рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психическая коммуникация рефераты

Лион Ватсон говорит об этом в своей книге "Течение жизни: биология сознания", вкоторой он описывает так называемый “принцип сотой обезьяны”. Ватсон обнаружил, что после того, как стая обезьян приняла новое поведение, неожиданнодругие обезьяны с других островов, не имеющие никаких "обычных" средств коммуникации с той стаей, тоже принимали это поведение.

Физик Джек Сарфатти в "Психоэнергетических системах" предполагает, чтосверхсветовая взаимосвязь может существовать на высшем плане реальности. Он предполагает, что на плане реальности, превосходящем наш план, вещи болеевзаимосвязаны, а события находятся в более полном соответствии, и что вещи того плана взаимосвязаны с еще более высоким планом. Таким образом, достигая болеевысоких планов, мы сможем понять действие одновременной взаимосвязи.

Невербальнаякоммуникация и коммуникативный стереотип

Можно задать вопрос, а какое отношение все эти теории имеют к теории и практикепсихоанализа, ведь мы работаем не с какими-то там полями и субатомными частицами, а с конкретным пациентом и его бессознательным? Хотя, если предполагатьдействительность существования этих полей и описываемых явлений, то такой вопрос просто не уместен, человек является частью окружающей среды, асоответственно надо учитывать ее законы и особенности.  Но, тем не менее, все-таки для многихсуществование этих законов все еще является малоизученной и отдаленной от научной и практической реальности областью, поэтому я постараюсь строить своирассуждения в более менее понятных нам терминах. Отвечая на заданный вопрос, я коснусь нескольких феноменов, которые, на мой взгляд, напрямую имеют отношение,как к теории коммуникации, так и вышеизложенным тезисам. Я имею в виду невербальную коммуникацию. 

Под невербальной коммуникацией понимается взаимодействие, основанное на обменебессловесными коммуникативными актами, такими как: жесты, мимика, позы и другие поведенческие проявления, которые передают информацию об объекте. Оневербальном общении, основанном на обмене жестами, позами и мимикой известно достаточно много. Это одно из направлений исследования вопросов общения врамках социальной и общей психологии. А о том, что относится к без знаковым источникам информации об объекте, известно достаточно мало. Психоанализрассматривает специфические отношения, возникающие посредством контакта пациент-аналитик, определяя эту область контакта как трансфер. При этом подходк его изучению основывается с традиционных коммуникативных точек зрения. А именно на исследовании, в основном, вербальной коммуникации, предполагающейвозникновение у пациента и аналитика определенных чувств, идей и т.п. в отношении друг друга. Невербальные источники информации принимаются во вниманиедостаточно мало, тем более не учитывается потенциал психический коммуникации. Так феномены сверхсинзитивности, часто встречающиеся  при работе с психотическими пациентами, когда пациент, не обладаяобъективными источниками информации и данными, очень точно определяет события, к примеру, относящиеся к жизни терапевта, оставляют аналитиков в легкомнедоумении. Об этом неоднократно говорила на своих лекциях по работе с психотическими пациентами Лукина Ирина Сергеевна. Ответов на вопрос, какподобный пациент получает недоступную ему информацию об аналитике не находится. А теория трансфера оказывается для этого недостаточной.

Таким образом, точно также, как психоанализ игнорирует исследование механизмов, к примеру,сверхсинзитивности и создание  объяснительных моделей этого и других подобных феноменов, так ипсихоаналитики не учитывают, что психический аппарат работает по одним и тем же законам природы. А, следовательно, если говорить о способностях пациентакоммуницировать с терапевтом на гораздо более тонком уровне, то и аналитик, обладает теми же возможностями. Если предположить, что пациент способениспользовать какие-то неизвестные нам информационные каналы для интерпретации реальности, то, скорее всего, эти каналы имеют двухстороннюю проводимость.Другими словами, информационный поток идет от одного объекта к другому и обратно. Только в данном случае, пациент имеет способность различать этитончайшие связующие нити, а аналитик, либо не может, либо, что, скорее всего, в силу коммуникативного стереотипа, т.е. обусловленности традиционнымианалитическими концепциями и техниками, и вытекающими из этого особенностями направления собственного коммуникативного внимания, не способен расширить своевосприятие до более широкого уровня и понимания коммуникативной среды. Эти рассуждения очень просто подвергнуть критики, поскольку если отталкиваться отаналитической техники, в принципе, аналитику совсем и не обязательно рассматривать какие-то тонкие коммуникации, не поддающиеся когнитивному восприятию.

Визуальныеканалы коммуникации

Как бы там ни было на самом деле, действительно, размышлять на эту тему очень трудно. И, темне менее, есть в невербальном общении коммуникативные феномены, которые мы можем “потрогать руками”. Я говорю о зрительном контакте, как внешнемпроявлении внутренней работы психического аппарата. Вы спросите, а при чем здесь функция зрительного аппарата, зрение служит для того, чтобы визуальновоспринимать сенсорные сигналы и не более?! Это на самом деле так, но если присмотреться к функции зренияна примере контакта глаза в глаза, мы увидим картину, в которой окажется не только восприятие окружающего, а целый внутренний мир, центром которогоявляется коммуникация.

Достаточно часто при непосредственном контакте c глазами другого человека наблюдается специфическоеощущение, которое формирует определенное чувственное впечатление о переживаниях объекта. Если на этом месте у кого-то и возникают возражения, то, это оттого,что некоторые просто не замечают этого специфического ощущения. Оно воспринимается на неосознаваемом уровне, т.е. сам процесс контакта глаза вглаза обусловлен рядом специфических состояний, которые зачастую скрывают эти ощущения, выдвигая на передний план другие осознаваемые элементы коммуникации.Но, в тех случаях, когда внимание сосредоточено непосредственно на контакте глаза в глаза и восприятии этого специфического ощущения, исходящегонепосредственно из глаз, становится понятно, что в этот момент мы имеем дело не просто с внешним объектом в виде глаз. А мы сталкиваемся непосредственно спсихическим миром другого человека. И это не случайно. Ведь глаза, это уникальный орган. Орган, который наделен способностью, не только восприниматьсигналы от окружающей среды, но и он сам способен влиять на окружающее, хотя бы самым примитивным образом, за счет изменения диаметра зрачка и радужнойоболочки глаза, фокусировки и выражении взгляда. Но, как мы увидим дальше, глаза, это орган, при помощи которого наша психика обладает целой системойвзаимного обмена психической энергией, предполагающей как прием, так и ее передачу. Прежде чем привести примеры визуальной коммуникации я бы хотелуточнить, что, психическая энергия и психическая информация могут пониматься, как синонимичные термины.

Вот, что о феномене визуальной коммуникации пишет Александр Лоуэн, работающий втелесно-ориентированной технике психотерапии, “В действительности глаза выполняют двойную функцию;они являются органом зрения и контакта. Когда глаза двух человек встречаются, появляется ощущение физического контакта между ними. Его ощущение зависит отвзгляда. Он может быть таким тяжелым и сильным, будто пощечина, или таким мягким, что ощущается как проявление нежности... Контакт глазами является однойиз самых сильных и наиболее интимной формой отношений между двумя людьми. Он включает передачу чувств на более глубоком уровне, чем словесный, потому чтоконтакт глазами – это форма прикосновения”. Также, Лоуэн дает примеры того, какие бывают взгляды, и какие ощущения они вызывают, “Так как выразительныйаспект глаз нельзя отделить от лица в целом, то выражение во многом определяется тем, что происходит в самих глазах. Чтобы прочитать это выражение,нужно мягко посмотреть в глаза человека, не уставиться или пронизывать глазами, а позволить выражению выйти наружу. Когда это случается, то человек получаетвпечатление ощущения. Один человек чувствует другого. Я редко сомневаюсь в своем впечатлении, потому что я доверяю своим чувствам. Среди чувств, которые явидел выраженными в человеческих глазах, были такие как:

  • Умоляющее      – “Пожалуйста, люби меня”
  • Сильно желающее – “Я хочу любить тебя”
  • Настороженное   - “Что ты собираешься делать?”
  • Недоверчивое    - “Я не могу открыться тебе”
  • Эротическое     - “Я возбуждаюсь от тебя”
  • Полное ненависти – “Я ненавижу тебя”
  • Смущенное      - “Я не понимаю тебя”  

К сожалению, Лоуэн не дает ответ, пожалуй, на самый важный вопрос, а за счет чего возникаетспецифическое ощущение прикосновения при контакте глаз? Вот, что он пишет по этому поводу, - “Физиологическийпроцесс, определяющий выражение глаз, неизвестен. Мы знаем, конечно, что зрачки расширяются, когда человеку больно или страшно, и сужаются при удовольствии.Сужение зрачков увеличивает фокус. Расширение зрачков увеличивает поле периферического зрения, и это уменьшает остроту фокуса. Эти реакции совершаютсяпосредством нервной системы, но они не объясняют тонкое явление, описанное выше”.

На мой взгляд, это выглядит достаточно странно, Лоуэн, оказался очень внимательным ичувствительным к тому, чтобы приглядеться и почувствовать характерные энергетические ощущения при контакте глаз, но при этом не смог дать подходящегоэтому явлению объяснения. Мои наблюдения на этот счет также говорят о том, что человеческий взгляд обладает специфическими свойствами, которые дают намвозможность фактически потрогать то, что происходит во внутреннем мире другого человека или, по крайней мере, то, что вкладывается психикой во взгляд в данныймомент. Это во многом зависит от того, на каком уровне осознания происходит этот процесс. Поэтому, и Лоуэн это тоже отмечает, ощущение соприкосновенияможет возникать как у одного человека, так и у обоих сразу. Скорее всего, это ощущение зависит, во-первых, какой это взгляд, а во-вторых, в какой степениосознания осуществляется визуальный контакт.

Если сознательно концентрировать свое внимание на этом процессе, то ощущение будетвоспринято и осознано в большинстве случаях. Так как глаза, помимо чисто зрительных функций, выполняют еще и функцию психического проектора, при этом ониспособны принимать и передавать психическое содержание или энергию, которую следует понимать как Либидо в том смысле, который я добавил ему к концепцииФрейда. Можно долго спорить на этот счет правомерно ли утверждение подобного рода или нет, но у нас есть факт, ощущение прикосновения возникает именно приконтакте глаз и оно не просто снабжает нас информацией о переживаниях объекта, оно в буквальном смысле дает нам феномен соприкосновения с душой (психикой)другого человека. И это ощущение достаточно сильное, возникающее как очень яркое переживание, где-то в глубине души, и оно действительно, заряжает насопределенными ощущениями, которые мы испытываем наряду с другими, возникающими в интерорецепторной системе. Таким образом, мы попадаем в западню объяснительныхмоделей.

Трансфери визуальные каналы коммуникации

Как у аналитиков, у нас возникает вопрос, а может быть эти чувства являются обычнойреакцией контрпереноса? Такое мнение абсолютно правомерно, более того, я думаю, что описываемыепроцессы именно с этих позиций и надо рассматривать. Поскольку ощущения при контакте глаз отражает, определяемое психоанализом индуцирование внутреннихпереживаний и чувств, являющихся частью трансфера. Но, в чем я достаточно убежден, что в данном случае, говоря об индуцированных чувствах и идейныхсодержаний объектных отношений, следует учитывать психическую коммуникацию и тонкие связи ее образующую.

Здесь мне хочется привести небольшую иллюстрацию визуального контакта, с которым человексталкивается на каждом шагу. Это типичные ситуации, которые происходили с каждым из нас, и которые можно было наблюдать со стороны. Представьте себевстречу друзей, которые не виделись некоторое время и вот настал момент, когда они начинают делиться накопившимися у них впечатлениями. С одной стороны, ихобщение наполнено экспрессией и эмпатией, аффектами  радости и восторга. Хотя, это не самое важное. Важно то, что они,как правило, смотрят друг другу в глаза и “взахлеб” рассказывают (глазами), что происходило с ними в течение некоторого времени. Это пересказываниевпечатлений, построено на регрессии и возращении из предсознательного, зрительных образов, которые отражают суть полученных впечатлений. Главное, чтоя хотел бы здесь отметить, что эти образы не просто пересказываются, они еще и визуализируются. При чем, это не просто индуцирование чувств и восприятиеаффективных переживаний собеседника. Помимо, безусловно, присутствующего переноса и контрпереноса, в этих трансферных процессах задействованавизуализация. Пересказывающий человек, как бы просматривает свои переживания в реальном времени, хотя сам этого может не осознавать. Это примерно так же, каквидеть сон с событиями из своего прошлого. Так вот, перепросмотр или представление зрительных воспоминаний, посредством проекции и есть визуализация,которая передает собеседнику содержания визуализируемых впечатлений, являющихся составной частью коммуникативного Либидо и психического в целом.

Когда мы находимся в состоянии визуализации, а это состояние при активном и гармоничномконтакте, как правило, переживается взаимно, мы действительно не замечаем, что происходит вокруг, мы можем не помнить слов, которые нам говорили, но у насвозникают отчетливые образы или ощущения того, что нам сейчас только что сообщалось. Сужение поля восприятия, случается, возможно, вследствие того, чтоглавный источник передачи информации и впечатлений, в данном случае, находится на уровне психического отношения и в качестве инструмента для проекциииспользуется визуальная система, а значит визуальный канал коммуникации. После такого рассказа, в буквальном смысле, возникает ощущение, что ты видел этосвоими глазами.

Хотя, то же самое, можно сказать про перенос, хочу еще раз отметить, что визуализация лишьотражает характерную особенность трансфера, смещая акцент коммуникации на визуальные каналы передачи информации. И в данном случае, мы не говорим о том, что человек переносит на нас чувства из своих прошлых объектных отношений, делая их частью нас самих. Длятого, чтобы разобраться в этом вопросе надо провести дифференциацию коммуникации на виды отношений. Формальные это отношения или нет. Хотя, на мойвзгляд, визуализация присутствует в большинстве случаях коммуникаций, хотя бы потому, что, как известно 70-80%всех людей используют визуальную систему обработки информации (теория НЛП). И в таком случае визуальные каналы коммуникации у них всегда активны. А в случаях,когда мы имеем формальные отношения, предполагающее статусное эго-функционирование, скорее всего, на первом месте будет стоять перенос именнов классическом психоаналитическом контексте, т.е. перенос прошлых объектных отношений (родительские и прочие фигуры, собственно отношения). Таким образом,подводя некий итог данным рассуждениям, можно сделать вывод, что трансфер, это не просто специфический процесс, отражающий бессознательное перенесение надругого чувств, связанных с прошлыми объектными отношениями. А это еще и процесс, включающий взаимодействие психических структур людей, участвующих вкоммуникации.

Феноменывизуальной коммуникации

Говоря о визуализации и специфики визуальной коммуникации можно отметить, что в таких состоянияхочень часто нам становится понятен смысл и определенные детали важных обстоятельств сообщений еще до того, как нам успели об этом рассказать. И мыговорим, - “да, да, я все понял”, а другой может удивиться, - “как, ведь я тебе не дорассказал самого главного”!?Еще более впечатляют случаи, когда собеседник вообще оговорился и сказал не то, что вкладывал в свое сообщение. Но, при этом, несмотря на его фактическую речь,смысл понятого становился именно таким, каким и мыслился (визуализировался) собеседником.  На мой взгляд, это тожепоказывает механизм проекции визуализированного либидо. Хотя возможно кого-то устроит объяснение этого феномена, как просто возникновение определенногоповеденческого или коммуникативного паттерна и соответственно, выработанной на этот паттерн реакции отреагирования с подключением воображения и представления,а также собственных переживаний из прошлого опыта. И это было бы действительно только так, если бы мы не знали о том, что между нашей психикой и окружающиммиром есть связь, которая делает человека частью природы. А также о существовании множественных явлений и феноменов, наблюдаемых многочисленнымипримерами сверхчеловеческих способностей, которые присущи людям со сверхъестественными способностями.

Я вспомнил, о наблюдении за другими людьми, когда они находятся в состоянии активногопереживания воспоминаний зрительных образов, содержащих визуальные впечатления о прошлых событиях. Вы не обращали внимания, что происходит с человеком в этотмомент? А выглядит это следующим образом - человек устремляет свой взгляд перед собой, или немного вверх, как правило,влево или вправо. Согласно теоретикам НЛП, это свидетельствует об активной работе визуальной системы, а говоря иначе, об активной визуализации. Так вот, вданный момент человек, как бы полностью отключается от внешнего мира, его внимание настолько погружено в эти зрительные образы, что он как будто на времяотключается от реальности. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что достаточно часто ловишь себя на мысли, что бессознательно, как бы подключаешьсяк этим впечатлениям, посредством наблюдения за человеком, находящимся в состоянии визуализации. В этот момент мы не смотрим на человека с точки зренияформальной оценки, т.е. одежды, какого он типа, статуса, симпатичный или нет, а в такие моменты, мы сами того не осознавая, оказываемся в состояниибессознательного подключения к его визуализации. Бывает, погрузишься в такое состояние, а потом неожиданно, что-то, как будто тебя тревожит, и ты смотришь,а там находится объект этой тревоги, который в данный момент смотрит не просто на тебя, а именно в область твоих глаз. Это достаточно частое наблюдение, скоторым сталкиваешься на каждом шагу и нет ни одного человека, который бы не испытывал подобную тревогу и бессознательное подключение к визуализации другихлюдей.

Находясь среди людей, очень часто становишься свидетелем проявления этой скрытой агрессии,направленной на разрушение удовольствия, исходящего из регрессии, которое человек находит в своем прошлом, а может и в настоящем. На самом деле,визуализация не означает непременное воспоминание приятных моментов из жизни, но агрессия, как правило, вызывается завистью к этому блаженному состоянию, котороеиспытывает визуализирующий. А именно, это состояние блаженного отключения от окружающей реальности, которая характеризуется тревожащей пустотой из-заотносительного отсутствия либидного катексиса (коммуникации) и испытывает визуализирующий человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5