рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психическая коммуникация рефераты

Реферат: Психическая коммуникация

Оглавление

Тема

Страница

Оглавление

1

Понятие коммуникация

2
Коммуникативный инстинкт 3
Либидо и коммуникация 5
Коммуникация в психоанализе 5

Теории взаимодействия

6
Невербальная коммуникация и коммуникативный стереотип 7
Визуальные каналы коммуникации 8
Трансфер и визуальные каналы коммуникации 11
Феномены визуальной коммуникации 12
Психическая коммуникация и энергетический обмен 13
Интимные границы Эго, визуальные Эго защиты и взгляд, нарушающий границы эго 14
Параневроз и невротические компоненты визуальной коммуникации 15
Формальная визуальная коммуникация и статусное эго-функционирование 17
Неформальная визуальная коммуникация 17
Описательные виды взгляда 18
Понятие доминирующая идея 19
Отличие доминирующей идеи от мотива 19
Эго и Либидо 21
Структура психики и их отношение к телу 22
Либидо и другие теории распространения энергии 23

Коммуникация в пренатальном периоде развития

25
Эндогенная постнатальная регрессия 29
Стимульная дифференциация и значимость визуального контакта 30
Роль матери в психической коммуникации с младенцем 30
Значение психической коммуникации 32
Понятие психическая информация 32
Приложение к разделу психической коммуникации 33
Заключение 34
Общие заключения, выводы 35
Литература 38

“Взгляд - это прямое,

непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу”

Станиславский К.С.

“Я могу видеть, не будучи увиденным, слышать, не будучи услышанным, и т.д., но я немогу дотронуться не будучи касаемым самим объектом моего осязания”.

Жан-Мари Робин

Понятие коммуникация

Я хочу начать свою работу с обсуждения вопроса, какое значение имеет коммуникация впсихической жизни человека?  В традиционном психологическом понимании, коммуникация хорошо изученный предмет исследования и рассматриваетсякак психический процесс, отвечающий за прием и передачу сигналов, образующих знаковую информацию, предполагающий межличностное общение. Психологическаяконцепция сводит коммуникацию к вербальным и невербальным способам приема и передачи информации, как качественным характеристикам данного психическогопроцесса. Но, на мой взгляд, коммуникация является более объемным процессом, который надо рассматривать, как одну из важнейших психофизиологическихпотребностей человека.  Обосновывая свою позицию я исхожу из того, что вся жизнь основана на обменных процессах, а переносяэто в термины психологии, мы называем это взаимодействием. Человек не может не взаимодействовать с другими людьми. Практически все потребности человекасводятся к тому, чтобы взаимодействовать с окружающими людьми и миром в целом. Хотя приверженцы традиционной психологической концепции коммуникации считают,что коммуникация, как раз и является тем механизмом, который обеспечивает реализацию значимых потребностей человека, а не наоборот.

Все, что не делал бы человек, сводится к процессу обмена информацией. В любой психической деятельность, дажекогда младенец еще не появился на свет, мы можем видеть элементы коммуникации. Только определяющим аспектом этой коммуникации является не сам факт передачиинформации, а ее смысл и психическое значение. Для многих этот смысл заключается в передаче и получении конкретной вербальной или невербальнойинформации, я рассматриваю более широкое понимание коммуникации, как феномена психического функционирования.

Мы знаем, что для того, чтобы выжить и нормально развиваться, младенец имеет ряд врожденных механизмов,которые включают в себя биологические инстинкты (инстинкт самосохранения) и влечения (либидо, Эрос и Танатос), а также врожденную автономность (Кернберг).Сюда же, обязательно нужно отнести заботящуюся окружающую среду (Винникот), без которой, со всеми врожденными механизмами и инстинктами, ребенок просто бы несмог выжить и стать нормальным человеком. Как говорил Винникотт, “такого явления как младенец просто не существует, есть всегда младенец плюс мать. Младенецможет существовать только во взаимоотношениях с кем-то. Поэтому его психика – это психика взаимоотношений. Он рождается на свет изначально зависимым отобъекта и в своем развитии он преодолевает периоды, которые характеризуются качеством этой зависимости”.

Коммуникативный инстинкт

Одним из первых аргументов в пользу более широкого понимания коммуникации, я хотел быпредставить взгляд на коммуникацию с точки зрения психофизиологического механизма, который обеспечивает активное взаимодействие с окружающим миром, яимею в виду - инстинкт коммуникации. Кто-то возразит - возможно, коммуникация является важным феноменом психической деятельности, но почему ее надорассматривать в рамках инстинкт-теории? Потому что к инстинктам относятся врожденные биологические механизмы, которые автономно реализуютспецифические задачи, направленные на удовлетворение жизненно важных физиологических потребностей организма. В таком случае, под влечениями следуетпонимать такие механизмы, которые существуют для удовлетворения потребностей организма, но не на физиологическом, а скорее на психологическом  уровне. Я специально провел здесь этоуточнение, для того, чтобы подчеркнуть, факт того, что коммуникация есть не просто психический процесс, возникающий на фоне развития психики, а являетсяврожденным механизмом работы самой психической системы, отсутствие, которого не позволило бы младенцу выжить и статьHomo Sapiens.

    Из работ многих психоаналитиков мы знаем, что младенец практически с рождения включен вдостаточно активную коммуникацию, но этого, по мнению некоторых, еще не достаточно, чтобы говорить об инстинктивном факторе коммуникации. Исходя изэтого, я хочу привести примеры исследований сенсорной депривации, показывающие нам невозможность и неспособность функционирования психики без поддержанияконтакта и взаимодействия с окружающей (информационной) средой. Вот, что по этому поводу пишет в своей работе “Процесс общения” Эрик Берн – “Известно,что младенцы,  лишенные  в  течение  длительного времени  физического  контакта  с людьми, деградируют ив конце концов погибают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может  иметь для  человека  фатальный  исход.  Эти  наблюдения подтверждают  мысль  о  существовании  сенсорного голода  и  о необходимости в жизни ребенка стимулов, которые  обеспечиваютему физический контакт. Подобный  феномен  можно  наблюдать и у взрослых людей вусловиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человекавременный  психоз  или  стать  причиной временных психических нарушений.Замечено, что  социальная  и сенсорная депривации столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительномуодиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженнойчувствительностью к физическим наказаниям”. Далее он пишет – “Можно предположить, что существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональнойи сенсорной деприваций через апатию к дегенеративным изменениям и  смерти.  В этом  смысле  ощущение сенсорного  голода  следует  считать  важнейшим  состоянием для жизни человеческогоорганизма, по сути, так же, как  и  ощущение пищевого  голода... Структурный  голод столь  же  важен для жизни, как и сенсорный голод. Ощущение  сенсорного голода ипотребность в признании, связаны с необходимостью  избегать  острого дефицита сенсорных иэмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению”. Продолжая разговор о сенсорной депривации можно привестивыводы исследований Mayer М.I (1984 г), которые показывают, что в условиях полной изоляции (спелеологи, полярники ияхтсмены – одиночки, заключенные одиночных камер) возникают расстройства различной степени выраженности: от компенсаторных реактивных расстройствпсихики (иллюзии, галлюцинации и другие) до глубоких пролонгированных психотических расстройств (галлюцинозов, психозов, суицидов). Подобныесостояния в экспериментальных условиях искусственной сенсорной депривации описаны и у здоровых людей. В одиночных сурдокамерах у космонавтов также быливыявлены компенсаторные расстройства восприятия, отмечены бредовые идеи, феномен "клаустроксенофобии" (Лебедев В.И., 1976). Эти данные, на мойвзгляд, убедительно показывают, что коммуникация, является одним из основных важнейших механизмов, обеспечивающих поддержание нормальной работы психикичеловека. А поскольку нарушение или отсутствие этого процесса приводит к патологическим последствиям и, по своей сути, к психической смерти, можносделать вывод, что коммуникация  и потребность в ней, есть биологически обусловленный и врожденный механизм,обеспечивающий выживание и поддержку жизни человека в целом, и психического аппарата в частности. Таким образом, коммуникация, это своего рода процесс“психического питания”, а “пищей”, в данном случае, являются всевозможные сенсорные и психоинформационные или, другими словами, психоэнергетическиестимулы. Возможно, такой подход в каком-то смысле дает ответ на вопрос, почему человеческая психика все время коммуницирует, причем, даже в состояниисна. 

    На мой взгляд, причисление коммуникации к основным инстинктам, есть достаточно серьезное утверждение, поскольку, таким образом, мы получаемдетерминирующую силу, суть которой сводится к следующему:

1. это потребность в психоэнергетическом питании, поддерживающем психическую активность и развитие;

2. это потребность в поддержании объектной связи с внутренней и  внешней реальностью;

3. это обеспечение социализации и удовлетворении потребностей;

4. это защитная и регулирующая функция, обеспечивающая безопасность. 

   

Либидо и коммуникация

Фрейд обозначал влечение, которое обуславливает активность человека среди людей, “Либидоопирается на удовлетворение основных жизненных потребностей и избирает их участников своими первыми объектами. И как у отдельного человека, так и вразвитии всего человечества, только любовь, как культурный фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму”. Либидо, которому Фрейд отделял,чуть ли не все силы психического бытия, на мой взгляд, как раз и решает основную коммуникативную задачу, которая исходит из инстинкта коммуникации. ПоФрейду, Либидо – это, прежде всего, сексуальное влечение. В работе “Психология масс и анализ человеческого Я”, Фрейд определяет Либидо как “выражение,взятое из учения об аффективности. Мы называем этим термином энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом любовь. Этаэнергия рассматривается, как количественная величина, хотя в настоящее время она еще не может быть измерена”. И хотя он указывал на всеобъемлющийхарактер распространения либидонозной энергии и строящихся на ее основе социальных связях, на мой взгляд, понимание Либидо следует расширить, какдериват не только Эроса, но и  инстинкта коммуникации. И соответственно, наделить его не только сексуальной, а, преждевсего, связующей, коммуникативной силой. Но что остается по Фрейду неизменно верным, так это то, что выбор объекта всегда основан на Либидном катексисе,т.е. вложении в объект элементов сексуального влечения. Таким образом, мы получаем потребность в коммуникации или коммуникативное влечение, которое можнорассматривать как Либидо, но с точки зрения выбора объекта коммуникации, Либидо по-прежнему остается эротически окрашенным. 

Также, надо отметить, что Юнг в своих исследованиях понимал Либидо несколько шире, чем Фрейд, аименно, как концепцию общей психической энергии. В этом смысле концепция Юнга лежит ближе к моему пониманию данного вопроса.

Коммуникация в психоанализе       

    Процесс коммуникации настолько изучен, что практически никто из психоаналитиков англосаксонской группы не уделяет ей достаточно серьезноговнимания, хотя весь психоаналитический метод построен на работе с коммуникативными процессами. Это коммуникация двух личностей, пациента ианалитика, цель которой заключается в анализе аналитиком бессознательного пациента, с одной стороны, и осознания собственного бессознательного пациентом, с другой.Аналитик направляет свое внимание на анализ желаний, влечений, конфликтов, сновидений и т.п. и все это делается за счет коммуникации между аналитиком ипациентом. Наша задача, как утверждает Гарольд Стерн добиваться того, чтобы пациент мог свободно говорить все, что приходит ему в голову.И этого, по его словам, во многом достаточно, для того чтобы разрешать внутриличностные конфликты. А иными словами мы добиваемся свободного течения и разрядкикоммуникативной энергии, если так можно выразиться. Если пациент действительно говорит обо всем и это не вызывает у него сопротивления, то это показатель егопсихического здоровья или отсутствия в данной области бессознательных конфликтов. Но, практика говорит, что конфликты есть практически везде и они выявляются, непозволяя пациенту свободно рефлексировать, вызывая реакцию сопротивления.

Теории взаимодействия

    Все более и более начинаешься задумываться о глубинном значении коммуникации в свете теорий, показывающих, что человек не тольконаходится в постоянном взаимодействии с окружающим, но и сама окружающая природа обладает механизмами, которые делают человека в какой-то степенизаложником определенных законов и сил, делающих его постоянным участником всеобщего обмена информацией или энергией, что можно рассматривать с точкизрения коммуникации. Хотя у всех этих теорий совершенно разные подходы.

    Если говорить о психоаналитиках, то можно привести много примеров, подтверждающих важностькоммуникации уже на самых ранних стадиях развития ребенка, об этом пишут практически все классики, уделяя внимание этому вопросу каждый с определенной,характерной своей теории, точки зрения. Я постараюсь привести эти примеры в разборе вопросов теории объектных отношений. А сейчас я хотел бы привестивыдержки из исследований ученых, показывающих глобальные коммуникативные законы природы.

Обзор научных и технических изданий: настоящее и будущее комитета по науке и технике палатыпредставителей США показывает, что “последние парапсихологические эксперименты и, в частности, эксперименты по дальновидению наводят на мысль,что существует "внутренняя взаимосвязь" мозга человека с мозгом других людей и с материей... Исследования этой взаимосвязи дают обнадеживающиерезультаты. Главный из них: мозг человека может получать информацию о событии независимо от места и времени, где оно происходит”.... “97 Конгресс, Июнь1981 года.

 Интересный взгляд на объяснение механизмов глобальной взаимосвязи дал в 1964 году физик Дж. С. Бель, который опубликовалматематическое обоснование, названное теоремой Беля. Теорема Беля математически обосновывает концепцию о взаимосвязи субатомных частиц, превосходящейпространство и время, согласно которой все происходящее с одной частицей, воздействует на другие частицы. Это воздействие мгновенное и для еготрансмиссии не нужно времени.

Руперт Шелдрейк в своей книге "Новая наука о жизни" предполагает, что все системырегулируются не только известной энергией и материальными факторами, но также и невидимыми организующими полями. Эти поля причинны, поскольку они служат вкачестве фотокопии для формы и поведения. Эти поля не имеют энергии в обычном смысле этого слова, поскольку их воздействие превосходит те барьеры времени ипространства, в которых обычно пребывает энергия. То есть, их воздействие так же сильно на дистанции, как и вблизи... Согласно этой гипотезе всякий раз,когда представитель какого-либо вида усваивает новое поведение, каузативное поле этого вида изменяется, хотя и незначительно. Если этому поведению следуютдостаточно долго, его "морфический резонанс" воздействует на все виды. Шелдрейк назвал эту невидимую матрицу "морфогенетическимполем", от МОРФ "форма" и ГЕНЕЗИС, "входящий в бытие". Действие этого поля включает “воздействие на дистанции” в отношении, какпространства, так и времени. Форма определяется не столько физическими законами вне времени, но она скорее налагается на морфический резонанс во времени. Этозначит, что морфические поля могут распространяться в пространстве и времени и что прошедшие события могут влиять на другие события, где бы те непроисходили.        

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5