рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психическая коммуникация рефераты

Современная психология давно уже разрабатывает тему пренатального развития, в частности яприведу несколько фрагментов из работ психологов, изучающих эту тему. “Достоверные исследования показывают, что проблески сознанию возникают у ребенка со второйполовины беременности... Эмоция включает в себя не только ощущения, но и придания смысла этому ощущению. К шестому месяцу беременности он способенперевести ощущения в эмоции, внутренняя реальность будущего ребенка начинает формироваться под влиянием эмоциональной информации от матери. (ЮлияШмурак). В своей работе Шмурак приводит цитату Томаса Верни: “Каждая волна материнских гормонов резковыводит ребенка из его обычного состояния и придает ему обостренную восприимчивость. Он начинает ощущать, что произошло что-то необычное,беспокоящее, и пытается “понять”, что же именно...”. Из приведенных выше тезисов мы можем заключить, что, по всей видимости, еще не родившийся ребенок иего психика, начиная примерно с 4 месяцев готовит себя к выходу в новый мир, в мир рождения и жизни. Туже мысль высказывал известный педиатр и психоаналитикДональд Винникотт в своей работе “Маленькие дети и их матери”: “...мозг как орган позволяет уже регистрировать переживаемый опыт, собирать данные,сортировать явления и классифицировать их. Такое слово как фрустрация, уже имеет смысл:ребенок способен держать в уме идею, что нечто ожидалось, но в полной мере не исполнилось. В свете подобных теоретических рассуждений возможно допустить фактсуществования человеческой личности до рождения”.

В какой-то степени странно, почему современным психоаналитическим миром не берется врасчет важность и значимость психических переживаний во внутриутробном развитии. С большой долей вероятности можно считать, что опыт внутриутробногоразвития оказывает определяющее значение на качество развития психических структур и личности ребенка после рождения. К сожалению, данная тема достаточно объемнаи предполагает совсем другую работу, поэтому я остановлюсь, подытожив данный вопрос собственными небольшими комментариями.

В свете излагаемой теории коммуникации мне кажется важным выделить во внутриутробномразвитии ребенка следующие факторы. Ребенок, находясь в гармонии с материнским телом, пребывая в идеальных условиях, получая питание и комфортную окружающуюсреду, постепенно, по мере развития нервной системы как органа, начинает регистрировать и отождествлять внутренние и внешние раздражители сопределенными психофизиологическими реакциями. Внутренние переживания, основываются на психофизиологических переживаниях матери, проявляемыхопределенными гормонами и эмоциональными переживаниями. Внешними раздражителями являются свет, звук и тактильные ощущения от прикосновения с частямисобственного тела и стенками плаценты, чувство боли и тепло, а также вкусовые ощущения во время глотания околоплоднойжидкости. Почему-то хочется думать, что весь этот комплекс реакций, исходящих от различных раздражителей, является не непроизвольным стечением обстоятельств,а с определенного этапа готовности (развития) органов чувств и нервной системы, становится закономерным ответом на волнующий психику вопрос, что есть все это? Находясь в условияхотносительного гомеостаза, ребенок не может не реагировать на свет, проходящий через живот матери и стенки плаценты, не слышать звуки окружающие мать и темболее не разделять физиологические реакции, связанные с жизнедеятельностью матери. Все это, как указывал Винникотт, возможно сосредотачивается в зачаткахбудущей личности, а другими словами формирует примитивную структуру психики с развивающейся способностью автономного функционирования.

Говоря о воспринимаемом свете, мне пришла в голову мысль, что возможно этот свет, который ребенок видитдостаточно редко, поскольку мать почти всегда находится в одежде, является одним из первых сильных впечатлений, которое может составлять основуархаического чувства иного мира, о котором говорят многие люди, пережившие клиническую смерть. Сама мысль и ощущение чего-то сверхъестественного, большегои всемогущего, что связывается изотерической и религиозной психо-философией с существованием Бога, на самом деле, может быть ничем иным, как инфантильным,архаическим переживанием внутриутробного ощущения ребенком внешнего мира и жизни в нем. Углубляясь в перенатальную психологию, начинаешь соглашаться склассиками психоанализа, считавшими, что ребенок рождается с психическим аппаратом, наделенным инстанцией Эго, хотя и слабовыраженной. И то, что писалаМелани Кляйн, о существовании у только что родившегося ребенка фантазий в отношении первичного объекта, теперь становится гораздо более убедительными.Хотя лично я не разделяю подход Мелани Кляйн к характеру и составу этих фантазий, но считаю обоснованным их наличие. Говорить о фантазиях можно послетого, как младенец выйдет из постнатальной регрессии и начнет реагировать на внешние раздражители, или когда он находится еще во внутриутробном периодежизни. 

Должен отметить, что процесс психической коммуникации ребенка эмбрионального периода развития кардинальноотличается от периода после рождения, это связано с тем, что окружающая ребенка среда, а главное, условия пребывания в ней, имеет значительную разницу. Вутробе матери ребенок относительно пассивен и не существует как самостоятельная единица. Его организм, с точки зрения психофизиологии тесно встроен в организмматери, что в корне меняет изначальные потребности ребенка, выражаемые существованием и жизнью, а также отношениями с окружающими. После рождения ребенок попадает совершенно в иную от прежней среду, которая не только определяется новыми источниками истимулами, исходящими от внешней и внутренней среды, но и собственными потребностями, которые теперь совершенно отличны от тех, которые были в утробематери. Все это дает нам основание полагать, что приписываемая примитивность процессов восприятия и ощущения в недифференцированной стадии, есть неизначальная данность, с которой начинает развиваться психика, как структура, о которой говорят многие исследователи психологии развития, в частности РенеСпитц, а скорее реакция на глобальные изменения смены среды и адаптации к ней.

По моему мнению, в период эмбрионального развития, начиная с 4-6 месяцев у ребенка начинает активноразвиваться психическая структура, которая позволяет ребенку исследовать самого себя и окружающее, на том уровне, который, по сути допустим природой. Вполнедостаточно, что ребенок приобретает представление ограницах собственной территории и о том, что помимо этого пространства мира, есть еще и другой скоторым он находится в пассивной коммуникации, и в котором он непременно окажется. Он слышит голоса, видит проблески света, ощущает тепло и контакт извнев момент чьего-то прикосновения к животу матери, сосет собственный палец и так далее. В этом смысле можно предположить, что первичный нарциссизм, наступает нетогда, когда полагал Фрейд, а значительно раньше, еще в утробе матери. А первый объект, с которым сталкивается ребенок, это не материнская грудь, как считаютмногие исследователи, а он сам, в частности, его палец, который он сосет в нарциссическом пространстве полного комфорта (в утробе). Соответственно чембольше тревоги в аффективной жизни матери, тем больше тревоги у ребенка и последующего нарциссизма всобственном функционировании после рождения. Хотя говоря о первом объекте следует также отметить, что помимо пальца можно поставить в отдельную графучувство общности с чем-то высшем, которое испытывает ребенок в утробе матери. Возможно это чувство само по себе и ощущение или фантазия причастности кчему-то большему, является гораздо более значимым и глобальным в смысле дальнейшего развития. Это ощущение, как я указывал выше, формирует архаическоеокеаническое чувство причастности и связи с чем-то необъятным и непостижимым. Причем это чувство не покидает человека на протяжении всей жизни и практическикаждый задумывается над вопросом кто он есть на Земле и есть ли еще что-то, чего мы не в силах понять?  

Природа не может не подготавливать функциональные системы эмбрионального ребенка к предстоящемурождению и если к этому периоду у ребенка полностью сформированы все внутренние органы и жизненно важные системы,то почему же у него не должна быть развита психика? Конечно она развита, но в пределах техграниц и возможностей, которые предоставляет ей необходимость. Даже если предположить самые благоприятные условия пренатального развития, с учетом техаспектов психического развития, о которых я говорил выше, то психика ребенка все равно не может развиться больше из-за неизбежной патологической обратимоститакого развития. Тогда благоприятная среда воспринималась бы как клетка, с одной стороны, а самоощущение после рождения вызывало бы следы памяти об опытеболее развитом и благоприятном, чем тот, с которым ребенок сталкивается после рождения в течение первых недель жизни. Это отчетливо видно, что действительноребенок рождается и не в состоянии сразу принять и реагировать на бесчисленное множество раздражений и стимулов, исходящих от внешней и внутренней среды.

Эндогенная постнатальная регрессия

Причина отсутствия у грудного ребенка перцепции не в том, как полагал Спитц, из-за отсутствия непосредственноперцепции, вследствие недоразвитости психического аппарата, а в том, что мощный информационный поток новых стимулов взывает в психике ребенка защитноеотреагирование, которое, на мой взгляд, является в своем роде базовым и первым, врожденным защитным механизмом Эго, который обуславливается эндогенной постнатальнойрегрессией. Регрессией, которая переводит в частности психическое функционирование на более ранний уровень развития, при котором значимымистановятся физиологические потребности, удовлетворение которых позволяет ребенку выжить. До этого, вопроса жизни и смерти у ребенка просто несуществовало, материнская среда всячески до сих пор уберегала его от этой психогенной тревоги. Соответственно период после рождения следует определять некак недифференцируемый, а как постнатальную регрессию. Это существенно важно, так как, мы можем помнить о том, что врожденная оснащенность (Гартман) у ребенка, с учетом его  психического пренатального развития, гораздоболее сложнее и в своей базе содержит достаточно развитые механизмы. И от того, как проходила беременность и внутриутробное психическое развитие, а главное,как проходили роды, насколько они были травматичными, зависитсила и продолжительность постнатальной регрессии. А вернее сказать, из этого, можно заключить насколько быстро и на каком качественном уровне ребенок перейдет от постнатальной регрессии кпериоду стимульной дифференциации.

Стимульная дифференциация и значимость визуального контакта

Под стимульной дифференциацией я пониманию период, когда путем стабилизации удовлетворения физиологических потребностей,удовлетворение становится относительно стабильным и не вызывает чрезмерного психического усилия в смысле собственного выживания, у ребенка появляются новыегоризонты стимулов, на которые он вновь начинает обращать свое внимание. И это восприятие можно поделить на пассивное и активное. К пассивному восприятиюможно отнести источники звука, света, тактильные и двигательные ощущения. А активные источники восприятия сосредотачиваются вокруг визуальных впечатлений,а именно на глазах, которые ярко и значительно подталкивают ребенка к началу невербального диалога с матерью или другим близким объектом. Именно этакоммуникативная характеристика зрительного процесса ставит их в разряд активных стимулов. В чем же здесь дело, почему визуальные источники информацииоказываются настолько значимыми, что так сильно притягивают внимание младенца? 

Роль матери в психической коммуникации с младенцем

Дело в том, что до сих пор у ребенка практически не существовало никаких возможностейкоммуникации, кроме как с самим собой, находясь в нарциссическом гомеостазе. По сути дела его психика и коммуникативные системы чисты как белый лист, апсихическая материя, как саморазвивающийся и обучаемый орган, настроена на активное развитие и обучение, которое достигается путем взаимодействия сокружающим. Все окружающие сенсорные стимулы для младенца ничего не значат, если только они не превышают допустимые пороги, соприкасающиеся с усилениемэндогенной тревоги выживания. В таком случае они запускают механизмы защиты и младенец (Эго) выдаетзащитную реакцию, которая является дериватом инстинктасамосохранения. Он просто начинает кричать. А если источники сенсорной информации не превышают допустимых порогов, они воспринимаются просто как шум,в смысле некого потока бессмысленного раздражения. Исходя из чего, коммуникативная система младенца выбирает тот источник иннервации, который наэтой чистой поверхности восприятия, является наиболее сильным и “информационным”. Этим источником является взгляд матери, или другого,обеспечивающего выживание объекта. Именно взгляд, который, казалось бы, не содержит никакой информации, для довербальной психики младенца, оказываетсянаиболее информационно значимым. Не имея никакой смысловой и знаковой психической структуры, посредством которой можно было бы общаться, психика икоммуникативный инстинкт, выбирают именно то полотно коммуникации, которым она обладает в данный момент. И этим полотном является психическая информация и,соответственно, психическая коммуникация. Именно эта беззнаковая система информации, исходящая от психической структуры матери становится наиболее понятным иадекватным способом коммуникации младенца с поддерживающим объектом. И это не просто эмпатийное чувство, которое передает мать ребенку за счет обожающеговзгляда, о котором указывают Винникот и Спитц. Эта психическая информация, является базовым регулятором психического состояния младенца наравне сосновными физиологическими потребностями ребенка. В данном случае, совсем не важно видит ли ребенок гештальт, состоящий из глаз, носа и рта или нет, важното, что ребенок, как и мать, акцентирует свое внимание на глазах, а вернее сказать на том, что исходит от них. И сам факт того, что ребенок прежде всегосмотрит в глаза, а не на рот, или нос, в то время как и сами эти части лица не имеют никакого объектного смысла, также может являться доказательством, того,что глаза являются носителем некой привлекающей силы (Либидо), которая для ребенка необходима в этот момент. 

Посредством взгляда своему младенцу в глаза, мать передает собственное психическое,удовлетворяющее либидо, еще не сотканной психической ткани младенца. И с каждым разом обращаясь, таким образом, к психическому младенца, его “ткань”разрастается с той силой любви и принятия, какую имеет обожающий взгляд матери. Ребенок получает психическую информацию непосредственно из психическогоисточника матери, обеспечивая себе, таким образом, понимание образа существования, адекватное имеющемуся психическому аппарату. Мать как бынаправляет психическое развитие ребенка, его переживания в то русло психического развития, которое необходимо ребенку. Причем, как мы понимаем, эточисто неосознаваемый процесс, независящий ни от матери, ни от ребенка. Это та часть врожденной автономности, дериват коммуникативного инстинкта, с которойрождается человек и живет на протяжении всей жизни.

Психическая коммуникация, которую мы наблюдаем за поведением матери и младенца, в своемроде, первый акт психический деятельности ребенка, направленный на взаимодействие с другим психическим объектом. Конечно, в это время, у младенцаотсутствует какое либо осознавание того психического и психологического смысла, который означает для него это взаимодействие, но с точки психогенеза, данноевзаимодействие удовлетворяет важнейшие инстинктивные потребности. Во-первых, удовлетворяется коммуникативный инстинкт, путем нахождения в глазах материнеобходимого источника Либидо. Причем, одним из главных позитивных факторов этого Либидо, является получение необходимого партнера для психическойкоммуникации. Во-вторых, снимается эндогенная тревога, запускаемая за счет активации инстинкта самосохранения. И, в-третьих, как я указывал ранее,  удовлетворяющее Либидо, дает психическомуребенка колоссальный потенциал развития, который его психика черпает из психоэнергетических, аффективных и чисто коммуникативных компонентоввзаимодействия. 

Также можно высказать гипотезу, о психической коммуникации как одной из основных формкоммуникации в довербальный период развития первобытного человека. В какой-то степени, эти психические способности взаимодействовать с окружающими, былинеобходимы первобытным людям, а вероятнее всего, и всем остальным животным млекопитающим для установления дистанционного контакта со своими соплеменникамии окружающими зверьми. Возможно, такой способ контакта помимо обоняния и поведенческих признаков и характерных голосовых сопровождений былдополнительным источником, который позволял не только оценивать степень опасности и безопасности, но также и решать на месте конфликты локальногохарактера.  

Значение психической коммуникации

В заключении мне следует коснуться вопроса, а что дает психоаналитику информацияо психической коммуникации? Дело в том, что знание о психической коммуникации, может значительно расширить возможности аналитика впроцессе терапии. Во-первых, это более широкое понимание трансферных процессов. Так как не всегда в анализе перенос оказывается только переносом. Во-вторых,данная теория касается особенности невербального общения, сложности и специфики зрительной коммуникации. Учитывая описываемые здесь процессы, аналитик такжеприобретает арсенал дополнительных возможностей ведения диалога не только на вербальном, но и на психическом уровне. А как минимум учета возможности такойкоммуникации. Пожалуй, третьим плюсом данной теории, является возможность, за счет понимания феноменов психической коммуникации, оценивать психическоесодержание переноса пациента. Хотя как заявляют современные аналитики, такого рода оценки вовсе не обязательны в процессе терапии.

Понятие психическая информация

Моя работа отражает тему психической коммуникации и было бы логичным, после использования многочисленных синонимов, таких как психическая энергия,психическая информация, информационное поле, невербальная информация и др., коснуться вопроса, что же такое психическая информация и информация как таковаяв психическом смысле? На мой взгляд, сознание и осознавание чего либо, так или иначе, связано с понятием информации. Привычное отношение кинформации формулируется такими категориями как знак, стимул, реакция, объект и информация в чистом виде, т.е. тем, что мы воспринимаем непосредственно, кпримеру, объект, его вид, звук, запах и т.п. Все восприятие и внимание к информации, таким образом, сосредотачивается во круг понятных субъективномувзору сенсорных стимулов. А именно на объектах и чувствах, мышлении и знании в отношении объектов. Из этого становится понятным, почему традиционноепсихологическое отношение к информации сужено рамками знаний, значений и смысла, который осознается человеком, сосредотачиваемый в основном наобъектно-знаковых отношениях.

В свою очередь я хочу сказать, что понятие информации неразрывно связано с психическимчеловека. Поскольку вся внешняя реальность имеет интроецированное представление в системе объектных-отношений. Таким образом, любой объект, знак или стимул, скоторым сталкивается человек, наделен психическим смыслом, иначе он просто не воспринимается. А если все воспринимаемое есть часть психического, тосоответственно, это психическое и есть информация. Под информацией мы должны понимать не только знаки, объекты, сообщения и т.п., но и все прочие сенсорныестимулы. Еще раз хочу сказать, что, на мой взгляд, информацией является все, что есть в психическом мире человека и соответственно, любая перцепция чегоугодно наделена психическим содержанием. Такой подход дает нам основание рассматривать окружающий мир как пространство психической информации, с которойчеловек находится в постоянной коммуникации.

Приложение к разделу психической коммуникации

  Мы определили, что областью психической коммуникации являются психические содержания, которые входят в сообщения,передаваемые в основном через без знаковую систему передачи информации, хотя эмоциональная экспрессия, эмпатия, традиционно вербальные и невербальныекомпоненты коммуникации, тоже задействованы в этом процессе. Я хочу обратить Ваше внимание на один из важных вопросов, это то, как мы можем использоватьзнание о психической коммуникации и вообще дифференцировать психические сообщения?

На мой взгляд, в психическом смысле в процессе коммуникации надо выделить компоненты,образующие структуру коммуникативных сообщений. Такими компонентами являются:

G фактическая или знаковая информация (слова, мимика, жесты и т.п.);

G перенос;

G доминирующая идея;

G и визуализация.

В зависимости от характера контакта формальный он или неформальный, коммуникация строится поопределенному алгоритму, в котором задействованы данные компоненты коммуникации, но с разницей по их интенсивности. Однозначно можно сказать, чтодоминирующая идея и перенос, это компоненты, которые формируют определенное отношение Эго к предстоящему контакту с объектом. А фактическая информация,дополняемая визуализацией, это компоненты, участвующие непосредственно в момент коммуникативной деятельности. Характерной особенностью, психическойкоммуникации является интенсивность или значимость психических сообщений вкладываемых в коммуникацию за счет визуализации. Эту значимость можноопределять как степень веры или собственное отношение к тому, что сообщается. Но не на сознательном уровне, а на уровне доминирующей идеи и переноса. Нетрудно заметить, что в зависимости от характера коммуникации одно и то же сообщение, передаваемое разными людьми, вызывает у нас разные чувства иотношение к этой информации. Причина таких различий в том, что разные люди по-разному используют коммуникативные алгоритмы. Одни передают сообщения науровне фактической информации и статусного эго-функционирования, другие подключают более полный арсенал коммуникативных возможностей. Прежде всего, яимею в виду выраженность визуализации.

  Приведу простой пример, можно сказать человеку, - “все в порядке, вам нечего волноваться!” и это будет воспринято какпростая отговорка, а можно сказать то же самое, но, подключая к фактической информации визуализирование того, что понимается под этим порядком. Уловитьмежду этими сообщениями объективную разницу практически невозможно, тогда как субъективно, визуализированное сообщение будет передавать психическоесодержание всей полноты чувств и смысла, который будет включать в себя данное сообщение.

  Психологи скажут, что в данном случае имеется в виду более высокий уровень эмоциональной и эмпатической экспрессии, но, намой взгляд, определяющим разницу этих сообщений, будет не формальная эмоциональная и эмпатическая экспрессия, а такое отношение, как вера. Причемэта вера не просто, какое-то мнение или представление, а истинный психический смысл. Гипнотизеры говорят, когда ты наводишь гипнотический транс надо оченьверить во все то, что ты внушаешь человеку. Этот тезис очень подходит к нашему случаю.

  Особенно чуткими к психической коммуникации оказываются дети лет до 3-5, они еще не так далеко ушли к фиксации на уровенькоммуникативного стереотипа, при котором первостепенны знаковые сообщения. Они поразительно верно улавливают, когда родители их обманывают, а когда говорятправду. Эта правда, в данном случае и предполагает истинную веру в смысл передаваемого сообщения, а другими словами, эта правда указывает на подключениевизуализации правды.

  Безусловно, не следует абсолютизировать значение психической коммуникации, так как мы не можем предполагать заранеехарактер коммуникативного стереотипа и выраженность коммуникативных компонентов людей участвующих в коммуникации. Достаточно часто люди не могут передать всюполноту сообщений только из-за того, что коммуникация - это взаимодействие двух людей, людей, имеющих различную психическую организацию и возможно неконгруэнтные коммуникативные системы отношений. Но, тем не менее, с прикладной и клинической точек зрения, психическая коммуникация имеет большое значение,так как открывает перед нами пути понимания порой невидимого значения коммуникативных процессов.   

 

Заключение

Я уделил здесь внимание именно психической коммуникации, потому как эта тема достаточномало раскрыта исследователями психологической и психоаналитической теории и практики. К сожалению, я не могу подтвердить свои наблюдения никакимиэкспериментальными данными, подтверждающими феноменологию психической коммуникации в своих теоретических рассуждениях. Для их построений япользовался наблюдениями за своим грудным ребенком и окружающими людьми. Исходя из чего, я воспринимаю данную работу, как эмпирическую попытку разобраться иобозначить тонкие явления и процессы, возникающие на уровне коммуникации между людьми. Возможно, для кого-то теория психической коммуникации является нестолько существенным, поскольку психоаналитическая техника построена в основном на вербальной коммуникации и когнитивных процессах и формальностьпсихоаналитического процесса практически не предполагает психическое взаимодействие. Но, тем не менее, мне было интересно рассмотреть спецификуотношений, которые существуют за поверхностью привычно доступной информации об объекте, тем более столь значимой и насыщенной в непосредственных межличностныхотношениях.  А для тех, кто работает в технике лицом к лицу, эта тема, возможно, поможет лучше понимать процессы,лежащие в основе трансферных отношений. 

 

 Общие заключения, выводы

    Тема данной работы касается теории психической коммуникации. Основное отличие психической коммуникации откоммуникации как таковой в том, что данная теория рассматривает коммуникацию не как просто процесс обмена вербальными и невербальными сообщениями, а какфеномен психического функционирования. Теория показывает, что вся психическая деятельность связана с постоянным процессом взаимодействия с окружающим, но нетолько по системе стимульно-знаковых сообщений, а скорее по принципу глобального психоэнергетического обмена. Это взаимодействие или коммуникациянеобходима психике как постоянный источник поддержки собственной активности, ее отсутствие, выявляемое сенсорной депривацией приводит к неминуемымпатологическим процессам, которые свидетельствуют о психофизиологической потребности в коммуникации, из чего был сделан вывод о существованиикоммуникативного инстинкта.

    Дериватом коммуникативного инстинкта является Либидо, но помимо эротической заряженности, коммуникативное Либидонаделено связующими, коммуникативными компонентами. Источником коммуникативного либидо является, как Ид, так и собственно Эго, в котором оно аккумулируетбаланс энергии, черпаемый из взаимодействия с Либидо других людей.

    Взаимодействие или катексис Либидо осуществляется через Эго, посредством глаз, которые обладают способностью нетолько воспринимать визуальную информацию, а также воспринимают и передают психоэнергетические компоненты, такие как Либидо, а также психическиесодержания в виде образов, чувств и т.п.

Подтверждая способность глаз выступать своего рода ретранслятором психического (Либидо),приводятся феномены чувственных ощущений, появляющиеся во время непосредственного контакта глаза в глаза. А также способность Эго регулироватьэтими ощущениями, из чего был сделан вывод о существовании коммуникативной структуры Эго – интимные границы Эго, которая находится в области глаз (чутьспереди или соприкасаясь с ними), посредством которой Эго имеет возможность применять визуальные эго-защиты, направленные на регуляцию психическойкоммуникации. За счет визуальных Эго-защит, Эго имеет возможность справляться с нежелательно сильным или неожиданным сенсорным воздействием, исходящим от болеемощной или невротической психической структуры другого человека. Среди таких защит, заметно наблюдаемыми оказываются моргания, отвод взгляда в сторону, подвижныйвизуальный контакт и другие. Смысл этих защит, выражается примерно следующим – прервать визуальное взаимодействие, идентифицировать психическую информацию,хотя бы по характеру контакта и выработать адекватный коммуникативный отклик. 

    Способность Эго, посредством интимных границ, регулировать психическими каналами передачи информации, указывает насуществование определенных качеств формальной или неформальной коммуникации, которые в свою очередь выявляют различную динамику и виды взглядов. Неформальнойкоммуникации свойственен согласующийся, конформистский взгляд, который предполагает корректный, конгруэнтный контакт с Эго другого человека. Но такжевстречается и взгляд, нарушающий границы Эго, который обусловлен сильно невротическими параноидно-нарциссическими тенденциями. Взгляд нарушающийграницы часто может становится причиной индуцирования собственного невротизма объекту и за счет параноидно-нарциссических тенденций приводить к параневрозу,при котором коммуникация становится взаимно невротической и фактически невыносимой для контактирующих. Формальной коммуникации, как правило,свойственно статусное эго-функционирование, при котором контакт формализован на уровне статусов персон, участвующих в контакте.

    С психоаналитической точки зрения тема психической коммуникации актуальна, если присмотреться к теории трансфера и используемойтехнике работы, кушетка или лицом к лицу.  Классическое определение трансфера, формулируется перенесением пациентомна аналитика образов каких-либо значимых фигур, а также чувств, которые связаны с прошлыми объектными отношениями. Но психическая коммуникация выделяетобязательные компоненты, такие как: фактическая информация, перенос, доминирующая идея и визуализация, которые обуславливают процесскоммуникации. Так, визуализация является процессом, как перенесения значимых образов, так ипередачи непосредственно Либидо и психических содержаний оновключающих. Из этого становится очевидным, что трансфер не всегда включает в себя только перенос в классическом смысле. В зависимости от характера контакта,формальный он или нет, мы можем иметь, как чисто перенос в классическом понимании, так и важные психические содержания, включающие психическиесообщения передаваемые посредством визуализации, что в свою очередь формирует у нас определенную реакцию контрпереноса.

    Данная работа рассматривает понятие доминирующей идеи, как структуры, участвующей в объектных отношениях, наделяясами отношения к объектам характерным смыслом для Эго, придавая, таким образом, им определенную специфику и выраженность. Доминирующая идея является частью нетолько объектных отношений, но и трансфера, поскольку в процессе отношения к объекту, Эго, за счет доминирующей идеи, имеет заранее бессознательновыработанную позицию в отношении характера и значимости этих отношений. Только в отличие от переноса, который формируется как во время отношений, так ипредварительно, доминирующая идея формулирует характер отношений заранее.

    Важной частью работы является рассмотрение психической коммуникации в коммуникативном пространствеэмбрионального периода развития. Автор считает, что начиная с 4-6 месяцев ребенок начинает изучать окружающее его пространство посредством восприятиязвука, тактильных ощущений, ощущения вкуса околоплодной жидкости и т.п., а также начинает формировать фантазии об ином мире, т.е. мире других границах иизмерениях. Согласно автору к моменту рождения ребенок имеет более развитую психику, чем после рождения. Это вызвано послеродовым сенсорным шоком исоответственно постнатальной регрессией, которая и определяет уровень психического развития младенца. 

    Согласно данной теории, между матерью и довербальным ребенком существует непосредственная, произвольная психическаякоммуникация. Она обнаруживается в потребности ребенка фиксировать свой взгляд на глазах матери и таким же обращением матери к ребенку. Во время этогоконтакта мать посредством собственного взгляда передает ребенку Либидо, содержащее психические сообщения, формирующие первые представления ребенка осамом себе и окружающем мире. Такая беззнаковая психическая коммуникация вполне естественна для младенца, у которого еще нет никакого представления ни остимулах и о их значениях. И этот способ коммуникации наиболее активен до тех пор, пока когнитивные процессы не начинают словообразную форму. Так современем, психическая коммуникация отходит все более и более на второй план, хотя психические сообщения и способность их передачи и приема никуда неутрачивается человеком на протяжении все жизни. Утрачивается только способность их осознания, так как весь сознательный процесс ориентирован на очевиднодоступные органам чувств сенсорные стимулы, обуславливающие характерный коммуникативный стереотип.

Список, используемой литературы:

1. З. Фрейд “Масса и первобытная орда”

2. З. Фрейд “Недовольство культурой”

3. З. Фрейд “Печаль и меланхолия”

4. З. Фрейд “Психология Масс”

5. З. Фрейд “Введение в психоанализ”

6. Эрик Берн “Процесс общения”

7. Дональд Винникотт “Маленькие дети и их матери”

8. Рене А. Спиц “Первый год жизни”

9. Эрих Фромм “Бегство от свободы”

10.  Тайсоны “Психоаналитическй теории развития”

11.  Дж. Иган  “Базисная эмпатия и коммуникативный отклик”

12.  В.Райх “Психология тела”

13.  А. Лоуэн “Биоэнергетика”

14.  Вильям Р. Эмерсон “Уязвимость Плода”

15.  Юлия Шмурак “Воспитание до рождения”

16.  Жан-Мари Робин “Экологическая ниша”

17.  “Проблема приема и передачи информации через информационный центр” - интернет (без автора)

18.  “Информационное пол земли итоги глобальных эксперементов” - Интернет (без автора)

19.  Обзор научных и технических изданий: “настоящее и будущеекомитет по науке и технике палаты представителей США”. 97Конгресс. – Интернет

20.  “Морфологические поля” – Интернет (без автора)

21.  Джек Сарфатти “Психоэнергетические системы”

22.  Руперт Шелдрейк  “Новая наука о жизни”

23.  Лион Ватсон "Течение жизни: биология сознания"


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5