рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психическая коммуникация рефераты

Психическаякоммуникация и энергетический обмен

Есть еще одна веская причина или фактор, который можно классифицировать как потребность,почему происходит коммуникация на психическом уровне. На мой взгляд, эта потребность выражается неосознаваемым подключением к психическому объекта, какмощному источнику либидонозной энергии. И это отчетливо видно, когда с одной стороны, визуализирующий несколько отстранено, уйдя в себя, переживает либидныйкатексис, а с другой стороны, подключающийся входит в аналогичное регрессивное состояние за той лишь разницей, что не он является ретранслятором психическогосодержания, а другой. А смысл от этого особо не меняется.

Психофизиологически можно объяснить этот феномен как потребность психики в получении мощного зарядаэнергии, сравнимого с тем, который мы получаем во сне. И эта ситуация очень напоминает сновидческое состояние. Человек уходит от реальности, егопсихикарегрессирует, а реальные переживания заменяются визуализированными. Это в свою очередь может означать, что визуализация есть определенный алгоритм продукции,генерации или регенерации психической энергии, собственно, которая и вызывает приятное состояние регресса, с одной стороны, и периодическое погружение в этосостояние, с другой.

Описываемое состояние, выглядит довольно привлекательным. Оно словно заражает своейнепосредственностью, исчезает социальная маска, высвобождаются естественные эмоции, человек находится в состоянии естественной эмоционально-психическойрефлексии, свободной от блоков и социального напряжения (вспомните, как завораживающе выглядят отношения влюбленных).

Разве может быть так, чтобы сила, которая объединяет людей, имела враждебный или негативныйхарактер. Природа наделила нас все-таки силой жизни, а смерть относительно времени не имеет такой значимости. Поэтому сам принцип жизни или инстинкт жизнизаставляют человека настраиваться на привлекательные качества в других людях. Хотя, это наверное, касается в большей степени людей, которые в коммуникациисвободны от невротических состояний, а в остальных случаях, мы имеем неуемную борьбу между влечениями смерти и жизни. Что собственно мы и видим вневротических реакциях, которые в большинстве случаях тормозят или вообще блокируют намеренные невербальные коммуникации с незнакомыми людьми, поэтомутакже часто можно видеть как люди, особенно в транспорте, просто не смотрят на кого либо, а стараются погрузиться либо в себя, либо занять себя чем-то вродечтения, или пустым разговором со спутником.

Взгляды людей, как это описывал Лоуэн, действительно бывают очень разными. Человек, обладающийчутким восприятием и взглядом, во многом это относится к женщинам, может очень многое почувствовать. Зрительная информация является на столько мощным каналом,что для некоторых даже не нужно никаких слов. Как писал в своей работе “Базисная эмпатия и коммуникативный отклик” Дж. Иган, “иногда единственноговзгляда, брошенного одним супругом другому, втянутому в нежелательную для него беседу, бывает достаточно, чтобы передать всю глубину понимания. Взглядговорит: "Я знаю, что ты чувствуешь себя пойманным, что ты не хочешь ранить чувства другого человека. Я чувствую, что внутри тебя происходит борьба.Я знаю, что тебе хотелось бы, чтобы я избавил тебя от этого, если я могу сделать это тактично”.

Интимныеграницы Эго, визуальные Эго защиты и взгляд нарушающий границы эго

Продолжая исследование визуального контакта, мне бы хотелось упомянуть о еще однойкоммуникативной структуре, которую я назвал интимные границы Эго. Их хорошо можно представить, если посмотреть на то состояние, когда нам смотрят прямо вглаза, но не просто в область глаз, а глубже, за интимные границы нашего Эго, которая находится чуть спереди глаз, а возможно соприкасается с ними. Можносказать, что такой взгляд направлен не на традиционные визуальные каналы коммуникации, предполагающие поверхностный взгляд, причем именно в областьглаз, в которых сосредотачивается или визуализируется Эго-репрезентация. А проникает за область интимных границ и соответственно за барьеры допустимого,корректного контакта, которые неосознанно устанавливаются собеседниками, вернее сказать их интимными границами. Именно эта не санкционируемая интимность илиблизость, вызывает неприятные ощущения. Также это неприятное ощущение можно объяснить тревогой, связанной с недостаточно сильными визуальными защитами Эго,которое позволяет постороннему взгляду проникать в область собственно психического. Силы Эго сделать адекватный коммуникативный отклик, в видетрансформации не санкционируемой интимности в допустимый контакт недостаточно и возникает фрустрация.

Часто это случается, если тревожащий взгляд неожиданный и исходит от незнакомогочеловека. В такой момент человек либо отводит взгляд, либо веки производят серию морганий, смысл которых сбить нежелательное визуальное воздействие ивосстановить зону интимных границ Эго, восстанавливая там защитный потенциал. Таким образом, после воздействия такого глубокого или тяжелого взгляда и сериизащитных реакций, человек восстанавливает визуальный контакт с объектом, и его взгляд уже обладает свойством управлять интенсивностью воздействия взглядадругого человека, если при этом его Эго настроено на адекватный контакт. Происходит как бы формализация визуального контакта посредством трансформациинесанкционированного взгляда человека в коммуникативные каналы, предполагающие контакт непосредственно в рамках интимных границ. В частности, это происходит вмомент реакции на тревожащий контакт, когда внутреннее идентифицирование информации, исходящей от визуализации объекта, после соответствующей переработкивозвращается ему обратно, в трансформированном виде. При этом содержание обратной визуализации (контрпереноса) показывает объекту, в каком качествепонимания и степени включенности в диалог вступает с ним объект его контакта. И в случае конгруэнтного отношения друг к другу напряжение снижается, идальнейший контакт принимает формализованную форму.

Параневрози невротические компоненты визуальной коммуникации

Так происходит если оба взаимодействующих человека имеют более менее здоровую, интегрированнуюсамость и эго-репрезентацию, а также личность, без каких либо явных нарциссических, параноидных и сильно невротических тенденций. Также важнабессознательная готовность к взаимно адекватному контакту. В противном случае, формализовать контакт не удастся из-за характерного внутриличностногоконфликта, обуславливающего соответствующую конфликтную форму коммуникации с окружающими людьми. Срабатывает нарциссическая компонента, при которойотсутствует объектный трансфер, характеризующийся отсутствием визуализации исходящей информации, и коммуникация просто не может существовать вобщепринятых границах. Таким образом, обратную визуализацию можно сравнить с сигнальной функцией аффекта,которая за счет эмоционального переживания, показывает психологическое отношение объекта к происходящему. Другими словами, в случае тревожногоэго-функционирования, визуальный контакт имеет невротическую заряженность, смещая внимание коммуникации с визуализации, исходящей от объекта, на проекциюсобственных нарциссических, параноидных и других невротических тенденций. Что в свою очередь, может являться деструктивным фактором коммуникации иобуславливать развитие так называемого параневроза, который заключается в неспособности Эго справиться с сильно невротическими тенденциями при визуальномконтакте с невротическим человеком. Что приводит к интроекции невротической компоненты и за счет обратной визуализации объект тревоги в переносеконтрпереноса сталкивается с собственным неврозом. Получается замкнутый круг, невроз которого вынуждает Эго к изоляции, поскольку взаимодействие стравмирующим (индуцирующим тревогу) Эго объекта, является невыносимым, коммуникация разрушается или начинает нести сильно выраженный взаимноневротический характер.

Здесь я бы хотел сказать несколько слов о причине, по которой в некоторых случаяхкоммуникация неминуемо несет сильно невротический характер, взвинчивая напряженность между людьми до параневроза. Дело в том, что, как я указывалвыше, нарциссические и другие невротические тенденции приводят невротика к тому, что он вынужден намеренно, нарушая непосредственное течение психическойкоммуникации, акцентировать собственное внимание на эмоциональных и визуальных реакциях человека, с которым находится в процессе общения. Эта тенденцияобусловлена невротической, но более параноидно-нарциссической необходимостью, отслеживать собственную самооценку и значимость в глазах другого человека, чтособственно он и подчеркивает из эмоциональных реакций объекта и проявляемого, таким образом, характерного личностногоотношения.  Возникает проблема доверия и искренности. С одной стороны, невротик из-за собственной тревоги не доверяетсобеседнику, а с другой стороны, он не способен на искреннее отношение к объекту, так как сам подвержен параноидно-нарциссическим тенденциям. О какойискренности и непосредственности чувств здесь может идти речь?!

Можно себе представить, что, в таком случае, визуализируется таким невротиком? Я бы сказал, что ничего невизуализируется, эту пустоту и ощущает собеседник. Соответственно вместо визуализации психических содержаний индуцируется тревога. Далее схема уже знакома. Такомучеловеку трудно признавать собственные чувства и даже если в глазах другого он видит позитивное отношение, это может быть также угрозой его нарциссическогосостояния. Так как, в таком случае, он также вынужден проявлять те же чувства, но озабоченность недоверием и искренностью, приводят к сомнениям, что объектпримет его таким, какой он есть, а это не отпускает его чувство тревоги и вынужденный аффективно-психический контроль за собеседником. Для такогоневротика безопасно нарциссическое Эго-функционирование объекта, при котором объект, либо просто не обращает на него внимание, из-за поглощенностисобственным  величием, значимостью или занятостью, или просто контактирует с ним формально не вовлекаясь в личныеотношения.

Ситуация, при которой контакт нарциссического невротика может быть безопасным, это истиннонепосредственное поведение собеседника. Который имеет достаточно сильное, интегрированное Эго и я-репрезентацию, которая визуализируется во времяконтакта невротику и удостоверяет его в том, что он принимается таким, какой он есть. В этом случае серьезную поддержку самооценке невротика оказывает факторпозитивного переноса, как часть стереотипной коммуникации, который составляет поглощенность этим внутренним представлением, с которым и коммуницируетчеловек. Наверно, это качество коммуникации является одним из самых здоровых, вследствие свободного течения когнитивной, интеллектуальной и эмоциональнойпсихической атмосферы.

Формальная визуальная коммуникация и статусное эго-функционирование

Возвращаясь к типологии зрительной коммуникации, можно выделить еще один взгляд, которыйхарактеризуется такой же напористостью, как и взгляд, нарушающий границы Эго. Я имею в виду взгляд достаточносильных личностей, Эго которых содержит выраженное ядро чувства величия и превосходства. Такой взгляд присущ многим лидерам, руководителям крупныхпредприятий, ведомств и других организаций, которым приходится работать с большим количеством сотрудников, подчиненных. Не осознавая того, их взгляд подинамическим свойствам, не содержа невротических качеств, оказывается столь сильным, что может подавлять Эго своих сотрудников и вообще людей ниже своегосоциального уровня.

С точки зрения динамики воздействия, присущее этому взгляду давление происходит не из-за того,что такой взгляд нарушает границы Эго, а он как бы заставляет интимные границы Эго объекта, уступать и подчиняться собственным законам, устанавливаемойкоммуникации. Другими словами, это не формализованная коммуникация, присущая традиционно широкому слою людей для социального межличностного общения, аскорее, это статусное Эго-функционирование, навязывающее объекту свои стереотипы коммуникации. К ним можно отнести и направленность взгляда – прямона интимные границы Эго, и порой отсутствие во время контакта глаз визуализации, как признака психической близости. А также сюда  можно отнести и динамику затяжной задержкивзгляда на глазах объекта и т.д.  В каком-то смысле, в работе “Масса и первобытная орда” Фрейд тоже заметил подавляющее свойство инепереносимость властного взгляда – “Эта таинственная сила -- в публике ее еще часто называют животным магнетизмом -- должна быть той самой силой, котораяявлялась для первобытных народов источником табу, т. е. силой, исходящей от королей и от начальников, благодаря которой к ним опасно приближаться (Mana).Гипнотизер хочет обладать этойсилой; как же он выявляет ее? Требуя от человека, чтобы тот смотрел ему в глаза; в типичном случае он гипнотизируетсвоим взглядом. Но именно взгляд вождя опасен и невыносим для первобытных, как впоследствии взгляд божества для смертных”.

Неформальнаявизуальная коммуникация

Мы видим другую картину, когда взгляд собеседника направлен на нас поверхностно, а вернеесказать он скользит по коммуникативным каналам, выстраиваемым нашей визуализируемой Эго-репрезентацией. При этом взгляд не проникает глубоко впсихическое, хотя и направлен в область глаз, он коммуницирует с теми визуализированными объектами и репрезентациями, которые доступны для контакта.Такая социализированная, конформная, неформальная коммуникация обеспечивает максимальный комфорт собеседников и расположение их друг к другу. Можносказать, что при таком контакте мнение одного человека, складываемое о другом, во многом соответствует мнению другого о самом себе. Во всяком случае, с точкизрения его психоэнергетического потенциала.

Таким образом, мы можем выделить два вида взгляда. Первый, можно обозначить как нарушающийграницы, предполагающий параноидные, нарциссические и другие невротические компоненты, направленные на нарушение интимных психических границ объекта. А второй, как неформальный илисогласующийся с нашими коммуникативными структурами, границами и устанавливаемыми Эго “правилами” психической коммуникации. Мне кажется, это дваважных динамических критерия, по которым мы можем уже говорить о характере коммуникации объекта, вступающего с нами в контакт. По большому счету, этадуальность, дает нам возможность, несколько примитивным образом, связывать эти два типа коммуникации, как позитивный и негативный, нормальный и невротический.Одному будет свойственна агрессия, зависть, соперничество, доминирование, ревность, желание проверить на прочность, возможно, причинить вред, разрушаяили нарушая психическую автономность и стабильность объекта. А второму будут соответствовать такие чувства, как эмпатия, доверие, уважение, понимание исогласие, сотрудничество и т.п. В этой классификации статусное Эго-функционирование является исключением, как достаточно редкое явление. Вкакой-то степени эти динамические характеристики мне кажутся важным ключом в подходе к изучению коммуникации и ее невербальных составляющих. Все остальное,а именно, характерологические взгляды, к примеру, страстный, покорный, враждебный, виноватый, самоуверенный и т.п., отражают лишь качества акцентуированности тогочувства, которое испытывает в данный момент человек. И соответственно, сколько чувств, столько много будет и типов взглядов, содержащих характерныевизуализации этих чувств.

Описательныевиды взгляда

Если рассматривать типологию взгляда исключительно с описательных точек зрения, то,также, можно выделить три особенности. Первое - это взгляд прямо в глаза, второе – подвижный, к примеру, от одного глаза к другому или от глаз к другимобъектам, а третья - бесконтактный, фокусирующийся не на глазах, а, к примеру, на переносице или на другой части лица, или другом объекте. Причем взависимости от культуры эта часть может быть подбородком или шеей, как это принято в Японии и Китае;или выше глаз в области лба или выше головы, как это принято в армии США. Взгляд прямо в глаза, это наиболее распространенная форма коммуникации вЕвропейской культуре, но длительное удержание взгляда на глазах без активной взаимной визуализации вызывает визуально-контактное напряжение, которое влечетфрустрацию Эго. Фрустрация происходит от того, что с одной стороны, Эго не получает Либидную энергию объекта и при этом растрачивает собственную. А сдругой стороны, отсутствие визуализации не передает психическое содержание информации, за счет которой коммуникация становится контактно неполноценной и впсихическом смысле разрушается необходимость в подобном объекте. Подвижный взгляд свойственен людям со слабым Эго, репрезентация которого не позволяеткоммуникативной структуре настраиваться на визуализированное Эго-функционирование и факт подвижности свидетельствует о характерной защитнойреакции Эго, от нарциссически-параноидных тенденций.

Бесконтактный взгляд имеет ту же природу, что и подвижный, и отличается или обусловленностью культуры, или требованиемдисциплинарного пространства, или характерной защитной формой Эго-функционирования во время коммуникации. 

Понятие доминирующая идея

Изучая внутрисистемные процессы, лежащие в основе коммуникации мне хочется выделить еще однуструктуру, которая является неотъемлемой частью любой коммуникации и соответственно влияющей на ее динамический и психический характер. Я имею ввиду доминирующую идею, на мой взгляд, имеющую непосредственное причастие к объектным отношениям и коммуникативным аспектам Эго-функционирования.

Доминирующая идея является составной частью любого контакта и участвует во взаимодействии Эго совсеми окружающими объектами. Роль доминирующей идеи, как составной части коммуникативной системы Эго я вижу в том, что любые объектные отношенияподразумевают не просто наличие отношений, а какую-то специфику и характер этих отношений. Доминирующая идея наделяет объектные отношения характерным смыслом,влияя на динамику и специфику коммуникации. Также верно будет отметить, что доминирующая идея в своем роде является необходимым звеном коммуникативнойструктуры Эго, как и Супер-эго, к примеру, является неотъемлемой инстанцией структуры психики в целом. Доминирующая идея не только влияет на характер объектныхотношений, она как структура является хранилищем информации об объекте, но не в целом, а только в смысле его значимости для Эго. Из чего можно заключить, чтодоминирующая идея является связующим звеном в качестве отношения Эго с объектами.

Отличие доминирующей идеи от мотива

Мои коллеги неоднократно указывали на то, что доминирующая идея в своем роде ничем неотличается отконцепции мотива, так как, в любом проявлении психической деятельности есть мотив и он и есть эта доминирующая идея, которая наделяет психические актыкоммуникации характерным значением для Эго. В какой-то степени мотив и доминирующая идея, действительно похожие понятия, но между ними есть оченьчеткая грань. Мотивация лежит в основе деятельности, поведении, принятии решений, в контексте желаний и может быть даже во влечениях, но мотивация неявляется частью объектных отношений, она является только побудителем к деятельности. К примеру, у человека есть желание поговорить с другим, цельданной мотивации сообщить другому определенную информацию. Мотивация регулирует психическую деятельность, направляя активность человека на удовлетворениепотребности в контакте. Но вот характер этого контакта уже относится к доминирующей идеи, которая соотносит мотивацию с объектными отношениями и Эго-функционированием,что выражается в определенном характере коммуникации. Таким образом, когда человек принимает решение вступить в контакт и передать информацию, это мыотносим к мотиву, а вот, как эта информация будет передаваться, и какой характер коммуникации мы получим в итоге (тон, манера, настроение и, тем более,что именно будет передано), это зависит от доминирующей идеи. Соответственно, если этот контакт кроме мотивации передать информацию ничего больше под собойне подразумевает, то и доминирующая идея будет согласовываться с основной мотивацией. А может быть и другая картина, когда на осознаваемом уровне можетбыть просто мотивация, а бессознательная доминирующая идея заключается совсем в других влечениях, идущих от Ид или прошлых объектных отношений, чтосоответственно скажется на характере коммуникации, будет ли контакт формальным или иметь более сложные отношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5