Реферат: Рыночная экономика
Реферат: Рыночная экономика
Содержание
Введение
1.Рыночная экономика, как
объективная основа маркетинга………7
1.1 Понятие
рыночной экономики и маркетинга…………7
1.2 Принципы,
цели и функциональные задачи
маркетинга……………………………………………………………12
1.3 Понятие
концепция маркетинга………………………17
1.4 Маркетинговые
исследования………………………..19
2.Анализ рынка туристических услуг
Санкт-Петербурга………….27
2.1 Сегментация
и ассортимент рынка…………………..27
2.2 Исследование
конкурентов……………………………36
3. Разработка
стратегии фирмы………………………………51
3.1 Ассортимент
и ценовая политика……………………..51
3.2 Организация
сбыта услуг………………………………54
3.3 Стимулирование
сбыта………………………………...56
Выводы и
предложения……………………………………….61
Список использованной литературы.
Приложения.
Приложение
1А. Задачи маркетинга в сферах.
Приложение
1Б. Функциональные задачи маркетинга.
Приложение
2. Направления маркетинговых исследований.
Приложение
3. Договор о сотрудничестве в области туризма.
Приложение
4. Рекламный буклет.
Приложение
5. Рекламный плакат.
Введение.
Каждый человек имеет право на
передвижение.
(Декларация прав человека).
Туристическая индустрия становится все
более заметной в экономике Санкт- Петербурга. По сведению ЮНЕСКО, Санкт –
Петербург входит в первую десятку наиболее привлекательных для туристов городов
мира. Ежегодно о своем желании посетить северную столицу заявляют около 30
миллионов человек. Однако по данным петербургской администрации в 1998 году
город на Неве реально принял 2.1 миллиона туристов из стран дальнего зарубежья
и около 500 тысяч из России и стран СНГ, что примерно 8-10% превышает
показатели прошлых лет. Каждый средний турист за время своего пребывания в
принимающей стороне тратит 300-350$. По данным комитета по туризму
и развитию курортов администрации Санкт - Петербурга, туристической деятельностью
в городе занимаются около 800 фирм, но не все из них имеют лицензию. По
статистике до 65% населения не предприняли желаемых турпоездок в период летнего
отдыха из-за отсутствия средств. И все же тенденция к развитию выездного
туризма сохраняется. В последние 5 лет за рубеж выезжало от 12 до 15% взрослого
населения города (450-580 тыс. человек). Из них туристами – 64%; деловые
поездки –30%; учеба –2%.По сезонно количество убывающих в поездки заграницу выглядит
следующим образом: зима-25%, весна- 20%, лето- 30%, осень- 25%.(Рисунок 1).
Рисунок 1. Количество выезжающих
за рубеж по сезонам.
Каждая туристическая фирма,
работающая в Санкт-Петербурге и занимающаяся оправкой туристов, создает не менее
5 (в среднем 5-10) прямых рабочих мест (в крупных турфирмах работает до 150
сотрудников) и большое количество косвенных (рекламные агенты, сотрудники
предприятий, обслуживающих турбизнес).
Туристические фирмы вносят
существенный вклад в поддержание эффективности деятельности (а в некоторых
случаях и существования) целого ряда предприятий и организаций, занимающихся
обслуживанием их деятельности, в том числе: транспортных предприятий, рекламных
агентств, издательско – полиграфических предприятий, справочно- информационных
служб, средств массовой информации, страховых компаний, банков и других
финансово-кредитных предприятий Санкт-Петербурга. Кроме того радио и телеканалы
активно занимаются рекламой стран и направлений.
Практически все
страховые компании, как крупные так и мелкие, начали активно заниматься
страхованием горожан, выезжающих за рубеж. Практически все банки города
приступили к реализации программ продажи выезжающим за рубеж дорожных чеков,
своих кредитных и дисконтных карт и т.п., и в свою очередь в рамках этих
программ тратят большие деньги на рекламу создают специальные отделы по туризму
нанимают дополнительных сотрудников. Все эти организации платят налоги в
городской бюджет.
Одной
из проблем развития туристкой инфраструктуры Санкт – Петербурга, формирования
принципов ее деятельности в целом, является четкое определения места туризма в
городской экономике и общественной жизни Санкт –Петербурга. Необходимо
осуществление статистических, аналитических и маркетинговых данных. Без этого
невозможно нормальное планирование развития туристической индустрии.
Одним из пунктов
вышесказанного будет являться эта дипломная работа. Ее цель провести
маркетинговый анализ туристического рынка Санкт-Петербурга в целом и определить
в нем место АО “Совета по
туризму” в период экономического кризиса в стране.
Для этого необходимо проанализировать деятельность
маркетинговой службы предприятия, сегментировать рынок; выделить критерии
сегменов; исследовать конкурирующие фирмы (на примере 3 фирм); определить
схему функционирования туристической фирмы; стимулирование сбыта, а также
выработка собственных рекомендаций.
1. Рыночная экономика,
как объективная основа маркетинга.
1.1 Понятие рыночной
экономики и маркетинга.
Рынок, рыночная экономика- совокупность существующих и
потенциальных покупателей товара. Чтобы разобраться в природе рынка рассмотрим
три разных способа удовлетворения нужд и потребностей в масштабе предприятия.
1способ - самообеспечение. При нем каждое из
предприятий может самостоятельно предоставить себе необходимые товары
(услуги). При этом эффективность производства основных товаров (услуг)
снижается также, как и эффективность других (рис.1)
Рис.1 Самообеспечение.
2 способ - децентрализованный обмен. Каждая фирма
рассматривает 2х остальных в качестве своих потенциальных “покупателей”,
составляющих его рынок (рис. 2)
Рис.2
Децентрализованный обмен.
3 способ - централизованный обмен. Появляется новый субъект (торгово-закупочная
фирма). Каждая из фирм обращается к ней и получает все необходимое (рис. 3).
Таким образом, для приобретения необходимых товаров (услуг) одна из фирм
имеет дело с “рынком”,
а не с тремя отдельными фирмами. При появлении новой фирмы увеличивается
общее количество сделок, то есть торгово-закупочная фирма увеличила
торгово-операционную эффективность экономики.
рынок
Рис.3
централизованный способ
По мере увеличения числа сделок растет и число
фирм-посредников и рынков.
Рыночная экономика – это предмет и наука
о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов,
чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас лили в будущем
для потребления. Механизм функционирования рыночной экономики основан на
следующих принципах:
1.
Свободный выбор продавцов и
покупателей.
2.
Объем и ассортимент закупаемой
продукции определяется на основе спроса потребителей.
3.
Цены формируются соотношением
спроса и предложения.
Маркетинг (от англ.”market”-рынок) – вид
человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей
посредством обмена; это комплексная система организации производства и сбыта
товара или оказания услуг, изучения рынка с целью выработки стратегии,
поведения. Как наука сложилась в результате перехода общества из индустриальной
эры в информационную.1
Для пояснения этого
определения необходимо рассмотреть такие понятия как: нужды, потребности,
запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Нужды . По-мнению Ф.Котлера исходной идеей, лежащей в основе
маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда – чувство ощущаемой
человеком нехватки чего-либо. Нужды человека многообразны и сложны. Тут и
основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и
социальные в духовной близости , влиянии и привязанности ; и личностные нужды в
знаниях и самовыражении. Нужды являются исходными составляющими природы
человека.
Если нужда не
удовлетворена, человек сделает одно из двух:- либо займется поисками объекта,
способного удовлетворить ее, - либо попытается заглушить ее.
Потребности.
Вторая исходная идея маркетинга - это идея человеческих потребностей.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии
с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах,
способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу
данного общества.
По мере
прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди
сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство,
интерес и желание.
Запросы.
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения
ограничены. Поэтому человек будет выбирать те товары (услуги), которые
доставят ему наибольшее удовольствие в рамках его физических возможностей.
Запросы - это потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Общество могло бы планировать объемы производства на будущий период, исходя из
совокупности запросов предыдущего. Именно так и планируют производство в
странах с центрально планируемой экономикой. Однако запросы показатель
ненадежный. Людям надоедают вещи, которые ныне в ходу, они ищут разнообразия
ради разнообразия. Смена выбора может оказаться и результатом изменения цен
или уровня доходов. Товары (услуги) – это наборы свойств и люди делают выбор
на тех продуктах, которые обеспечивают им получение лучшего набора выгод за
свои деньги.
Так, например, шоп - тур в
Финляндию, Швецию воплощают в себе близость с Санкт-Петербургом, невысокую
цену, возможность приобретения товаров tax-free.
Поездка на Багамы – роскошь, высокий сервис и престиж. Человек выбирает товар,
совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за
данную цену, с учетом специфических потребностей и ресурсов.
Товары.
Человеческие нужды, потребности и запросы наводят на мысль о существовании
товаров для их удовлетворения.
Товары –это все, что может удовлетворить потребность или нужду
и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения,
использования и потребления.
Можно изобразить конкретный
товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность
товара удовлетворить эту потребность в виде степени их совмещения.
4а потребность не 4бпотребность
удовлет- 4в потребность удовлет-
удовлетворена ворена частично
рена полностью
Рис.4 степени
совмещения товара и потребностей.
На рисунке 4а
показано, что товар А не удовлетворяет потребность Х, товар Б удовлетворяет
частично (рис. 4б), а товар В полностью (рис. 4в). в
последнем случае товар В называют “идеальным товаром”.
Понятие “товар” не ограничивается физическими объектами.
Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить
нужду – личности, места, организации, вида деятельности и идеи. Потребитель
решает куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи
поддержать.
Обмен. Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают
удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен- основное понятие маркетинга как научной дисциплины.
Для совершения добровольного обмена нужно соблюсти 5 условий:
- Сторон должно быть как
минимум две.
- Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы
представлять ценность для другой стороны.
- Каждая сторона должна быть способна осуществлять
коммуникацию и доставку своего товара.
- Каждая сторона должна быть совершенно свободной в
принятии или отклонения предложения другой стороны.
-
Каждая сторона должна быть уверена
в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти 5 условий создают всего
лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от
соглашения между сторонами об его условиях. При достижении соглашения можно
сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду.
Сделка. Если
обмен – основное понятие как научной дисциплины, то основная единица измерения
в сфере маркетинга является сделка.
Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Она предполагает наличие 4 условий:
1.
По меньшей мере, наличие двух
значимых объектов.
2.
Согласованные условия
осуществления сделки.
3.
Согласованного времени
совершенствования.
4.
Согласованного места проведения.
Рынок. (описывалось выше).
Понятие “рынка”
подводит нас к понятию “маркетинга”.
Маркетинг – человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение
к рынку. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель
которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей путем обмена. Процесс
обмена требует работы. Тому, кто хочет продавать нужно искать покупателей,
выявлять их нужды, проектировать соответствие товара (услуги), продвигать их
на рынок, договариваться о ценах и.т.д. основу деятельности маркетинга
составляют такие занятия, как разработка товара, исследования, налаживание
коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание
службы сервиса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|