорт.
Санкт-Петербургский
железнодорожный узел включает 423 км железных дорог. Железнодорожные пути и
станции занимают u1074 в Санкт-Петербурге примерно 4 тыс. га территории.
Грузооборот
железнодорожного узла достиг уровня более 110 млн. т в год. В настоящее время
железнодорожный узел города во многом выполняет функции сортировочного центра
для внешнеэкономических грузопотоков и предприятий других регионов,
направленных в сторону Финляндии, Прибалтики и портов Балтийского моря.
Основной
немаршрутизированный грузопоток на морские порты и пограничные переходы
проходит через сортировочную станцию Санкт-Петербург— Сортировочный—Московский,
расположенную в южной планировочной зоне Санкт-Петербурга.
Железнодорожным
транспортом в целом по Октябрьской железной дороге в январе—ноябре 2007 года
отправлено 176,4 млн. человек.
Воздушный
транспорт.
В
Санкт-Петербурге стабильно развивается воздушный транспорт. В настоящее время
разработан генеральный план развития аэропорта до 2025 года.
Во исполнение
Указа Президента Российской Федерации от 25.09.07 № 1283 100% акций,
находившиеся в федеральной собственности, переданы в собственность
Санкт-Петербурга. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.07 №
1265 утвержден План мероприятий по реконструкции аэровокзального комплекса
«Пулково». Проведен конкурс на разработку архитектурной концепции здания нового
пассажирского терминала аэропорта и прилегающих к нему объектов инфраструктуры,
определен победитель — английская компания Grimshaw & Partners Ltd.
По
итогам 12 месяцев 2007 года пассажирообмен аэропорта «Пулково» составил 6 138
823 человек, что на 20,3% больше показателей 2006 года. Количество
взлетно-посадочных операций за 12 месяцев 2007 года возросло на 19,9% и
составило 86 878 взлето-посадок. Объем обслуженной максимальной взлетной массы
составил 3042 тыс. т, прирост по сравнению с 12 месяцами 2006 года — 20,0%.
Терминально-складские
комплексы.
Развитие
логистических, терминально-складских и дистрибутивных комплексов на территории Санкт-Петербурга
является одним из приоритетных направлений развития ТЛК Санкт-Петербурга.
По
состоянию на 01.01.07 в Санкт-Петербурге общая площадь складских объектов
составила 5992 тыс. кв. м, что на 17,2% больше аналогичного показателя по
итогам 2003 года. В структуре общей площади складских объектов 87,4% составляют
отдельно стоящие здания и 12,6% — встроенные помещения.
По
состоянию на 01.01.07 в Санкт-Петербурге площадь производственных и
торгово-распределительных крытых складских объектов составила 1136,3 тыс. кв. м
и 4326,8 тыс. кв. м соответственно. На долю крытых складских объектов внешнего
транспорта приходится 528,9 тыс. кв. м. Производственные и
торгово-распределительные терминалы занимают территорию общей площадью 59,7 га
и 277,6 га соответственно.
Площадь
территории, занимаемой терминалами внешнего транспорта, составила 308,9 га, из
которых 240,2 га приходится на долю терминалов Большого порта Санкт-Петербург.
В
2007 году Комитетом по транспортно-транзитной политике разработана Концепция
развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Основными
задачами развития терминально-складской инфраструктуры (далее — ТСИ)
Санкт-Петербурга, решение которых позволит достичь указанной цели, являются:
¾
Увеличение
площади и повышение качественных характеристик крытых складских объектов
Санкт-Петербурга до уровня, соответствующего текущим и перспективным
потребностям экономики Санкт-Петербурга.
¾
Оптимизация схемы
размещения объектов ТСИ Санкт-Петербурга, в том числе определение территорий
развития ТСИ и территорий, в которых целесообразно прекратить или ограничить
размещение объектов ТСИ.
¾
Транспортное и
инженерное обеспечение существующих и перспективных территорий размещения
объектов ТСИ Санкт-Петербурга.
Концепция
одобрена на заседании Транспортного совета при Правительстве Санкт-Петербурга
29.11.07.
Существенную
роль в экономике города играет туристический бизнес, связанный с приёмом гостей
из России и зарубежных стран, а также связанная с этим экономическая активность
в сфере обслуживания. В 2005 году Санкт-Петербург посетили около 2,18 млн
иностранных туристов. Всего, с учётом российских туристов, город в 2005 году
посетило около 4,5 млн человек. В городе работает множество крупных и небольших
отелей (в том числе гостиницы «Гранд Отель Европа», «Гранд Отель Эмеральд»,
«Астория», «Коринтия Невский Палас Отель», «Прибалтийская», «Пулковская»,
«Санкт-Петербург», «Москва», «Россия», «Октябрьская», «Азимут Отель
Санкт-Петербург» и др.), пансионов. Сдача квартир и комнат приезжим и туристам
является важным источником дохода для многих петербуржцев. Администрация
Петербурга поддерживает и развивает туристический бизнес в Санкт-Петербурге.
Городские власти собираются потратить на рекламу Петербурга 150 миллионов
рублей. Кроме того, около 45 миллионов рублей Петербург потратит на размещение
наружной рекламы в европейских столицах и Токио. Ещё 45 миллионов запланировано
выделить на участие в международных выставках и организацию презентаций.
1.10. Человеческий потенциал
Санкт-Петербург
– четвертый город в Европе по численности населения – после Лондона, Москвы и
Парижа. Численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 1 января 2008
года составила 4568,0 тыс. человек. В 2007 году в Санкт-Петербурге
зафиксировано некоторое улучшение демографической ситуации – коэффициент
естественной убыли населения (в расчете на 1000 населения) сократился на 18,0%
и составил 5,4 чел. В 2007 году увеличение коэффициента рождаемости (в расчете
на 1000 населения) составило 8%. Снизился уровень младенческой смертности –
количество умерших детей в возрасте до 1 года (в расчете на 1000 родившихся)
сократилось до 4,4 (4,7– годом ранее).
Таблица
2
Демографические
показатели Санкт-Петербурга
Показатели
|
2006
|
2007
|
Численность постоянного населения, тыс. человек
|
4575,8
|
4568,0
|
Общий коэффициент рождаемости, человек на 1000 населения
|
8,8
|
9,5
|
Общий коэффициент смертности, человек на 1000 населения
|
15,4
|
14,8
|
Коэффициент естественного прироста, человек на 1000 населения
|
-6,5
|
-5,4
|
Младенческая смертность, человек на 1000 родившихся
|
4,7
|
4,1
|
По
предварительной оценке численность населения Санкт-Петербурга на 1 июля 2010
года составила 4’611’200 тыс. человек и с начала года увеличилась на 10.9 тыс.
человек или на 0.2%.
Рис.
9. Среднегодовая численность населения, чел.
За последние два года произошел переломный момент в тенденции сокращения
населения, впервые за многие годы был зафиксирован прирост численности
населения города. Так, если в 2007 году среднегодовая численность населения
составляла 4569,62 тыс. человек, то в 2008 году она выросла до 4591,1 тыс.
человек, а в 2009 году составила 4591,1 тыс. человек.
По предварительной оценке, население Санкт-Петербурга на 1 января 2010
года составляло 4 600,2 тыс. человек и за 2009 год увеличилось на 18,3 тыс.
человек или на 0,4%. Число родившихся выросло на 9,0% и составило 11,3
промилле. В 2009 году закрепилась наметившаяся в последние годы тенденция к
снижению смертности, как общей, так и в наиболее уязвимой с точки зрения
сверхсмертности группе трудоспособных мужчин. Число умерших сократилось на 3% -
до 14,1 промилле. Естественная убыль населения в 2009 году по сравнению с 2008
годом уменьшилась на 33%. Такие показатели сформировались, в немалой степени,
за счет действия на протяжении нескольких лет мер стимулирования рождаемости и
поддержки здравоохранения.
Также повышению рождаемости способствовало вступление в репродуктивный
возраст поколения, рожденного в более благоприятные в демографическом отношении
80-е годы прошлого века. Рост численности населения в 2009 году произошел также
за счет миграционного прироста, который по итогам 2009 года составил 31,2 тыс.
человек.
В последние
2 года в Санкт-Петербурге наметилась позитивная тенденция укрепления семейных
отношений. В 2009 году в Санкт-Петербурге продолжали улучшаться показатели
брачности: было зарегистрировано 49,1 тыс. браков, прирост к уровню 2008 года –
7%. Показатель разводов уменьшился на 3,0% по сравнению с 2008 годом.
Соотношение числа зарегистрированных в 2009 году браков и разводов составило
1,88 (за 2008 год - 1,77). Стабилизация института семьи является необходимой
предпосылкой повышения рождаемости.
Санкт‑Петербург
— один из крупнейших европейских мегаполисов по численности населения. В
последние годы наметилась устойчивая тенденция роста показателя рождаемости.
Основной
стратегический ресурс города – большое число высокообразованных и
квалифицированных специалистов во всех секторах экономики. Кроме того, Санкт‑Петербург
является центром притяжения для профессионалов со всего северо‑западного
региона России. Это позволяет компаниям, которые работают в нем, подобрать
лучшие кадры на выгодных условиях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|