рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Рыночная экономика рефераты

Реферат: Рыночная экономика

Содержание

         

           

            Введение  

         

1.Рыночная экономика, как объективная основа маркетинга………7

1.1  Понятие рыночной экономики и маркетинга…………7

1.2  Принципы, цели и функциональные задачи

 маркетинга……………………………………………………………12

1.3  Понятие концепция маркетинга………………………17

1.4  Маркетинговые исследования………………………..19

2.Анализ рынка туристических услуг Санкт-Петербурга………….27

2.1  Сегментация  и ассортимент рынка…………………..27

2.2  Исследование конкурентов……………………………36

3.  Разработка стратегии фирмы………………………………51

3.1  Ассортимент и ценовая политика……………………..51

3.2  Организация сбыта услуг………………………………54

3.3  Стимулирование сбыта………………………………...56

           Выводы и предложения……………………………………….61

          Список использованной литературы.

          Приложения.

Приложение 1А. Задачи маркетинга в сферах.

Приложение 1Б. Функциональные задачи маркетинга.

Приложение 2. Направления маркетинговых исследований.

Приложение 3. Договор о сотрудничестве в области туризма.

Приложение 4. Рекламный буклет.

Приложение 5. Рекламный плакат.
  Введение.

                                      Каждый человек имеет право на передвижение.

                                                                   (Декларация прав человека).


          Туристическая индустрия становится все более заметной в экономике Санкт- Петербурга. По сведению ЮНЕСКО, Санкт – Петербург входит в первую десятку наиболее привлекательных для туристов городов мира. Ежегодно о своем желании посетить северную столицу заявляют около 30 миллионов человек. Однако по данным петербургской администрации в 1998 году город на Неве реально принял 2.1 миллиона туристов из стран дальнего зарубежья и около 500 тысяч из России и стран СНГ, что примерно 8-10% превышает показатели прошлых лет.  Каждый средний турист за время своего пребывания в принимающей  стороне тратит 300-350$. По данным комитета по туризму и развитию курортов администрации Санкт - Петербурга, туристической деятельностью в городе занимаются около 800 фирм, но не все из них имеют лицензию. По статистике до 65% населения не предприняли желаемых турпоездок в период летнего отдыха из-за отсутствия средств. И все же тенденция к развитию выездного туризма сохраняется. В последние 5 лет за рубеж выезжало от 12 до 15% взрослого населения города (450-580 тыс. человек). Из них туристами – 64%; деловые поездки –30%; учеба –2%.По сезонно количество убывающих в поездки заграницу выглядит следующим образом: зима-25%, весна- 20%, лето- 30%, осень- 25%.(Рисунок 1).

                    

 Рисунок 1. Количество выезжающих

    за рубеж по сезонам.

Каждая туристическая фирма, работающая в Санкт-Петербурге и занимающаяся оправкой туристов, создает не менее 5 (в среднем 5-10) прямых рабочих мест (в крупных турфирмах работает до 150 сотрудников) и большое количество косвенных (рекламные агенты, сотрудники предприятий, обслуживающих турбизнес).

Туристические фирмы вносят существенный вклад в поддержание эффективности деятельности (а в некоторых случаях и существования) целого ряда предприятий и организаций, занимающихся обслуживанием их деятельности, в том числе: транспортных предприятий, рекламных агентств, издательско – полиграфических предприятий, справочно- информационных служб, средств массовой информации, страховых компаний, банков и других финансово-кредитных предприятий Санкт-Петербурга. Кроме того радио и телеканалы активно занимаются рекламой стран и направлений.

          Практически все страховые компании, как крупные так и мелкие, начали активно заниматься страхованием горожан, выезжающих за рубеж. Практически все банки города приступили к реализации программ продажи выезжающим за рубеж дорожных чеков, своих кредитных и дисконтных карт и т.п., и в свою очередь в рамках этих программ тратят большие деньги на рекламу создают специальные отделы по туризму нанимают дополнительных сотрудников. Все эти организации платят налоги в городской бюджет.

Одной из проблем развития туристкой инфраструктуры Санкт – Петербурга, формирования принципов ее деятельности в целом, является четкое определения места туризма в городской экономике и общественной жизни Санкт –Петербурга. Необходимо осуществление статистических, аналитических и маркетинговых данных. Без этого невозможно нормальное планирование развития туристической индустрии.

Одним из пунктов вышесказанного будет являться эта дипломная ра­бота. Ее цель провести маркетинговый анализ туристического рынка Санкт-Петербурга в целом и определить в нем место АО “Совета по туризму” в период экономического кризиса в стране.

Для этого необходимо проанализировать деятельность маркетинговой службы предприятия,  сегментировать рынок; выделить критерии сегменов; исследовать конкурирующие фирмы (на примере 3 фирм);  определить схему функционирования туристической фирмы; стимулирование сбыта, а также выработка собственных рекомендаций.

 

1.  Рыночная экономика, как объективная основа маркетинга.

  1.1  Понятие рыночной экономики и маркетинга.

Рынок, рыночная экономика- совокупность существующих и потен­ци­альных покупателей товара. Чтобы разобраться в природе рынка  рас­смотрим три разных способа удовлетворения нужд и потребно­стей в масштабе предприятия.

1способ - самообеспечение. При нем каждое из предприятий может са­мостоятельно предоставить себе необходимые товары (услуги). При этом эффективность производства основных товаров (услуг) снижается также, как и эффективность других (рис.1)


                                                                                                                          


                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                        Рис.1  Самообеспечение.

2 способ - децентрализованный обмен. Каждая фирма рассматривает 2х остальных в качестве своих потенциальных “покупателей”, сос­тавляю­щих  его  рынок (рис. 2)

                                                                                 

                                                                                                                                               

                                                                

                                   

                        Рис.2  Децентрализованный обмен.          

3 способ - централизованный обмен. Появляется новый субъект (тор­гово-закупочная фирма). Каждая из фирм обращается к ней  и получает все необходимое (рис. 3). Таким образом, для приобрете­ния необходи­мых товаров (услуг) одна из фирм имеет дело с “рынком”, а не с тремя отдельными фирмами. При  появлении новой фирмы  увеличивается общее количество сделок, то есть торгово-закупочная фирма увеличила торгово-операционную эффективность экономики.

                       

                                                      


                                               

                                     рынок

                                               

                                                                

                           Рис.3 централизованный способ

По мере увеличения числа сделок  растет и число фирм-посредников и рынков.

         Рыночная экономика – это предмет  и наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных  ресурсов, чтобы произвести  разнообразные товары и распределить  их сейчас лили в будущем для потребления. Механизм функционирования ры­ночной экономики основан на следующих принципах:

1.   Свободный выбор продавцов и покупателей.

2.   Объем  и ассортимент закупаемой продукции определяется на ос­нове спроса потребителей.

3.   Цены формируются соотношением спроса и предложения.

Маркетинг (от англ.”market”-рынок) – вид человеческой деятельно­сти, направленной на удовлетворение нужд и потребностей  посред­ством обмена; это комплексная система организации произ­водства и сбыта товара или оказания услуг, изучения  рынка с целью выра­ботки страте­гии, поведения. Как наука сложилась в результате пере­хода общества из индустриальной эры в информационную.1

          Для пояснения этого определения  необходимо рассмотреть такие понятия как: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и ры­нок.

Нужды .  По-мнению Ф.Котлера исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда – чувство ощу­щаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды человека много­образны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, те­пле и безопасности; и социальные в духовной близости , влиянии и привязанности ; и личностные нужды в знаниях  и само­выражении. Нужды  являются исходными составляющими природы человека.

          Если нужда не  удовлетворена, человек сделает одно из двух:- либо займется поисками объекта, способного удовлетворить ее, - либо попытается заглушить ее.

          Потребности. Вторая исходная идея маркетинга - это идея че­ло­веческих потребностей.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответ­ст­вии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выра­жаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем спо­собом, ко­торый присущ культурному укладу данного общества.

          По мере прогрессивного развития общества растут и потреб­ности его членов. Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание.

          Запросы. Потребности людей практически безграничны, а вот ре­сурсы для их удовлетворения ограничены. Поэтому человек будет вы­бирать те товары (услуги), которые доставят  ему наибольшее удоволь­ствие в рамках его физических возможностей.

Запросы - это потребность, подкрепленная покупательской способ­но­стью. Общество могло бы планировать объемы производства на буду­щий период, исходя из совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в странах с центрально пла­нируемой экономикой. Однако запросы показатель ненадежный. Людям надое­дают вещи, которые ныне в ходу, они ищут разнообра­зия ради разнооб­разия. Смена выбора может оказаться и результа­том изменения цен или уровня доходов. Товары (услуги) – это на­боры свойств и люди делают выбор на тех продуктах, которые обес­печивают им получение лучшего набора выгод за свои деньги.

Так, например, шоп - тур в Финляндию, Швецию воплощают в себе близость с Санкт-Петербургом, невысокую цену, возможность при­обре­тения товаров tax-free. Поездка на Багамы – роскошь, высокий сервис и престиж. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом специфических потребностей и ресурсов.

          Товары. Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения.

Товары –это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается  рынку  с целью привлечения  внимания, приобрете­ния, использования и потребления.

Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую по­требность в виде кругов, а способность товара удовлетворить эту по­требность в виде степени их совмещения.

ААА

 
Овал: xx Овал: АВ


          потребность не        потребность удовлет-        потребность  удовлет-

            удовлетворена                ворена частично                  рена  полностью         

           

                   Рис.4 степени совмещения товара и потребностей.

На рисунке 4а показано, что товар А не удовлетворяет потребность Х, товар Б удовлетворяет частично (рис. 4б), а товар В полностью (рис. 4в). в последнем случае товар В называют “идеальным това­ром”.

Понятие “товар” не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать  все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить нужду – личности, места, организации, вида деятельности и идеи. Потребитель решает куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать.

Обмен. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен- основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для со­вершения добровольного обмена нужно соблюсти 5 условий:

- Сторон должно быть как минимум две.

- Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представ­лять ценность для другой стороны.           

- Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.

- Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонения предложения другой стороны.

-     Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или жела­тельности иметь дело с другой стороной.

Эти 5 условий создают  всего лишь потенциальную возможность об­мена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторо­нами об его условиях. При достижении соглашения  можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду.

          Сделка. Если обмен – основное понятие как научной дисцип­лины, то основная единица измерения в сфере маркетинга является сделка.

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Она предполагает наличие 4 условий:

1.   По меньшей мере, наличие двух значимых объектов.

2.   Согласованные условия осуществления сделки.

3.   Согласованного времени совершенствования.

4.   Согласованного места проведения.

Рынок. (описывалось выше).

Понятие “рынка” подводит нас к понятию “маркетинга”.

Маркетинг – человеческая деятельность, так или иначе имеющая от­ношение к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуще­ствле­ния обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и по­требностей путем обмена. Процесс обмена требует работы. Тому,  кто хочет продавать нужно искать покупателей, выявлять их нужды, проек­тировать соответствие товара (услуги), продвигать их на рынок, догова­риваться о ценах и.т.д. основу деятельности марке­тинга составляют та­кие занятия, как разработка товара, исследова­ния, налаживание комму­никации, организация распределения, уста­новление цен, развертывание службы сервиса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8